Судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе:
Председательствующего Войты И.В, судей Жукова А.А, Смирновой Е.Д, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу представителя Сали Омара Шалвовича по доверенности Шаповалова Артура Геннадьевича на решение Кунцевского районного суда г. Москвы от 10 октября 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от 25 июля 2023 года по административному делу N 2а-388/2022 по административному исковому заявлению иску Сали Омара Шалвовича к МВД по Кабардино-Балкарской Республике об оспаривании заключения, признании гражданина состоящим в гражданстве Российской Федерации.
Заслушав доклад судьи Войты И.В, выслушав объяснения представителя Сали О.Ш. адвоката Шаповалова А.Г, поддержавшего кассационную жалобу, судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции,
УСТАНОВИЛА:
заключением Министра внутренних дел по Кабардино-Балкарской Республике от 11 марта 2021 года Сали (Салоян) Омар (Эмзар) Шалвович, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, признан не являющимся гражданином Российской Федерации. Ранее выданные Сали О.Ш. паспорта Российской Федерации признаны недействительными и подлежащими изъятию.
Считая указанное заключение незаконным, Сали О.Ш. обратился в суд с административным иском об оспаривании названного заключения и признании его состоящим в гражданстве Российской Федерации.
Требования мотивированы тем, что он постоянно проживал на территории Российской Федерации, работал в органах внутренних дел и в УФССП России по Московской области, в отношении него проводились проверки на предмет обоснованности документирования паспортом Российской Федерации, по результатам которых он был признан приобретшим гражданство Российской Федерации.
Решением Кунцевского районного суда г. Москвы от 10 октября 2022 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от 25 июля 2023 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения, апелляционная жалоба Сали О.Ш. - без удовлетворения.
В кассационной жалобе представитель Сали О.Ш. адвокат Шаповалов А.Г. просит об отмене судебных актов по мотивам неправильного применения судами обеих инстанций норм материального и процессуального права, несоответствия выводов судов обстоятельствам административного дела.
Определением судьи Второго кассационного суда общей юрисдикции от 21 декабря 2023 года кассационная жалоба передана для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в связи с чем, на основании части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия определиларассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Проверив в соответствии с требованиями части 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации правильность применения и толкования судами норм материального права и норм процессуального права в пределах доводов кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Согласно части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Такие нарушения не допущены судами обеих инстанций.
В соответствии с частью 1 статьи 6 Конституции Российской Федерации, гражданство Российской Федерации приобретается и прекращается в соответствии с федеральным законом, является единым и равным независимо от оснований приобретения.
Согласно статье 3 Федерального закона от 31 мая 2002 года N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации" (далее по тексту - Закон о гражданстве РФ), действующего в период спорных правоотношений, гражданство Российской Федерации - устойчивая правовая связь лица с Российской Федерацией, выражающаяся в совокупности их взаимных прав и обязанностей.
Наличие у лица гражданства Российской Федерации определяется на основании законодательных актов Российской Федерации, адрес или СССР, международных договоров Российской Федерации, адрес или СССР, действовавших на день наступления обстоятельств, с которыми связывается наличие у лица соответствующего гражданства (пункт 7 статьи 4 Закона о гражданстве РФ).
В силу статьи 5 Закона о гражданстве РФ гражданами Российской Федерации являются: а) лица, имеющие гражданство Российской Федерации на день вступления в силу настоящего Федерального закона (01 июля 2002 года); б) лица, которые приобрели гражданство Российской Федерации в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В период возникновения спорных правоотношений действовал Закон Российской Федерации от 28 ноября 1991 года N 1948-1 "О гражданстве Российской Федерации" (утратил силу на основании Федерального закона от 31 мая 2002 года N 62-ФЗ), согласно которому гражданство Российской Федерации приобреталось: а в результате его признания; б) по рождению; в) в порядке его регистрации; г) в результате приема в гражданство; д) в результате восстановления в гражданстве Российской Федерации; е) путем выбора гражданства (оптации) при изменении государственной принадлежности территории и по другим основаниям, предусмотренным международными договорами Российской Федерации; ж) по иным основаниям, предусмотренным настоящим Законом (часть 1 статьи 12).
В порядке регистрации гражданство Российской Федерации приобретают граждане бывшего СССР, проживающие на территориях государств, входящих в состав бывшего СССР, а также прибывшие для проживания па территорию Российской Федерации после 06 февраля 1992 года, если они до 31 декабря 2000 года заявят о своем желании приобрести гражданство Российской Федерации (пункту "г" части 1 статьи 18 Закона).
В соответствии с пунктом 1 статьи 13 Закона Российской Федерации от 28 ноября 1991 года N 1948-1 "О гражданстве Российской Федерации" гражданами Российской Федерации признаются все граждане бывшего СССР, постоянно проживающие на территории Российской Федерации на день вступления в силу настоящего Закона, если в течение одного года после этого дня они не заявят о своем нежелании состоять в гражданстве Российской Федерации.
Указом Президента Российской Федерации от 14 ноября 2002 года N 1325 утверждено Положение о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации (далее по тексту - Положение), согласно пунктам 51 и 52 которого, при отсутствии у лица документа, удостоверяющего гражданство Российской Федерации (утеря, кража, порча и тому подобное), возникновении сомнений в подлинности или обоснованности выдачи такого документа, а также при обстоятельствах, позволяющих предполагать наличие либо отсутствие у лица гражданства Российской Федерации, полномочным органом осуществляется проверка законности выдачи лицу указанного документа и (или) наличия соответствующих обстоятельств. Проверка осуществляется по инициативе полномочного органа или иного государственного органа с учетом части седьмой статьи 4 и статьи 42 Федерального закона. При необходимости в ходе проверки могут быть направлены запросы в соответствующие органы по месту выдачи лицу документа, удостоверяющего гражданство Российской Федерации, или по месту жительства лица, а также в органы исполнительной власти и суд. После получения необходимой информации полномочный орган составляет мотивированное заключение о результатах проверки, в котором указываются обстоятельства, свидетельствующие о наличии или отсутствии у лица гражданства Российской Федерации. О результатах проверки сообщается заявителю или органу, обратившемуся с соответствующим запросом.
Как следует из материалов дела и установлено судом, согласно оспариваемому заключению от 11 марта 2021 года, Урванским межрайонным следственным отделом СУ СК России по Кабардино-Балкарской Республике установлено нарушение в 1990 году соответствующего порядка регистрации Сали (Салоян) Омара (Эмзара) Шалвовича по адресу: "адрес" поскольку Сали О.Ш, несмотря на наличие регистрации по указанному адресу в период с 1990 по 1997 годы, фактически не проживал, находился в этот период на территории Грузии, в установленном порядке по вопросу принятия в гражданство Российской Федерации не обращался и решение о принятии его в гражданство Российской Федерации не принималось.
В связи с изложенным, паспорт гражданина Российской Федерации серии N, выданный 12 февраля 2002 года Урванским РОВД Кабардино-Балкарской Республики, паспорта гражданина Российской Федерации серии N, выданный 29 апреля 2005 года ОВД Волоколамского района Московской области, серии N, выданный 12 августа 2006 года ОВД Волоколамского района Московской области, серии N, выданный 17 ноября 2009 года отделением УФМС России по Московской области в Волоколамском районе, серии N, выданный 01 апреля 2014 года отделом УФМС России по г. Москве по району Можайский, признаны недействительными.
Постановлено, что после урегулирования правового статуса с выдачей соответствующих документов, удостоверяющих личность Сали (Салоян) Омара (Эмзар) Шалвовича, ДД.ММ.ГГГГ рождения, паспорт серии N подлежит изъятию и уничтожению, в соответствии с требованиями пункта 7 Постановления Правительства Российской Федерации от 8 июля 1997 года N 828 "Об утверждении Положения о паспорте гражданина Российской Федерации, образца бланка и описания паспорта гражданина Российской Федерации". Паспорта серии N, выданный ФМС г. Москвы на период с 15 апреля 2014 года по 15 апреля 2024 года, и серии N, выданный МВД России (код подразделения - N) в г. Москве на период с 11 октября 2018 года по 11 октября 2028 года, признаны недействительными и подлежащими изъятию.
Основанием для осуществления проверки УВМ МВД по Кабардино- Балкарской Республике в отношении Сали О.Ш. послужил запрос УФСБ по Кабардино-Балкарской Республики (исх. N года) о проверке законности выдачи административному истцу российского паспорта.
Сотрудниками УФСБ России по Кабардино-Балкарской Республике предоставлена копия заключения по определению наличия (отсутствия) гражданства Российской Федерации от 08 июля 2010 года, вынесенного УФМС России по Московской области.
Заключением постановлено, что Сали О.Ш. гражданином Российской Федерации не является, по информации УФМС России по Кабардино-Балкарской Республике (исх. N) Сали О.Ш. с 1990 по 1997 год зарегистрирован по месту жительства по адресу: "адрес".
По сведениям Департамента криминальной полиции МВД Грузии Сали О.Ш. был зарегистрирован по адресу: г "адрес" 14 апреля 1994 года он снят с регистрационного учёта и 16 сентября 1999 года документирован удостоверением личности гражданина Грузии N N и паспортом N N
По данным ДКС МИД России, переданным в УФМС России по Московской области, Сали О.Ш. приобретшим гражданство Российской Федерации не значится.
Поскольку на 06 февраля 1992 года Сали О.Ш. имел постоянную регистрацию на территории Грузии, не приобретал гражданство Российской Федерации в установленном порядке, он признан не являющимся гражданином Российской Федерации.
В 2014 году в УФМС России по Московской области поступило поручение ФМС России о повторной проверке обстоятельств, свидетельствующих о наличии или отсутствии гражданства Российской Федерации у Сали (Салоян) Омара (Эмзара) Шалвовича.
В ходе проверки направлен повторный запрос в Администрацию Урванского района Кабардино-Балкарской Республики.
Из ответа на запрос усматривается, что Сали О.Ш. действительно был зарегистрирован с 17 июня 1990 года по 1997 год по адресу: "адрес".
В своих объяснениях Сали О.Ш. пояснил, что до 1990 года проживал в Грузии, затем в 1990 году переехал для трудоустройства в Урванский район, с 1990 по 1997 год зарегистрирован и проживал в "адрес".
Также в заключение указано, что 28 ноября 2012 года Сали О.Ш. обращался в УФМС России по Московской области с заявлением о признании его гражданином Российской Федерации в соответствии со статьей 41.2 Федерального закона от 31.05.2002 N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации".
Решением УФМС России по Московской области от 10 июля 2013 года заявление Сали О.Ш. отклонено на основании пункта "в" части 1 статьи 16 того же закона, согласно которому, отклоняются заявления о выдаче уведомления о возможности приема в гражданство Российской Федерации, о приеме в гражданство Российской Федерации и о восстановлении в гражданстве Российской Федерации, поданные лицами, которые участвуют либо участвовали в совершении или в подготовке к совершению противоправных действий, содержащих хотя бы один из признаков экстремистской деятельности, за осуществление которой законодательством Российской Федерации предусмотрена уголовная, административная или гражданско-правовая ответственность, либо иных действий, создающих угрозу безопасности Российской Федерации или граждан Российской Федерации.
Несмотря на это, заключением УФМС России по Московской области от ДД.ММ.ГГГГ, Сали (Салоян) Омар (Эмзар) Шалвович признан гражданином Российской Федерации на основании части 1 статьи 13 Закона от 28 ноября 1991 года N 1948-1 "О гражданстве Российской Федерации" с применением пункта 7 статьи 4 Федерального закона от 31 мая 2002 года N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации".
По результатам рассмотрения материалов проверки Урванским межрайонным следственным отделом СУ СК России по Кабардино-Балкарской Республике установлено, что регистрация Сали (Салоян) Омара (Эмзара) Шалвовича по адресу: "адрес" в 1990 году осуществлена в нарушение соответствующего процессуального порядка, так как Сали О.Ш, несмотря на наличие регистрации, по указанному адресу в период с 1990 по 1997 год фактически не проживал, более того, находился в этот период на территории Грузии.
По информации автоматизированной системы "Российский паспорт" Сали Омар Шалвович, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженец г. Тбилиси, Грузинской ССР, документирован следующими паспортами:
- N N, выдан ДД.ММ.ГГГГ отделом УФМС России по г. Москве по району Можайский, статус "действителен";
- N N, выдан ДД.ММ.ГГГГ отделением УФМС России по Московской области в Волоколамском районе, статус "недействителен, изъят, уничтожен";
- N N, выдан ДД.ММ.ГГГГ ОВД Волоколамского района Московской области, статус "недействителен, числится в розыске";
- N N, выдан ДД.ММ.ГГГГ ОВД Волоколамского района Московской области, статус "недействителен, выдан с нарушением".
По сведениям заявления о выдаче (замене) паспорта по форме 1П серии N N основанием для его выдачи указан паспорт гражданина Российской Федерации серии N N, выданный Урванским РОВД Кабардино-Балкарской Республики. Однако в автоматизированной системе "Российский паспорт" отсутствуют сведения о данном паспорте. В архивной картотеке отделения по вопросам миграции ОМВД России по Урванскому району также отсутствует заявление о выдаче паспорта серии N N. Однако в книге учета паспортов N за период 08 января 2002 года - 28 февраля 2002 года паспортно-визовой службы Урванского РОВД паспорт N N выдан Сали Омару Шалвовичу 13 февраля 2002 года в связи с обменом.
По учетным сведениям УВМ МВД по Кабардино-Балкарской Республике и базе данных Консульского Департамента МИД России "Гражданство" Сали (Салоян) Омар (Эмзар) Шалвович в числе лиц, приобретших гражданство Российской Федерации, не значится. В установленном порядке по вопросу принятия в гражданство Российской Федерации не обращался и решение о принятии его в гражданство Российской Федерации не принималось.
По учетам автоматизированной системы Центрального банка данных по учету иностранных граждан (АС ЦБДУИГ), временно пребывающих и временно или постоянно проживающих в Российской Федерации, в том числе участников Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, Сали (Салоян) Омар (Эмзар) Шалвович также не значится.
По информации Военного комиссариата г. Нарткала, Лескенского, Урванского и Черекского районов Кабардино-Балкарской Республики Сали (Салоян) Омар (Эмзар) Шалвович, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, на воинском учете не состоит и ранее не состоял.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции, руководствуясь приведенными нормами права, оценив представленные по делу доказательства, пришел к выводу о том, что административный истец на 06 февраля 1992 года не проживал на территории Российской Федерации, в установленном порядке по вопросу принятия в гражданство Российской Федерации не обращался, решение о приёме его в гражданство Российской Федерации не принималось. Оспариваемое заключение принято исключительно по результатам проведения комплекса проверочных мероприятий, в ходе которых установлены факты, свидетельствующие о наличии неправомерных и виновных действий со стороны как заявителя, так и со стороны должностных лиц, в нарушение установленных требований допустивших возможность выдачи лицу паспорта гражданина Российской Федерации при отсутствии на то законных оснований, что свидетельствует о соблюдении при принятии оспариваемого заключения конституционных принципов справедливости, равенства, соразмерности, а также стабильности и гарантированности прав административного истца.
С выводами суда согласился суд апелляционной инстанции.
Судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции находит выводы нижестоящих судов верными, основанными на правильном применении норм материального и процессуального права, на обстоятельствах административного дела и представленных доказательствах, оценка которым дана по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
В силу пункта 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации для удовлетворения административного иска необходимо установить несоответствие оспариваемого решения, действий (бездействия) закону и нарушения таким решением, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.
Между тем, совокупность оснований для признания незаконными оспариваемых действий (бездействия) при рассмотрении настоящего административного дела не установлена.
Судами обеих инстанций достоверно установлено, что Сали О.Ш. гражданином Российской Федерации не является, доказательств надлежащего оформления документов, выданных в соответствии с ранее действовавшим законодательством о гражданстве Российской Федерации не установлено, оспариваемое заключение является правомерным, права и законные интересы административного истца не нарушены, оснований для удовлетворения заявленных требований не имеется.
Доводы кассационной жалобы о несогласии с выводами судов первой и апелляционной инстанций по мотивам их несоответствия обстоятельствам дела и неправильного применения норм материального и процессуального права, не могут повлечь отмену обжалуемых судебных актов, так как не содержат указаний на обстоятельства, которые не были бы проверены и учтены судами нижестоящих инстанций при рассмотрении настоящего дела и имели бы юридическое значение для правильного разрешения административного спора, указывали бы на незаконность и необоснованность обжалуемых судебных актов, либо опровергали бы выводы, изложенные в них.
Процессуальных нарушений влекущих безусловную отмену судебных актов не допущено.
В силу изложенного, руководствуясь ст. ст. 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Кунцевского районного суда г. Москвы от 10 октября 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от 25 июля 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу представителя Сали О.Ш. по доверенности адвоката Шаповалова А.Г. - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, предусмотренный часть 2 статьи 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.