Судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Минеевой В.В, судей Гареевой Д.Р, Росиной Е.А, рассмотрела в судебном заседании гражданское дело по иску Министерства природных ресурсов и экологии Карачаево-Черкесской Республики к Эбзеевой Г.А, Батчаеву Р.М, Темирджановой Н.Б. о расторжении договора аренды лесного участка, прекращении и погашении регистрационной записи об аренде в Едином государственном реестре прав на недвижимость и сделок с ними, прекращении и погашении регистрационных записей об аренде в Едином государственном реестре прав на недвижимость и сделок с ним договоров уступки прав аренды, по кассационной жалобе представителя Эбзеевой Г.А, Темирджановой Н.Б, Батчаева Р.М. - Чагарова Т.С-А, действующего на основании доверенностей, на апелляционное определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Карачаево-Черкесской Республики от 6 сентября 2023 года.
Заслушав доклад судьи Пятого кассационного суда общей юрисдикции Минеевой В.В, выслушав объяснения представителя Эбзеевой Г.А, Темирджановой Н.Б, Батчаева Р.М. - Чагарова Т.С-А, действующего на основании доверенностей, поддержавшего доводы кассационной жалобы, представителя Министерства природных ресурсов и экологии Карачаево-Черкесской Республики - Каитовой А.А, действующей на основании доверенности, возражавшей против доводов кассационной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Министерство природных ресурсов и экологии Карачаево-Черкесской Республики обратилось в суд с иском, в соответствии с которым просит:
расторгнуть договор аренды лесного участка от ДД.ММ.ГГГГ года N376, общей площадью лесного участка 5 га, расположенного по адресу: "адрес", выдел 39, 44, 45, с кадастровым номером "адрес", заключенный между Управлением лесами Карачаево-Черкесской Республики и Эбзеевой Г.А, Батчаевым Р.М. и Темерджановой Н.Б.;
прекратить и погасить регистрационную запись об аренде в Едином государственном реестре прав на недвижимость и сделок с ним за N N от 7 февраля 2009 года вышеуказанного договора;
прекратить и погасить регистрационную запись об аренде в Едином государственном реестре прав на недвижимость и сделок с ним за N N от 24 сентября 2015 года договора уступки прав аренды от 11 сентября 2015 года;
прекратить и погасить регистрационную запись об аренде в Едином государственном реестре прав на недвижимость и сделок с ним за N N договора уступки прав аренды земельного участка от 15 февраля 2021 года;
обязать Эбзееву Г.А, Батчаева Р.М. и Темерджанову Н. Б. в течение 30 дней с момента расторжения договора аренды лесного участка подписать акт приема-передачи лесного участка.
В обоснование исковых требований Министерством природных ресурсов и экологии Карачаево-Черкесской Республики (далее - Минприроды КЧР) указано на то, что 11 ноября 2008 года между Управлением лесами Карачаево-Черкесской Республики (ныне Министерство природных ресурсов и экологии Карачаево-Черкесской Республики) и Боташевым Д.М. был заключен договор аренды лесного участка N376, имеющего местоположение: "адрес", выдел 39, 44, 45, кадастровый номер N, прошедший государственную регистрацию в Управлении Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Карачаево-Черкесской Республике 7 февраля 2009 года.
11 сентября 2015 года между Боташевым Д.М. и Эбзеевой Г.А, Батчаевым Р.М, Текеевой Д.И. было заключено соглашение о передачи прав и обязанностей арендатора по Договору аренды лесного участка от 11 ноября 2008 года N376 (дата государственной регистрации соглашения 24 сентября 2015 года).
15 февраля 2021 года Текеева Д.И. передала свои права и обязанности по договору аренды лесного участка от 11 ноября 2008 года N376 Темерджановой Н.Б.
Таким образом, обязанности по соблюдению условий вышеуказанного договора возложены на Эбзееву Г.А, Батчаева Р.М. и Темерджанову Н.Б.
Минприроды КЧР полагает, что арендаторы существенно нарушили условия вышеуказанного договора. Так, 5 октября 2021 года в ходе проверки на территории арендованного ответчиками лесного участка в границах "адрес", выделов 39, 44, 45 выявлен факт незаконной рубки лесных насаждений, а именно: 137 деревьев породы пихта, 17 деревьев породы сосна, 103 дерева породы бук, 22 дерева породы береза, 14 деревьев породы осина, 15 деревьев породы ольха "Серая", 2 дерева породы клен, 1 дерево породы груша итого 309 деревьев общим объемом 222, 747 куб.м, общий размер ущерба нанесенный лесному фонду РФ составляет 18061979 руб. Выявленные нарушения являются нарушением требований Лесного кодекса Российской Федерации.
Кроме того, в ходе проверки было выявлено, что арендатор использует лесной участок без проекта освоения лесов и без подачи лесной декларации, тем самым не выполним обязанности арендатора, предусмотренные пунктом 11 главы III вышеуказанного договора. При этом невыполнение арендатором условий договора аренды является основанием для расторжения такого договора, и прекращении записи об ограничении (обременении) в Едином государственном реестре прав недвижимости.
В порядке досудебного урегулирования спора арендаторам Эбзеевой Г.А, Батчаеву Р.М. и Темерджановой Н. Б. было направлено уведомление о расторжении договора аренды лесного участка, в соответствии с которым, арендатору был предоставлен разумный срок для устранения выявленных нарушений обязательных требований, установленных правовыми актами.
Судом были привлечены РГКУ "Зеленчукское лесничество", Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по КЧР, а также Боташев Д.М. в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований.
Решением Зеленчукского районного суда Карачаево-Черкесской Республики от 10 апреля 2023 года в удовлетворении исковых требований Министерства природных ресурсов и экологии Карачаево-Черкесской Республики отказано.
Апелляционным определением Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Карачаево-Черкесской Республики от 6 сентября 2023 года решение Зеленчукского районного суда Карачаево-Черкесской Республики от 10 апреля 2023 года отменено, по делу принято новое решение, которым исковые требования Министерства природных ресурсов и экологии Карачаево-Черкесской Республики удовлетворены в полном объеме.
В кассационной жалобе представителем Эбзеевой Г.А, Темирджановой Н.Б, Батчаева Р.М. - Чагаровым Т.С.-А. ставится вопрос об отмене состоявшегося по делу апелляционного определения, ввиду существенных нарушений норм материального и процессуального права с оставлением в силе решения суда первой инстанции.
Лица, участвующие в деле и неявившиеся в судебное заседание суда кассационной инстанции, о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке извещены надлежащим образом, о причинах неявки не сообщили.
Руководствуясь пунктом 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), Судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции пришла к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела в пределах доводов кассационной жалобы, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии со статьей 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие нарушения были допущены судом апелляционной инстанции при рассмотрении настоящего дела.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований Министерства природных ресурсов и экологии Карачаево-Черкесской Республики, суд первой инстанции, руководствуясь положениями статей 309, 450 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 3 Лесного кодекса Российской Федерации, исходил из того, что Минприроды КЧР выступало одной из сторон дополнительного соглашения от 1 декабря 2020 года о передаче прав и обязанностей арендатора по договору аренды между Боташевым Д.М, Эбзеевой Г.А, Батчаевым Р.М. и Темирджановой Н.Б, которое было заключено после утверждения новых лесохозяйственных регламентов. При этом договор аренды с ответчиками не расторгался, а напротив права арендатора были переданы иным лицам (ответчикам) с согласия Минприроды КЧР.
Проверяя законность решения суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции не согласился с его выводами. Указав, что отсутствие проекта освоения леса является самостоятельным и безусловным основанием для расторжения договора аренды, поскольку положения лесного законодательства, предписывающие пользователям лесных участков составлять проект освоения лесов, носят императивный характер, не содержат исключений и не ставят необходимость исполнения данной обязанности в зависимости от того или иного вида лесопользования или цели предоставления лесных участков. В связи с чем использование лесного участка в отсутствие проекта не представляется возможным.
Судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции с данным апелляционным определением согласиться не может по следующим основаниям.
Согласно части 2 статьи 3 Лесного кодекса Российской Федерации имущественные отношения, связанные с оборотом лесных участков, лесных насаждений, полученных при использовании лесов и осуществлении мероприятий по сохранению лесов древесины и иных лесных ресурсов, регулируются гражданским законодательством, а также Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
В соответствии со статьей 309 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
В соответствии с частью 2 статьи 450 Гражданского кодекса Российской Федерации по требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только при существенном нарушении договора другой стороной; в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или договором. Существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.
Приказом Минприроды России от 27 февраля 2017 года N 72 утвержден Состав лесохозяйственных регламентов, порядка их разработки, сроков их действия и порядка внесения в них изменений, в соответствии с пунктом 15 которого органы государственной власти и органы местного самоуправления в 3-х дневный срок со дня утверждения лесохозяйственного регламента или внесенных в него изменений размещают их на своем официальном сайте; утвержденный лесохозяйственный регламент размещается на официальном сайте на весь срок действия лесохозяйственного регламента с указанием даты утверждения. В случае внесения изменений в лесохозяйственный регламент на официальном сайте размещается актуальная версия лесохозяйственного регламента с внесенными изменениями, а также информация о внесенных изменениях с указанием даты внесения изменений.
Постановлением Правительство Карачаево-Черкесской Республики от 21 февраля 2019 года N 56 "Об утверждении лесохозяйственных регламентов лесничеств Карачаево-Черкесской Республики" утверждены лесохозяйственные регламенты лесничеств Карачаево-Черкесской Республики, одобренные Приказом Управления лесами Карачаево-Черкесской Республики от 14 февраля 2019 года N 23 (пункт 1), пунктом 2 предусмотрена обязанность Министерства природных ресурсов и экологии Карачаево-Черкесской Республики довести утвержденные лесохозяйственные регламенты до сведения граждан, юридических лиц, осуществляющих использование, охрану, защиту и воспроизводство лесов в границах лесничеств; обеспечить выполнение утвержденных лесохозяйственных регламентов гражданами, юридическими лицами, осуществляющими использование, охрану, защиту и воспроизводство лесов в границах лесничеств на срок их действия.
Как следует из материалов дела, 11 ноября 2008 года между Управлением лесами Карачаево-Черкесской Республики (ныне Министерство природных ресурсов и экологии Карачаево-Черкесской Республики и Боташевым Д.М. был заключен договор аренды лесного участка N376, имеющего местоположение: "адрес", выдел 39, 44, 45, кадастровый номер N, прошедший государственную регистрацию в Управлении Росреестра по Карачаево-Черкесской Республике 7 февраля 2009 года.
Договором уступки прав аренды от 11 сентября 2015 года Боташев Д.М. передал права и обязанности по договору аренды лесного участка от 11 ноября 2008 года N 376 Темерджановой Н.Б, Эбзеевой Г.А, Батчаеву Р.М.
Между Батчаевым Р.М, Темерджановой Н.Б, Эбзеевой Г.А. и Министерством природных ресурсов и экологии КЧР 1 декабря 2020 года заключено соглашение о передаче прав и обязанностей арендатора по договору аренды лесного участка от 11 ноября 2008 года N 376, площадью 5 га, с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес", выдела 39, 44, 45, с подписанием акта приема-передачи.
Дополнительным соглашением от 1 декабря 2020 года к договору аренды лесного участка от 11 ноября 2008 года N 376 арендатор Боташев Д.М. заменен на арендаторов Батчаева Р.М, Темерджанову Н.Б, Эбзееву Г.А.
Решением комиссии Министерства природных ресурсов и экологии КЧР N 4 от 18 января 2021 года установлено выдать Эбзеевой Г.А, Батчаеву Р.М, Текеевой Д.И. согласие (решение) на замену арендатора Текеевой Д.И. на Темерджанову Н.Б. в соглашении о передаче прав и обязанностей арендатора по договору лесного участка от 11 ноября 2008 года N 376, дата государственной регистрации 7 февраля 2009 года.
Дополнительным соглашением от 18 января 2021 года к договору аренды лесного участка от 11 ноября 2008 года N 376 арендатор Текеева Д.И. передала все права и обязанности, предусмотренные договором аренды лесного участка от 11 ноября 2008 года N 376 и соглашением к договору о передачи прав и обязанностей арендатора от 11 сентября 2015 года, Темерджановой Б.М.
15 февраля 2021 года между Эбзеевой Г.А, Батчаевым Р.М, Текеевой Д.И, Темерджановой Н.Б. заключен договор уступки прав аренды земельного участка по договору аренды лесного участка от 11 ноября 2008 года N 376 в части земельного участка, расположенного по адресу: "адрес", выдела 39, 44, 45, с кадастровыми номером N общей площадью 50000 кв.м, с видом разрешенного использования - для размещения баз отдыха и туристических лагерей в культурно-оздоровительных целях, из категории земель - земли лесного фонда.
Ответчикам Темирджанову Н.Б, Батчаеву Р.М, Эбзеевой Г.А. в порядке досудебного урегулирования спора было направлено уведомление о расторжении договора аренды лесного участка от 11 ноября 2008 года N376. Уведомление мотивировано тем, что в результате проверки арендуемого лесного участка Министерством выявлено грубое нарушение обязательств вышеуказанного договора аренды по использованию лесного участка. Так, на лесном участке с кадастровым номером N выявлен факт незаконной рубки лесных насаждений: 137 деревьев породы пихта, 1-7 деревьев породы сосна, 103 дерева породы бук, 22 дерева породы береза, 14 деревьев породы осина, 15 деревьев породы ольха "Серая", 2 дерева породы клен, 1 дерево породы груша итого 309 деревьев общим объемом 222, 747 куб.м, что подтверждается актом о нарушении лесного законодательства от 5 октября 2021 года N32.
Указанные нарушения были расценены истцом как влекущее досрочное расторжение договора аренды, в связи с чем, 2 ноября 2021 года ответчикам Темирджановой Н.Б, Батчаеву Р.М, Эбзеевой Г.А. было направлено письменное уведомление N6393/ОЛ с предложением о досрочном расторжении договора аренды с приложенным к нему соглашением о расторжении договора аренды лесного участка и актом приема-передачи лесного участка.
Суд апелляционной инстанции, придя к выводу о наличии оснований для досрочного расторжения договора аренды, сослался на нарушение условий договора и осуществление арендаторами деятельности без проекта освоения лесов.
Между тем, судом апелляционной инстанции оставлено без внимания, что согласно пункту 13 договора аренды лесного участка от 11 ноября 2008 года N376 в качестве основания для расторжения договора аренды предусмотрено не представление арендатором проекта освоения лесов; при этом в указанном договоре не определен срок для предоставления нового проекта освоения лесов, также не указана дата для подачи лесной декларации.
Более того, первоначальным арендатором Боташевым Д.М. был представлен проект освоения лесного участка за N 248 от 5 ноября 2015 года, который в свою очередь прошел положительное заключение.
При этом судом не было учтено, что в соответствии с пунктом 30 Состава проекта освоения лесов и порядка его разработки, утвержденного Приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 29 февраля 2012 года N69, проект освоения лесов разрабатывается на срок не более 10 лет - для всех видов использования лесов, но при этом срок действия проекта освоения лесов не должен превышать срок действия соответствующего договора аренды лесного участка, лесохозяйственного регламента лесничества (лесопарка).
Вместе с тем ни самим договором аренды, ни дополнительными соглашениями не определен срок предоставления нового проекта освоения лесов до истечения срока действия предыдущего проекта освоения лесов в связи с изменениями лесохозяйственного регламента лесничества, а срок действия имеющегося проекта освоения лесов еще не истек.
Не регламентирован этот срок и действующим на настоящий момент законодательством. Лесной кодекс Российской Федерации не содержит пресекательного срока, в течение которого должен быть разработан и представлен для проведения государственной экспертизы новый проект освоения лесов до истечения срока действия предыдущего в связи с изменением лесохозяйственного регламента лесничества.
Согласно материалам дела Минприроды КЧР выступало одной из сторон дополнительного соглашения от 1 декабря 2020 года о передаче прав и обязанностей арендатора по договору аренды между Боташевым Д.М, Эбзеевой Г.А, Батчаевым Р.М. и Темерджановой Н.Б, которое было заключено после утверждения новых лесохозяйственных регламентов. При этом, договор аренды с ответчиками по основанию непредставления проекта освоения леса истцом не расторгался, а напротив, права арендатора были переданы иным лицам (ответчикам) с согласия Минприроды КЧР.
Более того, 7 июля 2022 года ответчики обратились к истцу с заявлением о проведении государственной экспертизы проекта освоения лесов, составленного на основании договора аренды лесного участка.
Однако ответчики получил отказ, в обоснование которого Минприроды КЧР указало, что в 2016 году было проведено лесоустройство на землях лесного фонда в границах Зеленчукского лесничества. В представленном проекте освоения лесов отсутствуют актуальные сведения о характеристиках лесного участка, переданного в аренду по договору аренды лесного участка от 11 ноября 2008 года N376.
Между тем, апелляционным определением Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Карачаево-Черкесской Республики от 12 октября 2023 года по делу N33а-202/2023 удовлетворены требования Батчаева Р.М, Темерджановой Н.Б, Эбзеевой Г.А. об обязании Минприроды КЧР повторно рассмотреть их заявление о проведении государственной экспертизы проекта освоения лесов, составленного на основании договора аренды лесного участка от 11 ноября 2008 года N376.
Более того, судом не учтено то обстоятельство, что решением комиссии Министерства природных ресурсов и экологии КЧР было выдано согласие N22 от 1 декабря 2020 года первоначальному арендатору Боташеву Д.М. на передачу прав и обязанностей арендатора по договору аренды, одновременно между Батчаевым Р.М, Темерджановой Н.Б, и Эбзеевой Г.А. и Министерством природных ресурсов и экологии КЧР 1 декабря 2020 года было заключено соглашение о передаче прав и обязанностей арендатора по договору аренды лесного участка от 11 ноября 2008 года N376, также Министерство природных ресурсов и экологии КЧР участвовало в соглашении о передаче и обязанностей Текеевой Д.И. Темирджановой Б.М. по договору аренды лесного участка от 11 ноября 2008 года N376, при этом соглашения заключались спустя несколько лет после утверждения новых лесохозяйственных регламентов, однако, договор аренды по основанию непредставления проекта освоения леса истцом не расторгался, а напротив, права арендаторов были переданы третьим лицам с согласия Минприроды КЧР, при этом новым арендаторам Минприроды КЧР направило уведомление о расторжении договора аренды лесного участка спустя всего лишь 3 месяца со дня заключения соглашения о передаче ответчикам прав арендатора по договору аренды.
При таких обстоятельствах, у суда апелляционной инстанции отсутствовали основания для отмены по существу правильного решения суда первой инстанции и удовлетворению требований истца о расторжении договора аренды по основанию, по которому не был соблюден обязательный досудебный порядок, поскольку нормами договора аренды лесного участка от 11 ноября 2008 года N376 не регламентирован срок, в течение которого должен быть разработан и представлен для проведения государственной экспертизы новый проект освоения лесов до истечения срока действия предыдущего, в связи с изменением лесохозяйственного регламента лесничества.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд кассационной инстанции, рассмотрев кассационную жалобу вправе оставить в силе одно из принятых по делу судебных постановлений.
В связи с тем, что судом первой инстанции в полной мере установлены юридически значимые обстоятельства, правильно применены нормы материального права, не допущено нарушений норм процессуального права, Судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции полагает, что апелляционное определение подлежит отмене с оставлением в силе решения суда первой инстанции.
В связи с окончанием кассационного производства оснований для приостановления исполнения обжалуемого судебного постановления не имеется, оно подлежит отмене в силу части 3 статьи 379.3 ГПК РФ.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Карачаево-Черкесской Республики от 6 сентября 2023 года отменить, решение Зеленчукского районного суда Карачаево-Черкесской Республики от 10 апреля 2023 года - оставить в силе.
Меры по приостановлению исполнения апелляционного определения Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Карачаево-Черкесской Республики от 6 сентября 2023 года, принятые определением судьи Пятого кассационного суда общей юрисдикции от 12 декабря 2023 года - отменить.
Председательствующий Минеева В.В.
Судьи Гареева Д.Р.
Росина Е.А.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.