Судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Матушкиной Н.В, судей Курчевской С.В, Байбакова М.А, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Абаевой Ольги Викторовны к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования РФ по г. Москве и Московской области об оспаривании решения, об обязании включить периоды работы в специальный страховой стаж, обязании назначить досрочную страховую пенсию по старости (номер дела, присвоенный судом первой инстанции 02-1583/2023)
по кассационной жалобе Отделения Фонда пенсионного и социального страхования РФ по г.Москве и Московской области на решение Симоновского районного суда г. Москвы от 2 марта 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 25 августа 2023 года, Заслушав доклад судьи судебной коллегии по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции Матушкиной Н.В, объяснения Абаевой Ольги Викторовны, возражавшей против доводов жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Абаева О.В. обратилась в суд с иском к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования РФ по г. Москве и Московской области, в котором просила суд признать незаконным решение ответчика от 14.01.2022 года об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости, обязать включить в стаж педагогической деятельности, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости, периоды работы в должности воспитатель в Муниципальном дошкольном образовательном учреждении- Центр развития ребенка- Детский сад N 17: с 01.09.1993 г. по 31.07.1995 г, с 19.12.1995 г. по 05.11.1999 г, с 01.02.2000 г. по 29.02.2000 г, назначить досрочную страховую пенсию по старости с 14.10.2021 г. в соответствии с п. 19 части 1 статьи 30 Федерального закона N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Решением Симоновского районного суда г. Москвы от 2 марта 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 25 августа 2023 года, исковые требования Абаевой Ольги Викторовны к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования РФ по г.Москве и Московской области об оспаривании решения, об обязании включить периоды работы в специальный страховой стаж, обязании назначить досрочную страховую пенсию по старости удовлетворены.
Признано незаконным решение Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по г. Москве и Московской области (ИНН 7703363868) от 14.01.2022 об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости Абаевой Ольге Викторовне ("данные изъяты").
Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по г. Москве и Московской области обязали включить в специальный страховой стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, периоды работы Абаевой Ольги Викторовны с 01.09.1993 по 31.07.1995, с 19.12.1995 по 05.11.1999, с 01.02.2000 по 29.02.2000.
Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по г. Москве и Московской области обязать назначить Абаевой Ольге Викторовне досрочную страховую пенсию по старости с 14.10.2021.;
В кассационной жалобе представитель Отделения Фонда пенсионного и социального страхования РФ по г.Москве и Московской области Демехина К.А. выражает несогласие с судебными постановлениями, считает, что они вынесены с нарушением норм материального права. Указывает, что судами необоснованно засчитаны в подсчет специального стажа истца периоды работы с 01.09.1993 по 31.07.1995, с 19.12.1995 по 30.01.1998, с 01.02.2000 по 29.02.2000 - воспитатель в д/у N17, так как вышеуказанное учреждение не предусмотрено "Списком должностей и учреждений... ", утвержденных постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 N 463, постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 N 1067, постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 N 781.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке. Судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь частью 5 статьей 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Согласно ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив по правилам ст. 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, кассационный суд не находит оснований для удовлетворения жалобы. Оснований, предусмотренных ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены решения и апелляционного определения в кассационном порядке не имеется.
Как следует из материалов дела и установлено судом, 14.10.2021 Абаева О.В. обратилась в Филиал N 8 ОСФР по г. Москве и Московской области с заявлением о назначении ей досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 19 части 1 статьи 30 Федерального закона N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Решением ответчика от 14.01.2022 N 210000226365/1479855/21 отказано в назначении пенсии в связи с отсутствием необходимого стажа педагогической деятельности. Ответчиком установлен стаж педагогической деятельности 22 года 4 месяца 3 дня, при требуемом 25 лет, из подсчета исключены оспариваемые истцом периоды.
Как следует из трудовой книжки, Абаева О.В. 01.09.1993 принята в Дошкольное учреждение N 17 на должность воспитателя в Д/у N 17 г. Железнодорожный, 27.09.1993 присвоен 8 разряд воспитателя, 01.09.1994 присвоен 9 разряд воспитателя, 04.01.1995 присвоен 11 разряд воспитателя, 31.07.1995 освобождена от занимаемой должности по собственному желанию, 19.12.1995 вновь принята на должность воспитателя 11 разряда, 05.11.1999 уволена по собственному желанию, 01.02.2000 принята на должность воспитателя 11 разряда в ДОУ N 17, Дошкольное учреждение N 17 зарегистрировано как Муниципальное дошкольное образовательное учреждение - Центр развития ребенка - детский сад N 17 с осуществлением физического и психического развития, коррекции и оздоровления всех воспитанников Администрацией г. Железнодорожного 01.07.93 и внесено в реестр под N N от 01.03.2000, 03.01.2001 присвоена II квалификационная категория по должности "воспитатель".
Исходя из устава Дошкольного учреждения N 17, Учреждение работает по Программе воспитания и обучения в детском саду, рекомендованной Министерством образования РСФСР, организует педпроцесс по Концепции дошкольного воспитания. Учреждение обеспечивает присмотр и уход за детьми дошкольного возраста от 2 до 7 лет, их воспитание и обучение. Все группы дневного пребывания, плановая наполняемость 170 детей.
Согласно Уставу Муниципального дошкольного образовательного учреждения - Центр развития ребенка - детский сад N 17 с осуществлением физического и психического развития, коррекции и оздоровления всех воспитанников от 15.09.1999 деятельность ДОУ направлена на реализацию основных задач: охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья детей, обеспечение интеллектуального, личностного и физического развития ребенка, осуществление квалифицированной коррекции отклонений в физическом и психическом развитии воспитанников, приобщение детей к общечеловеческим ценностям, взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка. Основными функциями ДОУ являются: оздоровительно-диагностический комплекс, включающий психолого-педагогические и лечебно-оздоровительные мероприятия, дифференциальная диагностика, социальная реабилитация, обеспечение общего познавательного развития, подготовка к школьному обучению, создание для детей адекватных условий воспитания и обучения.
В ДОУ принимаются дети дошкольного возраста от 1, 5 до 7 лет. В ДОУ функционирует 12 групп с 12 часовым пребыванием детей: от 1, 5 до 3 лет - 30 детей, от 3 лет до 7 лет - 185 детей, из них 23 ребенка в группах с нарушением зрения.
Справка от 09.06.2021 N 38 дана Абаевой О.В. в том, что она работает в Муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении - Центре развития ребенка - детском саду N 17 (МБДОУ - ЦРР - детский сад N 17) мкр. Железнодорожный г.о. Балашиха Московской области с 01.02.2000 по настоящее время. Ранее периоды работы в МБДОУ - ЦРР - детском саду N 17: с 01.09.1993 по 31.07.1995, с 19.12.1995 по 05.11.1999.
В периоды работы в МБДОУ - ЦРР - детском саду N 17 предоставлялись: административные отпуска с 08.08.2000 по 11.08.2000, с 09.08.2004 по 21.08.2004, учебные отпуска с 09.02.2016 по 28.02.2016, с 13.01.2017 по 06.02.2017, с 18.05.2017 по 11.06.2017, с 01.02.2019 по 15.02.2019.
В соответствии с ч. 19 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 указанного Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста с применением положений части 1.1 указанной статьи.
Частью 1.1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" установлено, что страховая пенсия по старости лицам, имеющим право на ее получение независимо от возраста в соответствии с п.п. 19 - 21 ч. 1 ст. 30, назначается не ранее сроков, указанных в приложении 7 к Федеральному закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", согласно которому при возникновении права на назначение страховой пенсии в 2019 году страховая пенсия по старости назначается не ранее чем через 12 месяцев со дня возникновения права на нее, в 2020 году - не ранее чем через 24 месяца, в 2021 году - не ранее чем через 36 месяцев, в 2022 году - не ранее чем через 48 месяцев.
Пунктом 3 ст. 10 Федерального закона от 03.10.2018 N 350-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий" гражданам, которые указаны в части 1 статьи 8, пунктах 19 - 21 части 1 статьи 30, пункте 6 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" и которые в период с 1 января 2019 года по 31 декабря 2020 года достигнут возраста, дающего право на страховую пенсию по старости (в том числе на ее досрочное назначение) в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим до 1 января 2019 года, либо приобретут стаж на соответствующих видах работ, требуемый для досрочного назначения пенсии, страховая пенсия по старости может назначаться ранее достижения возраста либо наступления сроков, предусмотренных соответственно приложениями 6 и 7 к указанному Федеральному закону, но не более чем за шесть месяцев до достижения такого возраста либо наступления таких сроков.
В соответствии с постановлением Правительства РФ от 16.07.2014 N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, применяются:
список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
В соответствии с пунктом 17 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 года N 30, при разрешении споров, возникших в связи с включением в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии
по старости лицам, осуществлявшим педагогическую или лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, периодов работы в организациях, не относящихся по своей организационно-правовой форме к учреждениям, судам следует иметь в виду, что в силу подпунктов 19 и 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона N 173-ФЗ право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической и лечебной деятельностью предоставляется исключительно работникам учреждений.
В то же время при изменении организационно-правовой формы учреждений, предусмотренных подпунктами 19 и 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона N 173-ФЗ, в случае сохранения в них прежнего характера профессиональной деятельности работников суд вправе установить тождественность должностей, работа в которых засчитывается в стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости, тем должностям, которые установлены после такого изменения.
Разрешая спор, суд первой инстанции руководствовался положениями п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" и действующими в периоды рассматриваемых правоотношений, Перечнем учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства", Списком профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР 6.11.1991 N 463.
Удовлетворяя исковые требования о возложении на пенсионный орган зачесть в стаж педагогической деятельности для досрочной пенсии спорные периоды работы по должности воспитатель, суд первой инстанции исходил из того, что наименование должностей и наименования образовательных учреждений для детей, в которых работала истец, предусмотрены Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с пп. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781, и соблюден п. 3 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 N 781, о том, что работа в должностях, указанных в п. 1 раздела "Наименование должностей" Списка, засчитывается в стаж работы при условии ее выполнения в учреждениях, указанных в пунктах 1.1 - 1.14 раздела "Наименование учреждений" Списка, а работа в должностях, указанных в пункте 2 раздела "Наименование должностей" Списка, - в учреждениях, указанных в пункте 2 раздела "Наименование учреждений" Списка.
По состоянию на 14.10.2021 (дата обращения к ответчику с заявлением о назначении пенсии) стаж истца на соответствующих видах работ с учетом спорных периодов составил 28 лет 2 месяца 21 день (22 года 4 месяца 3 дня + 5 лет 10 месяцев 18 дней). Специальный стаж педагогической деятельности в учреждениях для детей продолжительностью 25 лет выработан истцом по состоянию на 23.07.2018.
Суд первой инстанции обязал ответчика назначить страховую пенсию по старости истцу, с момента обращения в пенсионные органы с заявлением о назначении страховой пенсии по старости, то есть на 14.10.2021, учитывая, что истцом выработан стаж 25 лет в 2018 году, то есть до введения в действие изменений в закон, регулирующих порядок назначения пенсии.
С выводами суда первой инстанции согласился суд апелляционной инстанции, дополнительно указав следующее.
Вывод суда первой инстанции, определившего право на назначение истцу пенсии с даты обращения, является правомерным и соответствует пункту 2 статьи 10 Федерального закона N 350 от 03 октября 2018 года "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий", согласно которому за гражданами, достигшими до 1 января 2019 года возраста, дающего право на страховую пенсию по старости (в том числе на ее досрочное назначение), на социальную пенсию, и (или) имевшими право на получение пенсии, но не обратившимися за ее назначением либо не реализовавшими право на назначение пенсии в связи с несоблюдением условий назначения страховой пенсии по старости, предусмотренных Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", сохраняется право на страховую пенсию по старости (в том числе на ее досрочное назначение), на социальную пенсию без учета изменений, внесенных настоящим Федеральным законом.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции приходит к выводу, что жалоба не подлежит удовлетворению, поскольку суды правильно применили нормы материального и процессуального права. Выводы судов первой и апелляционной инстанций соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.
Доводы кассационной жалобы были предметом исследования судов первой и апелляционной инстанций и им была дана правильная оценка.
Суд кассационной инстанции полагает, что выводы судов первой и апелляционной инстанций подтверждаются материалами пенсионного дела и иными доказательствами.
Доводы жалобы представителя ответчика о несоответствии наименования учреждения спискам, аналогичны правовой позиции, изложенной в судах первой и апелляционной инстанции, являлись предметом исследования судов инстанции, им дана надлежащая правовая оценка. Выводы судов первой и апелляционной инстанций являются полными и обоснованными и в дополнительной аргументации не нуждаются.
Суд кассационной инстанции приходит к выводу, что судами первой и апелляционной инстанций правильно определены правоотношения, возникшие между сторонами по настоящему делу, а также закон, подлежащий применению, в полном объеме определены и установлены юридически значимые обстоятельства. Исходя из установленных судами первой и апелляционной инстанций фактических обстоятельств дела, суды правильно применили нормы материального права.
Доводы кассационной жалобы не опровергают правильность выводов суда по существу спора.
Нарушений норм материального или процессуального права, указанных в ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, при разрешении настоящего спора судом допущено не было, в связи с чем оснований для отмены обжалуемых судебных постановлений в кассационном порядке не имеется.
Руководствуясь статьями 379.6, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Симоновского районного суда г. Москвы от 2 марта 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 25 августа 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу Отделения Фонда пенсионного и социального страхования РФ по г. Москве и Московской области - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.