Судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Циркуновой О.М, судей Ульянкина Д.В, Иванова Д.А, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу административного истца Пошеченковой Алины Бафадеровны на решение Савеловского районного суда г. Москвы от 3 мая 2023 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от 7 декабря 2023 года, вынесенные по административному делу N 2а-770/2023 по административному исковому заявлению Пошеченковой Алины Бафадеровны к ГУ ФССП России по г. Москве, Савеловскому отделу судебных приставов ГУ ФССП России по г. Москве, судебному приставу - исполнителю Кувшинову Петру Геннадьевичу о признании постановления незаконным.
Заслушав доклад судьи Ульянкина Д.В, судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции,
УСТАНОВИЛА:
Пошеченкова А.Б, будучи взыскателем по исполнительному производству Савеловского ОСП УФССП России по Москве N-ИП, обратилась в суд с административным исковым заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя от 18 января 2023 года о расчете задолженности по алиментам на содержание несовершеннолетних детей, которым определено, что таковая отсутствует.
В обоснование ссылалась на то, что расчет задолженности по алиментам произведен судебным приставом-исполнителем неверно, без учета доходов должника от сдачи в аренду квартиры. Кроме того, в периоды нахождения должника в статусе безработного судебным приставом-исполнителем расчет произведен без учета размере среднемесячного заработка по стране.
Решением Савеловского районного суда г. Москвы от 3 мая 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от 7 декабря 2023 года, в удовлетворении административных исковых требований отказано.
В кассационной жалобе, поступившей в суд кассационной инстанции 06 февраля 2024 года, административным истцом ставится вопрос об отмене вынесенных судебных актов по основаниям нарушения норм материального и процессуального права, несоответствия выводов суда обстоятельствам дела.
Представители административного истца по доверенности ФИО6 и ФИО7 поддержали кассационную жалобу и просили ее удовлетворить.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания были извещены надлежащим образом.
Судебная коллегия в силу части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены обжалуемых постановлений.
Условия и порядок принудительного исполнения судебных актов определены Федеральным законом от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", статьей 2 которого установлено, что задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов.
В соответствии со статьей 12 Федерального закона от 21.07.1997 N 118-ФЗ "Об органах принудительного исполнения Российской Федерации" судебный пристав-исполнитель принимает меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов.
Порядок взыскания алиментов и задолженности по алиментным обязательствам регламентированы положениями статьи 102 Федерального закона "Об исполнительном производстве" и статьей 113 Семейного кодекса Российской Федерации.
Расчет задолженности по алиментам оформляется постановлением, вынесенным в соответствии со статьей 14 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве".
Вопросы алиментных обязательств, в том числе порядка определения размера подлежащих уплате на содержание несовершеннолетних детей алиментов, урегулированы в Семейном кодексе Российской Федерации, который исходит из приоритета добровольного исполнения родителями обязанности содержать своих несовершеннолетних детей; при этом, в основе правового регулирования отношений, возникающих в связи с принудительным исполнением родителями обязанности содержать своих несовершеннолетних детей, лежит требование о необходимости обеспечения баланса интересов обеих сторон алиментных отношений.
Согласно пункту 62 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26 декабря 2017 года N 56 "О применении судами законодательства при рассмотрении дел, связанных со взысканием алиментов" размер задолженности по алиментам определяется в постановлении судебного пристава-исполнителя исходя из размера алиментов, установленного судебным актом или соглашением об уплате алиментов (пункт 3 статьи 113 СК РФ, часть 2 статьи 102 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ).
Согласно подпункту "в" п. 2 Перечня видов заработной платы и иного дохода, из которых производится удержание алиментов на несовершеннолетних детей, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 18 июля 1996 г. N 841 и аналогичного Перечня, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 02 ноября 2021 г. N 1908 (действует с 11 ноября 2021 г.), удержание алиментов производится, в том числе с пособий по безработице.
В силу положений пункта 4 постановления Правительства Российской Федерации от 2 ноября 2021 года N 1908 "О перечне видов заработной платы и иного дохода, из которых производится удержание алиментов на несовершеннолетних детей, и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" взыскание алиментов с сумм заработной платы и иного дохода, причитающихся лицу, уплачивающему алименты, производится после удержания (уплаты) из этой заработной платы и иного дохода налогов в соответствии с налоговым законодательством Российской Федерации.
Частью 4 статьи 102 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" установлено, что в случае, когда определенный судебным приставом-исполнителем размер задолженности по алиментам нарушает интересы одной из сторон исполнительного производства, сторона, интересы которой нарушены, вправе обратиться в суд с иском об определении размера задолженности.
Как следует из материалов административного дела и установлено судами, что на исполнении в Савеловском ОСП УФССП России по г. Москве находится исполнительное производство N-ИП, возбужденное на основании исполнительного документа: судебный приказ мирового судьи судебного участка N 420 Савеловского района г. Москвы от 21 июня 2016 года, предметом исполнения является взыскание алиментов на содержание детей в размере ? доли доходов ежемесячно в отношении должника Пошеченкова А.П, в пользу взыскателя Пошеченковой А.Б.
Апелляционным определением судебного коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 14 августа 2020 года отменено решение Савеловского районного суда г. Москвы от 02 марта 2020 года и принято по делу новое решение, которым постановлено: взыскать с Пошеченкова А.П. в пользу Пошеченковой А.Б. алименты на содержание несовершеннолетних детей ФИО9 ДД.ММ.ГГГГ г.р, ФИО10 ДД.ММ.ГГГГ г.р, с 14 августа 2020 года и до совершеннолетия детей в размере 45675 руб, что соответствует трем прожиточным минимумам в г. Москве за 2 квартал 2019 года для детей согласно Постановлению Правительства Москвы от 10.09.2019 N 1177-ПП "Об установлении величины прожиточного минимума в г. Москве за 2 квартал 2019 года" с последующей индексацией размера алиментов в зависимости от изменения размера прожиточного минимума для детей в г. Москве.
В рамках исполнительного производства N-ИП судебным приставом-исполнителем в установленном порядке произведен расчет задолженности по алиментам и 18 января 2023 года вынесено постановление о расчете задолженности по алиментам за период с 16 июня 2016 года по 13 августа 2020 года, которая (задолженность), исходя из представленных сведений о доходах должника по форме 3-НДФЛ, поступивших из ИФНС России N14 по г. Москве и справок центра занятости населения, отсутствует.
Отказывая в удовлетворении административных исковых требований, суды исходили из того, что оспариваемое постановление соответствует закону и принято в пределах компетенции в установленном законом порядке, нарушения прав административного истца не установлено; доводы административного истца о том, что расчет задолженности по алиментам от 18 января 2023 года не соответствует требованиям Федерального закона от 02.10.2007 N229-ФЗ "Об исполнительном производстве" и фактическим обстоятельствам дела не нашел своего подтверждения в ходе рассмотрения дела.
Судебная коллегия соглашается с выводами нижестоящих инстанций на основании следующего, поскольку, как следует из содержания оспариваемого постановления, судебным приставом-исполнителем учтены: доходы должника от сдачи в аренду квартиры; полученное им в указанный период времени пособие по безработице (в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 18 июля 1996 г. N 841 и Постановлением Правительства РФ от 02 ноября 2021 г. N 1908); суммы, выплаченные должником в счет погашения имевшейся задолженности. Указанные сведения подтверждены доказательствами, исследованными и оцененными судами по правилам статьи 84 КАС РФ.
Доводы кассационной жалобы основаны на ошибочном толковании норм материального права и не содержат фактов, которые не были проверены и учтены судами двух инстанций при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение, влияли на законность и обоснованность обжалуемых судебных актов либо опровергали выводы, изложенные в судебных актах.
Нарушений влекущих безусловную отмену обжалуемых судебных актов судами не допущено.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Савеловского районного суда г. Москвы от 3 мая 2023 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от 7 декабря 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу Пошеченковой А.Б. - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, установленный ч.2 ст. 318 КАС РФ.
Мотивированный текст кассационного определения изготовлен 28 февраля 2024 года.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.