Судья Первого кассационного суда общей юрисдикции Шамшутдинова Г.К., рассмотрев жалобу защитника акционерного общества "СОЮЗСНАБ" (далее - АО "СОЮЗСНАБ", общество) Засеева А.Р. на вступившие в законную силу постановление судьи Красногорского городского суда Московской области от 14 августа 2023 года (с учетом определения об исправлении описки от 15 августа 2023 года), решение судьи Московского областного суда от 12 сентября 2023 года, вынесенные в отношении АО "СОЮЗСНАБ" по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 6.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛА:
постановлением судьи Красногорского городского суда Московской области от 14 августа 2023 года (с учетом определения об исправлении описки от 15 августа 2023 года), оставленным без изменения решением судьи Московского областного суда от 12 сентября 2023 года, АО "СОЮЗСНАБ" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 6.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного приостановления деятельности объекта общественного питания (столовой) АО "СОЮЗСНАБ" по месту фактического осуществления деятельности по адресу: Московская область, г. Красногорск, Ильинский туп, д.6, на срок 60 (шестьдесят) суток.
В жалобе, поданной в Первый кассационный суд общей юрисдикции, защитник Засеев А.Р. просит об отмене состоявшихся в отношении АО "СОЮЗСНАБ" по делу судебных актов, ссылаясь на их незаконность, просит освободить от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Заявленное в жалобе ходатайство о восстановлении срока обжалования принятых по делу актов не подлежит рассмотрению, поскольку Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях не содержит срока, в течение которого может быть подана жалоба, протест на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов.
Изучение материалов истребованного дела об административном правонарушении, доводов жалобы заявителя, позволяет прийти к следующим выводам.
Статьей 6.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях определено, что нарушение санитарно-эпидемиологических требований к организации питания населения в специально оборудованных местах (столовых, ресторанах, кафе, барах и других местах), в том числе при приготовлении пищи и напитков, их хранении и реализации населению, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Статьей 11 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее Федеральный закон N 52-ФЗ) определено, что индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны: выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению.
Частью 3 статьи 39 Федерального закона N 52-ФЗ установлено, что соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
Согласно части 1 статьи 17 Закона N 52-ФЗ установлено, что при организации питания населения в специально оборудованных местах (столовых, ресторанах, кафе, барах и других), в том числе при приготовлении пищи и напитков, их хранении и реализации населению, для предотвращения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны выполняться санитарно-эпидемиологические требования.
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 27 октября 2020 года N 32 были утверждены санитарно-эпидемиологические правила и нормы СанПиН 2.3/2.4.3590-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания населения", которые устанавливают санитарно-эпидемиологические требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека биологических, химических, физических и иных факторов среды обитания и условий деятельности при оказании услуг общественного питания населению, несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, угрозу возникновения и распространения инфекционных и неинфекционных заболеваний.
Из материалов дела об административном правонарушении усматривается, что 28 июля 2023 года на основании распоряжения и.о. руководителя Лобненского территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Московской области проведено санитарно-эпидемиологическое расследование в отношении предприятия общественного питания АО "СОЮЗСНАБ", расположенного по адресу: Московская область, г. Красногорск, Ильинский туп, д.6, по донесению об инфекционных заболеваниях 8 работников.
В ходе расследования установлен ряд нарушений, допущенных АО "СОЮЗСНАБ" положений правил и норм СанПиН 2.3/2.4.3590-20, в частности, установлены нарушения пунктов 2.1, 2.2, 2.5, 2, 8, 2.14, 2.17, 3.2, 3.4, 3.8, 4, 6, перечень которых изложен в протоколе об административном правонарушении и судебных актах.
Вышеуказанные обстоятельства явились основанием для составления 29 июля 2023 года главным специалистом-экспертом Лобненского территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Московской области протокола об административном правонарушении, и последующего привлечения АО "СОЮЗСНАБ" к административной ответственности, предусмотренной статьей 6.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Фактические обстоятельства совершения административного правонарушения подтверждены собранными доказательствами, получившими оценку с точки зрения их допустимости, достоверности и достаточности по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Действия общества квалифицированы по статье 6.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в соответствии с установленными обстоятельствами, нормами названного Кодекса и подлежащего применению законодательства, направленного на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Принимая обжалуемые акты, судебные инстанции сочли, что общество имело возможность для соблюдения норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, но им не были предприняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Вопреки доводам жалобы проверке подлежало предприятие общественного питания - столовая АО "СОЮЗСНАБ", проверка проводилась в данной столовой. При этом согласно программе организации производственного контроля за безопасностью пищевой продукции АО "СОЮЗСНАБ", утвержденной генеральным директором общества, объект проверки указан по адресу: Московская область, г.Красногорск, Ильинский тупик дом 6.
Доводы жалобы о том, что уже 28 июля 2023 года общество самостоятельно предприняло меры по предотвращению угрозы жизни сотрудников и распространения инфекции, и на момент рассмотрения дела судьей городского суда какая либо угроза жизни и здоровью сотрудников отсутствовала, не влияет на выводы о наличии в действиях общества состава вмененного административного правонарушения.
Вопреки доводам жалобы об осуществлении обществом деятельности по разработке и поставе сухих пайков для военнослужащих, оспариваемым постановлением была приостановлена деятельность не всего общества, а объекта общественного питания - столовой.
Доводы жалобы по существу сводятся к переоценке установленных в ходе судебного разбирательства обстоятельств и доказательств, которые были предметом исследования и оценки предыдущих судебных инстанций, они не опровергают наличие в деянии АО "СОЮЗСНАБ" объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 6.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и не ставят под сомнение законность и обоснованность состоявшихся по делу судебных актов.
Несогласие заявителя с оценкой имеющихся в деле доказательств, не свидетельствует о том, что судебными инстанциями допущены нарушения норм материального права и (или) предусмотренные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях процессуальные требования, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Постановление о привлечении АО "СОЮЗСНАБ" к административной ответственности вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.
В соответствии со статьей 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
В соответствии с пунктом 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Учитывая характер совершенного правонарушения, повлекшего причинение вреда здоровью работникам общества, обратившихся за медицинской помощью, о чем в материалах дела имеются экстренные извещения об инфекционном заболевании, остром профессиональном отравлении, его нельзя признать малозначительным.
Судья городского суда пришел к правильному выводу о назначении административного наказания в виде административного приостановления деятельности, поскольку применение менее строгого вида наказания не сможет обеспечить достижение цели административного наказания.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых актов, при рассмотрении настоящей жалобы не установлено.
Руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановила:
постановление судьи Красногорского городского суда Московской области от 14 августа 2023 года (с учетом определения об исправлении описки от 15 августа 2023 года), решение судьи Московского областного суда от 12 сентября 2023 года, вынесенные в отношении АО "СОЮЗСНАБ" по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 6.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу защитника АО "СОЮЗСНАБ" Засеева А.Р. - без удовлетворения.
Судья Г.К.Шамшутдинова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.