Судебная коллегия по гражданским делам ФИО3 кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего ФИО7
судей ФИО5, ФИО6, рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу ФИО1 на решение Тукаевского районного суда Республики Татарстан от ДД.ММ.ГГГГ и апелляционное определение судебной коллегией по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан от ДД.ММ.ГГГГ по гражданскому делу N по исковому заявлению Товарищества собственников недвижимости "Приозерный" к ФИО1 о взыскании неосновательного обогащения, заслушав доклад судьи ФИО7, возражения относительно доводов жалобы представителя Товарищества собственников недвижимости "Приозерный" - адвоката ФИО4,
УСТАНОВИЛА:
истец ТСН "Приозерный" обратился суд с исковым заявлением к ответчику ФИО1, в котором, с учетом изменений в порядке ст.39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, просил взыскать неосновательное обогащение в размере 124141.00 рубль.
Решением Тукаевского районного суда Республики Татарстан от ДД.ММ.ГГГГ, оставленным без изменения судебной коллегией по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан от ДД.ММ.ГГГГ, с ФИО1 в пользу ТСН "Приозерный" взыскано неосновательное обогащение в размере 124141.00 рубль, в возмещение расходов по уплате государственной пошлины 3683.00 рубля, всего 127824 рубля.
В кассационной жалобе ФИО1 ставит вопрос об отмене состоявшихся по делу судебных постановлений и просит направить дело на новое рассмотрение в Тукаевский районный суд.
Изучив доводы кассационной жалобы и материалы дела, заслушав участников процесса, судебная коллегия приходит к следующему:
Судом установлено, что ТСН "Приозерный" является собственником газопровода с кадастровым номером N, протяженностью 4803 м.
Согласно протоколу общего ФИО2 членов ТСН "Приозерный" от ДД.ММ.ГГГГ N, ввиду необходимости продолжения газификации микрорайона "Приозерный", единогласным голосованием установлена стоимость подключения домохозяйства к построенному газопроводу в размере 150000.00 рублей.
ФИО1 является собственником жилого дома с кадастровым номером N, расположенного на земельном участке с кадастровым номером N, по адресу: "адрес", Тукаевский муниципальный район, "адрес".
Указывая на то, что ответчик без получения согласия основного абонента (истца) осуществил подключение своего жилого дома к газопроводу истца, при этом не компенсировал собственнику (истцу) расходы по проектированию и строительству газопровода, ТСН "Приозерный" обратился в суд с требованиями о взыскании неосновательного обогащения.
Удовлетворяя заявленные требования, руководствуясь ст.1102 Гражданского кодекса Российской Федерации, положениями п.34 Правил подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N, суд первой инстанции, с которым согласился суд апелляционной инстанции, исходил из того, что подключив принадлежащий жилой дом к действующему газопроводу, ответчик сберег денежные средства на его строительство, в связи с чем на стороне ответчика возникло неосновательное сбережение денежных средств за счет истца.
Расчет неосновательного обогащения (124141.00 рубль), произведен истцом исходя из расходов на строительство газопровода - 10179563.00 рубля, и количества подключенных к газопроводу лиц - 82.
Суд кассационной инстанции с такими выводами судов первой и апелляционной инстанций согласиться не может.
В силу ст.1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных ст.1109 данного Кодекса, независимо от того, явилось ли неосновательное обогащение результатом поведения приобретателя имущества, самого потерпевшего, третьих лиц или произошло помимо их воли.
Лицо, неосновательно временно пользовавшееся чужим имуществом без намерения его приобрести либо чужими услугами, должно возместить потерпевшему то, что оно сберегло вследствие такого пользования, по цене, существовавшей во время, когда закончилось пользование, и в том месте, где оно происходило (п.2 ст.1105 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Из приведенных правовых норм следует, что по делам о взыскании неосновательного обогащения на истца возлагается обязанность доказать факт приобретения или сбережения имущества ответчиком, а также размер неосновательного обогащения, на ответчика - обязанность доказать наличие законных оснований для приобретения или сбережения такого имущества либо наличие обстоятельств, при которых неосновательное обогащение в силу закона не подлежит возврату.
Согласно правовой позиции, изложенной в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации 1 (2014) (утв. Президиумом Верховного Суда Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ), в целях определения лица, с которого подлежит взысканию необоснованно полученное имущество, суду необходимо установить наличие самого факта неосновательного обогащения (то есть приобретения или сбережения имущества без установленных законом оснований), а также того обстоятельства, что именно это лицо, к которому предъявлен иск, является неосновательно обогатившимся лицом за счет лица, обратившегося с требованием о взыскании неосновательного обогащения.
В предмет доказывания по настоящему делу входят факт приобретения или сбережения ответчиком денежных средств за счет истца; отсутствие установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований для такого приобретения или сбережения; размер неосновательного обогащения.
Возражая относительно заявленных требований, ответчик указала на то, что газификация ее жилого дома осуществлялась в рамках программы догазификации, в связи с чем на ее стороне отсутствует неосновательное обогащение, поскольку в любом случае монтаж газопровода осуществило бы ООО "Газпром трансгаз Казань".
Действительно из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ между ООО "Газпром трансгаз Казань" и ФИО1 заключен договор о подключении (технологическом присоединении) газоиспользующего оборудования к сети газораспределения в рамках догазификации N-ДГ.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции руководствовался п.34 Правил подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N.
Однако, суд первой инстанции не учитывал, что Правила подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N, утратили силу с ДД.ММ.ГГГГ в связи с вступлением в силу постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N.
Так, в соответствии со ст.2 Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" система газоснабжения - имущественный производственный комплекс, состоящий из технологически, организационно и экономически взаимосвязанных и централизованно управляемых производственных и иных объектов, предназначенных для добычи, транспортировки, хранения, поставок газа; газораспределительная система - имущественный производственный комплекс, состоящий из организационно и экономически взаимосвязанных объектов, предназначенных для транспортировки и подачи газа непосредственно его потребителям.
В ст.6 указанного ФИО2 закона определено, что единая система газоснабжения представляет собой имущественный производственный комплекс, который состоит из технологически, организационно и экономически взаимосвязанных и централизованно управляемых производственных и иных объектов, предназначенных для добычи, транспортировки, хранения и поставок газа, и находится в собственности организации, образованной в установленных гражданским законодательством организационно-правовой форме и порядке, получившей объекты указанного комплекса в собственность в процессе приватизации либо создавшей или приобретшей их на других основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Единая система газоснабжения является основной системой газоснабжения в Российской Федерации, и ее деятельность регулируется государством в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Одним из принципов государственной политики в области газоснабжения в Российской Федерации является государственная поддержка развития газоснабжения в целях улучшения социально-экономических условий жизни населения, обеспечения технического прогресса и создания условий для развития экономики Российской Федерации с учетом промышленной и экологической безопасности (ст.4 Закона о газоснабжении).
Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" регулирующий правовые, экономические и организационные основы отношений в области газоснабжения в Российской Федерации, утверждение правил технологического присоединения газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям относит к полномочиям Правительства Российской Федерации (п.2 ст.8).
В п.8 Перечня поручений по реализации Послания ФИО2, утвержденного Президентом Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ NПр-753, Правительству Российской Федерации совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, публичным акционерным обществом "Газпром" и иными газораспределительными организациями поручено обеспечить до 2023 года в газифицированных населенных пунктах без привлечения средств населения проведения газа до границ негазифицированных домовладений, расположенных вблизи от внутрипоселковых газопроводов, в случае наличия соответствующей заявки, определить критерии и условия такого подключения (технологического присоединения).
Реализуя предоставленные ему полномочия, Правительство Российской Федерации постановлением от ДД.ММ.ГГГГ N утвердило Правила, которые определяют порядок подключения (технологического присоединения) газоиспользующего оборудования, проектируемых, строящихся, реконструируемых или построенных, но не подключенных к сетям газораспределения объектов капитального строительства, в том числе сети газораспределения к другим сетям газораспределения (п.1).
Подключение (технологическое присоединение) представляет собой совокупность организационных и технических действий, включая врезку и пуск газа, дающих возможность использовать газ для удовлетворения личных, семейных, домашних и иных нужд, осуществления предпринимательской (профессиональной) деятельности (п.2 Правил).
Согласно п.2 Правил от ДД.ММ.ГГГГ N, в редакции на момент заключения договора от ДД.ММ.ГГГГ, догазификация - осуществление подключения (технологического присоединения), в том числе фактического присоединения к газораспределительным сетям газоиспользующего оборудования, расположенного в домовладениях, принадлежащих физическим лицам на праве собственности или на ином предусмотренном законом праве, намеревающимся использовать газ для удовлетворения личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской (профессиональной) деятельности, с учетом выполнения мероприятий в рамках такого подключения (технологического присоединения) до границ земельных участков, принадлежащих указанным физическим лицам на праве собственности или на ином предусмотренном законом праве, без взимания платы с физических лиц при условии, что в населенном пункте, в котором располагаются домовладения физических лиц, проложены газораспределительные сети и осуществляется транспортировка газа.
Согласно п.119 Правил от ДД.ММ.ГГГГ N, в редакции на ДД.ММ.ГГГГ, в целях подключения газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям в рамках догазификации заявитель направляет на имя единого оператора газификации или регионального оператора газификации заявку о заключении договора о подключении (технологическом присоединении) газоиспользующего оборудования к сети газораспределения в рамках догазификации по типовой форме согласно приложению N (далее - заявка о догазификации).
Основанием для направления уведомления о невозможности заключения договора о подключении (технологическом присоединении) газоиспользующего оборудования к сети газораспределения в рамках догазификации по типовой форме согласно приложению N (далее - договор в рамках догазификации) является отсутствие газораспределительных сетей в границах населенного пункта, в котором располагается домовладение заявителя. В иных случаях отказ в заключении договора в рамках догазификации не допускается (п.120 Правил от ДД.ММ.ГГГГ N).
Срок осуществления мероприятий по подключению (технологическому присоединению) в рамках данного раздела определяется программой газификации, содержащей мероприятия по строительству и (или) реконструкции газораспределительных сетей и (или) газотранспортных систем, в том числе для случаев, когда для подключения требуется ликвидация дефицита пропускной способности газораспределительных и (или) газотранспортных систем (п.121 Правил от ДД.ММ.ГГГГ N).
Согласно п.124 Правил от ДД.ММ.ГГГГ N в случае если для подключения заявителя требуется осуществление мероприятий, указанных в п.121 данных Правил, исполнитель направляет в орган государственной власти субъекта Российской Федерации (орган публичной власти ФИО2 территории), уполномоченный утверждать программу газификации, предложения по включению указанных мероприятий в программу газификации жилищно-коммунального хозяйства, промышленных и иных организаций с указанием сроков их осуществления (за исключением указания срока для осуществления мероприятий по строительству и (или) реконструкции газотранспортных систем, в том числе для случаев, когда для подключения требуется ликвидация дефицита пропускной способности газотранспортных систем). Одновременно исполнитель направляет заявителю уведомление о направлении указанных предложений в орган государственной власти субъекта Российской Федерации (орган публичной власти ФИО2 территории), уполномоченный утверждать программу газификации.
Для определения подлежащего включению в программу газификации срока осуществления мероприятий по строительству и (или) реконструкции газотранспортных систем (в том числе для случаев, когда для подключения требуется ликвидация дефицита пропускной способности газотранспортных систем) исполнитель направляет предложения по включению указанных мероприятий в программу газификации организациям - собственникам систем газоснабжения.
Организация - собственник систем газоснабжения в течение 7 рабочих дней с даты получения от исполнителя предложения, указанного в абзаце втором данного пункта, направляет в орган государственной власти субъекта Российской Федерации (орган публичной власти ФИО2 территории), в полномочия которого входит утверждение программы газификации, предложение по сроку осуществления мероприятий по строительству и (или) реконструкции газораспределительных сетей и (или) газотранспортных систем.
Орган государственной власти субъекта Российской Федерации (орган публичной власти ФИО2 территории), в полномочия которого входит утверждение программы газификации, обязан включить указанные в абзацах первом и втором данного пункта предложения исполнителя и организации - собственника систем газоснабжения в программу газификации.
После включения необходимых для подключения заявителя мероприятий в программу газификации исполнитель в соответствии с Правилами направляет заявителю подписанный со своей стороны проект договора о подключении. При этом срок осуществления мероприятий по подключению (технологическому присоединению) определяется в соответствии с п.123 указанных Правил.
При этом, в соответствии с п.48 Правил от ДД.ММ.ГГГГ N в случае если подключение (технологическое присоединение) объекта капитального строительства возможно только к существующим сетям газораспределения и (или) газопотребления, принадлежащим основному абоненту, исполнитель обращается к такому основному абоненту в целях осуществления подключения заявителя.
Исполнитель в течение 3 рабочих дней со дня получения заявки на подключение направляет соответствующий запрос основному абоненту и одновременно уведомляет заявителя о направлении указанного запроса.
Основной абонент в течение 3 рабочих дней после получения соответствующего запроса от исполнителя направляет согласие на подключение объекта через принадлежащие ему сети газораспределения и (или) газопотребления заказным письмом с уведомлением о вручении или иным способом, позволяющим подтвердить его получение исполнителем.
Основной абонент (юридическое лицо) не вправе препятствовать подключению (технологическому присоединению) к принадлежащим ему сетям газораспределения и (или) газопотребления при наличии пропускной способности таких сетей.
Удовлетворяя требования истца судом первой инстанции вышеуказанные нормы материального права не применены к спорным правоотношениям.
Судом первой инстанции не учтено, что постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от ДД.ММ.ГГГГ N утверждена Региональная программа газификации жилищно-коммунального хозяйства, промышленных и иных организаций Республики Татарстан на 2019 - 2028 годы (вместе с "Планом мероприятий по газификации Республики Татарстан на 2019 - 2028 годы").
Согласно данной Региональной программы финансирование мероприятий в сумме 24398.164 млн рублей планируется реализовать за счет средств:
полученных от применения специальных надбавок к тарифам на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям, - в сумме 15585.099 млн рублей, единого оператора газификации - в сумме 7716.465 млн рублей, публичного акционерного общества "Газпром" - в сумме 1096.6 млн рублей.
Необходимые для выполнения программных мероприятий объемы финансовых ресурсов будут уточняться по мере возможности выделения средств из бюджетов всех уровней.
Перечень объектов и объемы финансирования мероприятий Региональной программы могут корректироваться в процессе их реализации исходя из объема финансирования на очередной финансовый год и на плановый период.
Принцип софинансирования мероприятий Региональной программы за счет средств бюджетов всех уровней и внебюджетных источников обеспечивает наибольшую результативность. Значительно увеличиваются темпы работ, повышается уровень газификации республики в целом.
По Региональной программе осуществляются строительство межпоселковых и внутрипоселковых газопроводов в населенных пунктах Республики Татарстан и подготовка потребителей к приему газа.
Выполнение работ по внутреннему газоснабжению жилых помещений осуществляется за счет средств населения.
Мероприятия по догазификации жилого дома ответчика ФИО1 включены в план мероприятий по газификации Республики Татарстан на 2019 - 2028 годы (порядковый N).
Учитывая вышеуказанное выводы суда о том, что ФИО1 подключилась к газопроводу без оплаты в предусмотренном указанным решением общего ФИО2 порядке, в связи с чем требования истца о взыскании неосновательного обогащения подлежат удовлетворению, не соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
Для правильного рассмотрения дела по существу суду необходимо установить имелось или нет законное основание для подключения жилого дома ответчика к газопроводу истца безвозмездно, действовал или нет ответчик в рамках заключенных договоров на догазификацию в соответствии с действующим законодательством, произведено подключение жилого дома ответчика или нет в установленном законом порядке.
Кроме того, в соответствии со ст.5 Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" Федеральная система газоснабжения - совокупность действующих на территории Российской Федерации систем газоснабжения: Единой системы газоснабжения, региональных систем газоснабжения, газораспределительных систем и независимых организаций.
Из системного толкования ст.27 указанного ФИО2 закона, пунктов 2 и 48 Правил от ДД.ММ.ГГГГ N следует, что основной абонент, являющийся как юридическим, так и физическим лицом, не вправе препятствовать подключению (технологическому присоединению) к принадлежащим ему сетям газораспределения и (или) газопотребления при наличии пропускной способности таких сетей.
Статьей 23.2 Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" предусмотрено, что плата за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям (далее - технологическое присоединение) и (или) стандартизированные тарифные ставки, определяющие ее величину, подлежат государственному регулированию; затраты газораспределительной организации на проведение мероприятий по технологическому присоединению, в том числе расходы на строительство и (или) реконструкцию необходимых для технологического присоединения объектов капитального строительства, включаются в расходы газораспределительной организации, учитываемые при установлении тарифов на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям и (или) предусмотренных частью второй ст.17 данного Закона специальных надбавок к указанным тарифам, а также платы за технологическое присоединение и (или) стандартизированных тарифных ставок, определяющих ее величину, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
При этом, действующее законодательство прямо не устанавливает, на каких условиях основной абонент должен предоставить лицу, имеющему намерение газифицировать принадлежащий ему объект, согласие на подключение к принадлежащим основному абоненту сетям газоснабжения, какие-либо тарифы (плата) за выдачу основным абонентом согласия на подключение к принадлежащим ему сетям газоснабжения в настоящее время не утверждены, правовое регулирование сферы газоснабжения не предусматривает какой-либо порядок компенсации затрат владельцам газораспределительных сетей, газопроводов и иного, связанного с ними газораспределительного оборудования, по созданию этих сетей, газопроводов, а также по их использованию при дальнейшей транспортировке газа, помимо включения в регулируемые государством в лице уполномоченных органов тарифы на транспортировку газа.
Также, действующее законодательство в сфере газоснабжения не обязывает физических лиц за свой счет осуществлять строительство газораспределительных сетей, ТСН "Приозерный" по желанию и собственной воле членов ТСН выступило заказчиком строительства газопровода в бытовых целях, для газоснабжения жилых домов, при этом за утверждением тарифа на транспортировку газа не обращалось.
Судом первой инстанции не установлено какая мощность выделялась при строительстве спорного газопровода, не установлено, какое возможное количество абонентов могут быть подключены к газопроводу ТСН "Приозерный", исходя из его пропускной способности и технических возможностей для подключения, вследствие чего возложение обязанности по компенсации стоимости затрат по созданию газопровода исходя из количества фактически подключенных абонентов, является неправомерным.
Кроме того, судом первой инстанции не дана оценка расчету истца, в который по утверждению ответчика, включены расходы на строительство газопровода, не подтвержденные надлежащими доказательствами.
Допущенные судом первой инстанции нарушения не устранены судом апелляционной инстанции.
Поскольку изложенные обстоятельства и нормы материального права судами при разрешении дела не учтены, несмотря на то, что они имеют значение для разрешения дела, допущенные нарушения норм материального права являются существенными, они повлияли на исход дела и не могут быть устранены без отмены судебных постановлений.
Так как для принятия обоснованного и законного судебного акта требуется исследование и оценка доказательств, а также совершение иных процессуальных действий, установленных для рассмотрения дела в суде первой инстанции, что невозможно в суде кассационной инстанции в силу его полномочий, то дело подлежит направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела суду следует принять во внимание вышеизложенное, и исходя из установленных по делу обстоятельств, дав оценку доводам сторон и лиц, участвующих в деле в соответствии с положениями вышеуказанных норм, принять по существу спора законное и обоснованное решение.
На основании вышеуказанного и, руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Тукаевского районного суда Республики Татарстан от ДД.ММ.ГГГГ и апелляционное определение судебной коллегией по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан от ДД.ММ.ГГГГ отменить, дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции - Тукаевский районный суд Республики Татарстан.
Председательствующий ФИО7
Судьи ФИО5
ФИО6
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.