Судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Матушкиной Н.В, судей Курчевской С.В, Байбакова М.А, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Пятых Анны Сергеевны к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по г. Москве и Московской области об обязании выплачивать ежемесячную денежную компенсацию (номер дела, присвоенный судом первой инстанции 2-1021/2023)
по кассационной жалобе Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по г.Москве и Московской области на решение Симоновского районного суда г.Москвы от 15 марта 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 9 октября 2023 года, Заслушав доклад судьи судебной коллегии по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции Матушкиной Н.В, объяснения Пятых Анны Сергеевны, возражавшей против доводов жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Пятых А.С. обратилась в суд с иском к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по г.Москве и Московской области (далее - ОСФР РФ по г. Москве и Московской области), в котором с учетом уточнений просила обязать ответчика назначить ей ежемесячную денежную компенсацию в возмещение вреда, причиненного здоровью, в соответствии с п. 15 ст. 14 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", единовременную компенсацию семьям, потерявшим кормильца вследствие Чернобыльской катастрофы, в соответствии со ст. 39 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", ежемесячную компенсацию семьям за потерю кормильца, участвовавшего в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, в соответствии со ст. 41 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
Исковые требования мотивированы тем, что является вдовой Пятых Евгения Алексеевича ДД.ММ.ГГГГ года рождения, умершего ДД.ММ.ГГГГ находилась с ним в зарегистрированном браке. Пятых Е.А. являлся инвалидом 2 группы, участником ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, имел удостоверение о том, что перенес лучевую болезнь, связанную с радиационным воздействием.
01.06.2022 истцом были поданы заявления в ОСФР по г.Москве и Московской области о назначении ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью, в соответствии с п. 15 ст. 14 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", единовременной компенсации семьям, потерявшим кормильца вследствие Чернобыльской катастрофы, в соответствии со ст. 39 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", ежемесячной компенсации семьям за потерю кормильца, участвовавшего в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, в соответствии со ст. 41 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
Решениями ответчика от 02.06.2022 в назначении мер социальной поддержки было отказано, одна из причин отказа - наличие в заявлении о назначении пособий недостоверных или неполных данных, а именно отсутствие решения суда о нахождении на иждивении умершего кормильца.
Решением Симоновского районного суда г.Москвы от 15 марта 2023 года исковые требования Пятых Анны Сергеевны к Отделению пенсионного и социального страхования РФ по г.Москве и МОГУ - Отделению Пенсионного Фонда РФ по г.Москве и Московской области об обязании выплачивать ежемесячную денежную компенсацию удовлетворены в полном объеме.
Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по г. Москве и Московской области (ИНН 7703363868) обязали назначить Пятых Анне Сергеевне ежемесячную денежную компенсацию в возмещение вреда, причиненного здоровью, в соответствии с п. 15 ст. 14 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", единовременную компенсацию семьям, потерявшим кормильца вследствие Чернобыльской катастрофы, в соответствии со ст. 39 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", ежемесячную компенсацию семьям за потерю кормильца, участвовавшего в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, в соответствии со ст. 41 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" с 30.05.2021.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 9 октября 2023 года, решение Симоновского районного суда города Москвы от 15 марта 2023 года изменено в части даты назначения Пятых Анне Сергеевне ежемесячных компенсаций с 30.05.2021 года, с указанием даты назначения с 01.06.2022 года.
В остальной части решение Симоновского районного суда города Москвы от 15 марта 2023 года оставлено без изменения.
В кассационной жалобе представитель ОСФР РФ по г. Москве и Московской области Кирпикова Н.Н. выражает несогласие с судебными постановлениями, считает, что они вынесены с нарушением норм материального и процессуального права. Указывает, что постоянным и основным источником средств к существованию истца является страховая пенсия по стрости и ежемесячные денежные выплаты опекунам, что в сумме составляют 52260 руб. Факт нахождения на иждивении в судебном порядке в отношении истца не установлен. Истец в заявленных требованиях не просила суд в порядке п. 2 ч. 2 ст. 264 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации от 14 ноября 2002 г. N 138-ФЗ установить факт нахождения на иждивении, от которого зависит возникновение, изменение, прекращение личных или имущественных прав.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке. Судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь частью 5 статьей 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Согласно ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив по правилам ст. 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, кассационный суд не находит оснований для удовлетворения жалобы. Оснований, предусмотренных ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены решения и апелляционного определения в кассационном порядке не имеется.
Как следует из материалов дела и установлено судом, Пятых Евгений Алексеевич и Пятых Анна Сергеевна состояли в зарегистрированном браке с ДД.ММ.ГГГГ, о чем представлено свидетельством о заключении брака "данные изъяты", от ДД.ММ.ГГГГ
Пятых Е.А. 23.11.2011 выдано удостоверение, как лицу, перенесшему лучевую болезнь или другие заболевания, связанные с радиационным воздействием; ставшего инвалидом, серия Б N 13053, согласно которому он имеет право на компенсации и льготы, установленные Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
Пятых Е.А. 27.10.2004 выдано удостоверение участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в ДД.ММ.ГГГГ. серия Р "данные изъяты" согласно которому он имеет право на компенсации и льготы, установленные Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
13.08.2021 Пятых Е.А. посмертно выдано удостоверение как лицу. получившему или перенесшему лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС; ставшего инвалидом, серия Б N 07563, согласно которому предъявитель имеет право на меры социальной поддержки, установленные Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
Пятых Е.А. ДД.ММ.ГГГГ года рождения, 01.04.2013 повторно и бессрочно установлена вторая группа инвалидности, по причине заболевания полученного при исполнении иных обязанностей в/сл, связано с катастрофой на Чернобыльской АЭС, что подтверждается справкой серии МСЭ-2011 N 5062953 от 01.04.2013.
Пятых Е.А. умер ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается свидетельством о смерти "данные изъяты", выданного ДД.ММ.ГГГГ
Согласно решению Российского межведомственного экспертного совета по установлению причинной связи заболеваний, инвалидности и смерти граждан, подвергшихся воздействию радиационных факторов (РосМЭС) от 08.06.2011 N 266/11-5/11, заболевание и инвалидность Пятых Е.А. связаны с последствиями воздействия радиационных факторов во время участия в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС.
Пятых Евгению Алексеевичу была назначена страховая пенсия по инвалидности - 12 912, 63 руб, ежемесячная денежная выплата (ЕДВ) по категории инвалид 2 группы 2 782, 67 руб, по категории "участники ликвидации последствий Чернобыльской катастрофы в 86-87 гг." 2 782, 67 руб.
Пятых Е.А. получал региональную социальную доплату до величины городского социального стандарта для неработающих граждан, зарегистрированных по месту жительства в Москве 10 лет и более, ежемесячную компенсацию на приобретение продовольственных товаров инвалидам (лучевикам) вследствие катастрофы на ЧАЭС и их детям до 14 лет, ежегодной компенсации за вред здоровью инвалидам 1 и 2 групп (ЧАЭС), материальной помощи гражданам в виде единовременной выплаты.
Все выплаты прекращены ДД.ММ.ГГГГ (дата смерти Пятых Е.А.).
Пятых А.С. ДД.ММ.ГГГГ года рождения, 08.07.2019 назначена страховая пенсия по старости и о последнем периоде работы с 01.01.2019 по 17.06.2019.
Пятых А.С. является получателем страховой пенсии по старости, размер которой составил 16 736, 49 руб.
Таким образом, на момент смерти Пятых Е.А. ДД.ММ.ГГГГ истец Пятых А.С. трудовую деятельность не осуществляла, получала страховую пенсию по старости в размере 16 736, 49 руб.
Пятых А.С. 30.05.2022 обратилась через МФЦ района Царицыно в ОСФР по г.Москве и Московской области с заявлениями о назначении ежемесячной компенсации семьям за потерю кормильца, участвовавшего в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, единовременной компенсации семьям, потерявшим кормильца вследствие чернобыльской катастрофы.
Решением ОСФР по г. Москве и Московской области от 02.06.2022
N 0001.001557/2022-0330206 Пятых А.С. отказано в назначении (предоставлении) мер социальной поддержки в виде ежемесячной денежной компенсации семьям за потерю кормильца, участвовавшего в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС. Причина отказа в назначении - наличие в заявлении о назначении пособий недостоверных или неполных данных. Комментарий к принятому решению: членам семьи умершего участника ликвидации, имевшего инвалидность вследствие ЧАЭС, данная мера социальной поддержки не предусмотрена.
Решением ОСФР по г. Москве и Московской области от 02.06.2022
N 0001.001557/2022-0330358 Пятых А.С. отказано в назначении (предоставлении) мер социальной поддержки в виде ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС. Причина отказа в назначении - наличие в заявлении о назначении пособий недостоверных или неполных данных. Комментарий к принятому решению: в заявлении в составе семьи не указано лицо, являющееся основанием назначения (Пятых Е.А.). Сообщаем Вам, что для назначения данной выплаты необходимы следующие документы: решение суда о нахождении на иждивении умершего кормильца.
Решением ОСФР по г. Москве и Московской области от 02.06.2022
N 0001.001557/2022-0330338 Пятых А.С. отказано в назначении (предоставлении) мер социальной поддержки в виде единовременной компенсации семьям, потерявшим кормильца вследствие чернобыльской катастрофы. Причина отказа в назначении - наличие в заявлении о назначении пособий недостоверных или неполных данных. Комментарий к принятому решению: в заявлении в составе семьи не указано лицо, являющееся основанием назначения (Пятых Е.А.). Сообщаем Вам, что для назначения данной выплаты необходимы следующие документы: заключение межведомственного экспертного совета (военно-врачебной комиссии) об установлении причинной связи смерти кормильца с последствиями чернобыльской катастрофы, решение суда о нахождении на иждивении умершего.
Разрешая спор, суд первой инстанции руководствовался статьями 13, 14, 39, 41, Закона Российской Федерации от 15.05.1991 N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", положениями постановления Правительства Российской Федерации от 21.08.2001 N 607 "О порядке выплаты ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью граждан в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС".
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что право на получение денежных компенсаций, предусмотренных Законом Российской Федерации от 15 мая 1991 г. N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", имеют члены семьи умершего кормильца, являющиеся на момент его смерти нетрудоспособными и находившиеся на его иждивении. Пятых А.С. на момент смерти ее супруга, являлась нетрудоспособным членом его семьи, пенсионером, и, проживая с супругом совместно, получала от супруга помощь, которая была для нее постоянным и основным источником средств к существованию.С выводами суда первой инстанции в целом согласился суд апелляционной инстанции.
Вместе с тем, суд апелляционной инстанции признал ошибочным вывод суда первой инстанции в части определения даты назначения истцу спорных компенсационных выплат с 30.05.2021, поскольку из материалов дела следует, что с соответствующими заявлениями Пятых А.С. обратилась в учреждение Пенсионного фонда 01.06.2022. Соответственно, с указанной даты - 01.06.2022 подлежат назначению Пятых А.С. ежемесячная денежная компенсацию в возмещение вреда, причиненного здоровью, в соответствии с п. 15 ст. 14 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", единовременная компенсация семьям, потерявшим кормильца вследствие Чернобыльской катастрофы, в соответствии со ст. 39 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", ежемесячная компенсация семьям за потерю кормильца, участвовавшего в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, в соответствии со ст. 41 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", а решение суда первой инстанции подлежит изменению в части даты назначения Пятых А.С. заявленных денежных компенсаций.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции приходит к выводу, что жалоба не подлежит удовлетворению, поскольку суды правильно применили нормы материального и процессуального права. Выводы судов первой и апелляционной инстанций соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.
Доводы кассационной жалобы были предметом исследования судов первой и апелляционной инстанций и им была дана правильная оценка.
В соответствии с Законом Российской Федерации от 15.05.1991 N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (Закон N 1244-1) гражданам Российской Федерации гарантируются установленные указанным Законом возмещение вреда, причиненного их здоровью и имуществу вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, возмещение вреда за риск вследствие проживания и работы на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, превышающему допустимые уровни в результате чернобыльской катастрофы, а также предоставление мер социальной поддержки.
Статьей 13 Закона N 1244-1 установлен перечень категорий граждан, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие указанного Закона.
На основании п. 15 ст. 14 Закона N 1244-1 гражданам, указанным в пунктах 1 и 2 части первой статьи 13 указанного Закона, гарантируются ежемесячная денежная компенсация в возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, в следующих размерах: инвалидам I группы - 5 000 рублей, инвалидам II группы - 2 500 рублей, инвалидам III группы - 1 000 рублей.
В случае смерти граждан, ставших инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы, право на ежемесячную денежную компенсацию, предусмотренную п. 15 части первой ст. 14 Закона N 1244-1, распространяется на нетрудоспособных членов семьи, находившихся на иждивении указанных граждан. Размер компенсации, приходящейся на всех иждивенцев, определяется как разность между всем размером ежемесячной денежной компенсации и частью, приходившейся на самого кормильца. Для определения размера компенсации, приходящейся на каждого иждивенца, имеющего данное право, размер компенсации, приходящейся на всех указанных иждивенцев, делится на их число.
Выплата ежемесячной денежной компенсации, предусмотренной п. 15 части первой ст. 14 Закона N 1244-1, производится государственными органами, Пенсионным фондом Российской Федерации в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Меры социальной поддержки, предусмотренные пунктами 2, 3, 7, 8, 12, 14 и 15 части первой ст. 14 Закона N 1244-1, распространяются на семьи, потерявшие кормильца из числа граждан, погибших в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, умерших вследствие лучевой болезни и других заболеваний, возникших в связи с чернобыльской катастрофой, а также на семьи умерших инвалидов, на которых распространялись меры социальной поддержки, указанные в ст. 14 Закона N 1244-1. Членам семей или лицам, взявшим на себя организацию похорон, выплачивается пособие на погребение в размере 8 000 рублей.
Статьей 39 Закона N 1244-1 установлено, что гражданам, указанным в пунктах 1 и 2 части первой статьи 13 указанного Закона, выплачивается ежегодно компенсация за вред здоровью вследствие чернобыльской катастрофы в размере:
инвалидам I и II групп - 500 рублей;
инвалидам III группы и лицам (в том числе детям и подросткам), перенесшим лучевую болезнь и другие заболевания вследствие чернобыльской катастрофы, - 400 рублей.
Гражданам, ставшим инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы, указанным в пункте 2 части первой статьи 13 указанного Закона, выплачивается единовременная компенсация за вред здоровью в размере:
инвалидам I группы - 10 000 рублей;
инвалидам II группы - 7 000 рублей;
инвалидам III группы - 5 000 рублей.
В случае усиления инвалидности при переосвидетельствовании в федеральных учреждениях медико-социальной экспертизы единовременная компенсация выплачивается по вновь назначенной группе инвалидности с зачетом ранее выплаченной суммы единовременной компенсации.
Семьям, потерявшим кормильца вследствие чернобыльской катастрофы, выплачивается единовременная компенсация в размере 10 000 рублей, родителям погибшего - в размере 5 000 рублей.
Статьей 41 Закона N 1244-1 установлено, что право на ежемесячную компенсацию за потерю кормильца - участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС имеют нетрудоспособные члены семьи, бывшие на его иждивении. При этом детям ежемесячная компенсация назначается независимо от того, состояли ли они на иждивении.
Компенсация назначается на каждого нетрудоспособного члена семьи в размере 92 рублей 66 копеек независимо от размера пенсии, которая установлена для этих граждан законодательством Российской Федерации, а в случае получения двух пенсий указанная компенсация назначается по выбору к одной из получаемых пенсий.
Детям, потерявшим кормильца, выплачивается ежегодно компенсация в размере 100 рублей.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.08.2001 N 607 утвержден Порядок выплаты ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью граждан в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС (далее - Порядок).
В соответствии с п. 2 Порядка денежная компенсация в возмещение вреда, причиненного здоровью граждан в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, выплачивается инвалидам вследствие чернобыльской катастрофы из числа граждан, указанных в пунктах 1 и 2 части первой статьи 13 и пункте 2 части первой статьи 29 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (далее именуются - инвалиды); нетрудоспособным членам семьи, находившимся на иждивении умершего инвалида (далее именуются - нетрудоспособные иждивенцы).
Согласно п.3 Порядка выплата денежной компенсации инвалидам осуществляется в следующих размерах: инвалидам I группы - 5000 рублей; инвалидам II группы - 2500 рублей; инвалидам III группы - 1000 рублей.
В случае смерти инвалида размер денежной компенсации, приходящейся на всех нетрудоспособных иждивенцев, определяется как разность между всем размером денежной компенсации по соответствующей группе инвалидности и частью, приходящейся на самого кормильца. Для определения размера денежной компенсации, приходящейся на каждого нетрудоспособного иждивенца, размер денежной компенсации, приходящейся на всех нетрудоспособных иждивенцев, делится на их число.
В соответствии с п. 6 Порядка для осуществления выплаты денежной компенсации нетрудоспособным иждивенцам (за исключением выплаты денежной компенсации территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации) представляются следующие документы (их заверенные в установленном порядке копии): заявление о выплате денежной компенсации; копия документа, удостоверяющего личность заявителя; копия свидетельства о смерти кормильца; документы, подтверждающие наличие нетрудоспособных иждивенцев (копии свидетельства о рождении детей, пенсионного удостоверения, трудовой книжки и (или) сведения о трудовой деятельности, предусмотренные статьей 66.1 Трудового кодекса Российской Федерации, и другие).
Денежная компенсация может выплачиваться каждому нетрудоспособному иждивенцу индивидуально.
Пунктом 7 Порядка установлено, что денежная компенсация выплачивается со дня подачи заявления со всеми необходимыми документами, а при пересмотре ее размера в связи с изменением группы инвалидности, состава семьи, потерявшей кормильца, и в других предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях - с первого числа месяца, следующего за месяцем подачи заявления.
Суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу об удовлетворении требования истца об обязании ответчика назначить ежемесячную денежную компенсацию в возмещение вреда, причиненного здоровью, в соответствии с п. 15 ст. 14 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", единовременную компенсацию семьям, потерявшим кормильца вследствие Чернобыльской катастрофы, в соответствии со ст. 39 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", ежемесячную компенсацию семьям за потерю кормильца, участвовавшего в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, в соответствии со ст. 41 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", поскольку истец Пятых А.С. является опекуном несовершеннолетнего Пятых А.Л. 23.09.2010 года рождения, и фактически находилась на иждивении умершего супруга Пятых Е.А.
Довод кассационной жалобы о том, что постоянным и основным источником средств к существованию истца является страховая пенсия по стрости в размере 23313 руб. и ежемесячные денежные выплаты опекунам в размере 27774 + 1173 =28947 руб, что в сумме составляют 52260 руб, подлежит отклонению.
Ответчик неправомерно относит к доходам и источником средств к существованию истца Пятых А.С. ежемесячные денежные выплаты опекунам в размере 27774 + 1173 = 28947 руб, поскольку эти выплаты носят целевой характер и предназначены и выплачиваются на содержание несовершеннолетнего ребенка Пятых А.Л, 23.09.2010 года рождения, в том числе, на питание ребенка, приобретение одежды, оплату расходов, связанных с образованием ребенка.
Более того, фактически расходы на содержание ребенка в отдельные периоды времени могут превосходить размер пособия опекунам 28947 руб.
Вопреки доводам жалобы, судами установлено, что на момент смерти Пятых Е.А. 17.12.2020 истец Пятых А.С. трудовую деятельность не осуществляла, получала страховую пенсию по старости в размере 16736, 49 руб, в связи с чем суды, проанализировав все представленные доказательства, пришли к обоснованному выводу, что Пятых А.С. фактически находилась на иждивении умершего супруга Пятых Е.А.
Довод жалобы о том, что факт нахождения на иждивении в судебном порядке в отношении истца не установлен, подлежит отклонению, поскольку в рамках настоящего дела эти обстоятельства являлись основаниями иска, были исследованы и установлены судами первой и апелляционной инстанций.
Кроме того, суд кассационной инстанции полагает необходимым отметить, что при обращении в пенсионной орган 01.06.2022 истице Пятых А.С. не были доступно разъяснены ее права и порядок установления факта нахождения на иждивении, что повлекло обращение истицы в суд именно с настоящим иском.
Однако, поскольку при разращении социальных споров по искам лиц, нуждающихся в социальной защите, недопустим формальный подход к рассмотрению дел, то изложенные выше обстоятельства не должны ограничить право истицы на получение присужденных ей судами денежных компенсаций.
Суд кассационной инстанции приходит к выводу, что судами первой и апелляционной инстанций правильно определены правоотношения, возникшие между сторонами по настоящему делу, а также закон, подлежащий применению, в полном объеме определены и установлены юридически значимые обстоятельства. Исходя из установленных судами первой и апелляционной инстанций фактических обстоятельств дела, суды правильно применили нормы материального права.
В соответствии с ч. 3 ст. 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими.
Таким образом, оценка доказательств относится к полномочиям судов первой и апелляционной инстанций. Доводы кассационной жалобы аналогичны доводам, которые были предметом исследования и оценки судов первой и апелляционной инстанций, и им дана надлежащая правовая оценка в обжалуемых судебных постановлениях, они не опровергают правильность выводов суда по существу спора. Выводы суда, содержащиеся в судебных постановлениях, не противоречат фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанции.
Нарушений норм материального или процессуального права, указанных в ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, при разрешении настоящего спора судом допущено не было, в связи с чем оснований для отмены обжалуемых судебных постановлений в кассационном порядке не имеется.
Руководствуясь статьями 379.6, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Симоновского районного суда г.Москвы от 15 марта 2023 года в редакции апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 9 октября 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 9 октября 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по г.Москве и Московской области - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.