Судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Рахманкиной Е.П, судей Ульянкина Д.В, Циркуновой О.М, рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу административного истца Литвинова Александра Георгиевича на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Костромского областного суда от 5 июля 2023 года по административному делу N 2а-362/2023 по административному исковому заявлению Литвинова Александра Георгиевича к Департаменту по труду и социальной защите населения Костромской области о признании незаконным протокола заседания комиссии, Заслушав доклад судьи судебной коллегии по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции Рахманкиной Е.П,
УСТАНОВИЛА:
Литвинов А.Г. обратился в суд с административным иском об оспаривании протокола заседания комиссии департамента по труду и социальной защите населения Костромской области N от ДД.ММ.ГГГГ в части определения суммы предоставленной ему единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения (далее также ЕДВ) и возложении обязанности по устранению допущенного нарушения путем перерасчета ЕДВ исходя из норматива стоимости 1 кв.м общей площади жилого помещения и поправочного коэффициента. В обоснование требований указал, что проходил военную службу, уволен в запас по состоянию здоровья, имеет выслугу лет в календарном исчислении 20 лет 01 месяц, в льготном исчислении - 35 лет 08 месяцев. Постановлением администрации г. Курска от ДД.ММ.ГГГГ N он был включен в список граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и поставлен на соответствующий учет по категории - уволенные и увольняемые из Вооруженных Сил, снят с учета постановлением администрации г. Курска от ДД.ММ.ГГГГ N в связи с выездом на другое постоянное место жительства. Постановлением Администрации г. Костромы от ДД.ММ.ГГГГ N он принят на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, в составе семьи из 2 человек, категория - граждане, уволенные из рядов Вооруженных Сил РФ. ДД.ММ.ГГГГ комиссией департамента по труду и социальной защиты населения Костромской области по предоставлению меры социальной поддержки по обеспечению жильем принято решение о предоставлении ему ЕДВ в размере сумма, исходя из нормы площади жилого помещения 42 кв.м. на семью из 2-х человек и средней рыночной стоимости одного квадратного метра "данные изъяты". Считает, что размер ЕДВ определен неправильно, так как не применен поправочный коэффициент, предусмотренный пунктом 16 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих".
Решением Свердловского районного суда города Костромы от 15 февраля 2023 года административные исковые требования Литвинова А.Г. удовлетворены.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Костромского областного суда от 5 июля 2023 года решение Свердловского районного суда города Костромы от 15 февраля 2023 года отменено, по делу принято новое решение, которым отказано в удовлетворении заявленных требований.
В кассационной жалобе, поступившей в суд первой инстанции 9 января 2024 года, заявитель ставит вопрос об отмене апелляционного определения и оставлении без изменения решения суда первой инстанции по мотиву неправильного применения судебной коллегией норм материального и процессуального права, несоответствия выводов судебной коллегии обстоятельствам дела.
Департаментом по труду и социальной защите населения Костромской области относительно доводов кассационной жалобы поданы возражения.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания были извещены надлежащим образом.
Судебная коллегия в силу части 2 статьи 326 КАС РФ, полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Проверив материалы дела, оценив имеющиеся в деле доказательства, обсудив доводы кассационной жалобы, возражений, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно ч.2 ст. 328 КАС РФ, основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в части 1 статьи 310 настоящего Кодекса.
Таких нарушений судом апелляционной инстанции допущено не было.
Как установлено судами и следует из материалов дела, Литвинов А.Г. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проходил военную службу в Вооруженных Силах РФ, приказом командира в/ч N от ДД.ММ.ГГГГ N уволен в связи с признанием военно-врачебной комиссией ограниченно годным к военной службе по состоянию здоровья, выслуга лет в ВС РФ в календарном исчислении - 20 лет 1 месяц.
С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Литвинов А.Г. состоял на учете лиц, уволенных с военной службы и нуждающихся в улучшении жилищных условий, в администрации г. Курска, снят с учета в связи выездом на другое место жительства.
Постановлением главы Администрации г. Костромы от ДД.ММ.ГГГГ N Литвинов А.Г, состав семьи 2 чел, принят на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, категория - граждане, уволенные в запас или отставку из рядов Вооруженных Сил Российской Федерации.
Вступившим в законную силу решением Свердловского районного суда г. Костромы от 17 октября 2019 года на Департамент по труду и социальной защите населения Костромской области возложена обязанность включить Литвинова А.Г. в сводный список граждан, обеспечиваемых жилыми помещениями в соответствии с Федеральным законом от 08 декабря 2010 года N 342-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О статусе военнослужащих" и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан".
ДД.ММ.ГГГГ комиссией департамента по труду и социальной защите населения Костромской области по предоставлению меры социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий граждан принято решение о предоставлении Литвинову А.Г. единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения в размере сумма.
Разрешая административный спор, суд первой инстанции, руководствуясь положениями статей 218, 226 КАС РФ, пунктов 1, 13, 16 статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", Постановления Правительства Российской Федерации от 3 февраля 2014 года N 76 "Об утверждении Правил расчета субсидии для приобретения или строительства жилого помещения (жилых помещений), предоставляемой военнослужащим - гражданам Российской Федерации и иным лицам в соответствии с Федеральным законом "О статусе военнослужащих", пришел к выводу об удовлетворении заявленных требований, посчитав оспариваемое решение департамента по труду и социальной защите населения Костромской области не соответствующим требованиям закона и нарушающим права Литвинова А.Г.
При этом суд исходил из того, что размер полагающейся Литвинову А.Г. денежной выплаты должен определяться в соответствии с пунктом 16 статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" исходя из норматива общей площади жилого помещения, определенного в соответствии с пунктом 4 статьи 15.1 названного Федерального закона, норматива стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения по Российской Федерации, определяемого уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, и поправочного коэффициента с учетом общей продолжительности военной службы, установленного утвержденными Постановлением Правительства РФ от 03 февраля 2014 года N 76 Правилами расчета субсидии для приобретения или строительства жилого помещения (жилых помещений), предоставляемой военнослужащим - гражданам Российской Федерации и иным лицам в соответствии с Федеральным законом "О статусе военнослужащих".
Отменяя решение суда первой инстанции и отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд апелляционной инстанции исходил из того, что административный истец не относится к категории лиц, в отношении которых согласно пункту 16 статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" применяется предусмотренный ею порядок при определении размера жилищной субсидии, которая предоставляется гражданам, указанным в абзацах третьем и двенадцатом пункта 1 статьи 15 названного Федерального закона, что подтверждается вступившим в законную силу решением Свердловского районного суда г. Костромы от 17 октября 2019 года.
Также судом апелляционной инстанции указано, что в соответствии с пунктом 2.1 статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", Литвинов А.Г. имеет право на получение единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения, а не жилищной субсидии, как ошибочно посчитал суд первой инстанции.
Расчет единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения и жилищной субсидии осуществляется на основании разных норм, и применение поправочных коэффициентов при расчете единовременной денежной выплаты, в отличие от жилищной субсидии, законом не предусмотрено.
Судом первой инстанции при разрешении административного спора о размере единовременной денежной выплаты был применен порядок расчета жилищной субсидии, который к спорным правоотношениям не подлежал применению.
Выводы суда апелляционной инстанции судебная коллегия находит обоснованными и состоятельными, основанными на правильном толковании норм материального права, которые подтверждаются всей совокупностью собранных и исследованных в ходе рассмотрения дела доказательств. Суд правильно применил нормы материального и процессуального права.
В соответствии с п. 16 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", при предоставлении гражданам, указанным в абзацах третьем и двенадцатом пункта 1 настоящей статьи, жилищной субсидии ее размер определяется исходя из норматива общей площади жилого помещения, определенного в соответствии с пунктом 4 статьи 15.1 настоящего Федерального закона, норматива стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения по Российской Федерации, определяемого уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, и поправочных коэффициентов с учетом общей продолжительности военной службы, устанавливаемых Правительством Российской Федерации.
Порядок расчета жилищной субсидии утверждается Правительством Российской Федерации.
Во исполнение предписаний закона Правительство Российской Федерации постановлением от 3 февраля 2014 г. N 76 утвердило Правила расчета субсидии для приобретения или строительства жилого помещения (жилых помещений), предоставляемой военнослужащим - гражданам Российской Федерации и иным лицам в соответствии с Федеральным законом "О статусе военнослужащих".
Положениями п. 16 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" определены условия предоставления субсидии для приобретения или строительства жилого помещения гражданам, а не единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения, предоставляемой гражданам, указанным в абзаце первом пункта 2.1 этой же статьи. Несмотря на то, что по своей правовой природе и социальному предназначению названные формы обеспечения граждан жильем (предоставление субсидии для приобретения или строительства жилого помещения и предоставление единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения) схожи, Федеральный закон "О статусе военнослужащих" разграничивает как граждан, которые могут претендовать на обеспечение жильем в названных формах, так и правила определения размера субсидии для приобретения или строительства жилого помещения и единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения. В этой связи суд апелляционной инстанции правомерно отклонил доводы истца, ссылавшегося на Правила расчета субсидии для приобретения или строительства жилого помещения (жилых помещений), предоставляемой военнослужащим - гражданам Российской Федерации и иным лицам в соответствии с Федеральным законом "О статусе военнослужащих", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 февраля 2014 г. N 76.
Доводы, изложенные заявителем в рассматриваемой кассационной жалобе, по существу повторяют доводы, которыми были обоснованы заявленные требования, и возражения и не могут служить основанием к отмене обжалуемого судебного акта, поскольку всем этим доводам уже дана надлежащая оценка судами при исследовании доказательств в ходе судебного разбирательства, ссылок на какие-либо новые факты, которые остались без внимания судов, в кассационной жалобе не содержится.
Поскольку выводы судебной коллегии об отказе в удовлетворении административного иска являются верными, нормы материального права применены и истолкованы правильно, а процессуальных нарушений, которые в силу статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации могут повлечь отмену оспариваемого судебного постановления в кассационном порядке, не допущено, кассационная инстанция не находит оснований для отмены апелляционного определения и удовлетворения кассационной жалобы.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции, ОПРЕДЕЛИЛА:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам суда Костромского областного суда от 5 июля 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу административного истца Литвинова Александра Георгиевича - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, установленный ч.2 ст. 318 КАС РФ.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.