Судья Пятого кассационного суда общей юрисдикции Нафиков И.А., рассмотрев с истребованием и изучением материалов дела об административном правонарушении жалобу заместителя министра финансов Ставропольского края Суслова Ю.И. на вступившее в законную силу решение судьи Промышленного районного суда г. Ставрополя Ставропольского края от 15 декабря 2023 г., вынесенное в отношении государственного бюджетного учреждения здравоохранения Ставропольского края "Александровская районная больница" по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
постановлением заместителя министра финансов Ставропольского края Суслова Ю.И. N 16-09/046-2023 от 05 июня 2023 г. государственное бюджетное учреждение здравоохранения Ставропольского края "Александровская районная больница" (далее также - ГБУЗ СК "Александровская РБ", учреждение) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 5 процентов суммы средств, полученных из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, использованных не по целевому назначению, в сумме 53 927, 62 руб.
Решением судьи Александровского районного суда Ставропольского края от 03 августа 2023 г. постановление заместителя министра финансов Ставропольского края Суслова Ю.И. N 16-09/046-2023 от 05 июня 2023 г. отменено, производство по делу об административном правонарушении прекращено на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в связи с отсутствием в действиях ГБУЗ СК "Александровская РБ" состава административного правонарушения.
Постановлением судьи Пятого кассационного суда общей юрисдикции от 08 ноября 2023 г. вышеназванное решение судьи Александровского районного суда Ставропольского края от 03 августа 2023 г. отменено, дело об административном правонарушении направлено на новое рассмотрение по подсудности в Промышленный районный суд г. Ставрополя Ставропольского края.
При новом рассмотрении решением судьи Промышленного районного суда г. Ставрополя Ставропольского края от 15 декабря 2023 г. постановление заместителя министра финансов Ставропольского края Суслова Ю.И. N 16-09/046-2023 от 05 июня 2023 г. отменено, производство по делу об административном правонарушении прекращено на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в связи с отсутствием в действиях ГБУЗ СК "Александровская РБ" состава административного правонарушения.
В порядке, предусмотренном статьей 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, решение судьи Промышленного районного суда г. Ставрополя Ставропольского края от 15 декабря 2023 г. не пересматривались.
В жалобе, поданной в Пятый кассационный суд общей юрисдикции, заместитель министра финансов Ставропольского края Суслов Ю.И. просит отменить решение судьи Промышленного районного суда г. Ставрополя Ставропольского края от 15 декабря 2023 г, оставив в силе вынесенное им постановление.
ГБУЗ СК "Александровская РБ" в соответствии с требованиями части 2 статьи 30.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о подаче должностным лицом, вынесшим постановление, жалобы уведомлено. В представленных защитником данного учреждения возражениях предлагается оставить жалобу без удовлетворения.
В соответствии с частью 2 статьи 30.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья, принявший к рассмотрению жалобу, протест, в интересах законности имеет право проверить дело об административном правонарушении в полном объеме.
Изучение материалов дела об административном правонарушении с учетом приведенной правовой нормы, доводов жалобы и возражений на неё позволяет прийти к следующим выводам.
В соответствии со статьей 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в направлении средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплате денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, или в направлении средств, полученных из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, на цели, не соответствующие целям, определенным договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет; на юридических лиц - от 5 до 25 процентов суммы средств, полученных из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, использованных не по целевому назначению.
Частью 1 статьи 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, лимитами бюджетных обязательств, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо правовым актом, являющимся основанием для предоставления указанных средств.
Основанием для привлечения ГБУЗ СК "Александровская РБ" к административной ответственности на основании приведенной нормы Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях послужили изложенные в постановлении должностного лица выводы, согласно которым названным учреждением в нарушение пункта 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, условий Соглашения о предоставлении субсидии из бюджета Ставропольского края, заключенного между ним и Министерством здравоохранения Ставропольского края, N 117 от 20 января 2022 г, Дополнительных соглашений к указанному Соглашению, а также "Порядка определения объема и условий предоставления субсидий на иные цели из бюджета Ставропольского края государственным бюджетным и автономным учреждениям Ставропольского края, в отношении которых министерство здравоохранения Ставропольского края осуществляет функции и полномочия учредителя", утвержденного приказом от 10 декабря 2020 г. N 01-05/1447, произведена закупка медицинского оборудования, не указанного в заявке, а также мебели в количестве, превышающем указанное в заявке количество, без направления учредителю соответствующего предложения и получения его решения об изменении размеров и (или) целей предоставления субсидии, что расценено как нецелевое использование бюджетных средств.
Судья районного суда, рассматривая жалобу законного представителя учреждения, пришел к выводу об отсутствии в действиях ГБУЗ СК "Александровская РБ" состава вменяемого административного правонарушения, что явилось основанием для отмены вынесенного по делу постановления и прекращения производства по делу по соответствующему основанию.
Принимая такое решение, судья районного суда исходил из того, что субсидия предоставлялась ГБУЗ СК "Александровская РБ" для укрепления материально-технической базы медицинской организации (проведение капитального ремонта объектов здравоохранения, оснащение медицинской техникой), и расходы, произведенные данным учреждением по оплате поставленной медицинской мебели и медицинского оборудования, прямо соответствуют целям, определенным соглашением N 117 от 20 января 2022 г. и дополнительными соглашениями, являющимися правовым основанием предоставления бюджетных средств.
Между тем, такие выводы судьи районного суда не учитывают следующее.
В соответствии с абзацем вторым пункта 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации могут предоставляться субсидии бюджетным и автономным учреждениям на иные цели.
Порядок определения объема и условия предоставления субсидий в соответствии с абзацем вторым настоящего пункта из федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов, местных бюджетов устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией или уполномоченными ими органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления (абзац 4 пункта 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Статьей 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.
На момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для возбуждения в отношении ГБУЗ СК "Александровская РБ" данного дела об административном правонарушении, порядок определения объема и условий предоставления субсидий на иные цели из бюджета Ставропольского края государственным бюджетным и автономным учреждениям Ставропольского края, в отношении которых министерство здравоохранения Ставропольского края осуществляет функции и полномочия учредителя, был определен Порядком с таким названием, утвержденным приказом министерства здравоохранения Ставропольского края от 10 декабря 2020 г. N 01-05/1447 (далее - Порядок, приводится в редакции на момент подачи заявок, заключения соглашения и предоставления субсидий).
Пунктом 2 данного Порядка предусмотрено, что субсидии предоставляются медицинским организациям в пределах лимитов бюджетных обязательств на соответствующий финансовый год (соответствующий финансовый год и плановый период), доведенных Учредителю как получателю средств краевого бюджета.
Согласно пункту 3.13 Порядка размер субсидии на проведение мероприятий по укреплению материально-технической базы медицинских организаций определяется как сумма средств на расходы: на проведение капитального ремонта объектов здравоохранения медицинских организаций, благоустройство территории, присоединение к сетям инженерно-технического обеспечения, установку видеонаблюдения, обследование зданий, монтаж и демонтаж оборудования и другие аналогичные работы, услуги - в соответствии с коммерческими предложениями или проектно-сметной документацией, включая затраты на проектирование и изготовление сметы; на оснащение основными средствами - как произведение стоимости единицы основных средств, на количество единиц планируемой к приобретению основных средств.
В соответствии с пунктом 4 Порядка для получения субсидии в срок, установленный Учредителем, на цели, указанные в подпунктах пункта 3 настоящего Порядка, медицинская организация представляет Учредителю следующие документы и сведения: пояснительную записку, содержащую обоснование необходимости предоставления субсидии, включая расчет-обоснование размера субсидии, на достижение цели, указанной в соответствующих подпунктах 3.1 - 3.39, 3.41-3.50 пункта 3 настоящего Порядка (пункт 4.1): проектно-сметную документацию на проведение капитального ремонта объектов здравоохранения или предварительная смета расходов на выполнение соответствующих работ (оказание услуг), проведение мероприятий, или предложения подрядчиков и исполнителей для достижения цели, указанной в соответствующих подпунктах 3.2, 3.7, 3.10-3.17, 3.31. 3.33, 3.34, 3.42 и 3.43 пункта 3 настоящего Порядка (пункт 4.3); расчет планируемого к приобретению имущества (за исключением недвижимого имущества), а также предложения поставщиков для достижения цели, указанной в соответствующих подпунктах 3.1, 3.3-3.6, 3.8, 3.10, 3.13, 3.33 и 3.37-3.39 пункта 3настоящего Порядка (пункт 4.5).
Согласно пункту 10 Порядка предоставление субсидии осуществляется на основании заключаемого между Учредителем и медицинской организацией Соглашения. Соглашение должно содержать следующие положения: цели предоставления субсидии; размер субсидии; сроки (график) перечисления субсидии; значения результатов предоставления субсидии и значения показателей, необходимых для достижения результатов предоставления субсидии; сроки и порядок представления отчетности; порядок и сроки возврата сумм субсидии в случае несоблюдения медицинской организацией целей, условий и порядка предоставления субсидии, определенных настоящим Порядком; основания и порядок внесения изменений в Соглашение, в том числе в случае уменьшения Учредителю ранее доведенных лимитов бюджетных обязательств на предоставление субсидии; основания для досрочного прекращения Соглашения по решению Учредителя в одностороннем порядке в случаях, определенных настоящим Порядком; запрет на расторжение Соглашения медицинской организацией в одностороннем порядке; срок действия Соглашения; иные положения (при необходимости).
В соответствии с пунктом 13 Порядка изменение размера предоставляемой субсидии Учредителем осуществляется также в случае выявления невозможности осуществления расходов на предусмотренные цели в полном объеме; возникновения экономии средств субсидии в результате проведения конкурентных процедур в целях заключения государственных контрактов.
Изменение размера и (или) целей предоставления субсидии в течение финансового года может осуществляться на основании направляемого медицинской организацией Учредителю предложения, содержащего обоснование увеличения (уменьшения) размера субсидии, с приложением информации, содержащей финансово-экономическое обоснование данного изменения, в соответствии с пунктом 4 настоящего Порядка. На основании представленного медицинской организацией предложения и в соответствии с пунктом 5 настоящего Порядка Учредитель принимает решение об изменении размеров и (или) целей предоставления субсидии (пункт 14 Порядка).
В соответствии с пунктом 15 Порядка учредитель вносит изменения в Соглашение путем заключения дополнительного соглашения к Соглашению, являющегося неотъемлемой его частью, в пределах лимитов бюджетных обязательств, доведенных до Учредителя на соответствующие цели предоставления субсидии.
Как усматривается из материалов дела, 20 января 2022 г. между министерством здравоохранения Ставропольского края и ГБУЗ СК "Александровская РБ" заключено Соглашение о представлении субсидии из бюджета Ставропольского края государственному бюджетному и автономному учреждению Ставропольского края на иные цели, а 01 марта 2022 г, 18 ноября 2022 г. заключены Дополнительные соглашения, которые предусматривали также выделение ГБУЗ СК "Александровская РБ" субсидии на проведение мероприятий по укреплению материально-технической базы медицинских организаций (проведение капитального ремонта объектов здравоохранения, оснащение медицинской техникой).
При этом размер предоставляемой субсидии на оснащение основными средствами определяется как произведение стоимости единицы основных средств на количество единиц планируемой к приобретению основных средств.
Пунктом 4.3.2 Соглашения установлена обязанность ГБУЗ СК "Александровская РБ" использовать субсидию для достижения цели (ей), указанных в пункте 1.1 соглашения в соответствии с условиями предоставления субсидии, установленными Порядком и настоящим соглашением.
Изменение Соглашения, в том числе в соответствии с положениями пункта 4.2.2 настоящего Соглашения, осуществляется по соглашению сторон и оформляется в виде дополнительного соглашения к настоящему Соглашению (пункт 6.6 Соглашения).
Из положений названного выше Порядка, а также содержания заключенных между министерством здравоохранения Ставропольского края и ГБУЗ СК "Александровская РБ" Соглашения и Дополнительных соглашений следует, что размер субсидии, предоставляемой учреждению определяется с учетом поданной заявки и обоснования запрашиваемой суммы, которая определяется из расчета планируемого к приобретению имущества (за исключением недвижимого имущества), а также предложения поставщиков, следовательно использование выделенных средств на приобретение оборудования, не указанного в заявке, а также мебели в количестве, превышающем указанное в заявке количество, без направления учредителю соответствующего предложения и получения его решения об изменении размеров и (или) целей предоставления субсидии, заключения дополнительного соглашения нельзя признать соответствующим целям, определенным правовыми актами, являющимися основанием их представления.
Таким образом, выводы судьи районного суда об отмене вынесенного по делу постановления и прекращения производства по делу на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нельзя признать соответствующими фактическим обстоятельствам дела и подлежащему применению законодательства.
Такое разрешение дела, свидетельствующее о невыполнении судьей районного суда требований о полном, всестороннем и объективном исследовании обстоятельств дела, не отвечает установленным статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачам производства по делам об административных правонарушениях.
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях не содержит нормы, предусматривающей возможность отмены вступившего в законную силу постановления и (или) решения по делу об административном правонарушении, если при этом ухудшается положение лица, в отношении которого ведется производство по делу.
В то же время, требования правовой определенности и стабильности не являются абсолютными и не препятствуют возобновлению производства по делу при обнаружении существенных нарушений, которые были допущены на предыдущих стадиях процесса и привели к неправильному разрешению дела.
Согласно правовой позиции, выраженной в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 16 июля 2015 г. N 1788-О, институт пересмотра в порядке надзора постановлений по делам об административных правонарушениях, решений по результатам рассмотрения жалоб, протестов основан на положениях Конституции Российской Федерации, а именно ее статьи 46, которая во взаимосвязи с ее статьями 15 (часть 4) и 17 (части 1 и 3) предполагает возможность в случаях допущенных фундаментальных ошибок пересматривать вступившие в законную силу судебные акты.
Существенное нарушение процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, в силу пункта 3 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях является основанием для отмены постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и возвращения дела на новое рассмотрение.
Учитывая, что по отдельным платежно-расчетным операциям по приобретению оборудования и мебели, в связи с которыми должностное лицо пришло к выводу о нецелевом использовании ГБУЗ СК "Александровская РБ" бюджетных средств, срок давности привлечения к административной ответственности не истек, решение судьи Промышленного районного суда г. Ставрополя Ставропольского края от 15 декабря 2023 г, вынесенное в отношении данного учреждения, подлежит отмене с направлением дела на новое рассмотрение в тот же районный суд.
При новом рассмотрении дела следует учесть вышеизложенное, всесторонне, полно и объективно исследовать все обстоятельства дела и принять законное и обоснованное решение.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, ПОСТАНОВИЛ:
жалобу заместителя министра финансов Ставропольского края Суслова Ю.И. удовлетворить частично.
Решение судьи Промышленного районного суда г. Ставрополя Ставропольского края от 15 декабря 2023 г, вынесенное в отношении государственного бюджетного учреждения здравоохранения Ставропольского края "Александровская районная больница" по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить.
Дело возвратить в Промышленный районный суд г. Ставрополя Ставропольского края на новое рассмотрение.
Судья Пятого кассационного
суда общей юрисдикции И.А. Нафиков
Справка:
судья районного суда Бондаренко А.Н.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.