Судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Матушкиной Н.В, судей Курчевской С.В, Бибеевой С.Е.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску заместителя прокурора Ленинского района г.Иваново в защиту интересов Федорова Германа Михайловича к Территориальному управлению социальной защиты населения по городу Иваново об устранении нарушений требований законодательства в сфере социальной поддержки и защиты прав ветеранов труда, взыскании компенсации морального вреда (номер дела, присвоенный судом первой инстанции 2-416/2023 (2-3219/2022;) ~ М-2773/2022)
по кассационной жалобе Территориального управления социальной защиты населения по городу Иваново на решение Фрунзенского районного суда г.Иваново от 24 марта 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ивановского областного суда от 12 июля 2023 года, Заслушав доклад судьи судебной коллегии по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции Матушкиной Н.В, объяснения прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Ганцевой С.В, возражавшей против кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
заместитель прокурора Ленинского района г.Иваново обратился в суд с иском в интересах Федорова Г.М. к Территориальному управлению социальной защиты населения по городу Иванову (далее - ТУСЗН по городу Иванову), в котором с учетом уточнения исковых требований просил признать незаконными действия ТУСЗН по городу Иванову об удержании с Федорова Г.М. сумм причитающейся ему ежемесячной денежной выплаты по оплате жилищно-коммунальных услуг, возложить на ответчика обязанность возвратить Федорову Г.М. денежные средства причитающихся денежных выплат по оплате жилищных и коммунальных услуг, удержанные с него, а также взыскать с ответчика в пользу Федорова Г.М. компенсацию морального вреда в размере 10000 руб.
Исковые требования мотивированы тем, что прокуратурой Ленинского района г.Иваново по обращению Федорова Г.М. проведена проверка соблюдения ТУСЗН по городу Иванову требований законодательства о социальной поддержке и защите прав ветеранов труда. В ходе проверки установлено, что Федоров Г.М. пользовался мерами социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг за жилое помещение, расположенное по адресу: "адрес", в виде ежемесячной денежной выплаты по категории "Ветеран труда". 19 августа 2021 г.
Федоров Г.М. обратился в ТУСЗН по городу Иванову с заявлением о предоставлении ему ежемесячной денежной выплаты на оплату жилого помещения и коммунальных услуг по адресу: "адрес". В ходе рассмотрения данного заявления ТУСЗН по городу Иванову произведен перерасчет выплаты. В результате перерасчета выявлена переплата в размере 26 873 руб. 89 коп. за период с 1 июля 2019 г. по 31 декабря 2021 г. ТУСЗН по городу Иванову принято решение о перерасчете размера ежемесячной денежной выплаты на оплату жилого помещения и коммунальных услуг и удержании с заявителя суммы переплаты. Прокурор полагает указанное решение незаконным, поскольку у ответчика имелась возможность получить необходимую для расчета информацию в порядке межведомственного взаимодействия. Нормы регионального законодательства не позволяют ответчику при выявлении факта переплаты ежемесячной денежной выплаты производить в бесспорном порядке ее удержание из полагающейся гражданину ежемесячной денежной выплаты на оплату жилья и коммунальных услуг.
Решением Фрунзенского районного суда г.Иваново от 24 марта 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Ивановского областного суда от 12 июля 2023 года, исковые требования заместителя прокурора Ленинского района г.Иваново в защиту интересов Федорова Германа Михайловича к Территориального управления социальной защиты населения по городу Иванову об устранении нарушений требований законодательства в сфере социальной поддержки и защиты прав ветеранов труда, взыскании компенсации морального вреда удовлетворены.
Действия ТУСЗН по городу Иванову по удержанию с Федорова Г.М. сумм, причитающейся ему ежемесячной денежной выплаты на оплату жилого помещения и коммунальных услуг признаны незаконными. На ТУСЗН по юроду Иванову возложена обязанность вернуть Федорову Г.М. удержанные с ноября 2021 г. денежные средства причитающихся ежемесячных денежных выплат на оплату жилого помещения и коммунальных услуг. С ТУСЗН по городу Иванову в пользу Федорова Г.М. взыскана компенсация морального вреда в размере 5000 руб. В удовлетворении остальной части исковых требований отказано. С ТУСЗН по городу Иванову в доход бюджета муниципального образования г.Иваново взыскана государственная пошлина за рассмотрение настоящего дела в размере 300 руб.
В кассационной жалобе представитель ТУСЗН по городу Иванову Заваленская Е.М. выражает несогласие с судебными постановлениями, считает, что они вынесены с нарушением норм материального и процессуального права. Указывает, что судом первой и апелляционной инстанции неправильно истолкованы нормы пункта 35 Правил, поскольку средства ЕДВ ЖКУ должны возвращаться получателем в добровольном порядке, а при отказе от добровольного возврата взыскиваются в судебном порядке только в случае, если у гражданина отсутствует право на получение выплаты в последующие месяцы. В связи с этим согласие Федорова Г.М. на удержание излишне полученных выплат не требовалось, действия Управления по удержанию необоснованно полученных Федоровым Г.М. излишне полученных сумм ЕДВ ЖКУ в счет будущих выплат являются законными. Кроме того, судами первой и апелляционной инстанций безосновательно сделан вывод о причинении Федорову Н.М. морального вреда.
Помимо этого, решением суда первой инстанции постановлено взыскать с Управления государственную пошлину за рассмотрение настоящего дела в размере 300 руб. Согласно тексту апелляционного определения суд полагал ошибочным указание в решении суда первой инстанции на взыскание с Управления государственной пошлины и считал возможным "исключить из резолютивной части решения суда данный абзац" (стр.8 определения). Однако согласно резолютивной части апелляционного определения Ивановского областного суда решение Фрунзенского районного суда г.Иваново от 24 марта 2023 г. оставлено без изменения.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке. Судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь частью 5 статьей 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела по правилам ст. 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов, кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции находит жалобу подлежащей удовлетворению.
Согласно ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции приходит к выводу о том, что при рассмотрении настоящего дела судами первой и апелляционной инстанций были допущены нарушения норм процессуального права при разрешении вопроса о взыскании государственной пошлины, в остальной части судебные постановления являются законными и обоснованными.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Федоров Г.М, 23 февраля 1953 г.р, имеет статус "Ветеран труда". Федоров Г.М. пользовался мерами социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг в виде ежемесячной денежной выплаты по категории "Ветеран труда" по адресу: "адрес" 19 августа 2021 г. Федоров Г.М. обратился в ТУСЗН по городу Иванову с заявлением о перерасчете ежемесячной денежной выплаты на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в связи со сменой места жительства по адресу: "адрес"
В ходе рассмотрения указанного заявления ответчиком установлено, что по указанному адресу Федоров Г.М. зарегистрирован с 11 июня 2019 г. Произведя расчет, ответчик выявил, что в период с 1 июля 2019 года по 31 декабря 2021 г. имелась переплата ежемесячной денежной выплаты на оплату жилого помещения и коммунальных услуги размере 26873 руб. 89 коп.
Решением ТУСЗН по городу Иванову от 2 сентября 2021 г. произведен перерасчет размера получаемой Федоровым Г.М. ежемесячной выплаты на оплату жилого Помещения и коммунальных услуг в размере 26 873 руб. 89 коп, о чем Федоров Г.М. был уведомлен.
Из информации о произведенных Федорову Г.M. ежемесячных выплатах на оплату жилого помещения и коммунальных услуг следует, что с 1 ноября 2021 г. по настоящее время ТУСЗН по городу Иванову средства ежемесячной выплаты на оплату жилого помещения и коммунальных услуг удерживает в счет погашения переплаты.
Судом также установлено, что согласия на удержание ЕДВ ЖКУ Федоров Г.М. не давал.
На основании обращения Федорова Г.М. прокуратуру Ленинского района г.Иваново была проведена проверка по факту удержаний ЕДВ ЖКУ.
Разрешая спор, суд первой инстанции руководствовался статьями 151, 1069, 1101, 1102. 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации, положениями Федерального закона от 12 января 1995 г N5-ФЗ "О ветеранах", Закона Ивановской области от 15 февраля 2006 г. N11-03 "О мерах социальной поддержки ветеранов труда, приравненных к ним граждан и тружеников тыла". Закона Ивановской области от 13 ноября 2008 г, N132-03 "О форме предоставления мер социальной поддержки отдельным категориям граждан по оплате жилого помещения и коммунальных услуг". Правил предоставления ежемесячной денежной выплаты на оплату жилого помещения и коммунальных услуг и ежегодной денежной выплаты на оплату топлива, расчета и перерасчета их размера отдельным категориям граждан, проживающим в Ивановской области, утвержденных постановлением Правительства Ивановской области от 15 декабря 2008 г. N329-п, административного регламента предоставления государственной услуги "Организация предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан", утвержденного приказом Департамента социальной защиты населения Ивановской области от 28 апреля 2018 г. N13.
Удовлетворяя исковые требования частично, суд первой инстанции исходил из того, что удержание с Федорова Г.М. переплаты за счет будущей выплаты денежных средств возможно только с его согласия Федоров Г.М. такого согласия не давал, материалы дела соответствующих доказательств, подтверждающих согласие истца с осуществлением органами подобных удержаний, не содержат, следовательно, взыскание такой переплаты должно производиться в судебном порядке. Факт несогласия с таким удержанием подтверждается и последующими действиями Федорова Г.М, обратившегося с заявлением в прокуратуру с целью защиты своих прав.
С ТУСЗН по городу Иванову в пользу Федорова Г.М. взыскана компенсация морального вреда в размере 5000 руб. В удовлетворении остальной части исковых требований отказано.
С ТУСЗН по городу Иванову в доход бюджета муниципального образования г.Иваново взыскана государственная пошлина за рассмотрение настоящего дела в размере 300 руб.
С выводами суда первой инстанции согласился суд апелляционной инстанции.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции приходит к выводу, что решение суда и апелляционное определение нельзя признать законными в части взыскания с ТУСЗН по городу Иванову в доход бюджета муниципального образования г.Иваново взыскана государственной пошлины за рассмотрение настоящего дела в размере 300 руб, поскольку они основаны на неправильном применении норм процессуального права.
В остальной части судебные постановления являются законными и обоснованными.
Суды первой и апелляционной инстанции правильно применили нормы материального права.
Статьей 3 Закона Ивановской области от 13 ноября 2008 г. N132-03 "О форме предоставления мер социальной поддержки отдельным категориям граждан по оплате жилого помещения и коммунальных услуг" предусмотрено, что предоставление гражданам ежемесячных денежных выплат на оплату жилого помещения и коммунальных услуг и ежегодных денежных выплат на оплату топлива осуществляется органами, уполномоченными Губернатором Ивановской области.
Правила предоставления ежемесячной денежной выплаты на оплату жилого помещения и коммунальных услуг и ежегодной денежной выплаты на оплату топлива, расчета и перерасчета их размера отдельным категориям граждан, проживающим в Ивановской области, а также порядок предоставления средств, выделенных на реализацию мер социальной поддержки отдельным категориям граждан по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, устанавливаются Правительством Ивановской области.
Согласно п.1 Правил ежемесячная денежная выплата на оплату жилого помещения и коммунальных услуг и ежегодная денежная выплата на оплату топлива устанавливаются гражданам, имеющим право на меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг на основании, в том числе Федерального закона от 12 января 1995 г. N5-ФЗ "О ветеранах", Закона Ивановской области от 15 февраля 2006 г. N11-03 "О мерах социальной поддержки ветеранов труда, приравненных к ним граждан и тружеников тыла".
Как следует из п. 11 Правил в редакции, действующей на момент обращения Федорова Г.М. к ответчику, в случае обнаружения уполномоченными органами признаков, указывающих на то, что сведения, содержащиеся в представленных заявителем или полученных в порядке межведомственного взаимодействия документах, могут являться недостоверными либо должным образом не подтверждены, уполномоченные органы проводят дополнительную проверку таких сведений путем направления официальных запросов в организации, располагающие данными сведениями, или путем осуществления межведомственного информационного взаимодействия с указанными организациями на основании соответствующих соглашений.
Пунктом п.15 Правил предусмотрено, что размер ежемесячной денежной выплаты на оплату жилого помещения и коммунальных услуг определяется исходя из объема мер социальной поддержки на оплату- жилого помещения и коммунальных услуг, установленного нормативными правовыми актами Российской Федерации, Ивановской области.
Как следует из п. 18 Правил получатель ежемесячной денежной выплаты на оплату- жилого помещения и коммунальных услуг один раз в год вправе обратиться в уполномоченный орган за перерасчетом размера указанной выплаты за предыдущий календарный год и (или) корректировкой объемов потребления жилищно-коммунальных услуг на текущий календарный год по всем видам жилищно-коммунальных услуг, предоставляемых получателю.
Уполномоченный орган на основании представленных получателем документов, содержащих сведения о фактических объемах потребления коммунальных услуг и размерах произведенных платежей за жилое помещение и коммунальные услуги за предыдущий календарный год, в течение 30 дней с даты приема документов производит перерасчет размера ежемесячной денежной выплаты на опиату жилого помещения и коммунальных услуг за предыдущий календарный год и (или) корректировку объемов потребления жилищно-коммунальных услуг на текущий календарный год или принимает решение об отказе в перерасчете размера указанной выплаты за предыдущий календарный год (корректировке объемов потребления жилищно-коммунальных услуг на текущий календарный год) и направляет (вручает) соответствующее решение получателю ежемесячной денежной выплаты на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
Согласно п.20 Правил получатель выплаты в течение десяти дней после наступления событий, которые влекут за собой уменьшение размера выплаты, ее приостановление либо прекращение права на ее получение (изменение места проживания (жительства, пребывания) получателя выплат, состава семьи по месту его проживания, основания получения мер социальной поддержки, видов предоставляемых жилищно- коммунальных услуг, исполнителя (поставщика) жилищно-коммунальных услуг; установление общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета, прекращение предоставления отдельных видов жилищно-коммунальных услуг; перерасчет размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в связи с временным отсутствием гражданина более 3 месяцев), обязан представить уполномоченному органу документы, подтверждающие такие события.
Пунктом 35 Правил предусмотрено, что в случае если получатель выплаты в установленный срок не представил уполномоченному органу документы, указанные в пункте 20 настоящих Правил, необоснованно полученные в качестве ежемесячной денежной выплаты на оплату жилого помещения и коммунальных услуг средства засчитываются в счет будущей выплаты, а при отсутствии права на получение выплаты в последующие месяцы эти средства возвращаются получателем в добровольном порядке.
При отказе от добровольного возврата указанные средства взыскиваются в судебном порядке.
Согласно п.3.13.1 указанного выше Административного регламента в редакции, действующей на момент обращения Федорова Г.М. к ответчику, основанием для начала административной процедуры возврата денежных средств при необоснованном получении государственной услуги является принятие соответствующего решения в случае: обнаружения факта необоснованного получения государственной услуги по вине заявителей, получающих государственную услугу (предоставление документов с заведомо неверными сведениями, сокрытие данных, влияющих на право получения государственной услуги), или в результате счетной ошибки, допущенной органом, предоставляющим государственную услугу; выявление факта переплаты в результате перерасчета размера выплат, произведенного в соответствии с разделом 3.10 Административного регламента. В этом случае денежные средства, излишне выплаченные получателю, засчитываются в счет будущих выплат, а при отсутствии права на получение выплат в последующие месяцы эти средства возмещаются получателем добровольно. При отказе от добровольного возврата - взыскиваются в судебном порядке.
Из п.3.13.5 Административного регламента следует, что в случае отказа заявителя, получающего государственную услугу, от добровольного возмещения необоснованно полученных денежных средств, специалист, ответственный за подготовку проектов решений, готовит расчет переполученных заявителем сумм и информирует руководителя территориального органа социальной защиты населения или лицо, уполномоченное приказом руководителя территориального органа социальной зашиты населения, о факте отказа заявителя возмещать переполученные суммы в добровольном порядке.
Согласно п.3.13.7 Административного регламента расчет необоснованно выплаченной суммы, решение о взыскании неправомерно выплаченной суммы, заявление о согласии и способе возмещения неправомерно полученной суммы приобщаются к персональному делу гражданина, по которому выявлена неправомерная выплата.
В пункте 12 Обзора практики рассмотрения судами дел по спорам, связанным с реализацией мер социальной поддержки отдельных категорий граждан, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 17 июня 2020 г, даны разъяснения о том, что удержание органом социальной защиты населения излишне выплаченных гражданину сумм компенсации расходов на оплату жилья и коммунальных услуг в отсутствие согласия гражданина не допускается. В случае отказа гражданина добровольно возвратить излишне полученные денежные средства вопрос о возможности их взыскания органом социальной защиты подлежит разрешению в судебном порядке.
Таким образом, удержание с Федорова Г.М. переплаты за счет будущей выплаты денежных средств возможно только с его согласия Федоров Г.М. такого согласия не давал, материалы дела соответствующих доказательств, подтверждающих согласие истца с осуществлением органами подобных удержаний, не содержат, следовательно, взыскание такой переплаты должно производиться в судебном порядке. Факт несогласия с таким удержанием подтверждается и последующими действиями Федорова Г.М, обратившегося с заявлением в прокуратуру с целью защиты своих прав.
Нормы Гражданского кодекса Российской Федерации о неосновательном обогащении и недопустимости возврата определенных денежных сумм могут применяться и за пределами гражданско-правовой сферы, в частности в рамках правоотношений, связанных с получением отдельными категориями граждан Российской Федерации выплат, предусмотренных Федеральным законом от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах".
Согласно правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 11 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N3 (2020), утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 25 ноября 2020 года, в нем указано, что излишне выплаченные в качестве мер социальной поддержки денежные средства в силу положений п.1 ст. 1102 и подп.3 ст. 1109 ГК РФ должны быть возвращены получателем только в случае установления недобросовестности с его стороны или счетной ошибки, при этом добросовестность гражданина (получателя спорных денежных средств) презюмируется, следовательно, бремя доказывания недобросовестности гражданина, получившего названные в данной норме виды выплат, лежит на стороне, требующей возврата излишне выплаченных денежных сумм.
Судами первой и апелляционной инстанции правильно применены приведенные выше нормы права и разъяснения по их применению.
Доводы жалобы о недобросовестности Федорова Г.М, поскольку при первичном обращении за выплатой обязанность, предусмотренная п.20 Правил, ему разъяснялась под соответствующую расписку, что 19 августа 2021 г. он обратился в управление с заявлением о предоставлении выплаты по адресу регистрации (пр.Текстильщиков), а не с заявлением о перерасчете, подлежат отклонению, так как судами этим доводам дана надлежащая оценка.
Суд пришел к обоснованному выводу о том, что действия ТУСЗН по городу Иванову по удержанию суммы переплаты ежемесячной выплаты на оплату жилого помещения и коммунальных услуг за счет текущих ежемесячных выплат, полагающихся ветерану в качестве мер социальной поддержки, во внесудебном порядке является неправомерным.
Вопреки доводам жалобы судами первой и апелляционной инстанций обоснованно взыскана компенсация морального вреда и правильно определен ее размер.
Судами при определении размера компенсации морального вреда учтены все юридически значимые обстоятельства, результаты оценки которых подробно приведены в мотивировочной части решения. Размер компенсации морального вреда определен судом с учетом личности истца, характера допущенного нарушения, размера и степени, причиненных Федорову Г.М. страданий по поводу нарушения его прав на предоставление мер социальной поддержки.
Суды правильно указали, что несоблюдение государственными органами нормативных предписаний при реализации гражданами права на социальное обеспечение, осуществляемое в том числе в виде денежных выплат (пособий, субсидий, компенсаций и т.д.), может порождать право таких граждан на компенсацию морального вреда в связи с тем, что социальное обеспечение граждан неразрывно связано с их нематериальными благами и личными неимущественными правами.
Ежемесячные денежные выплаты на оплату расходов за жилое помещение и коммунальные услуги, предусмотренные Законом Ивановской области от 15 февраля 2006 г. N11-03 "О мерах социальной поддержки ветеранов труда, приравненных к ним граждан и тружеников тыла". Законом Ивановской области от 13 ноября 2008 г. N132- 03 "О форме предоставления мер социальной поддержки отдельным категориям граждан по оплате жилого помещения и коммунальных услуг", относятся к числу мер социальной поддержки ряда граждан, направлена на обеспечение определенного жизненного уровня этих граждан, необходимого для поддержания их здоровья и благосостояния. Произвольное, то есть в отсутствие установленных нормами права оснований, лишение гражданина уполномоченным органом права на эти меры социальной поддержки нарушает не только непосредственно его имущественные права, но и влечет нарушение нематериальных благ и личных неимущественных прав такого гражданина, в числе которых здоровье гражданина, честь, доброе имя и достоинство его личности.
Суд кассационной инстанции, помимо приведенных выше правовых норм и разъяснений по их применению, полагает необходимым принять во внимание разъяснения, изложенные в постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 15.11.2022 N 33 "О практике применения судами норм о компенсации морального вреда", касающиеся сходных правоотношений.
Так, в пункте 37 названного постановления Пленума Верховного Суда РФ от 15.11.2022 N 33 разъяснено, что на основании части первой статьи 151 ГК РФ суд вправе удовлетворить требование о компенсации морального вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц этих органов, нарушающими личные неимущественные права гражданина либо посягающими на принадлежащие ему нематериальные блага. Моральный вред, причиненный гражданину в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления и их должностных лиц, нарушающих имущественные права гражданина, исходя из норм статьи 1069 и пункта 2 статьи 1099 ГК РФ, рассматриваемых во взаимосвязи, компенсации не подлежит. Вместе с тем моральный вред подлежит компенсации, если оспоренные действия (бездействие) повлекли последствия в виде нарушения личных неимущественных прав граждан. Например, несоблюдение государственными органами нормативных предписаний при реализации гражданами права на получение мер социальной защиты (поддержки), социальных услуг, предоставляемых в рамках социального обслуживания и государственной социальной помощи, иных социальных гарантий, осуществляемое в том числе в виде денежных выплат (пособий, субсидий, компенсаций и т.д.), может порождать право таких граждан на компенсацию морального вреда, если указанные нарушения лишают гражданина возможности сохранять жизненный уровень, необходимый для поддержания его жизнедеятельности и здоровья, обеспечения достоинства личности.
С учетом приведенных конкретных обстоятельств, суд апелляционной инстанции пришел к правильному выводу, что право Федорова Г.М. на такие меры социальной поддержки носит не только имущественный характер, но и тесно связано с личными неимущественными правами гражданина и другими нематериальными благами, а именно право на получение мер социальной защиты, соответственно, действия, нарушающие это право, лишают истца не только возможности поддерживать необходимый жизненный уровень, но и отрицательно сказываются на его здоровье, эмоциональном состоянии, затрагивают достоинство личности, то есть одновременно нарушают личные неимущественные права гражданина и другие нематериальные блага, причиняя ему тем самым моральный вред (физические и нравственные страдания).
Учитывая вышеуказанные обстоятельства, суды пришли к правильному выводу о взыскании в пользу Федорова Г.М. компенсации морального вреда в указанном в решении размере.
Суд кассационной инстанции приходит к выводу, что судами первой и апелляционной инстанций правильно определены правоотношения, возникшие между сторонами по настоящему делу, а также закон, подлежащий применению, в полном объеме определены и установлены юридически значимые обстоятельства. Исходя из установленных судами первой и апелляционной инстанций фактических обстоятельств дела, суды правильно применили нормы материального права.
Между тем, суды неправильно разрешили вопрос о взыскании с Территориального управления социальной защиты населения по городу Иваново по городу Иванову в доход бюджета муниципального образования г.Иваново взыскана государственной пошлины за рассмотрение настоящего дела в размере 300 руб.
В силу подп. 19 п. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации в соответствии с гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации и законодательством об административном судопроизводстве, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, органы публичной власти федеральной территории "Сириус", выступающие по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, в качестве истцов (административных истцов) или ответчиков (административных ответчиков.
Таким образом, Территориальное управление социальной защиты населения по г. Иванову в силу статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации освобождено от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции.
Между тем, решением суда первой инстанции постановлено взыскать с Управления государственную пошлину за рассмотрение настоящего дела в размере 300 руб.
Более того, суд апелляционной инстанции в апелляционном определении указал, что полагает ошибочным указание в решение суда первой инстанции на взыскание с ответчика государственной пошлины, поскольку в силу подпункта 19 пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации данный орган освобожден от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, и возможным исключить из резолютивной части решения суда данный абзац.
Следовательно, мотивировочная часть апелляционного определения противоречит его резолютивной части по вопросу взыскания с ответчика государственной пошлины.
При таких обстоятельствах решение суда и апелляционное определение в части, в которой с Территориального управления социальной защиты населения по городу Иваново по городу Иванову в доход бюджета муниципального образования г.Иваново взыскана государственная пошлина за рассмотрение настоящего дела в размере 300 руб, нельзя признать законными, что в соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для отмены обжалуемых судебных постановлений в этой части.
Государственная пошлина не подлежит взысканию с Территориального управления социальной защиты населения по городу Иваново по городу Иванову. Поэтому следует исключить из мотивировочной и резолютивной частей решения Фрунзенского районного суда г. Иваново от 24 марта 2023 года и апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Ивановского областного суда от 12 июля 2023 года вывод судов о взыскании с Территориального управления социальной защиты населения по городу Иваново государственной пошлины за рассмотрение настоящего дела в размере 300 руб.
В остальной части решение Фрунзенского районного суда г. Иваново от 24 марта 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ивановского областного суда от 12 июля 2023 года следует оставить без изменения.
Руководствуясь статьями 379.6, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Фрунзенского районного суда г. Иваново от 24 марта 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ивановского областного суда от 12 июля 2023 года отменить в части, в которой с Территориального управления социальной защиты населения по городу Иванову в доход бюджета муниципального образования г.Иваново взыскана государственная пошлина в размере 300 руб.
Исключить из мотивировочной и резолютивной частей решения Фрунзенского районного суда г. Иваново от 24 марта 2023 года и апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Ивановского областного суда от 12 июля 2023 года вывод о взыскании с Территориального управления социальной защиты населения по городу Иваново государственной пошлины в размере 300 руб.
В остальной части решение Фрунзенского районного суда г. Иваново от 24 марта 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ивановского областного суда от 12 июля 2023 года оставить без изменения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.