Судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Калиновского А.А, судей Штырлиной М.Ю, Арзамасовой Л.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу ФИО1, ФИО1 на решение Тукаевского районного суда Республики Татарстан от ДД.ММ.ГГГГ и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан от ДД.ММ.ГГГГ по гражданскому делу N по иску товарищества собственников недвижимости "Приозерный" к ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5 о взыскании неосновательного обогащения.
Заслушав доклад судьи Штырлиной М.Ю, пояснения посредством видеоконференц-связи через Тукаевский районный суд Республики Татарстан ФИО1, ФИО1, проверив материалы дела, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
ТСН "Приозерный" обратилось к ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5 с иском о взыскании неосновательного обогащения, указав в обоснование требований, что ответчики являются собственниками жилого дома, расположенного по адресу: "адрес", кадастровый N. Без ведома ТСН "Приозерный" ответчики присоединились к принадлежащему истцу и построенному за его счёт газопроводу, расположенному вс. КалмашТукаевского района Республики Татарстан, кадастровый N, что подтверждается сведениями ООО "Газпром трансгаз Казань". Направленное ДД.ММ.ГГГГ в адрес ответчиков уведомление об оплате суммы за подключение и пользование газопроводом оставлено без удовлетворения.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, с учетом уточнения исковых требований в части подлежащей взысканию суммы, ТСН "Приозерный" просило взыскать с ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5 сумму неосновательного обогащения в размере 124 141 руб, расходы по оплате госпошлин.
Судом первой инстанции к участию в деле в качестве третьего лица привлечено ООО "Газпром трансгаз Казань".
Решением Тукаевского районного суда Республики Татарстан от ДД.ММ.ГГГГ, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан от ДД.ММ.ГГГГ, исковые требования ТСН "Приозерный" удовлетворены.
Судом постановлено взыскать солидарно с ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, паспорт N, выдан "данные изъяты", код подразделения N, и ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ годы рождения, паспорт N, выдан "данные изъяты", код подразделения N, представляющей интересы несовершеннолетних детей ФИО4, свидетельство о рождении N от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО3, свидетельство о рождении N от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО4, свидетельство о рождении N от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО5 свидетельство о рождении N от ДД.ММ.ГГГГ в пользу ТСН "Приозерный", ИНН 1639060245, неосновательное обогащение в размере 124141 рубль.
Взыскать с ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, паспорт N, выдан "данные изъяты", код подразделения N, и ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ годы рождения, паспорт N, выдан "данные изъяты", код подразделения N, представляющей интересы несовершеннолетних детей ФИО4, свидетельство о рождении N от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО3, свидетельство о рождении N от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО4, свидетельство о рождении N от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО5 свидетельство о рождении N от ДД.ММ.ГГГГ, по 1841 рублю 50 копеек с каждой, в возмещение расходов по уплате государственной пошлины.
В кассационной жалобе заявители просят отменить состоявшиеся судебные постановления, как незаконные, дело направить на новое рассмотрение в Тукаевский районный суд.
В судебном заседании кассационной инстанции ФИО6, ФИО1, участвующие посредством видеоконференц-связи через Тукаевский районный суд Республики Татарстан, доводы кассационной жалобы поддержали по изложенным в ней основаниям.
Иные лица, участвующие в деле, извещенные о времени и месте рассмотрения, правом участия в судебном заседании не воспользовались, надлежащим образом уведомлены о принятии кассационной жалобы к производству и назначении судебного заседания, в том числе посредством размещения соответствующей информации на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в соответствии с частью 2.1. статьи 113 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
В суд кассационной инстанции поступили письменные возражения ТСН "Приозерный" на кассационную жалобу. Истец полагает, что оснований для кассационного пересмотра состоявшихся судебных актов по доводам жалобы не имеется.
В суд кассационной инстанции поступил письменный отзыв ООО "Газпром трансгаз Казань".
Руководствуясь положениями части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции приходит к выводу, что имеются основания для отмены в кассационном порядке обжалуемых судебных постановлений.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие нарушения были допущены при рассмотрении дела.
Судом установлено, что ТСН "Приозерный" является собственником газопровода с кадастровым N, протяженностью 4803 м.
Согласно протоколу общего собрания членов ТСН "Приозерный" от ДД.ММ.ГГГГг. N ввиду необходимости продолжения газификации микрорайона "Приозерный", единогласным голосованием установлена стоимость подключения домохозяйства к построенному газопроводу в размере 150 000 рублей.
ФИО1, несовершеннолетние ФИО4 ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5 долевыми сособственниками жилого дома с кадастровым N, расположенного на земельном участке с кадастровым Nпо адресу: "адрес".
На основании договора от ДД.ММ.ГГГГг. N, заключённого с ООО "Газпром трансгаз Казань", дом ответчиков подключен к газопроводу с кадастровым N.
Указывая на то, что ответчики без получения согласия основного абонента (истца) осуществили подключение жилого дома к газопроводу истца, при этом не компенсировали собственнику (истцу) расходы по проектированию и строительству газопровода, ТСН "Приозерный" обратился в суд с требованиями о взыскании неосновательного обогащения.
Уточненный расчет неосновательного обогащения (124 141 руб.) произведен истцом исходя из расходов на строительство газопровода - 10179563 руб. и количества подключенных к газопроводу лиц - 82.
Удовлетворяя заявленные требования, руководствуясь статьей 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации, положениями п.34 Правил подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2013 г. N1314, суд первой инстанции, с выводами которого согласился суд апелляционной инстанции, исходил из того, что подключив принадлежащий жилой дом к действующему газопроводу, ответчики сберегли денежные средства на его строительство, в связи с чем на стороне ответчиков возникло неосновательное сбережение денежных средств за счет истца.
Судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции с такими выводами судов предыдущих инстанций согласиться нельзя по следующим основаниям.
В силу статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 данного Кодекса, независимо от того, явилось ли неосновательное обогащение результатом поведения приобретателя имущества, самого потерпевшего, третьих лиц или произошло помимо их воли.
Лицо, неосновательно временно пользовавшееся чужим имуществом без намерения его приобрести либо чужими услугами, должно возместить потерпевшему то, что оно сберегло вследствие такого пользования, по цене, существовавшей во время, когда закончилось пользование, и в том месте, где оно происходило (пункт 2 статьи 1105 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Из приведенных правовых норм следует, что по делам о взыскании неосновательного обогащения на истца возлагается обязанность доказать факт приобретения или сбережения имущества ответчиком, а также размер неосновательного обогащения, на ответчика - обязанность доказать наличие законных оснований для приобретения или сбережения такого имущества либо наличие обстоятельств, при которых неосновательное обогащение в силу закона не подлежит возврату.
В предмет доказывания по настоящему делу входят факт приобретения или сбережения ответчиком денежных средств за счет истца; отсутствие установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований для такого приобретения или сбережения; размер неосновательного обогащения.
Возражая относительно заявленных требований, ответчики указали на то, что членами ТСН "Приозерный" они не являются, газификация принадлежащего им жилого дома осуществлялась в рамках программы бесплатной догазификации, в связи с чем на их стороне отсутствует неосновательное обогащение, поскольку в любом случае монтаж газопровода осуществило бы ООО "Газпром трансгаз Казань".
В подтверждение своих доводов ответчиками в материалы дела представлен договор N от ДД.ММ.ГГГГг. о подключении (технологическом присоединении) газоиспользующего оборудования к сети газораспределения в рамках догазификации, заключенный с ООО "Газпром трансгаз Казань" и дополнительное соглашение к нему от ДД.ММ.ГГГГг.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции руководствовался пунктом 34 Правил подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2013 г. N1314.
Вместе с тем, Правила подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2013 г. N1314, утратили силу с 18 октября 2021 г. в связи с вступлением в силу постановления Правительства Российской Федерации от 13 сентября 2021 г. N1547.
Так, в соответствии со статьей 2 Федерального закона от 31 марта 1999 г. N69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" система газоснабжения - имущественный производственный комплекс, состоящий из технологически, организационно и экономически взаимосвязанных и централизованно управляемых производственных и иных объектов, предназначенных для добычи, транспортировки, хранения, поставок газа; газораспределительная система - имущественный производственный комплекс, состоящий из организационно и экономически взаимосвязанных объектов, предназначенных для транспортировки и подачи газа непосредственно его потребителям.
В статье 6 указанного Федерального закона определено, что единая система газоснабжения представляет собой имущественный производственный комплекс, который состоит из технологически, организационно и экономически взаимосвязанных и централизованно управляемых производственных и иных объектов, предназначенных для добычи, транспортировки, хранения и поставок газа, и находится в собственности организации, образованной в установленных гражданским законодательством организационно-правовой форме и порядке, получившей объекты указанного комплекса в собственность в процессе приватизации либо создавшей или приобретшей их на других основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Единая система газоснабжения является основной системой газоснабжения в Российской Федерации, и ее деятельность регулируется государством в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Одним из принципов государственной политики в области газоснабжения в Российской Федерации является государственная поддержка развития газоснабжения в целях улучшения социально-экономических условий жизни населения, обеспечения технического прогресса и создания условий для развития экономики Российской Федерации с учетом промышленной и экологической безопасности (статья 4 Закона о газоснабжении).
Федеральный закон N69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" регулирующий правовые, экономические и организационные основы отношений в области газоснабжения в Российской Федерации, утверждение правил технологического присоединения газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям относит к полномочиям Правительства Российской Федерации (пункт 2 статьи 8).
В п.8 Перечня поручений по реализации Послания Президента Федеральному Собранию, утвержденного Президентом Российской Федерации 2 мая 2021 г. NПр-753, Правительству Российской Федерации совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, публичным акционерным обществом "Газпром" и иными газораспределительными организациями поручено обеспечить до 2023 года в газифицированных населенных пунктах без привлечения средств населения проведения газа до границ негазифицированных домовладений, расположенных вблизи от внутрипоселковых газопроводов, в случае наличия соответствующей заявки, определить критерии и условия такого подключения (технологического присоединения).
Реализуя предоставленные ему полномочия, Правительство Российской Федерации постановлением от 13 сентября 2021 г. N1547 утвердило Правила, которые определяют порядок подключения (технологического присоединения) газоиспользующего оборудования, проектируемых, строящихся, реконструируемых или построенных, но не подключенных к сетям газораспределения объектов капитального строительства, в том числе сети газораспределения к другим сетям газораспределения (пункт 1).
Подключение (технологическое присоединение) представляет собой совокупность организационных и технических действий, включая врезку и пуск газа, дающих возможность использовать газ для удовлетворения личных, семейных, домашних и иных нужд, осуществления предпринимательской (профессиональной) деятельности (пункт 2 Правил).
Согласно пункта 2 Правил от 13 сентября 2021 г. N1547, в редакции на момент заключения договора, догазификация - осуществление подключения (технологического присоединения), в том числе фактического присоединения к газораспределительным сетям газоиспользующего оборудования, расположенного в домовладениях, принадлежащих физическим лицам на праве собственности или на ином предусмотренном законом праве, намеревающимся использовать газ для удовлетворения личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской (профессиональной) деятельности, с учетом выполнения мероприятий в рамках такого подключения (технологического присоединения) до границ земельных участков, принадлежащих указанным физическим лицам на праве собственности или на ином предусмотренном законом праве, без взимания платы с физических лиц при условии, что в населенном пункте, в котором располагаются домовладения физических лиц, проложены газораспределительные сети и осуществляется транспортировка газа.
Согласно п.119 Правил N1547 в целях подключения газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям в рамках догазификации заявитель направляет на имя единого оператора газификации или регионального оператора газификации заявку о заключении договора о подключении (технологическом присоединении) газоиспользующего оборудования к сети газораспределения в рамках догазификации по типовой форме согласно приложению N7 (далее - заявка о догазификации).
Основанием для направления уведомления о невозможности заключения договора о подключении (технологическом присоединении) газоиспользующего оборудования к сети газораспределения в рамках догазификации по типовой форме согласно приложению N8 (далее - договор в рамках догазификации) является отсутствие газораспределительных сетей в границах населенного пункта, в котором располагается домовладение заявителя. В иных случаях отказ в заключении договора в рамках догазификации не допускается (пункт 120 Правил N1547).
Срок осуществления мероприятий по подключению (технологическому присоединению) в рамках данного раздела определяется программой газификации, содержащей мероприятия по строительству и (или) реконструкции газораспределительных сетей и (или) газотранспортных систем, в том числе для случаев, когда для подключения требуется ликвидация дефицита пропускной способности газораспределительных и (или) газотранспортных систем (пункт 121 Правил N1547).
Согласно пункта 124 Правил N1547 в случае если для подключения заявителя требуется осуществление мероприятий, указанных в пункте 121 данных Правил, исполнитель направляет в орган государственной власти субъекта Российской Федерации (орган публичной власти федеральной территории), уполномоченный утверждать программу газификации, предложения по включению указанных мероприятий в программу газификации жилищно-коммунального хозяйства, промышленных и иных организаций с указанием сроков их осуществления (за исключением указания срока для осуществления мероприятий по строительству и (или) реконструкции газотранспортных систем, в том числе для случаев, когда для подключения требуется ликвидация дефицита пропускной способности газотранспортных систем). Одновременно исполнитель направляет заявителю уведомление о направлении указанных предложений в орган государственной власти субъекта Российской Федерации (орган публичной власти федеральной территории), уполномоченный утверждать программу газификации.
Для определения подлежащего включению в программу газификации срока осуществления мероприятий по строительству и (или) реконструкции газотранспортных систем (в том числе для случаев, когда для подключения требуется ликвидация дефицита пропускной способности газотранспортных систем) исполнитель направляет предложения по включению указанных мероприятий в программу газификации организациям - собственникам систем газоснабжения.
Организация - собственник систем газоснабжения в течение 7 рабочих дней с даты получения от исполнителя предложения, указанного в абзаце втором данного пункта, направляет в орган государственной власти субъекта Российской Федерации (орган публичной власти федеральной территории), в полномочия которого входит утверждение программы газификации, предложение по сроку осуществления мероприятий по строительству и (или) реконструкции газораспределительных сетей и (или) газотранспортных систем.
Орган государственной власти субъекта Российской Федерации (орган публичной власти федеральной территории), в полномочия которого входит утверждение программы газификации, обязан включить указанные в абзацах первом и втором данного пункта предложения исполнителя и организации - собственника систем газоснабжения в программу газификации.
После включения необходимых для подключения заявителя мероприятий в программу газификации исполнитель в соответствии с Правилами направляет заявителю подписанный со своей стороны проект договора о подключении. При этом срок осуществления мероприятий по подключению (технологическому присоединению) определяется в соответствии с пунктом 123 указанных Правил.
При этом в соответствии с пунктом 48 Правил N1547 в случае, если подключение (технологическое присоединение) объекта капитального строительства возможно только к существующим сетям газораспределения и (или) газопотребления, принадлежащим основному абоненту, исполнитель обращается к такому основному абоненту в целях осуществления подключения заявителя.
Исполнитель в течение 3 рабочих дней со дня получения заявки на подключение направляет соответствующий запрос основному абоненту и одновременно уведомляет заявителя о направлении указанного запроса.
Основной абонент в течение 3 рабочих дней после получения соответствующего запроса от исполнителя направляет согласие на подключение объекта через принадлежащие ему сети газораспределения и (или) газопотребления заказным письмом с уведомлением о вручении или иным способом, позволяющим подтвердить его получение исполнителем.
Основной абонент (юридическое лицо) не вправе препятствовать подключению (технологическому присоединению) к принадлежащим ему сетям газораспределения и (или) газопотребления при наличии пропускной способности таких сетей.
Удовлетворяя требования истца, суд первой инстанции вышеуказанные нормы материального права не применил к спорным правоотношениям.
Судом первой инстанции также не учтено, что постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 30 декабря 2019г. N1265 утверждена Региональная программа газификации жилищно-коммунального хозяйства, промышленных и иных организаций Республики Татарстан на 2019 - 2028 годы (вместе с "Планом мероприятий по газификации Республики Татарстан на 2019 - 2028 годы").
Согласно данной Региональной программы финансирование мероприятий в сумме 24398.164 млн рублей планируется реализовать за счет средств: полученных от применения специальных надбавок к тарифам на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям, - в сумме 15585.099 млн рублей; единого оператора газификации - в сумме 7716.465 млн рублей; публичного акционерного общества "Газпром" - в сумме 1096.6 млн рублей.
Необходимые для выполнения программных мероприятий объемы финансовых ресурсов будут уточняться по мере возможности выделения средств из бюджетов всех уровней.
Перечень объектов и объемы финансирования мероприятий Региональной программы могут корректироваться в процессе их реализации исходя из объема финансирования на очередной финансовый год и на плановый период.
Принцип софинансирования мероприятий Региональной программы за счет средств бюджетов всех уровней и внебюджетных источников обеспечивает наибольшую результативность. Значительно увеличиваются темпы работ, повышается уровень газификации республики в целом.
По Региональной программе осуществляются строительство межпоселковых и внутрипоселковых газопроводов в населенных пунктах Республики Татарстан и подготовка потребителей к приему газа.
Выполнение работ по внутреннему газоснабжению жилых помещений осуществляется за счет средств населения.
Учитывая вышеуказанное, выводы суда о том, что ответчики подключились к газопроводу без оплаты в предусмотренном решением общего собрания членов ТСН "Приозерный" порядке, в связи с чем требования истца о взыскании неосновательного обогащения подлежат удовлетворению, не соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
Для правильного рассмотрения дела по существу суду необходимо установить, имелось или нет законное основание для подключения жилого дома ответчиков к газопроводу истца безвозмездно, действовали или нет ответчики в рамках заключенных договоров на догазификацию в соответствии с действующим законодательством, произведено ли подключение жилого дома ответчиков в установленном законом порядке.
Следует учесть, что в соответствии со статьей 5 Федерального закона от 31 марта 1999 г. N69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" Федеральная система газоснабжения - совокупность действующих на территории Российской Федерации систем газоснабжения: Единой системы газоснабжения, региональных систем газоснабжения, газораспределительных систем и независимых организаций.
Из системного толкования статьи 27 указанного Федерального закона, пунктов 2 и 48 Правил N1547 следует, что основной абонент, являющийся как юридическим, так и физическим лицом, не вправе препятствовать подключению (технологическому присоединению) к принадлежащим ему сетям газораспределения и (или) газопотребления при наличии пропускной способности таких сетей.
Статьей 23.2 Федерального закона N69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" предусмотрено, что плата за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям (далее - технологическое присоединение) и (или) стандартизированные тарифные ставки, определяющие ее величину, подлежат государственному регулированию; затраты газораспределительной организации на проведение мероприятий по технологическому присоединению, в том числе расходы на строительство и (или) реконструкцию необходимых для технологического присоединения объектов капитального строительства, включаются в расходы газораспределительной организации, учитываемые при установлении тарифов на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям и (или) предусмотренных частью второй статьи 17 данного Закона специальных надбавок к указанным тарифам, а также платы за технологическое присоединение и (или) стандартизированных тарифных ставок, определяющих ее величину, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
При этом, действующее законодательство прямо не устанавливает, на каких условиях основной абонент должен предоставить лицу, имеющему намерение газифицировать принадлежащий ему объект, согласие на подключение к принадлежащим основному абоненту сетям газоснабжения, какие-либо тарифы (плата) за выдачу основным абонентом согласия на подключение к принадлежащим ему сетям газоснабжения в настоящее время не утверждены, правовое регулирование сферы газоснабжения не предусматривает какой-либо порядок компенсации затрат владельцам газораспределительных сетей, газопроводов и иного, связанного с ними газораспределительного оборудования, по созданию этих сетей, газопроводов, а также по их использованию при дальнейшей транспортировке газа, помимо включения в регулируемые государством в лице уполномоченных органов тарифы на транспортировку газа.
Также, действующее законодательство в сфере газоснабжения не обязывает физических лиц за свой счет осуществлять строительство газораспределительных сетей, ТСН "Приозерный" по желанию и собственной воле членов ТСН выступило заказчиком строительства газопровода в бытовых целях, для газоснабжения жилых домов, при этом за утверждением тарифа на транспортировку газа не обращалось.
Судом первой инстанции не установлено, какая мощность выделялась при строительстве спорного газопровода, не установлено, какое возможное количество абонентов могут быть подключены к газопроводу ТСН "Приозерный", исходя из его пропускной способности и технических возможностей для подключения, вследствие чего возложение обязанности по компенсации стоимости затрат по созданию газопровода исходя из количества фактически подключенных абонентов, является неправомерным.
Кроме того, судом первой инстанции не дана оценка расчету истца, в который по утверждению ответчика, включены расходы на строительство газопровода, не подтвержденные надлежащими доказательствами.
Допущенные судом первой инстанции нарушения не устранены судом апелляционной инстанции.
В силу пункта 1 статьи 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации решение суда должно быть законным и обоснованным.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пунктах 2 и 3 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 г. N 23 "О судебном решении", решение может считаться законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права. Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Судебные постановления указанным требованиям процессуального права и акту их толкования не соответствуют.
Поскольку изложенные обстоятельства и нормы материального права судами при разрешении дела не учтены, несмотря на то, что они имеют значение для разрешения дела, допущенные нарушения норм материального права являются существенными, они повлияли на исход дела и не могут быть устранены без отмены судебных постановлений.
Принимая во внимание, что для правильного разрешения спора необходимо исследовать обстоятельства, входящие в предмет доказывания по делу, дать оценку всем представленным доказательствам и приведенными доводам сторон, а суд кассационной инстанции в силу статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации такими полномочиями не наделен, обжалуемые судебные акты подлежат отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
При новом рассмотрении дела суду следует принять во внимание вышеизложенное и, исходя из установленных по делу обстоятельств, с учетом доводов сторон и лиц, участвующих в деле, в соответствии с положениями вышеуказанных норм принять законное и обоснованное решение.
Определением судьи Шестого кассационного суда общей юрисдикции от ДД.ММ.ГГГГ исполнение решения Тукаевского районного суда Республики Татарстан от ДД.ММ.ГГГГ и апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан от ДД.ММ.ГГГГ было приостановлено до принятия судом кассационной инстанции постановления по результатам рассмотрения кассационной жалобы.
В связи с рассмотрением кассационной жалобы основания для дальнейшего приостановления исполнения судебных актов отсутствуют.
Руководствуясь статьями 379.6, 379.7, 390 и 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Тукаевского районного суда Республики Татарстан от ДД.ММ.ГГГГ и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан от ДД.ММ.ГГГГ отменить, гражданское дело направить на новое рассмотрение в Тукаевский районный суд Республики Татарстан.
Отменить приостановление исполнения решения Тукаевского районного суда Республики Татарстан от ДД.ММ.ГГГГ и апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан от ДД.ММ.ГГГГ, принятое определением судьи Шестого кассационного суда общей юрисдикции от ДД.ММ.ГГГГ
Председательствующий А.А. Калиновский
Судьи М.Ю. Штырлина
Л.В. Арзамасова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.