Судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Красиковой О.Е, судей Бутырина А.В, ФИО3, при секретаре ФИО4, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 3а-50/2023 по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Межмуниципальное предприятие коммунального комплекса "адрес"" об оспаривании постановления Государственного комитета по ценовой политике Республики Саха (Якутия) от 22 ноября 2022 года N 270 "О корректировке тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям Республики Саха (Якутия), установленные ранее на 2019-2023 годы, на 2023 год" с апелляционной жалобой административного истца общества с ограниченной ответственностью "Межмуниципальное предприятие коммунального комплекса "адрес"" на решение Верховного Суда Республики Саха (Якутия) суда от 07 сентября 2023 года.
Заслушав доклад судьи ФИО3, возражения представителя Государственного комитета по ценовой политике Республики Саха (Якутия) ФИО5, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Мищенко Е.Ю, судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
общество с ограниченной ответственностью "Межмуниципальное предприятие коммунального комплекса "адрес"" (далее - Общество) обратилось в Верховный Суд Республики Саха (Якутия) с административным исковым заявлением об оспаривании постановления Государственного комитета по ценовой политике Республики Саха (Якутия) (далее - Комитет, орган регулирования) от 22 ноября 2022 года N 270 "О корректировке тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям Республики Саха (Якутия), установленные ранее на 2019-2023 годы, на 2023 год" (далее Постановление N 270).
В обоснование административного иска указано, что 26 апреля 2022 года Обществом направлена тарифная заявка о корректировке долгосрочных тарифов на тепловую энергию на 2023 год. Административный истец полагает, что тарифы скорректированы органом регулирования в нарушение требований действующего законодательства о ценообразовании в сфере теплоснабжения.
Комитетом при расчете тарифов необоснованно не включены в необходимую валовую выручку расходы Общества на закупку топлива "адрес" в размере 5272, 99 рублей, при заявленных 11477, 85 рублей; "адрес" 5081, 37 рублей, при заявленных 11277, 80 рублей.
В этой связи, Общество просит признать не действующим с даты принятия Постановление N 270, возложить обязанность на административного ответчика принять новый нормативный правовой акт, заменяющий признанный не действующим, взыскать расходы по уплате государственной пошлины.
Решением Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 07 сентября 2023 года в удовлетворении административных исковых требований отказано.
В апелляционной жалобе общество с ограниченной ответственностью "Межмуниципальное предприятие коммунального комплекса Нерюнгринского района", приводя в обоснование жалобы доводы, изложенные в административном исковом заявлении, просит состоявшийся судебный акт отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении административного иска.
Государственным комитетом по ценовой политике Республики Саха (Якутия) представлены письменные возражения, в которых выражено мнение о законности судебного акта и необоснованности доводов апелляционной жалобы.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте проведения судебного заседания извещены надлежащим образом.
На основании статей 150 и 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия сочла возможным рассмотреть административное дело с апелляционной жалобой при указанной явке.
По результатам рассмотрения дела, судебная коллегия по административным делам приходит к следующим выводам.
Государственное регулирование тарифов на тепловую энергию осуществляется Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон о теплоснабжении) и постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 года N 1075 "О ценообразовании в сфере теплоснабжения", которым в том числе утверждены Основы ценообразования в сфере теплоснабжения (далее - Основы ценообразования) и Правила регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, а также Методическими указаниями по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными приказом Федеральной службы по тарифам от 13 июня 2013 года N 760-э.
Согласно подпункту "а" пункта 18 статьи 2 Закона о теплоснабжении реализация тепловой энергии (мощности), теплоносителя, за исключением установленных названным законом случаев, при которых допускается установление цены реализации по соглашению сторон договора, в том числе установление по соглашению сторон договора цены на тепловую энергию (мощность) не выше предельного уровня цены на тепловую энергию (мощность), поставляемую потребителям единой теплоснабжающей организацией в ценовых зонах теплоснабжения, относится к регулируемому виду деятельности в сфере теплоснабжения, при ведении которой расчеты за товары, услуги в сфере теплоснабжения осуществляются по ценам (тарифам), подлежащим в соответствии с названным законом государственному регулированию.
Полномочиями на установление тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям, в соответствии с установленными федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения предельными (минимальным и (или) максимальным) уровнями указанных тарифов, а также тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями другим теплоснабжающим организациям, наделены органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения (пункт 1 части 2 статьи 5, пункт 1 части 3 статьи 7 и пункт 4 части 1 статьи 8 Закона о теплоснабжении).
В соответствии с пунктом 1.1 Положения о Государственном комитете по ценовой политике Республики Саха (Якутия), утвержденным постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 22 ноября 2007 года N 468, Государственный комитет по ценовой политике Республики Саха (Якутия) является органом, осуществляющим государственное регулирование цен и тарифов на территории Республики Саха (Якутия).
22 ноября 2022 года Государственным комитетом по ценовой политике Республики Саха (Якутия) принято постановление N 270 "О корректировке тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям Республики Саха (Якутия), установленные ранее на 2019-2023 годы, на 2023 год".
Данным постановлением, в целях корректировки одноставочных тарифов на 2023 год, в приложении к постановлению Правления Государственного комитета по ценовой политике Республики Саха (Якутия) от 12 декабря 2018 года N 140 "Об установлении тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую ООО "Межмуниципальное предприятие коммунального комплекса Нерюнгринского района" потребителям муниципального образования "Нерюнгринский район" на 2019-2023 годы" внесены изменения, которыми для потребителей "адрес" установлен тариф в размере 5132, 46 руб, "адрес" - в размере 5923, 99 руб.
Отказывая в удовлетворении заявления, суд первой инстанции исходил из того, что оспариваемый нормативный правовой акт принят уполномоченным органом в пределах его компетенции, не противоречит федеральному законодательству или другим нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу. Избранный Комитетом способ определения расходов на закупку Обществом топлива не противоречит действующему законодательству о ценообразовании в сфере теплоснабжения.
Судебная коллегия полагает ошибочными выводы суда первой инстанции относительно обоснованности расчета расходов на приобретение топлива, произведенного органом регулирования в соответствии с пунктом 31 Основ ценообразования.
Пунктом 33 Основ ценообразования предусмотрено, что расходы на топливо относятся к расходам, связанным с производством и реализацией продукции (услуг) по регулируемым видам деятельности.
В соответствии с пунктом 34 Основ ценообразования расходы регулируемой организации на топливо определяются как сумма произведений следующих величин по каждому источнику тепловой энергии: 1) удельный расход топлива на производство 1 Гкал тепловой энергии; 2) плановая (расчетная) цена на топливо, определяемая как сумма следующих расходов: плановая расчетная цена на топливо (без учета затрат на доставку (перевозку) и хранение), плановая (расчетная) стоимость доставки (перевозки), плановая (расчетная) стоимость хранения; 3) расчетный объем отпуска тепловой энергии, поставляемой с коллекторов источника тепловой энергии.
При этом плановая (расчетная) цена на топливо в силу пункта 37 Основ ценообразования определяется органом регулирования в соответствии с пунктом 28 Основ ценообразования, согласно подпунктам "а", "б", "в" которого используются источники информации о ценах (тарифах) и расходах, в следующем порядке: а) установленные на очередной период регулирования цены (тарифы) для соответствующей категории потребителей - если цены (тарифы) на соответствующие товары (услуги) подлежат государственному регулированию; б) цены, установленные в договорах, заключенных в результате проведения торгов; в) прогнозные показатели и основные параметры, определенные в прогнозе социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период, одобренном Правительством Российской Федерации (базовый вариант). На период до одобрения Правительством Российской Федерации прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период используются прогнозные показатели и основные параметры, определенные в базовом варианте одобренных Правительством Российской Федерации сценарных условий функционирования экономики Российской Федерации и основных параметров прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период, в том числе: прогноз индекса потребительских цен (в среднем за год к предыдущему году); цены на природный газ; предельные темпы роста тарифов и динамика цен (тарифов) на товары (услуги) субъектов естественных монополий и услуги жилищно-коммунального комплекса (в среднем за год к предыдущему году) для соответствующей категории потребителей; динамика цен (тарифов) на товары (услуги) (в среднем за год к предыдущему году).
Названные источники применяются последовательно, при этом отказ от определения планируемых цен в соответствии с одним источником информации подразумевает невозможность его использования и необходимость перехода к следующему источнику.
В случае невозможности использования всех источников информации о ценах, перечисленных в пункте 28 Основ ценообразования, применяется пункт 31 Основ ценообразования, согласно которому орган регулирования определяет плановые (расчетные) значения расходов исходя из норм и нормативов в соответствии с законодательством Российской Федерации о бухгалтерском и налоговом учете и законодательством Российской Федерации в сфере теплоснабжения, а в случае их отсутствия - исходя из экспертных оценок, основанных на отчетных данных, представляемых регулируемой организацией.
В связи с отсутствием государственного регулирования цен на уголь подпункт "а" пункта 28 Основ ценообразования в данном случае не применяется.
Поскольку при корректировке тарифов Обществом не представлены данные о ценах, установленных в договорах, заключенных в результате проведения торгов, а также иные документы, подтверждающие плановые затраты на закупку и доставку угля на 2023 год, у органа регулирования также отсутствовали основания для применения подпункта "б" пункта 28 Основ ценообразования в части использования установленной в договоре цены.
Вместе с тем административный ответчик нарушил последовательность применения источников информации о ценах, содержащуюся в пункте 28 Основ ценообразования, и произвел самостоятельный расчет только по правилам пункта 31 Основ ценообразования, при этом не учитывая подпункт "в" пункта 28 Основ ценообразования, согласно которому в порядке очередности подлежат использованию прогнозные показатели и основные параметры, определенные в прогнозе социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период, одобренном Правительством Российской Федерации (базовый вариант).
Так из экспертных заключений следует, что применяя положения пункта 31 Основ ценообразования орган регулирования, исходя из объемов закупки топлива в разрезе поставщиков угля, произвел расчет средней стоимости угля на основании представленных договоров на поставку угля за 2022 год, которая по "адрес" составила 6204, 85 рублей за 1 тонну, по "адрес" - 6196, 43 руб. за 1 тонну.
Таким образом, цена топлива определена для "адрес" и "адрес" с нарушением норм действующего законодательства, соответственно тариф на тепловую энергию органом регулирования определен в экономически необоснованном размере, чем нарушаются права конечных потребителей.
При таком положении, вывод суда первой инстанции о том, что оспариваемый нормативный правовой акт принят Комитетом с соблюдением норм законодательства, регулирующих определение и порядок расчета экономически обоснованных затрат и не нарушает права и законные интересы административного истца, является неверным.
Административный истец просил признать оспариваемое Постановление N 270 недействующим полностью.
Судебная коллегия не усматривает для этого оснований, поскольку оспариваемый нормативный правовой акт затрагивает права Общества лишь в части установления тарифов для потребителей "адрес" в размере 5132, 46 руб./Гкал. и "адрес" в размере 5923, 99 руб./Гкал.
С учетом указанных обстоятельств решение Верховного Суда Республики Саха (Якутия), на основании пункта 4 части 2 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, подлежит отмене, с вынесением нового решения о частичном удовлетворении административных исковых требований.
Определяя момент, с которого нормативный правовой акт должен быть признан недействующим, суд апелляционной инстанции принимает во внимание, что Постановление N 270 имеет ограниченный срок действия, следовательно, оспариваемый административным истцом нормативный правовой акт следует признать недействующим в части с момента его принятия.
В силу требований части 1 статьи 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административного ответчика в пользу административного истца подлежит взысканию оплаченная им при подаче в суд административного иска и апелляционной жалобы государственная пошлина в размере 7500 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 309 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 07 сентября 2023 года отменить, принять по делу новое решение, которым административные исковые требования общества с ограниченной ответственностью "Межмуниципальное предприятие коммунального комплекса Нерюнгринского района" к Государственному комитету по ценовой политике Республики Саха (Якутия) удовлетворить частично.
Признать недействующим со дня принятия постановление Государственного комитета по ценовой политике Республики Саха (Якутия) от 22 ноября 2022 года N 270 "О корректировке тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям Республики Саха (Якутия), установленные ранее 2019-2023 годы, на 2023 год" в части установления тарифов для потребителей "адрес" в размере 5132, 46 руб./Гкал. и "адрес" в размере 5923, 99 руб./Гкал.
В удовлетворении оставшейся части административных исковых требований обществу с ограниченной ответственностью "Межмуниципальное предприятие коммунального комплекса Нерюнгринского района" отказать.
Обязать Государственный комитет по ценовой политике Республики Саха (Якутия) принять новый нормативный правовой акт, заменяющий нормативный правовой акт, признанный недействующим в части.
Сообщение о принятии настоящего решения подлежит опубликованию на официальном интернет-портале нормативных правовых актов Республики Саха (Якутия) в течение одного месяца со дня вынесения апелляционного определения.
Взыскать с Государственного комитета по ценовой политике Республики Саха (Якутия) в пользу общества с ограниченной ответственностью "Межмуниципальное предприятие коммунального комплекса Нерюнгринского района" судебные расходы по уплате государственной пошлины в сумме 7500 рублей.
Апелляционное определение может быть обжаловано в кассационном порядке в течение шести месяцев со дня его вынесения в Девятый кассационный суд общей юрисдикции путем подачи кассационных жалобы, представления через Верховный Суд Республики Саха (Якутия).
Председательствующий
Судьи
Мотивированное апелляционное определение составлено 14 февраля 2024 года
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.