Судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Циркуновой О.М, судей Войты И.В, Ульянкина Д.В, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации Клязьминского сельского поселения Ковровского района Владимирской области на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Владимирского областного суда от 26 октября 2023 года по административному делу N 2а-1639/2023 по административному исковому заявлению администрации Клязьминского сельского поселения Ковровского района Владимирской области к отделу надзорной деятельности и профилактической работы по г. Ковров, Ковровскому и Камешковскому районам Владимирской области об оспаривании предписания.
Заслушав доклад судьи Войты И.В, судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
распоряжением начальника отдела надзорной деятельности и профилактической работы по г. Ковров, Ковровскому и Камешковскому районам от 12 апреля 2023 года N 43 назначено проведение в отношении администрации Клязьминского сельского поселения Ковровского района Владимирской области (далее по тексту - администрация, административный ответчик) обратилась проверки с целью соблюдения органами местного самоуправления требований пожарной безопасности в населенных пунктах, подверженных угрозе лесных и ландшафтных (природных) пожаров.
По результатам проверки составлен Акт проверки от 28 апреля 2023 года N 43 и выдано предписание об устранении нарушений обязательных требований пожарной безопасности N 43/3, которым на администрацию возложена обязанность создать вокруг территории населённых пунктов д. Глебово, д. Плосково, п. Ащеринский карьер, д. Ченцы, п. Крестниково, д. Гридино, с. Санниково, с. Пантелеево противопожарные минерализованные полосы шириной не менее 10 метров или иные противопожарные барьеры
Считая указанное предписание незаконным, администрации Клязьминского сельского поселения Ковровского района Владимирской области обратилась в суд с административным иском об оспаривании названного предписания.
Требования мотивированы тем, что органами местного самоуправления принят исчерпывающий комплекс мер к выполнению требований правил противопожарного режима. Вокруг населенных пунктов создана минерализованная полоса, с учётом особенностей рельефа местности (заболачивание местности, прохождение ручьев, автомобильных дорог, оврагов), примыкание к границам населенных пунктов земель лесного фонда, занятых лесными насаждениями. На отдельных участках по границам населенных пунктов частично выполнены мероприятия по созданию минерализованной полосы шириной не менее 10 метров.
Решением Ковровского городского суда Владимирской области от 15 июня 2023 года административное исковое заявление удовлетворено, оспариваемое предписание признано незаконным.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Владимирского областного суда от 26 октября 2023 года решение суда отменено, по делу принято новое решение, которым в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе администрации Клязьминского сельского поселения Ковровского района Владимирской области ставится вопрос об отмене апелляционного определения по мотивам неправильного применения судом апелляционной инстанции норм материального и процессуального права, несоответствия выводов суда обстоятельствам дела.
Определением судьи Второго кассационного суда общей юрисдикции от 23 января 2024 года кассационная жалоба передана для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в связи с чем, на основании части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия определиларассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Проверив в соответствии с требованиями части 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации правильность применения и толкования судами норм материального права и норм процессуального права в пределах доводов кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Согласно части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в части 1 статьи 310 настоящего Кодекса (часть 3 статьи 328 КАС РФ).
Такие нарушения судом апелляционной инстанции не допущены.
В соответствие с пунктом 1 Положения о федеральном государственном пожарном надзоре, утвержденным постановлением Правительства РФ от 12.04.2012 N 290 "О федеральном государственном пожарном надзоре", органы государственного пожарного надзора осуществляют деятельность, направленную на предупреждение, выявление и пресечение нарушений организациями и гражданами требований, установленных законодательством Российской Федерации о пожарной безопасности, посредством организации и проведения в установленном порядке проверок деятельности организаций и граждан, состояния используемых (эксплуатируемых) ими объектов защиты, территорий, земельных участков, продаваемой пожарно-технической продукции (далее - объекты надзора), а также на систематическое наблюдение за исполнением требований пожарной безопасности, анализ и прогнозирование состояния исполнения указанных требований при осуществлении организациями и гражданами своей деятельности.
Федеральный закон от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Федеральный закон N 69-ФЗ) определяет общие правовые, экономические и социальные основы обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации, регулирует в этой области отношения между органами государственной власти, органами местного самоуправления, общественными объединениями, юридическими лицами (далее организации), должностными лицами, гражданами (физическими лицами), в том числе индивидуальными предпринимателями (далее - граждане).
В целях защиты жизни, здоровья, имущества граждан и юридических лиц, государственного и муниципального имущества от пожаров принят Федеральный закон от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - Федеральный закон N 123- ФЗ), который определяет основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и устанавливает минимально необходимые требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе к зданиям и сооружениям, производственным объектам, пожарно-технической продукции и продукции общего назначения.
Должностные лица органов государственного пожарного надзора в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право, в том числе:
беспрепятственно по предъявлении служебного удостоверения и копии приказа (распоряжения) руководителя (заместителя руководителя) органа государственного пожарного надзора о назначении проверки посещать объекты защиты, территории, земельные участки и проводить их обследование, а также проводить исследования, испытания, экспертизы, расследования и другие мероприятия по контролю;
выдавать организациям и гражданам предписания об устранении выявленных нарушений требований пожарной безопасности, о проведении мероприятий по обеспечению пожарной безопасности на объектах защиты, территориях, земельных участках, на лесных участках, на опасных производственных объектах ведения подземных горных работ, при производстве, транспортировке, хранении, использовании и утилизации взрывчатых материалов промышленного назначения, в отношении пожарно-технической продукции, не соответствующей требованиям Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", а также о предотвращении угрозы возникновения пожара;
вносить в органы государственной власти и органы местного самоуправления предложения об осуществлении мероприятий по обеспечению пожарной безопасности.
Согласно пункту 90 Административного регламента, утвержденного Приказом МЧС России от 30.11.2016 N 644, в случае выявления при проведении проверки нарушений требований пожарной безопасности должностное лицо (должностные лица) органа ГПН, проводившее (проводившие) проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязано (обязаны) с учетом разграничения права собственности, ответственности и полномочий за обеспечение пожарной безопасности каждому уполномоченному лицу органа власти, объекта защиты или гражданину, в отношении которого проводится проверка, и (или) лицу (лицам), осуществляющему (осуществляющим) деятельность на проверяемом объекте защиты и (или) территории (земельном участке), а также органу власти выдать предписание (предписания) об устранении нарушения (нарушений) и (или) предписание по устранению несоответствия с указанием сроков их устранения.
Основаниями проведения проверки послужили - Постановление Правительства Владимирской области от 01.03.2023 N 112 "Об утверждении перечня населенных пунктов, подверженных угрозе лесных пожаров и других ландшафтных (природных) пожаров, а также перечня территорий организаций отдыха детей и их оздоровления, территорий садоводства или огородничества, подверженных угрозе лесных пожаров в 2023 году", Протокол оперативного совещания Совета безопасности Российской Федерации по вопросу "О дополнительных мерах по повышению пожарной безопасности, снижению рисков возникновения чрезвычайных ситуаций в паводкоопасный период, а также эффективности проводимых мероприятий по ликвидации их последствий" от 08.02.2023, утвержденного Президентом Российской Федерации от 14.02.2023 NПр-267; часть 2.6 статьи 77 Федерального закона от 06.10.2023 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"; Положения "О федеральном государственном пожарном надзоре", утвержденного постановлением Правительства РФ от 12.04.2012 N 290; статья 60 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности". Кроме того на момент проведения данной проверки имелось указание заместителя Министра МЧС России - главного государственного инспектора РФ по пожарному надзору генерала - полковника внутренней службы Супруновского А.А. от 22.02.2023 N М-АМ-41 "Об организации работы по подготовке к летнему пожароопасному сезону".
В силу пункта 7 части 1 статьи 37 Федерального закона N 123-ФЗ к противопожарным преградам, в зависимости от способа предотвращения распространения опасных факторов пожара, относятся, в том числе, противопожарные минерализованные полосы.
В соответствии с Постановлением Правительства Владимирской области от 01.03.2023 N 112 "Об утверждении перечня населенных пунктов, подверженных угрозе лесных пожаров и других ландшафтных (природных) пожаров, а также перечня территорий организаций отдыха детей и их оздоровления, территорий садоводства или огородничества, подверженных угрозе лесных пожаров в 2023 году" населенные пункты Клязьминского сельского поселения, а именно: в с. Санниково, д. Глебово, п. Ащеринский карьер, д. Ченцы, п. Крестниково, д. Гридино, д. Плосково, с. Пантелеево указаны в Приложении N1.
Пунктом 70 Правил противопожарного режима N 1479, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 в редакции, в ступившей в силу с 01.03.2023 установлено императивное требование, в соответствии с которым в целях исключения возможного перехода природных пожаров на территории населенных пунктов, подверженных угрозе лесных пожаров и других ландшафтных (природных) пожаров, до начала пожароопасного периода, а также при установлении на соответствующей территории особого противопожарного режима вокруг территории населенных пунктов создаются (обновляются) противопожарные минерализованные полосы шириной не менее 10 метров или иные противопожарные барьеры (абзац 2).
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что административным истцом были приняты исчерпывающие меры по исполнению решения Ковровского городского суда от 16 ноября 2022 года, которым Клязьменское сельское поселение включено в перечень населённых пунктов, подверженных угрозе лесных пожаров и находится в непосредственной близости от земель лесного фонда, занятых лесными насаждениями, полномочиями по осуществлению рубки лесного массива не наделено.
Отменяя решение, и принимая по делу новое решение об отказе в удовлетворении административного иска, суд апелляционной инстанции пришёл к выводу о том, что предписание выдано уполномоченным должностным лицом при наличии предусмотренных законом оснований, оно отвечает требованиям, указанным в Правилах противопожарного режима N 1479, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.09.2020.
Выводы суда апелляционной инстанции подробно изложены в обжалуемом апелляционном определении.
Суд кассационной инстанции соглашается с указанными выводами апелляционного суда, поскольку они основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, обстоятельствах административного дела, подтвержденных доказательствами, которым дана оценка по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Вопреки доводам кассационной жалобы, суд апелляционной инстанции правильно определилобстоятельства, имеющие значение для дела, правильно применил закон, подлежащий применению к спорному правоотношению.
Несогласие кассатора с выводами суда, иная оценка фактических обстоятельств дела, не означает допущенной при рассмотрении дела судебной ошибки и не подтверждает существенных нарушений норм права.
Принимая во внимание, что отмена или изменение судебных постановлений нижестоящих судов в кассационном порядке возможны исключительно в случае наличия ошибок в толковании и применении закона, которые повлияли на исход дела, без исправления которых невозможны эффективное восстановление и защита нарушенных прав, свобод и охраняемых законом публичных интересов, а таких нарушений при рассмотрении дела судом апелляционной инстанции не допущено, оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Процессуальных нарушений влекущих безусловную отмену обжалуемого судебного акта, предусмотренных частью 1 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, не допущено.
В силу изложенного, руководствуясь ст. ст. 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Владимирского областного суда 26 октября 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу Администрации Клязьминского сельского поселения Ковровского района Владимирской области - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, предусмотренный часть 2 статьи 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.