Судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Сказочкина В.Н.
судей Алексеева Д.В, Орловой И.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании поданную 9 января 2024 года кассационную жалобу Иванова Я.В. на решение Октябрьского районного суда города Самары от 10 июля 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Самарского областного суда от 10 октября 2023 года по административному делу N 2а-3698/2023 по административному исковому заявлению Межрайонной ИФНС России N 23 по Самарской области к Иванову Я.В. о взыскании задолженности по налогам.
Заслушав доклад судьи Сказочкина В.Н, изложившего обстоятельства административного дела, содержание обжалуемых судебных актов, доводы кассационной жалобы, объяснения Иванова Я.В, поддержавшего доводы кассационной жалобы, возражения представителя Межрайонной ИФНС России N 23 по Самарской области Кошелевой Ю.В, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Иванов Я.В. состоит на учете в Межрайонной ИФНС N 21 по Самарской области в качестве адвоката с 15 марта 2001 года по настоящее время.
28 апреля 2021 года Ивановым Я.В. в Межрайонную ИФНС России N 23 по Самарской области представлена налоговая декларация по налогу на доходы физических лиц (форма 3-НДФЛ) за 2020 год с суммой к уплате 9 204 руб. В срок до 20 декабря 2021 года налог на доходы физических лиц (далее - НДФЛ) Ивановым Я.В. уплачен не был.
Кроме того, налоговым органом Иванову Я.В. были начислены страховые взносы на обязательное пенсионное страхование за 2021 год, страховые взносы на обязательное медицинское страхование за 2021 год, НДФЛ за 2020 год. В связи с тем, что они не были своевременно уплачены, налоговым органом исчислены пени.
Административному ответчику направлялось требование N 52006 по состоянию на 26 октября 2021 года, в котором рассчитана сумма задолженности по НДФЛ в размере 4 706 руб. (по сроку уплаты 12 мая 2020 года) и 4 498 руб. (по сроку уплаты 27 июля 2020 года), пени в размере 205, 55 руб. Установлен срок исполнения до 20 декабря 2021 года.
Также административному ответчику направлялось требование N 8578 по состоянию на 7 апреля 2022 года, в котором рассчитана сумма задолженности: по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в размере 32 448 руб. (по сроку уплаты 10 января 2022 года), пени в размере 1 278, 45 руб.; по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в размере 8 426 руб. (по сроку уплаты 10 января 2022 года), пени в размере 331, 99 руб. Установлен срок исполнения до 31 мая 2022 года.
8 августа 2022 года по заявлению налогового органа мировым судьей судебного участка N 34 Октябрьского судебного района города Самары вынесен судебный приказ о взыскании с Иванова Я.В. недоимки. 20 февраля 2023 года судебный приказ отменен в связи с поступлением возражений.
10 мая 2023 года Межрайонная ИФНС России N 23 по Самарской области обратилась в суд с настоящим административным иском.
Решением Октябрьского районного суда города Самары от 10 июля 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Самарского областного суда от 10 октября 2023 года, административные исковые требования Межрайонной ИФНС России N 23 по Самарской области удовлетворены, с Иванова Я.В. взыскана задолженность: по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2021 год в размере 32 448 руб, пени в размере 1 148, 65 руб. за период с 28 февраля 2022 года по 6 апреля 2022 года; по страховым взносам на обязательное медицинское страхование за 2021 год в размере 8 426 руб, пени в размере 298, 28 руб. за период с 28 февраля 2022 года по 6 апреля 2022 года; по налогу на доходы физических лиц за 2020 год в размере 4 706 руб, пени в размере 105, 10 руб. за период с 15 июля 2021 года по 25 октября 2021 года; по налогу на доходы физических лиц за 2020 год в размере 4 498 руб, пени в размере 100, 45 руб. за период с 15 июля 2021 года по 25 октября 2021 года; государственная пошлина в размере 1 751, 91 руб.
Не согласившись с принятыми судебными актами, Иванов Я.В. в кассационной жалобе просит их отменить, производство по делу прекратить. Указывает, что налоговым органом пропущен срок для обращения в суд с заявленными требованиями. Ссылается на отсутствие доказательств направления ему налоговых документов и их неполучение, поскольку не проживает по месту регистрации. При этом требования налогового органа заявлены о взыскании налогов по различным эпизодам и за разные налоговые периоды, которые основаны на несвязанных между собой основаниях уплаты обязательных платежей.
В письменных возражениях представитель Межрайонной ИФНС России N 23 по Самарской области просит оставить оспариваемые судебные акты без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, извещены о времени и месте судебного заседания надлежащим образом.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В силу части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалуемом судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких нарушений судами первой и апелляционной инстанций не допущено.
Согласно статье 57 Конституции Российской Федерации и пункту 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
В силу подпункта 2 пункта 1 статьи 419 Налогового кодекса Российской Федерации плательщиками страховых взносов признаются лица, являющиеся страхователями в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, в том числе индивидуальные предприниматели, адвокаты, медиаторы, нотариусы, занимающиеся частной практикой, арбитражные управляющие, оценщики, патентные поверенные и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой.
Согласно пункту 1 статьи 432 Налогового кодекса Российской Федерации исчисление суммы страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 этого же Кодекса, производится ими самостоятельно в соответствии со статьей 430 Кодекса, если иное не предусмотрено данной статьей.
В соответствии с пунктом 2 названной статьи суммы страховых взносов исчисляются плательщиками отдельно в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и страховых взносов на обязательное медицинское страхование.
В соответствии с положениями статьи 227 Налогового кодекса Российской Федерации исчисление и уплату налога на доходы физических лиц в соответствии с настоящей статьей производят: физические лица, зарегистрированные в установленном действующим законодательством порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - по суммам доходов, полученных от осуществления такой деятельности (подпункт 1); адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты и другие лица, занимающиеся в установленном действующим законодательством порядке частной практикой, - по суммам доходов, полученных от такой деятельности (подпункт 2).
Общая сумма налога, подлежащая уплате в соответствующий бюджет, исчисленная в соответствии с налоговой декларацией с учетом положений настоящей статьи, уплачивается по месту учета налогоплательщика в срок не позднее 15 июля года, следующего за истекшим налоговым периодом (пункт 6).
В соответствии с пунктом 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.
При неисполнении налоговой обязанности налоговый орган применяет меры по его взысканию в порядке и сроки, которые предусмотрены статьей 48 Налогового кодекса Российской Федерации, путем обращения в суд.
Пунктом 1 статьи 70 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки.
В соответствии с пунктом 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации, в редакции Федерального закона от 23 ноября 2020 года N 374-ФЗ, заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 10 000 руб, налоговый орган обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 10 000 руб.
Пунктом 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации определено, что требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
В соответствии с частью 6 статьи 289 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.
Удовлетворяя административные исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что Ивановым Я.В. не исполнены требования налогового органа об уплате налогов на доходы физических лиц, страховых взносов и пени, вследствие чего имеется непогашенная задолженность. Предусмотренные законом основания для освобождения Иванова Я.В. от обязанности по уплате обязательных платежей и санкций отсутствуют. Расчет пени произведен верно. Нарушений сроков на обращение в суд с административным иском, предусмотренных статьей 48 Налогового кодекса Российской Федерации, суд не установил.
В связи с этим суд первой инстанции, пришел к выводу, с которым согласился суд апелляционной инстанции, что административный иск подлежит удовлетворению.
Данный вывод является правильным, в полной мере согласуется с приведенными выше законоположениями и установленными по делу обстоятельствами.
Довод кассационной жалобы о том, что налоговым органом пропущен срок для обращения в суд, является несостоятельным и подлежит отклонению, поскольку срок исполнения требования N 52006 истек 20 декабря 2021 года, но при этом сумма недоимки не превысила 10 000 руб. Право на обращение в суд у налогового органа возникло лишь в связи с неисполнением требования N 8578, срок по которому истек 31 мая 2022 года, когда сумма задолженности по всем вышеуказанным требованиям превысила 10 000 руб.
Таким образом, с заявлением о вынесении судебного приказа налоговый орган обратился в пределах установленного законом срока (8 августа 2022 года). После отмены судебного приказа (20 февраля 2023 года) налоговый орган также своевременно обратился в суд с настоящим административным иском (10 мая 2023 года). Направление в адрес налогоплательщика требований N 52006 по состоянию на 26 октября 2021 года, N 8578 по состоянию на 7 апреля 2022 года осуществлено в установленные законом сроки.
Довод кассационной жалобы о том, что Иванов Я.В. не получал требование об уплате налога, страховых взносов, пени, несостоятелен.
Из материалов административного дела следует, что местом регистрации административного ответчика Иванова Я.В. с 5 ноября 2019 года является адрес: "адрес". Налоговые требования N 8578, N 52006 направлены по данному месту регистрации налогоплательщика. Сведений о необходимости направления налоговых документов по другому адресу не имеется.
Пунктом 4 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что требование об уплате задолженности может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом, передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
Вручение Иванову Я.В. названных налоговых документов осуществлено 23 ноября 2021 года и 2 июня 2022 года, соответственно (л.д. 41, 42).
Ссылка в кассационной жалобе на то, что в административном иске налоговым органом заявлены не связанные между собой требования, не может быть принята во внимание, поскольку в силу положений пункта 1 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации заявление о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом заявления о взыскании в суд.
При таких обстоятельствах оснований для отмены состоявшихся судебных актов не имеется.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Октябрьского районного суда города Самары от 10 июля 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Самарского областного суда от 10 октября 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу Иванова Я.В. - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Кассационное определение в полном объеме изготовлено 19 февраля 2024 года.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.