Судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Фахрутдинова И.И, судей Карякина Е.А. и Тимохина И.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи поданную 6 декабря 2023 года кассационную жалобу администрации муниципального образования "Город Ижевск" (далее - администрация) на решение Октябрьского районного суда города Ижевска Удмуртской Республики от 3 апреля 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Удмуртской Республики от 3 июля 2023 года по административному делу N 2а-2381/2023 по административному исковому заявлению прокурора Октябрьского района города Ижевска (далее - прокурор), действующего в интересах неопределенного круга лиц, к администрации о возложении обязанности организовать водоснабжение.
Заслушав доклад судьи Шестого кассационного суда общей юрисдикции Тимохина И.В, объяснения представителя администрации Кольцовой С.Л, поддержавшей доводы кассационной жалобы, мнение старшего прокурора отдела управления Главного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Макарова Е.Н, полагавшего судебные акты законными и обоснованными, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
прокуратурой Октябрьского района города Ижевска по обращению Федоровой В.М. проведена проверка, по результатам которой установлено, что на в поселке Старый Игерман на территории Октябрьского района г. Ижевска имеется вновь образованная малоэтажная застройка индивидуальными жилыми домами (более 50 домов), расположенная южнее "адрес" (дома располагаются по "адрес"). На данной территории отсутствуют водопроводные сети, водоразборные колонки, в течение года централизованное водоснабжение отсутствует (л.д. 23-26).
Усматривая незаконное бездействие администрации, выраженное в отсутствии организации водоснабжения населения, прокурор обратился в суд с административным исковым заявлением.
Решением Октябрьского районного суда города Ижевска Удмуртской Республики от 3 апреля 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Удмуртской Республики от 3 июля 2023 года, заявленные требования удовлетворены, на администрацию возложена обязанность в срок до 1 июля 2024 года организовать водоснабжение населения на "адрес" путем обеспечения населения бесперебойным круглосуточным холодным водоснабжением надлежащего качества.
В кассационной жалобе администрация просит об отмене судебных актов. Приводит доводы о несоответствии возложенной обязанности, указанной в резолютивной части решения суда первой инстанции требованиям законодательства в сфере водоснабжения, о неразумности установленного срока для исполнения решения суда, а также об отсутствии финансирования для выполнения указанных работ.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалуемом судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Таких оснований не имеется.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 6 Федерального закона от 7 декабря 2011 года N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Федеральный закон N 416-ФЗ) к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относится организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.
Полномочия органов местного самоуправления, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, на территории сельского поселения осуществляются органами местного самоуправления муниципального района, на территории которого расположено сельское поселение, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации (часть 1.1 вышеприведенной статьи).
Согласно пункту 4 статьи 2 Федерального закона N 416-ФЗ водоснабжение абонентов осуществляется с использованием централизованных или нецентрализованных систем холодного водоснабжения.
В соответствии с частью 9 статьи 7 Федерального закона N 416-ФЗ в случае отсутствия на территории (части территории) поселения, городского округа централизованной системы холодного водоснабжения органы местного самоуправления поселения, городского округа организуют нецентрализованное холодное водоснабжение на соответствующей территории с использованием нецентрализованной системы холодного водоснабжения и (или) подвоз питьевой воды в соответствии с правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Отношения по предоставлению холодной (питьевой и (или) технической) воды из нецентрализованных систем холодного водоснабжения регулируются Правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июля 2013 года N 644 (далее также - Правила).
Так, согласно пункту 72 Правил, органы местного самоуправления организуют нецентрализованное холодное водоснабжение на соответствующей территории с использованием подземных источников водоснабжения, в том числе организуют проведение разведки и разработки таких источников. При определении источников водоснабжения преимущество должно быть отдано подземным источникам водоснабжения, содержащим природные примеси, удаляемые с помощью существующих технологий и методов обезжелезивания, обесфторивания, умягчения, удаления сероводорода, метана и микрофлоры. Поверхностные воды для питьевого водоснабжения могут быть использованы только в случаях, если исчерпан весь ресурс подземных источников, транспортировка воды из отдаленных подземных источников экономически нецелесообразна либо имеющегося ресурса подземных вод недостаточно для организации водоснабжения населения соответствующих территорий.
Забор воды для холодного водоснабжения с использованием нецентрализованных систем холодного водоснабжения производится из источников, разрешенных к использованию в качестве источников питьевого водоснабжения в соответствии с законодательством Российской Федерации. При отсутствии таких источников либо в случае экономической неэффективности их использования забор воды из источника водоснабжения и подача организацией, осуществляющей холодное водоснабжение, питьевой воды абонентам осуществляются по согласованию с территориальным органом федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор (пункт 73 Правил).
При отсутствии возможности либо при подтвержденной нецелесообразности организовать водоснабжение с использованием нецентрализованной системы холодного водоснабжения органы местного самоуправления организуют подвоз воды населению соответствующей территории согласно минимальным нормам, предусмотренным Приложением N 1 (пункту 74 Правил).
Разрешая административный спор и принимая решение об удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции, с мнением которого согласился суд апелляционной инстанции, верно применив положения законодательства, регулирующего спорные отношения, исходил из того, что административным ответчиком, вопреки приведенному выше правовому регулированию, не приняты меры по организации питьевого водоснабжения в указанном населенном пункте, в связи с чем пришёл к правильному выводу о законности оспариваемого решения и отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований
Доводы кассационной жалобы о несогласии с установлением обязанности по обеспечению населения бесперебойным круглосуточным холодным водоснабжением надлежащего качества не влечет отмену состоявшихся судебных актов, в силу того, что административный ответчик наделен правом организовать водоснабжение по одному из вариантов, предусмотренных Федеральным законом N 416-ФЗ, выбор которого относится к компетенции органа, организующего водоснабжение.
Аргументы администрации о неразумности установленного срока исполнения решения суда направлены на переоценку доказательств и установленных фактических обстоятельств дела. Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации суду кассационной инстанции не предоставлены полномочия по переоценке установленных судами фактических обстоятельств дела и представленных участвующими в деле лицами доказательств.
Поскольку отмена или изменение судебных актов в кассационном порядке возможны в случаях, предусмотренных частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, доводы кассационной жалобы, не содержащие данных о несоответствии выводов, изложенных в обжалованных судебных актах, обстоятельствам административного дела, неправильном применение норм материального права, нарушении или неправильном применение норм процессуального права, основанием для отмены судебных актов не являются.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Октябрьского районного суда города Ижевска Удмуртской Республики от 3 апреля 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Удмуртской Республики от 3 июля 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу администрации муниципального образования "Город Ижевск" - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированное кассационное определение составлено 19 февраля 2024 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.