Судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Рахманкиной Е.П, судей Смирновой Е.Д, Иванова Д.А, рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Администрации Осташковского городского округа Тверской области на решение Осташковского межрайонного суда Тверской области от 23 августа 2023 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Тверского областного суда от 15 ноября 2023 года по административному делу N 2а-452/2023 по административному иску Администрации Осташковского городского округа Тверской области к ОСП по Осташковскому и Пеновскому районам УФССП России по Тверской области, УФССП России по Тверской области, начальнику отделения - старшему судебному приставу ОСП по Осташковскому и Пеновскому районам УФССП России по Тверской области Репиной С.Г, Главному судебному приставу Тверской области Семеновой Н.Г. о признании незаконным постановления, Заслушав доклад судьи судебной коллегии по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции Рахманкиной Е.П, объяснения представителя прокуратуры Саниной О.В, возражавшей против доводов жалобы,
УСТАНОВИЛА:
Администрация Осташковского городского округа обратилась в суд с вышеназванным исковым заявлением, просила суд признать незаконным и отменить постановление начальника отделения - старшего судебного пристава ОСП по Осташковскому и Пеновскому районам УФССП России по Тверской области от ДД.ММ.ГГГГ об отмене постановления от ДД.ММ.ГГГГ об окончании исполнительного производства N-ИП и о возобновлении исполнительного производства N-ИП; постановление начальника отделения - старшего судебного пристава ОСП по Осташковскому и Пеновскому районам УФССП России по Тверской области от ДД.ММ.ГГГГ о назначении нового срока исполнения в рамках исполнительного производства N-ИП.
Заявленные требования мотивированы тем, что требования исполнительного документа, на основании которого возбуждено исполнительное производство N-ИП, исполнены, в связи с чем указанное исполнительное производство было окончено. Обжалуемые постановления нарушают права административного истца. Кроме того, истёк срок предъявления исполнительного документа к исполнению.
Решением Осташковского межрайонного суда Тверской области от 23 августа 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Тверского областного суда от 15 ноября 2023 года, административное исковое заявление администрации Осташковского городского округа оставлено без удовлетворения.
В кассационной жалобе, поступившей в суд первой инстанции 18 января 2024 года, заявитель ставит вопрос об отмене судебных актов с принятием нового решения об удовлетворении административных исковых требований по мотиву неправильного применения судом норм материального и процессуального права, несоответствия выводов суда обстоятельствам дела.
Относительно доводов кассационной жалобы Осташковским межрайонным природоохранным прокурором поданы возражения.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания были извещены надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщили, ходатайств об отложении слушания дела от них не поступало.
Судебная коллегия в силу части 2 статьи 326 КАС РФ, полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, возражений, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со статьей 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
При изучении доводов кассационной жалобы приведенных выше оснований к отмене судебных актов не установлено.
Статьей 360 КАС РФ установлено, что постановления старшего судебного пристава, их заместителей, судебного пристава-исполнителя, их действия (бездействие) могут быть оспорены в суде в порядке, установленном главой 22 КАС РФ.
В ст.121 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее Федеральный закон от 02.10.2007 N 229-ФЗ) указано, что постановление судебного пристава-исполнителя и других должностных лиц службы судебных приставов, их действия (бездействие) по исполнению исполнительного документа могут быть оспорены в суде сторонами исполнительного производства, иными лицами, чьи права и интересы нарушены такими действиями (бездействием).
В силу ст.2 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством РФ случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.
Положениями ст.5 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ предусмотрено, что принудительное исполнение судебных актов возлагается на Федеральную службу судебных приставов и её территориальные органы. Непосредственное осуществление функций по принудительному исполнению судебных актов возлагается на судебных приставов-исполнителей структурных подразделений территориальных органов Федеральной службы судебных приставов.
Исходя из положений ст.4 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ, ст.12, ст.13 Федерального закона от 21.07.1997 N 118-ФЗ "О судебных приставах" исполнительное производство осуществляется на принципах: законности, своевременности совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения, уважения чести и достоинства гражданина, неприкосновенности минимума имущества, необходимого для существования должника-гражданина и членов его семьи, соотносимости объема требований взыскателя и мер принудительного исполнения.
Порядок окончания исполнительного производства предусмотрен ст.47 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ, п.1 ч.1 которой установлено, что исполнительное производство оканчивается судебным приставом-исполнителем в случаях фактического исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе. При этом на основании ч.3, п.1 ч.6 данного закона, об окончании исполнительного производства выносится постановление с указанием на исполнение требований, содержащихся в исполнительном документе, полностью или частично либо на их неисполнение. Копии постановления судебного пристава-исполнителя об окончании исполнительного производства не позднее дня, следующего за днем его вынесения, направляются взыскателю и должнику.
Как следует из материалов дела, и установлено судом решением Осташковского городского суда Тверской области от 27 июля 2017 года по административному делу N 2а-403/2027 на Администрацию МО "Мошенское сельское поселение" возложена обязанность в срок до 1 ноября 2017 года организовать деятельность по сбору, транспортированию твердых коммунальных отходов на территории населенных пунктов: деревня Волоховщина, деревня Лоскаревщина, деревня Сальниковщина, деревня Толстик, деревня Хретень, расположенных на острове Хачин Осташковского района Тверской области, путем определения соответствующих требованиям нормативных прав мест сбора (контейнерные площадки) с последующим удалением отходов в места их утилизации (полигон ТБО).
На основании данного решения и выданного судом исполнительного листа постановлением судебного пристава-исполнителя ОСП по Осташковскому и Пеновскому районам УФССП России по Тверской области от ДД.ММ.ГГГГ возбуждено исполнительное производства N-ИП в отношении должника Администрации МО "Мошенское сельское поселение".
Постановлением судебного пристава-исполнителя от ДД.ММ.ГГГГ исполнительное производство N-ИП окончено на основании п.1 ч.1 ст.47 Федерального закона "Об исполнительном производстве".
Указанное постановление отменено постановлением начальника отдела-старшего судебного пристава от ДД.ММ.ГГГГ и исполнительное производство N-ИП в отношении должника Администрации МО "Мошенское сельское поселение" возобновлено.
Определением Осташковского городского суда Тверской области от 3 августа 2018 года произведена замена стороны исполнительного производства Администрации МО "Мошенское сельское поселение" правопреемником Администрацией Осташковского городского округа.
Постановлением Администрации Осташовского городского округа от 23.07.2019 N 1235 утвержден реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории Осташковского городского округа.
Должником Администрацией Осташковского городского округа в рамках исполнения требований исполнительного документа организована ликвидация несанкционированного размещения отходов в д. Волоховщна, заключен муниципальный контракт. В соответствии с актом о совершении исполнительных действий от ДД.ММ.ГГГГ решение суда исполнено.
ДД.ММ.ГГГГ постановлением начальника отдела - старшего судебного пристава ОСП по Осташковскому и Пеновскому районам УФССП России по Тверской области Репиной С.Г. исполнительное производство N-ИП окончено на основании п.1 ч.1 ст.47 Федерального закона "Об исполнительном производстве".
Постановлением руководителя УФССП России по Тверской области - главного судебного пристава Тверской области Семеновой Н.Г. от ДД.ММ.ГГГГ постановление начальника отдела - старшего судебного пристава ОСП по Осташковскому и Пеновскому районам УФССП России по Тверской области Репиной С.Г. от ДД.ММ.ГГГГ об окончании исполнительного производства N-ИП отменено. Основанием для отмены послужил протест Осташковского межрайонного природоохранного прокурора от ДД.ММ.ГГГГ и установленные в ходе проверки законности основания: отсутствие в исполнительном производстве сведений, подтверждающих фактическое осуществление деятельности по сбору и транспортировке отходов, а также отсутствие в акте выхода наличие или отсутствие контейнерных площадок, с которых согласно решению суда необходимо вывозить отходы в места их утилизации. ДД.ММ.ГГГГ постановлением начальника отдела - старшего судебного пристава ОСП по Осташковскому и Пеновскому районам УФССП России по Тверской области Репиной С.Г. отменено постановление от ДД.ММ.ГГГГ об окончании исполнительного производства N-ИП, исполнительное производство N-ИП возобновлено, ему присвоен N-ИП, должнику установлен новый срок для исполнения требования исполнительного документа до ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ постановлением начальника отделения - старшего судебного пристава ОСП по Осташковскому и Пеновскому районам УФССП России по Тверской области Репиной С.Г. исполнительное производство N-ИП окончено на основании п.1 ч.1 ст.47 Федерального закона "Об исполнительном производстве".
Постановлением врио руководителя УФССП России по Тверской области - главного судебного пристава Тверской области от ДД.ММ.ГГГГ постановление начальника отдела - старшего судебного пристава ОСП по Осташковскому и Пеновскому районам УФССП России по Тверской области Репиной С.Г. от ДД.ММ.ГГГГ об окончании исполнительного производства N-ИП отменено. Основанием для отмены послужил протест Осташковского межрайонного природоохранного прокурора от ДД.ММ.ГГГГ и установленные в ходе проверки законности основания: отсутствие в исполнительном производстве сведений, подтверждающих фактическое осуществление деятельности по сбору и транспортировке отходов. В акте выхода не зафиксировано наличие либо отсутствие контейнерных площадок, с которых согласно решению суда с которых согласно решению суда необходимо вывозить отходы в места их утилизации.
ДД.ММ.ГГГГ постановлением начальника отделения - старшего судебного пристава ОСП по Осташковскому и Пеновскому районам УФССП России по Тверской области Репиной С.Г. отменено постановление от ДД.ММ.ГГГГ об окончании исполнительного производства N-ИП, исполнительное производство N-ИП возобновлено, оно зарегистрировано за номером N-ИП.
ДД.ММ.ГГГГ постановлением начальника отделения - старшего судебного пристава ОСП по Осташковскому и Пеновскому районам УФССП России по Тверской области Репиной С.Г. должнику Администрации Осташковского городского округа установлен новый срок для исполнения требований исполнительного документа до ДД.ММ.ГГГГ.
Полагая, что в результате действий административного ответчика нарушены права органа местного самоуправления, администрация Осташковского городского округа обратилась в суд.
Отказывая в удовлетворении административных исковых требований администрации Осташковского городского округа, суд первой инстанции, с позицией которого согласился апелляционный суд, оценив представленные доказательства в их совокупности по правилам статьи 84 КАС РФ, а также проанализировав доводы сторон применительно к положениям Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и действующего законодательства, регулирующего спорные правоотношения, пришел к выводу о том, что оспариваемые постановления вынесены уполномоченным должностным лицом начальником отделения - старшим судебным приставом ОСП по Осташковскому и Пеновскому районам УФССП России по Тверской области в соответствии с требованиями ч.1 ст.64, ч.9 ст.47 Федерального закона N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", при этом должностное лицо действовало в целях эффективного исполнения требований исполнительного документа, исходя из сведений о неисполнении должником требований исполнительного документа в части организации деятельности по сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов на территории населенных пунктов, указанных в судебном решении.
Судами указано, что формальное внесение в реестр мест размещения (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории населенных пунктов, расположенных на острове Хачин Осташковского городского округа Тверской области, без согласования их территориальным отделом Управления Роспотребнадзора по Тверской области, нельзя признать надлежащим исполнением судебного решения. Проверка фактического наличия в местах накопления ТКО контейнерных площадок в населенных пунктах деревня Лоскаревщина, деревня Сальниковщина, деревня Толстик, деревня Хретень, позволяющих осуществлять деятельность по сбору и транспортированию коммунальных отходов, судебным приставом на момент окончания исполнительного производства не проводилась, в связи с чем исполнительное производство возобновлено на законных основаниях.
Отклоняя доводы административного истца о пропуске срока на предъявление исполнительного документа к исполнению, суды исходили из того, что срок предъявление исполнительного документа к исполнению, установленный ч. 1 ст. 21 Федерального закона N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" не попущен, поскольку Исполнительное производство возбуждено ДД.ММ.ГГГГ и окончено ДД.ММ.ГГГГ; возобновлено ДД.ММ.ГГГГ и окончено ДД.ММ.ГГГГ; возобновлено ДД.ММ.ГГГГ и окончено ДД.ММ.ГГГГ. Оспариваемое постановление о возобновлении исполнительного производства вынесено ДД.ММ.ГГГГ.
Оснований не согласиться с соответствующими выводами нижестоящих судов у судебной коллегии по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции не имеется. Мотивы, по которым суды первой и апелляционной инстанций пришли к указанным выше выводам, подробно со ссылками на установленные судами обстоятельства и нормы материального и процессуального права изложены в оспариваемых судебных актах.
Выводы судов судебная коллегия находит обоснованными и состоятельными, основанными на правильном толковании норм материального права, которые подтверждаются всей совокупностью собранных и исследованных в ходе рассмотрения дела доказательств. Суды правильно применили нормы материального и процессуального права.
Согласно п. 35 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.11.2015 N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства" окончание исполнительного производства (в том числе сводного) в связи с фактическим исполнением должником или одним из солидарных должников требований, содержащихся в исполнительном документе, производится при наличии у судебного пристава-исполнителя данных, подтверждающих факт исполнения.
Фактическим исполнением может признаваться исполнение обязанности по передаче непосредственно взыскателю денежных средств в конкретном размере или иного определенного имущества либо совершение в пользу взыскателя конкретных действий или воздержание от совершения этих действий.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 47 ФЗ "Об исполнительном производстве" исполнительное производство оканчивается судебным приставом-исполнителем в случае фактического исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе.
Согласно части 9 статьи 47 Федерального закона "Об исполнительном производстве" в течение срока предъявления исполнительного документа к исполнению постановление судебного пристава-исполнителя об окончании исполнительного производства может быть отменено старшим судебным приставом или его заместителем по собственной инициативе или по заявлению взыскателя в случае необходимости повторного совершения исполнительных действий и применения, в том числе повторного, мер принудительного исполнения.
В соответствии с частью 5 статьи 14 названного Закона вышестоящее должностное лицо службы судебных приставов вправе отменить или изменить не соответствующее требованиям законодательства Российской Федерации решение судебного пристава-исполнителя или иного должностного лица службы судебных приставов.
Учитывая вышеприведенные положения закона, а также то, что постановление об окончании исполнительного производства было вынесено в отсутствие доказательств реального исполнения исполнительного документа, поскольку из материалов дела следует, что внесение в реестр мест размещения (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории населенных пунктов носит формальный характер, проверка фактического наличия в местах накопления ТКО контейнерных площадок в населенных пунктах указанных в решении судебным приставом на момент окончания исполнительного производства не проводилась, суд первой инстанции пришел к верному выводу о наличии оснований для отмены старшим судебным приставом постановления об окончании исполнительного производства и его возобновления.
Порядок принятия оспариваемого постановления соблюден;
Несогласие административного истца с выводами суда, иная оценка фактических обстоятельств дела не означают, что при рассмотрении дела допущена судебная ошибка, и не подтверждают, что имеет место нарушение судом норм права.
Доводы, изложенные заявителем в рассматриваемой кассационной жалобе, по существу повторяют доводы, которыми были обоснованы заявленные требования, апелляционная жалоба и не могут служить основанием к отмене обжалуемого судебного акта, поскольку всем этим доводам уже дана надлежащая оценка судами при исследовании доказательств в ходе судебного разбирательства, ссылок на какие-либо новые факты, которые остались без внимания судов, в кассационной жалобе не содержится.
Ссылок на нарушения норм материального и процессуального права, повлиявших на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов кассационная жалоба не содержит.
С учётом изложенного кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 329, 330 КАС РФ, судебная коллегия по административным делам
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Осташковского межрайонного суда Тверской области от 23 августа 2023 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Тверского областного суда от 15 ноября 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу Администрации Осташковского городского округа Тверской области - без удовлетворения
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, установленный ч.2 ст. 318 КАС РФ.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.