Судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Юровой О.В, судей Бросовой Н.В, Петровой И.И, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Мусабировой З.В. на решение Вахитовского районного суда г. Казани от 19 мая 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан от 18 сентября 2023 года по гражданскому делу N 2-3444/2023 по иску Мусабировой З.В. к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Татарстан о признании незаконным решения об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости.
Заслушав доклад судьи Юровой О.В, проверив материалы дела, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Мусабирова З.В. обратилась в суд с иском к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Татарстан (далее - ОСФР по Республике Татарстан) о признании права на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
В обоснование указала, что 20 января 2023 года обратилась к ответчику с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости.
Решением ответчика от 25 января 2023 года N в назначении досрочной страховой пенсии по старости было отказано в связи с отсутствием требуемого длительного страхового стажа. В длительный страховой для определения права на пенсию ответчиком не включены следующие периоды: с 23 апреля 2002 года по 24 мая 2002 года получения пособия по безработице, с 27 августа 1985 года по 14 января 1986 года период учебы, период отпуска без сохранения заработной платы: в 2004 году - 11 дней, с 1 июля 1986 года по 31 июля 1986 года, поскольку не произведена уплата страховых взносов, период нахождения в отпусках по уходу за ребенком с 15 июля 1999 года по 14 января 2001 года. При этом ответчик в стаж работы, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости не включил периоды работы: с 5 декабря 1985 года по 14 января 1986 года в качестве художественного руководителя в Доме культуры слепых, что подтверждается записью в трудовой книжке, архивной справкой от 12 сентября 2022 года N, в которой в графе "заработная плата" указано 100 рублей 34 копейки; с 1 июля 1986 года по 31 июля 1986 года период выхода в отпуск, оплата за который осуществляется единовременно в момент выхода в отпуск, а не ежемесячно, что подтверждается архивной справкой от 12 сентября 2022 года N, в которой вне отпускное время заработная плата в 1986 году, меньше минимум в 2 раза по сравнению с заработной платой, выплаченной в мае 1986 года; с 1 июля 1990 года по 30 июля 1990 года в качестве учителя начальных классов в средней школе N в период школьных летних каникул у всех учителей проходит летний отпуск в течение двух календарных месяцев, оплата за который осуществляется единовременно в момент выхода в отпуск, а не ежемесячно.
Таким образом, отпускные начислялись и выплачивались в июне каждого учебного года в размере двухмесячного заработка, что подтверждается архивной справкой от 12 сентября 2022 года N, в которой в неотпускное время заработная плата в 1990 году, меньше минимум в 2 раза по сравнению с заработной платой, выплаченной в апреле 1990 года; с 16 декабря 1991 года по 31 декабря 1991 года в качестве учителя начальных классов в средней школе N, что подтверждается архивной справкой от 12 сентября 2022 года N, в которой в графе "заработная плата" указано 566 рублей 04 копейки.
Считает, что ответчиком безосновательно исключены из трудового стажа периоды летних отпусков в 1995-1999 годы в июне каждого из годов лишь на основании того, что в справках работодателя в графе "зарплата" указано 0, 00 рублей.
Обращает внимание на то, что в данные периоды истец работала учителем в средней школе N в городе Чирчике Республики Узбекистан, и в период школьных летних каникул у всех учителей проходит летний отпуск в течение двух календарных месяцев, оплата за который осуществляется единовременно в момент выхода в отпуск, а не ежемесячно.
Таким образом, отпускные начислялись и выплачивались в июне каждого учебного года в размере двухмесячного заработка. Это подтверждается архивной справкой от 12 сентября 2022 года N, в которой в неотпускное время заработная плата в 1995 году, меньше минимум в 2 раза по сравнению с заработной платой, выплаченной в мае 1995 года (то есть в мае расчет - зарплата за май + зарплата за июнь на время отпуска). Считает необходимым отметить, что истец не находился в отпуске по уходу за ребенком, при этом в решении указан период такого отпуска с 15 июля 1999 года по 14 января 2001 года безосновательно. Более того, считает, что период ухода одним из родителей за ребенком до достижения возраста полутора лет включаются в страховой стаж. Таким образом, данный стаж также подлежал включению в общий страховой стаж. Одновременно с этим, не включен в вынесенном ОСФР по Республике Татарстан решении в страховой стаж и период получения пособия по безработице с 23 апреля 2002 года по 24 мая 2002 года, что является нарушением. Отказ ответчика в назначении досрочно страховой пенсии по старости считает незаконным, поскольку стаж работы с 6 декабря 1983 года подтверждается трудовой книжкой.
С учетом уточненных исковых требований, просит признать незаконным решение ответчика от 25 января 2023 года N об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости; обязать ответчика включить в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости следующие периоды: с 5 декабря 1985 года по 14 января 1986 года, с 1 июля 1986 года по 31 июля 1986 года, с 15 июля 1999 года по 14 января 2001 года, с 1 июля 1990 года по 31 июля 1990 года, с 1 января 1991 года по 15 декабря 1991 года, с 1 января 1992 года по 31 мая 1995 года, с 1 июля 1995 года по 31 августа 1995 года, с 1 октября 1995 года по 31 мая 1996 года, с 1 июля 1996 года по 31 мая 1997 года, с 1 июля 1997 года по 31 мая 1998 года, с 1 июля 1998 года по 31 мая 1999 года с 23 апреля 2002 года по 24 мая 2002 года; обязать ответчика назначить истцу досрочную страховую пенсию по старости с 7 февраля 2023 года.
Решением Вахитовского районного суда г. Казани от 19 мая 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан от 18 сентября 2023 года, в удовлетворении исковых требований Мусабировой З.В. к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Татарстан о признании незаконным решения об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости, отказано.
В кассационной жалобе Мусабирова З.В. просит отменить решение и апелляционное определение, принять по делу новое решение об удовлетворении его исковых требований, ссылается на неправильное применение норм материального права, неправильную оценку обстоятельств дела.
Лица, участвующие в деле, правом участия в судебном заседании кассационной инстанции не воспользовались, надлежащим образом уведомлены о принятии кассационной жалобы к производству и назначении судебного заседания, в том числе посредством размещения соответствующей информации на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в соответствии с частью 2.1. статьи 113 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, ходатайств об отложении рассмотрения кассационной жалобы до начала судебного заседания не представили.
В силу части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации неявка участвующих в деле лиц в заседание суда кассационной инстанции не является препятствием в рассмотрении жалобы.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что 20 января 2023 года Мусабирова З.В, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, обратилась к ответчику с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости.
25 января 2023 года ответчиком вынесено решение об отказе в назначении досрочной страховой пенсии страховой пенсии по старости в соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального Закона Российской Федерации от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ ввиду отсутствия необходимой продолжительности стажа 37 лет, на момент обращения длительный страховой стаж составил 34 года 11 месяцев 19 дней.
10 марта 2023 года ответчиком вынесено решение об обнаружении ошибки, допущенной при установлении (выплате) пенсии.
При вынесении отказного решения в назначении страховой пенсии по старости было выявлено необоснованное включение в длительный стаж периода работы с 1 января 1991 года на территории Республики Узбекистан.
Решение об отказе в назначении страховой пенсии по старости от 25 января 2023 года в длительный страховой стаж истца для определения права на пенсию не включены следующие периоды: - период учебы с 27 августа 1985 года по 14 января 1986 года; - период отпуска без сохранения заработной платы: с 1 июля 1986 года по 31 июля 1986 года, с 1 июля 1990 года по 31 июля 1990 года в 2004 году - 11 дней, поскольку не произведена уплата страховых взносов; - период ухода за ребенком до 1, 5 лет с 15 июля 1999 года по 14 января 2001 года; - периоды работы с 1 января 1991 года по 15 декабря 1991 года в Средней школе N 1 Республики Узбекистан, с 1 января 1992 года по 31 мая 1995 года, с 1. июля 1995 года по 31 августа 1995 года в Школе N1 города Чирчик, с 1 октября 1995 года по 31 мая 1996 года, с 1 июля 1996 года по 31 мая 1997 года, с 1 июля 1997 года по 31 мая 1998 года, с 1 июля 1998 года по 31 мая 1999 года в Средней школе N9, протекавшие в Республике Узбекистан, так как в соответствии с Федеральным законом от 11 июня 2022 года N 175-ФЗ "О денонсации Российской Федерацией Соглашения о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 года", Соглашение СНГ прекратило свое действие для Российской Федерации 31 декабря 2022 года, то есть, для определения права на страховую пенсию (в том числе досрочную страховую пенсию по старости) и исчисления ее размера, учитывается страховой стаж и заработок, приобретенный на территории этих государств (бывших союзных республик) за период до 1 января 1991 года - период получения пособия по безработице с 23 апреля 2002 года по 24 мая 2002 года.
Вышеуказанные периоды не учитываются для определения права досрочного назначения страховой пенсии по старости, так как за эти периоды не начислялись и не уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерацией (пункт 9 статьи 13 Федерального закона N 400-ФЗ).
Истцу рекомендовано вновь обратиться за установлением досрочной страховой пенсии по старости, доработав при этом недостающий до 37 лет страховой стаж. Либо обратиться за назначением страховой пенсии по старости по достижении возраста 58 лет.
Разрешая спор, суд первой инстанции пришел к выводу, что в силу действующего пенсионного законодательства только предусмотренные частью 1 статьи 11 и пунктом 2 части 1 статьи 12 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" периоды подлежат включению в страховой стаж лиц, указанных в части 1.2 статьи 8 названного Федерального закона в целях определения их права на страховую пенсию по старости. Периоды обучения, отпуска без сохранения заработной платы, периоды получения пособия по безработице, периода ухода одного из родителей за каждым ребенком до достижения им возраста полутора к таковым не относятся. Для назначения пенсии истцу ранее достижения пенсионного возраста в страховой стаж для назначения страховой пенсии по старости со снижением пенсионного возраста с учетом нового пенсионного законодательства подлежат включению только периоды работы и иной деятельности, за которые уплачивались страховые взносы в пенсионный орган, а также период получения пособия по обязательному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности.
С учетом изложенного, по мнению суда первой инстанции, оснований для включения в стаж для назначения досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с частью 1.2 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N400-ФЗ "О страховых пенсиях" периодов учебы с 27 августа 1985 года по 14 января 1986 года, отпуска без сохранения заработной платы: с 1 июля 1986 года по 31 июля 1986 года, с 1 июля 1990 года по 31 июля 1990 года, в 2004 году - 11 дней, получения пособия по безработице с 23 апреля 2002 года по 24 мая 2002 года, период ухода за ребенком до 1, 5 лет с 15 июля 1999 года по 14 января 2001 года не имеется.
Руководствуюсь положениями части 3 статьи 2 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", статей 1, 6 Соглашения от 13 марта 1992 года "О гарантиях прав граждан государств-участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения", статей 1-2 Федерального закона от 11 июня 2022 года N 175-ФЗ "О денонсации Российской Федерацией Соглашения о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения", разъяснениями, изложенными в письме Министерства социальной защиты населения Российской Федерации от 31 января 1994 года N, суд первой инстанции пришел к выводу, что периоды работы истца, приобретенные на территории бывшей союзной республики - Республики Узбекистан с 1 января 1991 года по 31 мая 1999 года не могут быть учтены при определении права на страховую пенсию (в том числе досрочную страховую пенсию по старости).
Суд апелляционной инстанции согласился с такими выводами суда первой инстанции, при этом указал следующее.
Как следует из материалов дела, согласно трудовой книжке 15 сентября 1988 года Мусабирова З.В. принята в Среднюю школу N1 учителем начальных классов, запись об увольнении выцвела; 16 сентября 1995 года принята учителем начальных классов Школы N9 с 1 сентября 1995 года; 23 августа 2000 года трудовой договор прекращен. Согласно архивной справке Государственного архива документов личного состава города Чирчика Ташкентской области Республики Узбекистан от 12 сентября 2022 года N, в архивном фонде Чирчикский "Городской отдел народного образования" в расчетных ведомостях заработной платы, Мусабирова З.В, значится работающей в Школе N 1 с сентября 1988 года по декабрь 1991 года; в книгах приказов по личному составу, значится: Мусабирова З.В. принята с 16 сентября 1995 года учителем начальных классов в школу N 9 (приказ N от 16 сентября 1995 года), с 23 августа 2000 года трудовой договор прекращен (приказ N от 23 августа 2000 года).
Согласно архивной справке Государственного архива документов личного состава города Чирчика Ташкентской области Республики Узбекистан от 12 сентября 2022 года N, из документов архивного фонда Школа N1; N9 следует, что Мусабировой З.В. за период с 1990 года по 1991 год, с 1995 года по 1997 год отчисления в Фонд социального страхования и в Пенсионный фонд производились.
Из архивной справки Государственного архива города Чирчика территориального Управления по архивным делам Ташкентской области от 12 сентября 2022 года N следует, что согласно документам архивного фонда в "Школе N1" города Чирчика Мусабировой З.В. за период с 1992 года по 1995 год отчисления в Соцстрах и Пенсионный фонд производились в установленном порядке.
Согласно архивной справке Государственного архива документов личного состава города Чирчика Ташкентской области Республики Узбекистан от 12 сентября 2022 года N, из документов архивного фонда Школа N9 следует, что Мусабировой З.В. за период с 1998 года по 2000 год отчисления в Пенсионный фонд производились.
Следовательно, вышеуказанными документами подтверждается период работы Мусабировой З.В. с 1 января 1991 года по 31 мая 1999 года в Средней школе N1, Школе N9 Республики Узбекистан в должности учителя начальных классов и факт уплаты за Мусабирову 3.В. страховых взносов на обязательное пенсионное страхование с 1 января 1991 года по 31 мая 1999 года.
С заявлением о назначении пенсии Мусабирова З.В. обратилась 20 января 2023 года.
Вместе с тем, Соглашение о гарантиях прав граждан государств - участников СНГ в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 года денонсировано Федеральным законом от 11 июня 2022 года N 175-ФЗ "О денонсации Российской Федерацией Соглашения о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения" и прекратило свое действие с 1 января 2023 года в отношениях Российской Федерации с другими участниками Соглашения, в том числе и с Республикой Узбекистан.
Учитывая, что с заявлением о назначении пенсии истец обратился 20 января 2023 года, то есть после прекращения действия Соглашения, суд апелляционной инстанции согласился с выводами суд первой инстанции об отказе в удовлетворении требований истца о включении в стаж, дающий право на досрочную страховую пенсию по старости, периодов работы истца с 1 января 1991 года по 15 декабря 1991 года в Средней школе N1 Республики Узбекистан, с 1 января 1992 года по 31 мая 1995 года, с 1 июля 1995 года по 31 августа 1995 года в Школе N1 города Чирчик, с 1 октября 1995 года по 31 мая 1996 года, с 1 июля 1996 года по 31 мая 1997 года, с 1 июля 1997 года по 31 мая 1998 года, с 1 июля 1998 года по 31 мая 1999 года в Средней школе N9, протекавшие в Республике Узбекистан.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации.
Согласно части 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими и определять, какое судебное постановление должно быть принято при новом рассмотрении дела. Дополнительные доказательства судом кассационной инстанции не принимаются.
Судебная коллегия соглашается с выводами судов нижестоящих инстанций и отмечает следующее.
Согласно части 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N400-ФЗ "О страховых пенсиях" право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону.
Согласно части 1.2 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N400-ФЗ "О страховых пенсиях" лицам, имеющим страховой стаж не менее 42 и 37 лет (соответственно мужчины и женщины), страховая пенсия по старости может назначаться на 24 месяца ранее достижения возраста, предусмотренного частями 1 и 1.1 настоящей статьи, но не ранее достижения возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины).
В силу части 9 статьи 13 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400- ФЗ "О страховых пенсиях" при исчислении страхового стажа лиц, указанных в части 1.2 статьи 8 настоящего Федерального закона, в целях определения их права на страховую пенсию по старости в страховой стаж включаются (засчитываются) периоды работы и (или) иной деятельности, предусмотренные частью 1 статьи 11 настоящего Федерального закона, а также периоды, предусмотренные пунктами 1 (периоды прохождения военной службы по призыву, периоды участия в специальной военной операции в период прохождения военной службы), 2 и 12 (периоды участия в специальной военной операции) части 1 статьи 12 настоящего Федерального закона. При этом указанные периоды включаются (засчитываются) без применения положений части 8 настоящей статьи. Периоды участия в специальной военной операции в период прохождения военной службы, в период пребывания в добровольческом формировании исчисляются с применением положений части 10 настоящей статьи.
В силу части 2 статьи 11 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, за пределами территории Российской Федерации, включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации". Вопросы пенсионного обеспечения граждан государств - участников СНГ регулируются "Соглашением о гарантиях прав граждан государств - участников СНГ в области пенсионного обеспечения" от 13 марта 1992 года, подписанным, в том числе Российской Федерацией и Республикой Узбекистан.
Согласно статьям 1, 6 Соглашения от 13 марта 1992 года пенсионное обеспечение граждан государств - участников настоящего Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают. Назначение пенсий гражданам государств - участников Соглашения производится по месту жительства.Для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств - участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу настоящего Соглашения, то есть до 13 марта 1992 года.
Поскольку в соответствии с Соглашением от 8 декабря 1991 года "О создании Содружества Независимых Государств", ратифицированном постановлением Верховного Совета РСФСР от 12 декабря 1991 года N 2014-1, СССР прекратил свое существование 12 декабря 1991 года, то из буквального толкования пункта 2 статьи 6 Соглашения от 13 марта 1992 года следует, что для установления права на пенсию гражданам государств-участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный за весь период существования СССР вплоть до распада 12 декабря 1991 года, а после распада этих государств - до 13 марта 1992 года.
Изменений и дополнений, касающихся возможности учета трудового стажа, приобретенного на территории любого из государств-участников этого Соглашения, за иной период, в данное Соглашение не вносилось.
В силу пункта 5 Рекомендаций по проверке правильности назначения пенсий лицам, прибывшим в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего СССР (приложение N 1 к распоряжению Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 22 июня 2004 года N 99р "О некоторых вопросах осуществления пенсионного обеспечения лиц, прибывших на место жительства в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего ССР"), для определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочную трудовую пенсию по старости лицам, прибывшим из государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 года, учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР. При этом трудовой стаж, имевший место в государствах - участниках Соглашения от 13 марта 1992 года, приравнивается к страховому стажу и стажу на соответствующих видах работ (письмо Минтруда России от 29 января 2003 года N 203-16).
Периоды работы и иной деятельности, включаемые в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации.
При этом периоды работы по найму после 1 января 2002 года (после вступления в силу Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ) могут быть включены в подсчет трудового (страхового) стажа при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность.
Указанные периоды работы на территории государства - участника Соглашения от 13 марта 1992 года подтверждаются справкой компетентных органов названного государства об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение либо на социальное страхование.
В этой связи, трудовой стаж по трудовому договору, имевшему место в государствах - участниках Соглашения от 13 марта 1992 года, приравнивается к страховому стажу и стажу на соответствующих видах работ до 13 марта 1992 года, с применением норм пенсионного законодательства Российской Федерации, а периоды по трудовому договору с 14 марта 1992 года и по найму с 1 января 2002 года подлежат включению в страховой стаж исключительно при уплате страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность.
Согласно части 1 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N400-ФЗ "О страховых пенсиях" при подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Мотивы принятия судебных постановлений в полной мере отражены в них в соответствии с требованиями, предъявляемыми процессуальным законом, не согласиться с ними судебная коллегия оснований не находит.
Доводы заявителя кассационной жалобы об обратном не могут быть приняты во внимание.
Поскольку в периоды обучения, отпуска без сохранения заработной платы, периоды получения пособия по безработице, периода ухода одного из родителей за каждым ребенком до достижения им возраста полутора лет, периода получения пособия по обязательному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, Мусабировой З.В. либо ее работодателями не производилась уплата страховых взносов в пенсионный орган Российской Федерации, а в силу части 1.2 статьи 8, части 1 статьи 11 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись или уплачивались страховые взносы в Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации, выводы судов об отказе в удовлетворении исковых требований истца являются обоснованными.
Так как Соглашение от 13 марта 1992 года "О гарантиях прав граждан государств-участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения" денонсировано Российской Федерацией путем принятия Федерального закона от 11 июня 2022 года N 175-ФЗ "О денонсации Российской Федерацией Соглашения о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения", выводы судов об отказе в удовлетворении требований Мусабировой З.В. о зачете периодов работы истца на территории бывшей союзной республики - Республики Узбекистан с 1 января 1991 года по 31 мая 1999 года в стаж для назначения досрочной страховой пенсии по части 1.2 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", также являются обоснованными.
При рассмотрении настоящего гражданского дела судами не допущено нарушений и неправильного применения норм процессуального права, которые привели или могли привести к принятию неправильных судебных постановлений, а также нарушений, предусмотренных частью 4 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, влекущих безусловную отмену обжалуемых судебных постановлений.
Иных правовых доводов, являющихся основанием для отмены обжалуемых судебных актов, кассационная жалоба не содержит.
При таких данных судебная коллегия не находит предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены решения и апелляционного определения по доводам кассационной жалобы заявителя.
Руководствуясь статьями 379.6, 379.7, 390 и 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Вахитовского районного суда г. Казани от 19 мая 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан от 18 сентября 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу Мусабировой З.В. - без удовлетворения.
Председательствующий О.В.Юрова
Судьи Н.В.Бросова
И.И.Петрова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.