Судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Лысовой Е.В.
судей: Шамрай М.С, Анненковой К.К.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Баринова Александра Юрьевича к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Костромской области о включении в специальный стаж периодов работы, обязании назначить досрочную страховую пенсию, по кассационной жалобе Баринова Александра Юрьевича на решение Ленинского районного суда г. Костромы от 17 мая 2023 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Костромского областного суда от 25 октября 2023 г.
Заслушав доклад судьи судебной коллегии по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции Шамрай М.С, выслушав объяснения истца и его представителя, поддержавших доводы кассационной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Баринов А.Ю. обратился в суд с иском к ГУ Отделение пенсионного фонда Российской Федерации о включении в специальный стаж периодов трудовой деятельности, обязании назначить досрочную страховую пенсию по основаниям пункта 20 части 1 статьи 30 Федерального закона N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", указав в обоснование заявленных требований, что 20 июля 2019 г. он обратился в пенсионный орган с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии.
Решением ответчика от 26 ноября 2019 г. в удовлетворении заявления Баринову А.Ю. отказано, в связи с отсутствием стажа лечебной деятельности требуемой продолжительности.
Не соглашаясь с решением ответчика об отказе в назначении досрочной страховой пенсии, истец просил суд включить в специальный стаж в связи с осуществлением лечебной деятельности и иной работы по охране здоровья населения периоды работы в Лечебно-профилактическом учреждении "Санаторий "Колос" (1 год работы как 1 год 3 месяца) по совместительству; в ОГБУЗ "Красносельская районная больница" (1 год работы как 1 год 3 месяца) в должности врача функциональной диагностики, дополнительные выходные дни по уходу за "данные изъяты" с октября 2011 года по июль 2019 года в количестве 334 дня, военную службу в Советской Армии с 8 июля 1987 г. по 11 мая 1989 г.; возложить на пенсионный орган обязанность назначить истцу досрочную страховую пенсию в связи с осуществлением лечебной деятельности и иной работы по охране здоровья населения с 20 июля 2019 г.
Судом к участию в деле в качестве третьих лиц привлечены ЛПУ "Санаторий "Колос", ОГБУЗ "Городская больница г. Костромы".
Решением Ленинского районного суда г. Костромы от 17 мая 2023 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Костромского областного суда от 25 октября 2023 г, исковые требования Баринова А.Ю. удовлетворены частично. Суд возложил обязанность на Отделение фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Костромской области включить в специальный стаж Баринову А.Ю. в связи с осуществлением лечебной деятельности и иной работы по охране здоровья населения периоды: командировки (участие в конференции) с 28 марта 2003 г. по 28 марта 2003г, донорские дни с 24 июня 2016 г. по 24 июня 2016 г, с 27 июня 2016 г. по 29 июня 2016 г, дополнительные выходные дни по уходу за ребенком-инвалидом с 21 февраля 2012 г. по 30 сентября 2012 г. и с 26 октября 2013 г. по 8 июля 2019 г. в количестве 273 дня. В удовлетворении остальной части исковых требований Баринову А.Ю. отказано.
В кассационной жалобе и дополнениях к ней, Баринов А.Ю. просит судебные постановления отменить, ссылаясь на их незаконность и необоснованность, нарушение судами норм материального и процессуального права. Кассатор указывает на то, что на момент обращения за назначением досрочной пенсии истец имел необходимый стаж лечебной деятельности, а ответчиком необоснованно из стажа исключены спорные периоды, поскольку действующими в периоды работы истца Списками предусмотрено включение в специальный стаж работы в должности врача функциональной диагностики, врача кардиолога в санаториях с лечением больных с нарушением опорно-двигательного аппарата, а также период службы в армии. Истцом представлены доказательства работы в санатории с больными с нарушением функций опорно - двигательного аппарата. Не учтено, что санаторий оказывает услуги в рамках программы ОМС. Кассатор также ссылается на то, что судом неправильно истолкованы и применены нормы постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1066, постановления Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781, постановления Совета Министров СССР от 17 декабря 1954 г. N 1397. Не учтено, что в соответствии с ранее действовавшими постановлениями засчитывались в льготный стаж периоды службы в армии. Поскольку истец проходил службу в армии до 29 октября 2002 г, следовательно, он имеет право на назначение пенсии по нормам действовавшего в то время законодательства, которое предусматривало включение спорного периода в стаж. Считает, что к возникшим правоотношениям не применимы положения постановления Совета Министров СССР от 3 августа 1972 N 590. Ссылается на судебную практику по данной категории споров.
Согласно части 5 статьи 379.5 ГПК РФ неявка в судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции лица, подавшего кассационные жалобу, представление, и других лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке. В судебное заседание суда кассационной инстанции не явился представители ответчика, третьих лиц.
С учетом положений статьи 165.1 ГК РФ, статьи 167 ГПК РФ судебная коллегия полагает возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц, в том числе, принимая во внимание, что информация о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы заблаговременно размещена на официальном сайте Второго кассационного суда общей юрисдикции.
Участие в судебном заседании истца и его представителя обеспечено посредством систем видео-конференц связи.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и дополнений к ней, проверив по правилам статьи 379.6 ГПК РФ в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, кассационный суд не находит оснований для удовлетворения жалобы. Оснований, предусмотренных статьей 379.7 ГПК РФ, для отмены либо изменения судебных постановлений в кассационном порядке не имеется.
В соответствии со статьей 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции является несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанции, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такого характера нарушения судами первой и апелляционной инстанций при разрешении настоящего дела не допущено.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом, 9 июля 2019 г. Баринов А.Ю. обратился в Государственное учреждение - УПФР в Костромском районе Костромской области с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости, в связи с осуществлением лечебной деятельности и иной работы по охране здоровья населения.
Решением пенсионного органа от 26 ноября 2019 г. истцу отказано в назначении досрочной страховой пенсии в связи с осуществлением лечебной деятельности. К зачету принято 23 года 4 месяца 17 дней.
Не приняты к зачету в специальный стаж, в том числе спорные периоды работы в ЛПУ "Санаторий "Колос" по совместительству как в календарном, так в льготном исчислении (1 год работы как 1 год 3 месяца): в должности врача функциональной диагностики с 23 октября 2006 г. по 10 января 2011 г. на 1 ставку, с 11 января 2011 г. по 20 марта 2011 г. на 0, 5 ставки, с 21 марта 2011 г. по 8 июля 2019 г. на 1 ставку, врача-кардиолога с 1 марта 2016 г. по 8 июля 2019 г. на 0, 5 ставки, так как лечебная деятельность в данном санатории не соответствует профилю лечебной деятельности санаториев, предусмотренных Списком должностей и учреждений, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781, а период работы по совместительству в должности врача функциональной диагностики с 11 января 2011 г. по 20 марта 2011 г. не засчитан в специальный стаж, так как в данный период заявитель работал на 0, 5 ставки; период прохождения истцом службы в Советской Армии с 8 июля 1987 г. по 11 мая 1989 г.
3 ноября 2022 г. Баринов А.Ю. вновь обратился в пенсионный орган с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости, дополнительно представив справку о специальном стаже в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения за период с 2019 по 2022 годы.
Решением пенсионного органа от 18 января 2023 г. установлен специальный стаж Баринова А.Ю. на 1 ноября 2022 г. 26 лет 10 месяцев 17 дней. В назначении досрочной страховой пенсии отказано, в связи с отсутствием специального стажа требуемой продолжительности.
Разрешая спор в части требований истца о включении в специальный стаж периодов работы в должности врача функциональной диагностики и врача-кардиолога в санатории "Колос", суд первой инстанции установилзначимые для дела обстоятельства, исходя из заявленных требований с учетом доводов и возражений сторон, их объяснений, исследовал представленные в дело доказательства в их совокупности по правилам статьи 67 ГПК РФ, и пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения иска в данной части, поскольку только медицинским работникам, работающим в санаториях определенного профиля, поименованного в соответствующем Списке, периоды такой работы включаются в стаж работы, дающей право на досрочное назначение пенсии в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения.
Суд принял во внимание акт документальной проверки от 12 августа 2019 г. клиентской службы (на правах отдела) в Костромском районе пенсионного органа, которым установлено, что в соответствии с Уставом ЛПУ "Санаторий "Колос" основной целью деятельности учреждения является организация санаторно-курортного лечения и отдыха граждан. Предметом деятельности учреждения является: организация диагностических, лечебных, профилактических и медико-восстановительных мероприятий, проводимых для укрепления здоровья и предупреждения заболеваний населения; создание, развитие и обеспечение функционирования лечебно-оздоровительного комплекса, необходимого для реабилитации граждан с заболеваниями органов кровообращения, сердечно-сосудистой системы, почек и мочевыводящих путей, органов пищеварения, органов дыхания нетуберкулезного характера, нервной системы.
В соответствии с выпиской из ЕГРЮЛ основным видом деятельности санатория является деятельность санаторно-курортных организаций.
Исследовав учредительные документы ЛПУ "Санаторий "Колос", выданные учреждению лицензии на медицинскую деятельность от 28 февраля 2007 г, от 23 мая 2008 г, от 31 декабря 2008 г, от 7 февраля 2013 г, от 16 мая 2013 г, от 12 февраля 2014 г, от 12 февраля 2019 г, проанализировав перечень указанных в них работ и услуг, которые вправе осуществлять учреждение, суд первой инстанции пришел к выводу, что санаторий, в котором осуществлял свою деятельность истец, являлся многопрофильным учреждением и не имел таких профилей деятельности, как лечение туберкулеза всех форм, лечение больных с последствиями полиомиелита, гематологических больных, больных с нарушениями опорно-двигательного аппарата, больных ревматизмом и психоневрологических больных, то есть перечисленных в пункте 21 раздела "Наименование учреждений" Списка, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781.
Также учтено, что в соответствии с выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица Баринова А.Ю. период работы в ЛПУ "Санаторий Колос" указан работодателем без кода льготной работы.
Отказывая в удовлетворении исковых требований Баринова А.Ю. о включении в специальный стаж периода службы истца в Советской Армии, суд первой инстанции, руководствуясь Положением о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденное постановлением Совета Министров СССР N 1397 от 17 декабря 1959 г, установив, что служба в армии у истца имела место во время его учебы в Ярославском медицинской институте, после службы в армии он продолжил учебу в данном учебном заведении, при этом специальный стаж в связи с лечебной деятельностью у истца начался с 8 августа 1994 г, суд первой инстанции пришел к выводу, что периодов работы истца до 1 января 1992 г, подлежащих включению в специальный стаж, у Баринова А.Ю. не имеется, в связи с чем, отсутствовали предусмотренные законом основания для включения в стаж работы истца периода службы в Советской Армии с 8 июля 1987 г. по 11 мая 1989 г.
Поскольку с учетом включенных пенсионным органом в добровольном порядке периодов работы и периодов, включенных судом, у Баринова А.Ю. не образуется необходимая продолжительность специального стажа, суд отказал истцу в иске о назначении досрочной страховой пенсии, в связи с осуществлением лечебной деятельности и иной работы по охране здоровья населения.
С приведенными выводами суда первой инстанции об отсутствии правовых оснований для включения в специальный стаж истца в связи с лечебной деятельностью, как в календарном, так и льготном исчислении (1 год работы как 1 год 3 месяца) периодов его работы в Санаторий "Колос" и службы в Советской Армии, назначении досрочной страховой пенсии, согласился суд апелляционной инстанции, признав их основанными на установленных обстоятельствах и не противоречащими нормам права, регулирующим спорные правоотношения.
Суд кассационной инстанции соглашается с указанными выводами судов первой и апелляционной инстанций, поскольку они соответствуют фактическим обстоятельствам дела, сделаны на основании полного и всестороннего исследования представленных в материалы дела доказательств. Судами правильно применены нормы материального и процессуального права, с которыми судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции соглашается.
В соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 следующим лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста с применением положений части 1.1 настоящей статьи
В целях реализации положений статьи 30 Федерального закона N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2014 г. N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение", в соответствии с подпунктом "н" пункта 1 которого, при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения применяется:
Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявших лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждения здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации";
Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1066 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения", - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2001 г. включительно;
Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно - эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 464 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет", с применением положений абзацев четвертого и пятого пункта 2 указанного постановления, - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 г. по 31 октября 1999 г. включительно;
Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства"), - для учета периодов соответствующей деятельности, имевшей место до 1 января 1992 г.
Таким образом, право на досрочное назначение страховой пенсии по старости имеют лица, непосредственно осуществлявшие в определенное время лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, предусмотренных соответствующими списками учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения. При этом право на досрочное назначение страховой пенсии в связи с осуществлением лечебной деятельности предоставляется лицу при соблюдении одновременно двух условий: работы в соответствующих должностях и работы в соответствующих учреждениях.
Списком, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781, предусмотрена в разделе "Наименование должностей" должность врачи-специалисты всех наименований (кроме врачей-статистиков), в том числе врачи - руководители учреждений, осуществляющие врачебную деятельность.
В пункте 21 раздела "Наименование учреждений" поименованы санатории (курорты), в том числе детские: для лечения туберкулеза всех форм; для больных с последствиями полиомиелита; для гематологических больных; для лечения больных с нарушениями опорно-двигательного аппарата; для больных ревматизмом; психоневрологические.
С учетом приведенных норм, только медицинским работникам, работающим в санаториях определенного профиля, поименованного в указанном Списке, периоды такой работы включаются в стаж работы, дающей право на досрочное назначение пенсии в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения.
В соответствии с пунктом 5.2.11.15 приложения к приказу Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 6 августа 2007 г. N 522 "О ведении государственного реестра курортного фонда Российской Федерации" медицинская специализация (профиль) санатория определяется в соответствии с приложением к лицензии на медицинскую деятельность.
Правильно применив приведенные нормы права, установив, с учетом анализа учредительных документов ЛПУ "Санаторий "Колос", лицензий на медицинскую деятельность, что в спорные периоды санаторий, в котором осуществлял свою деятельность истец, являлся многопрофильным учреждением и не имеет таких профилей деятельности, как лечение туберкулеза всех форм, лечение больных с последствиями полиомиелита, гематологических больных, больных с нарушениями опорно-двигательного аппарата, больных ревматизмом и психоневрологических больных, то есть перечисленных в пункте 21 раздела "Наименование учреждений" Списка, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781, суд пришел к обоснованному выводу об отсутствии оснований для включения в специальный стаж истца периода его работы в ЛПУ "Санаторий "Колос".
Доводы кассатора о том, что в санатории фактически оказывалась медицинская помощь, в том числе и больным с нарушениями опорно- двигательного аппарата, и больным ревматизмом, являлись предметом проверки судов первой и апелляционной инстанций, и обоснованно отклонены с приведением соответствующих мотивов, с которыми суд кассационной инстанции соглашается.
Федеральный законодатель, устанавливая в Федеральном законе от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения страховой пенсии по старости, связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в конкретной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда, в частности с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения. При этом законодатель учитывает не только специфику профессиональной деятельности, но и особенности функционирования учреждений здравоохранения, организация труда в которых предполагает соблюдение специальных условий и выполнение определенной нагрузки, что само по себе не может рассматриваться как ограничение прав граждан на пенсионное обеспечение.
С учетом приведенного нормативно-правового регулирования, с 1 ноября 1999 г. только медицинским работникам, работающим в санаториях определенного профиля, поименованного в указанных списках, периоды такой работы включаются в стаж работы, дающей право на досрочное назначение пенсии в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения, в то время как в настоящем случае, таких обстоятельств не установлено, в связи с чем, является правомерным отказ пенсионного органа во включении в специальный стаж истца периода его работы в ЛПУ "Санаторий "Колос".
Также являются несостоятельными доводы истца о наличии оснований для включения в специальный стаж периода службы в армии.
В соответствии с Положением о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденным постановлением Совета Министров СССР N 1397 от 17 декабря 1959 г, действовавшим в период прохождения истцом службы в Вооруженных Силах СССР по призыву, учителям, врачам и другим работникам просвещения и здравоохранения в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, засчитывается служба в составе Вооруженных Сил СССР.
При этом в силу пункта 4 названного Положения в качестве условия зачета службы в армии в стаж работы по специальности было предусмотрено наличие у лица, обратившегося за назначением пенсии, не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с этим Положением в учреждениях, организациях, должностях, работа в которых давала работникам здравоохранения право на льготную пенсию.
Таким образом, обязательным условием зачета времени службы в составе Вооруженных Сил СССР в стаж работы по специальности является то, что не менее 2/3 требуемого для назначения пенсии в соответствии с названным постановлением стажа должно приходиться на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на эту пенсию.
Сохранение возможности зачета таким лицам в стаж работы по специальности службы в составе Вооруженных Сил СССР допускается только при условии прохождения службы в период действия Положения от 17 декабря 1959 г. N 1397, то есть до 1 января 1992 г. (как определено подпунктом "н" пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. N 665), и только при наличии у этих лиц стажа лечебной деятельности, требуемого для назначения досрочной пенсии, который имел место до 1 января 1992 г. в учреждениях, организациях и должностях, входящих в Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397.
Начало лечебной деятельности Баринова А.Ю, как установлено судом, имело место с 8 августа 1994 г, то есть, после утраты силы Положения от 17 декабря 1959 г. N 1397, то есть у истца отсутствовал специальный стаж лечебной деятельности как на момент прохождения службы в составе Вооруженных Сил СССР, так и на момент изменения правового регулирования спорных отношений, в связи с чем, нормы Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397, предусматривавшие возможность зачета в стаж работы по специальности медицинским работникам службы в составе Вооруженных Сил СССР при условии наличия не менее 2/3 требуемого для назначения пенсии стажа работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на эту пенсию, не могут применяться при исчислении стажа лечебной деятельности истца для решения вопроса о его досрочном пенсионном обеспечении.
Применение судом первой инстанции к возникшим правоотношениям положений постановления Совета Министров СССР от 3 августа 1972 N 590 на правильность выводов судов об отказе в иске не повлияло.
Иные приведенные кассатором в жалобе и дополнениях к ней доводы по существу сводятся к несогласию с выводами судов первой и апелляционной инстанций, изложенными в обжалуемых судебных постановлениях и направлены на иную оценку доказательств по делу, а потому основанием к отмене судебных актов являться не могут, так как в соответствии с частью 3 статьи 390 ГПК РФ кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими и определять, какое судебное постановление должно быть принято при новом рассмотрении дела.
Нарушений норм материального права, а также требований процессуального законодательства, влекущих безусловную отмену судебных актов, допущено не было.
При таких обстоятельствах судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции не находит предусмотренных статьей 379.7 ГПК РФ оснований для удовлетворения кассационной жалобы с дополнениями и отмены обжалуемых судебных актов.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 379.6, 390, 390.1 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Ленинского районного суда г. Костромы от 17 мая 2023 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Костромского областного суда от 25 октября 2023 г. оставить без изменения, кассационную жалобу и дополнения к ней Баринова Александра Юрьевича - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.