Судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Матушкиной Н.В, судей Курчевской С.В, Байбакова М.А, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Черненко Фяриды Галимулловны к Федеральному казенному учреждению "Военный комиссариат Московской области" о признании незаконным отказа в назначении и выплате ежемесячной денежной компенсации, возложении обязанности назначить и выплатить ежемесячную денежную компенсацию (номер дела, присвоенный судом первой инстанции 2-526/2023)
по кассационной жалобе Черненко Фяриды Галимулловны на решение Зюзинского районного суда г. Москвы от 6 марта 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 1 августа 2023 года, Заслушав доклад судьи судебной коллегии по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции Матушкиной Н.В, судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Черненко Ф.Г. обратилась в суд с иском к Федеральному казенному учреждению "Военный комиссариат Московской области" (далее - ФКУ "Военный комиссариат Московской области"), в котором просила признать незаконным отказа Военного комиссариата Московской области в назначении как супруге умершего полковника ФИО10, суммы ежемесячной денежной компенсации, установленной п. 9 ст. 3 Федерального закона от 07.11.2011 N 306-ФЗ "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных льгот", и обязать ответчика устранить допущенные нарушения законодательства РФ, назначить и выплатить указанную ежемесячную денежную компенсацию с даты её обращения и пожизненно.
Исковые требования мотивированы тем, что 28.07.2013 в период прохождения военной службы в результате вторичной кардиомиопатии скончался её супруг полковник ФИО11 заместитель начальника отдела - начальника группы организационно-штатного отдела штаба Федерального управления по безопасному хранению и уничтожению химического оружия при Министерстве промышленности и торговли РФ (в/ч 70855), который с 29.07.2013 был исключен из списков личного состава Вооруженных Сил РФ.
Указанную ежемесячную денежную компенсацию истец не получала, документы на её выплату компетентными органами не оформлялись. На момент обращения с заявлением она достигла 50-летнего возраста, в ином зарегистрированном браке не состоит, являлась единственным выгодоприобретателем упомянутой компенсации, поскольку родители её супруга скончались, а рожденные в браке дети достигли совершеннолетнего возраста. 24.06.2022 от военных комиссариатов городов Балашиха и Реутов Московской области и 01.08.2022 от ответчика получила отказ в назначении и выплате данной денежной компенсации по формальному предлогу.
Решением Зюзинского районного суда г. Москвы от 6 марта 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 1 августа 2023 года, в удовлетворении исковых требований Черненко Фяриды Галимулловны к Федеральному казенному учреждению "Военный комиссариат Московской области" о признании незаконным отказа в назначении и выплате ежемесячной денежной компенсации, возложении обязанности назначить и выплатить ежемесячную денежную компенсацию отказано.
В кассационной жалобе Черненко Ф.Г. выражает несогласие с судебными постановлениями, считает, что они вынесены с нарушением норм материального и процессуального права. Указывает, что в настоящем деле судами первой и апелляционной инстанций не установлено обстоятельств, предусмотренных пунктом 2 статьи 37 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ, исключающих возможность признания смерти полковника ФИО12 наступившей при исполнении им обязанностей военной службы. Полагает, что из материалов дела следует, что смерть Черненко С.И. наступила в 04.30 28.07.2013 года в период убытия на службу.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке. Судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь частью 5 статьей 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Согласно ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив по правилам ст. 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, кассационный суд не находит оснований для удовлетворения жалобы. Оснований, предусмотренных ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены решения и апелляционного определения в кассационном порядке не имеется.
Как следует из материалов дела и установлено судом, согласно послужному списку Черненко С.И, личный номер Р-514132, 31.07.1962 года рождения, проходил военную службу в Вооруженных силах СССР и РФ с 05.08.1980 по 28.07.2013.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО13 умер.
В соответствии с выпиской из приказа N 35 от 02.08.2013 начальника Федерального управления по безопасному хранению и уничтожению химического оружия при Министерстве промышленности и торговли Российской Федерации покойный Черненко С.И. был исключен с 29.07.2013 из списков личного состава Вооруженных сил РФ в связи со смертью от вторичной кардиомиопатии; при этом указано, что смерть наступила в период прохождения военной службы, не связана с исполнением обязанностей военной службы.
Приказом N 88 от 05.08.2013 ФИО14 был также исключен из списков личного состава Федерального управления по безопасному хранению и уничтожению химического оружия при Министерстве промышленности и торговли Российской Федерации в связи со смертью, которая не была связана с исполнением обязанностей военной службы.
Согласно заключению военно-врачебной комиссии N 2/5/126 от 05.09.2013 заболевание полковника ФИО15 - "вторичная кардиомиопатия", приведшее к смерти 28.07.2013, получено в период военной службы.
Письмом N ПСО/3971 от 24.06.2022 Военный комиссариат городов Балашиха и Реутов Московской области сообщил, что согласно выписке из приказа начальника Федерального управления по безопасному хранению и уничтожению химического оружия при Министерстве промышленности и торговли Российской Федерации N 35 от 02.08.2013 смерть ФИО16 наступила в период прохождения военной службы, не связана с исполнением обязанностей военной службы, а потому не имелось оснований для назначения и выплаты истцу заявленной ежемесячной компенсации.
Из ответа N ЦСО-3804 от 01.08.2022 Военного комиссариата Московской области на заявление Черненко Ф.Г. следует, что в представленных документах и в материалах пенсионного (личного) дела нет сведений, подтверждающих факт гибели (смерти) ФИО17. при исполнении обязанностей военной службы, при этом установлено, что он умер от вторичной кардиомиопатии, смерть наступила в период прохождения военной службы, не связана с исполнением обязанностей военной службы, в связи с чем оснований для оформления документов о выплате единовременного пособия, определенного частью 8 статьи 3 Закона N 306-ФЗ не имелось.
Разрешая спор, суд первой инстанции руководствовался статьями 9-11, 13 Федерального закона от 07.11.2011 N 306-ФЗ "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат", ст. 37 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе", разъяснениями, изложенными в п. 31 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.05.2014 N 8 "О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих", постановлением Правительства РФ от 22.02.20212 N 142 "О финансовом обеспечении и об осуществлении выплаты ежемесячной денежной компенсации, установленной частями 9, 10, и 13 статьи 3 Федерального закона "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат".
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что факт смерти военнослужащего в момент исполнения им своих должностных обязанностей, равно как и в момент следования к месту военной службы или обратно, не нашел подтверждения в ходе судебного разбирательства; при этом установлено, что ФИО18. умер дома.
С выводами суда первой инстанции согласился суд апелляционной инстанции.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции приходит к выводу, что жалоба не подлежит удовлетворению, поскольку суды правильно применили нормы материального и процессуального права. Выводы судов первой и апелляционной инстанций соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.
Доводы кассационной жалобы были предметом исследования судов первой и апелляционной инстанций и им была дана правильная оценка.
Как следует из положений ч. 9 - 11 ст. 3 Федерального закона от 07.11.2011 N 306-ФЗ "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат", в случае гибели (смерти) военнослужащего, или гражданина, призванного на военные сборы, или гражданина, пребывающего в добровольческом формировании, наступившей при исполнении им обязанностей военной службы, либо смерти, наступившей вследствие военной травмы, каждому члену его семьи выплачивается ежемесячная денежная компенсация, которая рассчитывается путем деления ежемесячной денежной компенсации, установленной частью 13 настоящей статьи для инвалида I группы, на количество членов семьи (включая погибшего (умершего) военнослужащего или гражданина, проходившего военные сборы). Указанная компенсация выплачивается также членам семьи военнослужащего, или гражданина, призванного на военные сборы, или гражданина, пребывающего в добровольческом формировании, пропавших без вести при исполнении ими обязанностей военной службы и в установленном законом порядке признанных безвестно отсутствующими или объявленных умершими. При этом категории военнослужащих и граждан, призванных на военные сборы, пропавших без вести при исполнении ими обязанностей военной службы, члены семей которых имеют право на получение ежемесячной денежной компенсации, определяются Правительством Российской Федерации.
Каждому члену семьи инвалида вследствие военной травмы в случае его смерти (гибели) выплачивается ежемесячная денежная компенсация, которая рассчитывается путем деления ежемесячной денежной компенсации, установленной частью 13 настоящей статьи для инвалида соответствующей группы, на количество членов семьи (включая умершего (погибшего) инвалида).
Членами семьи военнослужащего, гражданина, призванного на военные сборы, или инвалида вследствие военной травмы, имеющими право на получение единовременного пособия, предусмотренного частью 8 настоящей статьи, и ежемесячной денежной компенсации, установленной частями 9 и 10 настоящей статьи, независимо от нахождения на иждивении погибшего (умершего, пропавшего без вести) кормильца или трудоспособности считаются также родители военнослужащего, гражданина, призванного на военные сборы, или инвалида вследствие военной травмы. При этом право на ежемесячную денежную компенсацию, установленную частями 9 и 10 настоящей статьи, имеют родители, достигшие возраста 50 и 55 лет (соответственно женщина и мужчина) или являющиеся инвалидами.
Из содержания части 9 статьи 3 Федерального закона от 07.11.2011 N 306-ФЗ "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" следует, что гибель (смерть) военнослужащего признается основанием для выплаты членам его семьи ежемесячных платежей в двух имеющих самостоятельное значение случаях: если она наступила при исполнении им обязанностей военной службы, либо вследствие военной травмы до истечения одного года со дня увольнения с военной службы.
В соответствии п. 1 ст. 37 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" военнослужащий, гражданин, проходящий военные сборы, и гражданин, пребывающий в мобилизационном людском резерве, считаются исполняющими обязанности военной службы в случаях:
а) участия в боевых действиях, выполнения задач в период мобилизации, в условиях чрезвычайного или военного положения, военного времени, вооруженных конфликтов, а также участия в деятельности по поддержанию или восстановлению международного мира и безопасности либо участия в операциях, проводимых Вооруженными Силами Российской Федерации, другими войсками, воинскими формированиями и органами, в том числе для выполнения задач по пресечению международной террористической деятельности за пределами территории Российской Федерации;
б) исполнения должностных обязанностей;
в) несения боевого дежурства, боевой службы, службы в гарнизонном наряде, исполнения обязанностей в составе суточного наряда;
г) участия в учениях или походах кораблей;
д) выполнения приказа или распоряжения, отданных командиром (начальником);
е) нахождения на территории воинской части в течение установленного распорядком дня служебного времени или в другое время, если это вызвано служебной необходимостью;
ж) нахождения в служебной командировке;
з) нахождения на лечении, следования к месту лечения и обратно;
и) следования к месту военной службы и обратно;
к) прохождения военных сборов;
л) нахождения в плену (за исключением случаев добровольной сдачи в плен), в положении заложника или интернированного;
м) безвестного отсутствия - до признания военнослужащего в установленном законом порядке безвестно отсутствующим или объявления его умершим;
н) защиты жизни, здоровья, чести и достоинства личности;
о) оказания помощи органам внутренних дел, другим правоохранительным органам по защите прав и свобод человека и гражданина, охране правопорядка и обеспечению общественной безопасности;
п) участия в предотвращении и ликвидации последствий стихийных бедствий, аварий и катастроф;
р) совершения иных действий, признанных судом совершенными в интересах личности, общества и государства.
В соответствии п. 2 ст. 37 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" военнослужащий или гражданин, проходящий военные сборы, не признается погибшим (умершим), получившим увечье (ранение, травму, контузию) или заболевание при исполнении обязанностей военной службы, если это явилось следствием:
а) самовольного нахождения вне расположения воинской части или установленного за пределами воинской части места военной службы, за исключением случаев, предусмотренных подпунктами "л", "м", "н", "о", "п" и "р" пункта 1 настоящей статьи;
б) добровольного приведения себя в состояние опьянения;
(в ред. Федерального закона от 04.12.2006 N 203-ФЗ)
в) совершения им деяния, признанного в установленном порядке общественно опасным.
Из буквального толкования п. 2 ст. 37 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе", на который истица ссылается в кассационной жалобе, следует, что в ней установлены исключения для случаев, когда военнослужащий или гражданин, проходящий военные сборы, не признается погибшим (умершим), получившим увечье (ранение, травму, контузию) или заболевание при исполнении обязанностей военной службы.
Таким образом, названный п. 2 ст. 37 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ применим для случаев, когда военнослужащий или гражданин проходил военные сборы. Однако супруг истицы Черненко С.И. в момент смерти не проходил военные сборы.
Как установлено судами первой и апелляционной инстанций в момент смерти он не исполнял должностные обязанности, не следовал к месту военной службы и обратно, не было иных обстоятельств, указанных в п. 2 ст. 37 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ, поскольку супруг истицы ФИО20. в момент смерти находился дома.
Кроме того, суды правильно указали, что постановлением Правительства РФ от 22.02.20212 N 142 утверждены Правила выплаты ежемесячной денежной компенсации, установленной частями 9, 10, и 13 статьи 3 Федерального закона "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат", военнослужащим, гражданам, призванным на военные сборы, и членам их семей, пенсионное обеспечение которых осуществляется Министерством обороны Российской Федерации, Министерством внутренних дел Российской Федерации и Федеральной службой безопасности Российской Федерации (далее - Правила).
Ежемесячная денежная компенсация выплачивается членам семьи военнослужащего погибшего (умершего) при исполнении обязанностей военной службы либо умершего вследствие военной травмы (пп. "б" п. 2 Правил).
В соответствии с пп. "б" п. 4 Правил члены семьи погибшего (умершего) военнослужащего для назначения ежемесячной денежной компенсации, установленной ч. 9 ст. 3 Федерального закона "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат", подают в уполномоченный орган по месту жительства заявление с указанием места жительства либо реквизитов счета, открытого в организации (филиале, структурном подразделении) Сберегательного банка Российской Федерации, а также копию документа, удостоверяющего личность, копию документа, подтверждающего гибель (смерть) военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы, при исполнении ими обязанностей военной службы, либо копия заключения военно-врачебной комиссии, подтверждающего, что смерть военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы, наступила вследствие военной травмы, и другие документы, перечисленные в пп. "б" п. 4 Правил.
Из приведенных положений Правил выплаты ежемесячной денежной компенсации следует, что доказательством, подтверждающим гибель (смерть) военнослужащего при исполнении им обязанностей военной службы, является копия документа, подтверждающего такую гибель (смерть), а копия заключения военно-врачебной комиссии представляется для подтверждения смерти военнослужащего вследствие военной травмы.
?Возражая против заявленных требований, представитель ответчика указывала, что смерть военнослужащего ФИО19 наступила в период военной службы, но не связана с исполнением обязанностей военной службы, что подтверждается заключением военно-врачебной комиссии Главного центра Военно-врачебной экспертизы Минобороны России.
Установив указанные обстоятельства, суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований, поскольку факт смерти военнослужащего в момент исполнения им своих должностных обязанностей, равно как и в момент следования к месту военной службы или обратно, не нашел подтверждения в ходе судебного разбирательства; при этом установлено, что ФИО21. умер дома.
Учитывая, что заявленная Черненко Ф.Г. ежемесячная денежная компенсация выплачивается в случае гибели (смерти) военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы, наступившей при исполнении им обязанностей военной службы, либо смерти, наступившей вследствие военной травмы, при этом, законом определен перечень случаев, когда военнослужащий признается исполняющим обязанности военной службы, а представленным заключением военно-врачебной комиссии Главного центра Военно-врачебной экспертизы Минобороны России, выпиской из приказа Федерального управления по безопасному хранению и уничтожению химического оружия при Министерстве промышленности и торговли Российской Федерации подтверждено, что смерть Черненко С.И. наступила в период прохождения им военной службы, но не связана с исполнением обязанностей военной службы, выводы судов об отказе в удовлетворении требований истца о признании незаконным отказа Военного комиссариата Московской области в назначении ежемесячной денежной компенсации и обязании ответчика назначить и выплатить указанную ежемесячную денежную компенсацию являются правильными.
Суд кассационной инстанции приходит к выводу, что судами первой и апелляционной инстанций правильно определены правоотношения, возникшие между сторонами по настоящему делу, а также закон, подлежащий применению, в полном объеме определены и установлены юридически значимые обстоятельства. Исходя из установленных судами первой и апелляционной инстанций фактических обстоятельств дела, суды правильно применили нормы материального права.
В соответствии с ч. 3 ст. 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции.
Доводы кассационной жалобы аналогичны доводам, которые были предметом исследования и оценки судов первой и апелляционной инстанций, и им дана надлежащая правовая оценка в обжалуемых судебных постановлениях, они не опровергают правильность выводов суда по существу спора. Выводы суда, содержащиеся в судебных постановлениях, не противоречат фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанции.
Нарушений норм материального или процессуального права, указанных в ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, при разрешении настоящего спора судом допущено не было, в связи с чем оснований для отмены обжалуемых судебных постановлений в кассационном порядке не имеется.
Руководствуясь статьями 379.6, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Зюзинского районного суда г. Москвы от 6 марта 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 1 августа 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу Черненко Фяриды Галимулловны - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.