Судья Первого кассационного суда общей юрисдикции Шамшутдинова Г.К., рассмотрев жалобу защитника профессионального образовательного учреждения "Саратовская объединенная техническая школа N2" ДОСААФ России (далее - ПОУ "Саратовская объединенная техническая школа N2" ДОСААФ России, Учреждение) Ляховицкого Леонида Евгеньевича на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка N1 Волжского района г. Саратова от 22 августа 2023 года, решение судьи Волжского районного суда г. Саратова от 9 октября 2023 года, вынесенные в отношении ПОУ "Саратовская объединенная техническая школа N2" ДОСААФ России по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛА:
постановлением мирового судьи судебного участка N1 Волжского района г. Саратова от 22 августа 2023 года, оставленным без изменения решением судьи Волжского районного суда г. Саратова от 9 октября 2023 года, ПОУ "Саратовская объединенная техническая школа N2" ДОСААФ России признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию с применением положений частей 3.2, 3.3 статьи 4.1 названного кодекса в виде административного штрафа в размере 500 000 рублей.
В жалобе, поданной в Первый кассационный суд общей юрисдикции, защитник Ляховицкий Л.Е. ставит вопрос об отмене судебных актов, вынесенных в отношении Учреждения, ссылаясь на их незаконность, прекращении производства по делу об административном правонарушении.
Прокуратура Волжского района г. Саратова, уведомленная в соответствии с требованиями части 2 статьи 30.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о подаче заявителем жалобы, возражения на нее представила.
Изучение доводов жалобы заявителя, материалов истребованного дела об административном правонарушении, позволяет прийти к следующим выводам.
Частью 1 статьи 19.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено, что незаконные передача, предложение или обещание от имени или в интересах юридического лица либо в интересах связанного с ним юридического лица должностному лицу, лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческой или иной организации, иностранному должностному лицу либо должностному лицу публичной международной организации денег, ценных бумаг или иного имущества, оказание ему услуг имущественного характера либо предоставление ему имущественных прав (в том числе в случае, если по поручению должностного лица, лица, выполняющего управленческие функции в коммерческой или иной организации, иностранного должностного лица либо должностного лица публичной международной организации деньги, ценные бумаги или иное имущество передаются, предлагаются или обещаются, услуги имущественного характера оказываются либо имущественные права предоставляются иному физическому либо юридическому лицу) за совершение в интересах данного юридического лица либо в интересах связанного с ним юридического лица должностным лицом, лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, иностранным должностным лицом либо должностным лицом публичной международной организации действия (бездействие), связанного с занимаемым им служебным положением, - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере до трехкратной суммы денежных средств, стоимости ценных бумаг, иного имущества, услуг имущественного характера, иных имущественных прав, незаконно переданных или оказанных либо обещанных или предложенных от имени юридического лица, но не менее одного миллиона рублей с конфискацией денег, ценных бумаг, иного имущества или стоимости услуг имущественного характера, иных имущественных прав.
Под предложением денежного вознаграждения, услуг, прав следует понимать выраженное в любой форме и любыми средствами сообщение физического лица, действующего от имени или в интересах юридического лица, о возможной передаче денежного вознаграждения, возможном оказании услуг или возможном предоставлении прав должностному лицу незамедлительно или в будущем ("Обзор судебной практики рассмотрения дел о привлечении к административной ответственности, предусмотренной статьей 19.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", утвержденный Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 8 июля 2020 года).
Статьей 13.3 Федерального закона от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" (далее - Закон о противодействии коррупции) установлено, что организации обязаны разрабатывать и принимать меры по предупреждению коррупции, которые могут включать: определение подразделений или должностных лиц, ответственных за профилактику коррупционных и иных правонарушений; сотрудничество организации с правоохранительными органами; разработку и внедрение в практику стандартов и процедур, направленных на обеспечение добросовестной работы организации; принятие кодекса этики и служебного поведения работников организации; предотвращение и урегулирование конфликта интересов; недопущение составления неофициальной отчетности и использования поддельных документов.
В части 1 статьи 14 названного закона определено, что в случае, если от имени или в интересах юридического лица осуществляются организация, подготовка и совершение коррупционных правонарушений или правонарушений, создающих условия для совершения коррупционных правонарушений, к юридическому лицу могут быть применены меры ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Применение за коррупционное правонарушение мер ответственности к юридическому лицу не освобождает от ответственности за данное коррупционное правонарушение виновное физическое лицо, равно как и привлечение к уголовной или иной ответственности за коррупционное правонарушение физического лица не освобождает от ответственности за данное коррупционное правонарушение юридическое лицо (часть 2 статьи 14 названного закона).
Как усматривается из материалов дела 1 октября 2022 года заместитель начальника РЭО ГИБДД УМВД РФ по г. Саратову ФИО7, находясь в здании РЭО ГИБДД УМВД РФ по г. Саратову, расположенном по адресу: г. Саратов, 6-й Соколовогорский проезд, б/н, корпус 3, получил от представителя автошколы ПОУ "Саратовская объединенная техническая школа N2" ДОСААФ России ФИО10 выступающего в качестве посредника, взятку в виде денег в сумме 25000 рублей лично за совершение незаконных действий в пользу ФИО8, а именно за успешную сдачу практического экзамена по вождению в РЭО ГИБДД УМВД РФ по г. Саратову.
10 ноября 2021 года заместитель начальника РЭО ГИБДД УМВД РФ по г. Саратову ФИО7, находясь в здании РЭО ГИБДД УМВД РФ по г. Саратову, расположенном по адресу: г. Саратов, 6-й Соколовогорский проезд, б/н, корпус 3, получил от представителя автошколы ПОУ "Саратовская объединенная техническая школа N2" ДОСААФ России ФИО11, выступающего в качестве посредника, взятку в виде денежных средств в сумме 10 000 рублей лично за совершение незаконных действий в пользу ФИО8, а именно за успешную сдачу практического экзамена по вождению в РЭО ГИБДД УМВД РФ по г. Саратову.
Следователем следственного отдела по Волжскому району г. Саратов следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Саратовской области 28 июня 2023 года в отношении заместителя начальника РЭО ГИБДД УМВД РФ по г. Саратова ФИО7 возбуждены уголовные дела по признакам состава преступления, предусмотренного частью 3 статьи 290 Уголовного кодекса Российской Федерации по факту получения взятки за незаконные действия, в ходе расследования которого установлены указанные выше обстоятельства.
Данные обстоятельства подтверждаются собранными по делу доказательствами, перечисленными в обжалуемых судебных актах, получившими, вопреки доводам жалобы, оценку с точки зрения их относимости, допустимости и достаточности, по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В силу пункта 2 части 1 статьи 28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях поступившие из правоохранительных органов, а также из других государственных органов, органов местного самоуправления, от общественных объединений материалы, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения, являются поводами к возбуждению дела об административном правонарушении.
Согласно частям 1 и 2 статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
В рассматриваемом случае обстоятельства настоящего дела об административном правонарушении были установлены прокуратурой Волжского района г.Саратова на основании данных, полученных по результатам проведенной сотрудниками ОМВД России проверки в соответствии с нормами Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, результатам которой было возбуждение уголовных дел в отношении ФИО7 по признакам состава преступления, предусмотренного частью 3 статьи 290 Уголовного кодекса Российской Федерации.
В свою очередь названные материалы, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения и явившиеся поводом к возбуждению настоящего дела об административном правонарушении в отношении Учреждения, в силу приведенных выше норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могут служить доказательствами по делу об административном правонарушении.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых данным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Материалы данного дела об административном правонарушении позволили судебным инстанциям сделать вывод о том, что ПОУ "Саратовская объединенная техническая школа N2" ДОСААФ России не приняты все зависящие от него меры по соблюдению требований законодательных норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Таким образом, совершенное Учреждением деяние образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
По существу доводы жалобы сводятся к переоценке установленных в ходе судебного разбирательства обстоятельств и доказательств, они не опровергают наличие в деянии Учреждения состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и не ставят под сомнение законность и обоснованность состоявшихся по делу судебных актов.
Постановление о привлечении ПОУ "Саратовская объединенная техническая школа N2" ДОСААФ России к административной ответственности вынесено с соблюдением срока давности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.
Административное наказание назначено привлекаемому к административной ответственности лицу в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного санкцией части 1 статьи 19.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с применением положений частей 3.2, 3.3 статьи 4.1 данного Кодекса.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли повлечь изменение или отмену обжалуемых судебных актов, не установлено.
Руководствуясь статьями 30.13 - 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановила:
постановление мирового судьи судебного участка N1 Волжского района г. Саратова от 22 августа 2023 года, решение судьи Волжского районного суда г. Саратова от 9 октября 2023 года, вынесенные в отношении ПОУ "Саратовская объединенная техническая школа N2" ДОСААФ России по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу защитника ПОУ "Саратовская объединенная техническая школа N2" ДОСААФ России Ляховицкого Леонида Евгеньевича - без удовлетворения.
Судья Г.К. Шамшутдинова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.