Судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Серебряковой О.И, судей Назейкиной Н.А, Романова М.В, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Шипилова Юрия Васильевича на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Самарского областного суда от 8 августа 2023 г. по гражданскому делу N 2-92/2023 по иску Шипилова Юрия Васильевича к ООО "ЭкоСтройРесурс", Администрации с/п Красноармейское Самарской области о признании договора на оказание услуг по обращению с ТКО (твердыми коммунальными отходами) не заключенным, признании задолженности по оплате услуг за обращение с ТКО отсутствующей, обязании обустроить место накопления ТКО, заслушав доклад судьи Серебряковой О.И, объяснения представителя Шипилова Ю.В. - ФИО7, действующей на основании нотариальной доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, представителя ООО "ЭкоСтройРесурс" - ФИО8, действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, проверив материалы дела, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Шипилов Юрий Васильевич обратился в суд с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "ЭкоСтройРесурс", администрации сельского поселения Красноармейское Самарской области о признании договора на оказание услуг по обращению с ТКО (твердыми коммунальными отходами) незаключенным, признании задолженности по оплате услуг за обращение с ТКО отсутствующей, обязать обустроить место накопления ТКО.
Требования мотивированы тем, что в августе 2022 г. ему доставлен платежный документ для внесения платы за услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами за август 2022 г. по адресу: "адрес".
В указанном платежном документе ему предлагается оплатить услуги по обращению с ТКО в сумме 4276 руб. 80 коп. с пометкой "сумма с учетом долга на ДД.ММ.ГГГГ".
Не согласившись с суммой задолженности, указанной в платежном документе, им в адрес регионального оператора ООО "ЭкоСтройРесурс" направлена письменная претензия от ДД.ММ.ГГГГ (вх. N в которой было предложено ООО "ЭкоСтройРесурс" в добровольном досудебном порядке рассмотреть вопрос: об аннулировании необоснованно начисленной задолженности за услуги, которые региональным оператором не оказывались; об организации с надлежащим качеством оказания услуг по обращению с ТКО на "адрес", в строгом соответствии с действующим законодательством.
В ответ на претензию ООО "ЭкоСтройРесурс" дан ответ (исх. N от ДД.ММ.ГГГГ), в котором общество рекомендовало погасить спорную задолженность во избежание судебных разбирательств.
С доводами, указанными в письменном ответе ООО "ЭкоСтройРесурс", истец не согласился. Полагает, что услугой ООО "ЭкоСтройРесурс" (региональный оператор) в период с ДД.ММ.ГГГГ и по настоящее время он не пользовался, так как на "адрес", являющейся обособленным поселением "адрес", находящемся на удалении от центральной усадьбы названного поселения на расстоянии более двух километров, не созданы и не определены места накопления твердых коммунальных отходов в территориальной схеме обращения с отходами.
В письме регионального оператора указано, что ближайшие контейнерные площадки в "адрес" находятся на "адрес" на расстояние 2, 7 км.
Кроме того, дорога от домов, расположенных по "адрес", до асфальтированного шоссе, является грунтовой, что затрудняет движение по ней в период неблагоприятных погодных условий. Он пенсионер (ДД.ММ.ГГГГ г.р.), складировать ТКО в контейнеры, находящиеся на расстоянии более 2 км, не имеет возможности в силу возраста, передвигается с большим трудом. Органические фракции отходов, образованные в результате жизнедеятельности, утилизировались им самостоятельно в виде изготовления компоста, а неорганические - сжигали в металлической бочке.
Истец считает, что обязанность по оплате услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами им исполнена в полном объеме, задолженность в сумме 4276, 80 руб. ООО "ЭкоСтройРесурс" по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ по "адрес", исчислена неправомерно.
Также считает неправомерным начисление ООО "Экостройресурс" текущих платежей за сентябрь, октябрь, ноябрь 2022 г. в сумме 291, 6 руб. (97, 2хЗмесяца=291, 6), так как до настоящего времени он услугами по обращению с твердыми коммунальными отходами по адресу Коммунарская 9 не пользуется.
На основании изложенного, с учетом уточнения, просил суд:
- признать договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами между Шипиловым Юрием Васильевичем - собственником дома N N расположенного по "адрес" "адрес" и ООО "ЭкоСтройРесурс" незаключенным;
- признать отсутствующей задолженность Шипилова Юрия Васильевича в сумме 4 871 руб. 67 коп. по оплате услуг по вышеуказанному договору, сформированную ООО "ЭкоСтройРесурс" по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ по лицевому счету N;
- обязать администрацию муниципального района Красноармейский Самарской области обустроить место накопления твердых коммунальных отходов (контейнерную площадку) для "адрес" ДД.ММ.ГГГГ-21, утвержденных постановлением главного санитарного врача РФ от ДД.ММ.ГГГГ N, а именно, в соответствии с п. 4 указанных Правил, определить место накопления отходов с учетом его предельно допустимой удаленности (не более 100 метров) от жилого моего дома.
Решением Красноармейского районного суда Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ уточненные исковые требования Шипилова Юрия Васильевича удовлетворены.
Признан договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами между ООО "ЭкоСтройРесрус" и Шипиловым Юрием Васильевичем собственником жилого дома, расположенного по адресу "адрес", не заключенным.
Признана отсутствующей задолженность Шипилова Юрия Васильевича по оплате коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами по лицевому счету N по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в размере 4 871 рубль 67 копеек.
Суд обязал администрацию сельского поселения Красноармейское муниципального района Красноармейский Самарской области организовать и обеспечить проведение работ по созданию мест (площадки) накопления твердых коммунальных отходов, определить схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на "адрес".
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Самарского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ решение Красноармейского районного суда Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ отменено в части удовлетворения требований к ответчику Обществу с ограниченной ответственностью "ЭкоСтройРесурс", принято в указанной части новое решение, которым в удовлетворении требований Шипилова Юрия Васильевича к Обществу с ограниченной ответственностью "ЭкоСтройРесурс" о признании договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами между ООО "ЭкоСтройРесрус" и Шипиловым Юрием Васильевичем незаключенным, признании отсутствующей задолженности Шипилова Юрия Васильевича по оплате коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами по лицевому счету N по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в размере 4 871 рубль 67 копеек, отказано.
В остальной части решение оставлено без изменения.
Шипилов Юрий Васильевич не согласился с принятым судебным постановлением и обратился в Шестой кассационный суд общей юрисдикции с кассационной жалобой, в которой просит апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Самарского областного суда от 8 августа 2023 г. отменить, решение Красноармейского районного суда Самарской области от 23 марта 2023 г. оставить без изменения.
Решение суда первой инстанции в части обязания администрации сельского поселения Красноармейское муниципального района Красноармейский Самарской области организовать и обеспечить проведение работ по созданию мест (площадки) накопления твердых коммунальных отходов, определить схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на "адрес" и апелляционное определение в вышеуказанной части не обжалуются, в связи с чем не являются предметом рассмотрения суда кассационной инстанции.
От ООО "ЭкоСтройРесурс" в суд кассационной инстанции поступило возражение на кассационную жалобу, в которых просит апелляционное определение оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
В заседании суда кассационной инстанции представитель Шипилова Ю.В. - ФИО7 доводы, изложенные в кассационной жалобе, поддержала в полном объеме. Представитель ООО "ЭкоСтройРесурс" - ФИО8 возражала против удовлетворения кассационной жалобы.
Иные лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в судебное заседание не явились, в связи с чем, жалоба рассматривается в их отсутствие в порядке, предусмотренном частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Нарушение или неправильное применение норм процессуального права является основанием для отмены или изменения судебных постановлений, если это нарушение привело или могло привести к принятию неправильных судебных постановлений (часть 3 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса).
Обсудив доводы кассационной жалобы, изучив материалы гражданского дела, судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции приходит к выводу о том, что при рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанций были допущены такого рода нарушения норм материального и процессуального права.
Обращаясь с настоящими исковыми требованиями в суд, истец указывал на то, что в месте его проживания и расположения жилого дома отсутствуют площадки для сбора бытовых коммунальных отходов, контейнеры не установлены, децентрализованный вывоз мусора региональным оператором не организован, услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами не оказывается, региональным оператором мусор с "адрес" не вывозится, истец утилизирует мусор самостоятельно. Близлежащими контейнерами, расположенными в "адрес" не пользуется, так как они находятся на расстоянии более 4 км от дома истца.
Разрешая настоящий спор и удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что ответчик не осуществлял фактической деятельности по обращению с ТКО в районе расположения жилого дома истца - "адрес".
Суд апелляционной инстанции не согласился с указанными выводами суда, указал, что ООО "ЭкоСтройРесурс" (Региональный оператор) с ДД.ММ.ГГГГ осуществляет деятельность по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Самарской области на основании соглашения, заключенного с Министерством энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области ДД.ММ.ГГГГ
Предложение о заключении договора, а также типовой договор на оказание услуг по обращению с ТКО в виде публичной оферты размещены региональным оператором на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" ДД.ММ.ГГГГ, а также опубликовано ДД.ММ.ГГГГ в газете "Волжская коммуна", выпуск N от ДД.ММ.ГГГГ
Доказательств, свидетельствующих о направлении в адрес регионального оператора мотивированного отказа от подписания типового договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами или заявления о заключении договора в письменной форме, истцом не представлено, в связи с чем договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключен между истцом и ООО "ЭкоСтройРесурс" на условиях типового договора на 16-й рабочий день после публикации региональным оператором предложения о заключении данного договора на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
При этом, как указал суд апелляционной инстанции, само по себе отсутствие договора как единого подписанного сторонами документа не препятствует региональному оператору оказывать услуги в соответствии с типовым договором или соглашением, что прямо предусмотрено пунктом 5 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", пунктами 5 и 7 Правил обращения с ТКО и не освобождает потребителя, как собственника жилого помещения, от оплаты оказанных услуг, которые подлежат оплате с даты начала оказания услуг региональным оператором. Отсутствие вблизи жилого дома истца контейнерной площадки для накопления ТКО также не является основанием к признанию договора незаключенным. Отсутствие контейнера для сбора мусора непосредственно у дома истца еще не свидетельствует о ненадлежащем оказании услуг региональным оператором.
Суд апелляционной инстанции также отметил, что ответчиком предоставлены в материалы дела выкопировка на территориальной схемы контейнерных площадок, из которой усматривается, что в "адрес" установлены и внесены в территориальную схему контейнерные площадки, находящиеся по адресам: "адрес", в районе домов N, N, N, N; по тому же адресу "адрес", в районе домов NА, N, N; в "адрес", в районе дома N N в "адрес", в районе дома N N.
Кроме того, апелляционная инстанция указала, что истец пользуется услугами по уничтожению и переработке мусора, самостоятельно мусор не утилизирует, и не имеет лицензии на такую деятельность, при этом законом предусмотрено начисление платы за такие услуги по количеству квадратных метров общей площади всех имеющихся в собственности объектов недвижимости.
Судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции не может согласиться с выводами суда апелляционной инстанции, поскольку они не соответствуют обстоятельствам дела и сделаны при неправильном применении судами норм материального и процессуального права.
В соответствии со статьей 153 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. У собственника жилого помещения такая обязанность возникает с момента возникновения права собственности на такое помещение.
В соответствии со статьей 154 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники жилых домов несут расходы на их содержание и ремонт, а также оплачивают коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными, в том числе в электронной форме с использованием системы, с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности.
Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами.
В соответствии с частью 5 статьи 30 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник жилого дома или части жилого дома обязан обеспечивать обращение с твердыми коммунальными отходами путем заключения договора с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами. Под обращением с твердыми коммунальными отходами для целей настоящего Кодекса и иных актов жилищного законодательства понимаются транспортирование, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов.
Во исполнение требований федерального законодателя постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N 354 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов.
Указанные Правила регулируют отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, порядок заключения договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении, а также регламентируют иные вопросы, связанные с предоставлением коммунальных услуг (п. 1 Правил).
Предоставление коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами осуществляется в соответствии с разделом XV(1) указанных выше Правил.
В соответствии с частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов РФ в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Положения абзаца 2 пункта 148 (30) Правил предусматривают определение размера платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами в случае принятия органом государственной власти субъекта РФ решения об осуществлении потребителями оплаты данной коммунальной услуги из общей площади жилого помещения, что соответствует нормам жилищного законодательства и законодательства в области обращения с отходами.
Размер платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, предоставленную потребителю в жилом помещении, рассчитанную из общей площади, определяется в соответствии с формулой 9(2) Приложения к Правилам.
Согласно данной формуле плата за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами рассчитывается из общей площади жилого помещения, норматива накопления твердых коммунальных отходов и цены на коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Согласно пункту 4 статьи 24.10 Федерального закона Российской Федерации от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" порядок определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов устанавливается Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 г. N 1156 утверждены Правила определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов.
Порядок определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов, включающий в себя процедуры сбора, анализа и расчета данных о массе и объеме накапливаемых отходов с учетом их сезонных изменений, установлен в п. 1 Правил.
В соответствии с п. 2 Правил установление нормативов накопления твердых коммунальных отходов отнесено к полномочиям органов исполнительной власти субъекта РФ или органов местного самоуправления поселений или городских округов (в случае наделения их соответствующими полномочиями законом субъекта РФ).
Норматив определяется исходя из данных о массе, объеме отходов и выражается в количественных показателях массы и объема на одну расчетную единицу (п. 13 Правил). Расчетные единицы определяются по каждой категории объектов уполномоченным органом (п. 14 Правил).
Таким образом, полномочиями по установлению нормативов накопления твердых коммунальных отходов и выбору расчетных единиц для каждой категории объектов, в отношении которых могут устанавливаться такие нормативы, наделены органы исполнительной власти субъекта РФ.
Постановлением Правительства Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ N "Об утверждении порядка накопления твердых коммунальных отходов, в том числе их раздельного накопления, на территории Самарской области" утвержден порядок накопления ТКО. Настоящий Порядок регулирует отношения, возникающие в процессе организации и осуществления деятельности по накоплению твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельному накоплению) на территории Самарской области (далее - ТКО). Накопление ТКО на территории Самарской области осуществляется в соответствии с требованиями, установленными настоящим Порядком, законодательством Российской Федерации об отходах производства и потребления, охране окружающей среды, обеспечении санитарно-эпидемиологического благополучия населения, территориальной схемой обращения с отходами Самарской области, утверждаемой приказом министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области (далее - Территориальная схема), и должно быть безопасным для населения и окружающей среды.
Общие требования к оформлению контейнерных площадок с учетом организации раздельного накопления ТКО на контейнерных площадках, стационарных и мобильных пунктах, в том числе с использованием автоматических устройств для приема отдельных видов ТКО, а также мусоровозов, осуществляющих транспортирование ТКО, устанавливаются Единым стандартом оформления системы раздельного накопления твердых коммунальных отходов на территории Самарской области, согласно приложению к настоящему Порядку.
Требования к установке (размещению) мест (площадок) накопления ТКО, в том числе количеству, объему, материалу контейнеров и бункеров, устанавливаются законодательством Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения, а также иными нормативными правовыми актами.
Создание и обустройство мест (площадок) накопления ТКО осуществляются в соответствии с Правилами обустройства мест (Площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2018 г. N 1039.
Обращение с твердыми коммунальными отходами обеспечивается региональным оператором в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами Самарской области, места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов, в соответствии с частью 4 статьи 13.4 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ и Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2018 г. N 1039 и создаются органами местного самоуправления, за исключением случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах.
Как установлено судом первой инстанции и исследует из представленных суду материалов, постановлением администрации сельского поселения Красноармейское муниципального района Красноармейский Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ N утверждены схемы размещения места (площадок) раздельного накопления ТКО в "адрес".
Из реестра мест (площадок) накопления ТКО, расположенных на территории муниципального района Красноармейский Самарской области по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в "адрес", следует, что контейнерные площадки размещены на "адрес".
Для организации сбора и вывоза твердых коммунальных отходов в месте расположения жилого дома истца по "адрес", он обратился в Территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по Самарской области в г. Новокуйбышевске, а также с претензией в ООО "ЭкоСтройРесурс", однако положительных результатов достигнуто не было.
Отклоняя довод ответчика о том, что услуга по вывозу ТКО надлежащим образом оказывается истцу, поскольку действующим законодательством не предусмотрена возможность освобождения от несения расходов по оплате услуг по вывозу твердых коммунальных отходов в связи с отсутствием организации со стороны органов местного самоуправления на предусмотренном соответствующими требованиями расстоянии от жилого помещения контейнерных площадок, включенных в территориальную схему, либо не согласования расположения места накопления твердых коммунальных отходов при децентрализованном способе накопления, суд первой инстанции правомерно указал на следующее.
Согласно статье 24.6 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами (пункт 1). Зона деятельности регионального оператора представляет собой территорию или часть территории субъекта Российской Федерации, на которой региональный оператор осуществляет деятельность на основании соглашения, заключаемого с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с настоящей статьей, и определяется в территориальной схеме обращения с отходами (пункты 7, 8).
Содержание территориальной схемы обращения с отходами определено Правилами разработки, общественного обсуждения, утверждения, корректировки территориальных схем в области обращения с отходами производства и потребления, в том числе с твердыми коммунальными отходами, а также требованиями к составу и содержанию таких схем, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 2018 г. N 1130 (далее также - Правила разработки территориальной схемы в области обращения с ТКО).
В соответствии с пунктом 5 данных правил территориальная схема включает, кроме прочего, следующие разделы: нахождение источников образования отходов; места накопления отходов; места нахождения объектов обработки, утилизации, обезвреживания отходов и объектов размещения отходов, включенных в государственный реестр объектов размещения отходов; схема потоков отходов от источников их образования до объектов обработки, утилизации, обезвреживания отходов и объектов размещения отходов, включенных в государственный реестр объектов размещения отходов. При этом раздел "Места накопления отходов" содержит данные о нахождении мест накопления отходов (с нанесением их на карту субъекта Российской Федерации) в соответствии со схемами размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и реестрами мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, а также данные о необходимом количестве контейнеров и бункеров в соответствующей зоне деятельности регионального оператора, данные о количестве контейнеров и бункеров, планируемых к приобретению региональным оператором по годам (пункт 9 названных правил).
Согласно подпункту "а" пункта 12 этих же правил раздел "Схема потоков отходов от источников их образования до объектов обработки, утилизации, обезвреживания отходов и объектов размещения отходов, включенных в государственный реестр объектов размещения отходов" содержит графическое отображение движения отходов от источников образования отходов и мест накопления отходов до объектов обработки, утилизации, обезвреживания отходов, объектов размещения отходов, включенных в государственный реестр объектов размещения отходов и расположенных в границах территории субъекта Российской Федерации.
По пункту 10 статьи 24.6 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" региональные операторы обязаны соблюдать схему потоков ТКО, предусмотренную территориальной схемой обращения с отходами субъекта Российской Федерации, на территории которого такие операторы осуществляют свою деятельность.
С учетом изложенного, суд первой инстанции пришёл к обоснованному выводу, что услуга по обращению с ТКО не может считаться оказанной только ввиду образования таких отходов как неизменного фактора, сопутствующего жизнедеятельности человека, если при этом не соблюдаются требования к организации исполнения данной услуги, предусмотренные действующим законодательством.
Доводы ответчика о том, что для граждан, проживающих на "адрес", оборудованы места (площадки) накопления ТКО на территории "адрес" в соответствии с утвержденной схемой расположения площадок для размещения ТКО, в связи с чем истец имел возможность воспользоваться данными площадками для складирования отходов, обосновано отклонены судом первой инстанции в виду следующего.
Федеральным законом "Об отходах производства и потребления" определено, что целью государственного регулирования в области обращения с отходами производства и потребления является предотвращение вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечение таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья.
Достижение указанной цели, в частности, предполагает, что движение ТКО должно контролироваться на каждом этапе, начиная от источника их образования, заканчивая утилизацией, размещением или переработкой. Одновременно любому гражданину или организации, в деятельности которых образуются такие отходы, должна быть предоставлена возможность избавления от них способом, предусмотренным законом, который, исходя из целей и принципов регулирования в области обращения с отходами производства и потребления, рассматривается как наиболее экологичный и бережный по отношению к человеку и окружающей среде.
Из взаимосвязанных положений пункта 2 статьи 24.7 Федерального закона и пунктов 9, 13 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 г. N 1156 (далее - Правила обращения с ТКО), следует, что региональный оператор осуществляет прием ТКО от потребителей в месте (площадке) накопления ТКО, определенном договором на оказание услуг по обращению с ТКО, в соответствии co схемой обращения с отходами. Региональный оператор несет ответственность за обращение с твердыми коммунальными отходами с момента погрузки таких отходов в мусоровоз.
Правилами предоставления коммунальных услуг (пункт 17 приложение N 1) установлено требование к качеству коммунальных услуг в виде обеспечения своевременного вывоза твердых коммунальных отходов из мест (площадок) накопления: в холодное время года (при среднесуточной температуре +5 °C и ниже) не реже одного раза в трое суток, в теплое время (при среднесуточной температуре свыше +5 °C) не реже 1 раза в сутки (ежедневный вывоз).
Доводы ответчика о том, что в отсутствие места накопления ТКО, предназначенного для жильцов, проживающих по "адрес", собственник жилого "адрес" может складировать отходы в иных местах, внесенных в территориальную схему, суд первой инстанции признал несостоятельными, и пришел к выводу, что, услуга регионального оператора по обращению с ТКО считается предоставленной формально, поскольку ответчик не представил доказательства фактического оказания услуги по вывозу ТКО с указанием места накопления в соответствии с реестром и территориальной схемой накопления ТКО (в которую входит адрес истицы), маршрутные листы мусоровозов, информацию со спутниковой навигации системы ГЛОНАСС. Сведения, отраженные в территориальной схеме обращения с отходами, учитываются при установлении предельных тарифов на услуги региональных операторов по обращению с ТКО (пункт 2 статьи 24.8 Федерального закона "Об отходах производства и потребления"). Осуществляя сбор, транспортирование, переработку, захоронение, утилизацию и размещение ТКО в соответствии с территориальной схемой, региональный оператор обеспечивает надлежащее оказание услуги по обращению с такими отходами и получает за это соразмерную плату, возмещающую ему расходы, сопряженные с оказанием услуги, и приносящую нормативную прибыль.
При указанных фактических обстоятельствах дела, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что между собственником жилого "адрес" и ООО "ЭкоСтройРесурс" договорные отношения не сложились, поскольку реестр размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории муниципального района Красноармейский Самарской области, утвержденный постановлением администрации муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ N, не содержит сведений о месте (площадке) накопления ТКО, источником образования которых является "адрес". В силу приведенного выше пункта 9 Правил разработки территориальной схемы в области обращения с ТКО, реестр размещения мест (площадок) накопления ТКО является источником для сведений, включаемых в раздел "Места накопления отходов" территориальной схемы. Место накопления, из которого региональным оператором осуществляется вывоз ТКО, является существенным условием договора об оказании услуг в сфере обращения с ТКО. При названных обстоятельствах, когда источник образования отходов и соответствующее место накопления ТКО территориальной схемой не определено, и между региональным оператором и потребителем в порядке, предусмотренном пунктами 8(11) - 8(14), не урегулировано условие об ином способе складирования отходов, договор на оказание услуг по обращению с ТКО не может считаться заключенным. Кроме того, судом первой инстанции также установлено, что предоставление коммунальной услуги не было обеспечено и без использования соответствующих площадок в порядке, предусмотренном подпунктом "в" пункта 10 Правил обращения с ТКО (сбор в пакеты или другие емкости, предоставленные региональным оператором).
Обстоятельства дела, установленные судом первой инстанции, и соответствующие им выводы суда первой инстанции не опровергнуты ответчиком в ходе судебного разбирательства в суде апелляционной инстанции, который иных опровергающих доказательств суду апелляционной инстанции при рассмотрении настоящего дела не представил.
Не установив каких-либо новых обстоятельств, нарушив нормы процессуального закона о доказательствах, доказывании и оценке доказательств (статьи 55, 59, 60, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), суд апелляционной инстанции не согласился с выводами суда первой инстанции, придя к ошибочному выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных исковых требований к ООО "ЭкоСтройРесурс".
Ввиду изложенного у суда апелляционной инстанции не имелось предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены решения суда первой инстанции об удовлетворении исковых требований к ООО "ЭкоСтройРесурс" и принятия нового решения об отказе в удовлетворении этих исковых требований.
С учетом изложенного судебная коллегия находит, что апелляционным судом допущены существенные нарушения норм материального и процессуального права, которые не могут быть устранены без отмены апелляционного определения в части разрешения исковых требований к ООО "ЭкоСтройРесурс".
Согласно пункту 4 части 1 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд кассационной инстанции, рассмотрев кассационную жалобу вправе оставить в силе одно из принятых по делу судебных постановлений.
Принимая во внимание, что суд первой инстанции правильно определилобстоятельства, имеющие значение для дела, верно применил нормы материального права, подлежащие применению к отношениям сторон, и разрешилспор в соответствии с установленными по делу обстоятельствами и требованиями закона, нарушений норм процессуального права не допустил, Судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции считает необходимым отменить апелляционное определение, оставив в силе решение суда первой инстанции, разрешившего спор в соответствии с нормами закона и установленными по делу обстоятельствами.
Руководствуясь статьями 379.6, 379.7, 390 и 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Самарского областного суда от 8 августа 2023 г. отменить.
Решение Красноармейского районного суда Самарской области от 23 марта 2023 г. оставить в силе.
Председательствующий О.И. Серебрякова
Судьи Н.А. Назейкина
М.В. Романов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.