Судья Первого кассационного суда общей юрисдикции Кишаев А.А., рассмотрев жалобу законного представителя общества с ограниченной ответственностью "Межведомственный аэронавигационный научный центр "КРЫЛЬЯ РОДИНЫ" генерального директора Туровцева Е.В, (далее - Туровцев Е.В.) на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка N 304 Люберецкого судебного района Московской области от 23 мая 2023 г. и решение судьи Люберецкого городского суда Московской области от 18 августа 2023 г., вынесенные в отношении общества с ограниченной ответственностью "Межведомственный аэронавигационный научный центр "КРЫЛЬЯ РОДИНЫ" (далее - ООО "МАНЦ "КРЫЛЬЯ РОДИНЫ") по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
постановлением мирового судьи судебного участка N 304 Люберецкого судебного района Московской области от 23 мая 2023 г, оставленным без изменения решением судьи Люберецкого городского суда Московской области от 18 августа 2023 г, ООО "МАНЦ "КРЫЛЬЯ РОДИНЫ" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 500 000 рублей.
В жалобе, поданной в Первый кассационный суд общей юрисдикции, законный представитель ООО "МАНЦ "КРЫЛЬЯ РОДИНЫ" генеральный директор Туровцев Е.В. просит отменить названные судебные акты, приводя доводы об их незаконности, прекратить производство по делу.
Люберецкая городская прокуратура Московской области, уведомленная в соответствии с требованиями части 2 статьи 30.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о подаче указанной жалобы, возражения на неё не представила.
Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы заявителя позволяет прийти к следующим выводам.
Частью 1 статьи 19.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено, что незаконные передача, предложение или обещание от имени или в интересах юридического лица либо в интересах связанного с ним юридического лица должностному лицу, лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческой или иной организации, иностранному должностному лицу либо должностному лицу публичной международной организации денег, ценных бумаг или иного имущества, оказание ему услуг имущественного характера либо предоставление ему имущественных прав (в том числе в случае, если по поручению должностного лица, лица, выполняющего управленческие функции в коммерческой или иной организации, иностранного должностного лица либо должностного лица публичной международной организации деньги, ценные бумаги или иное имущество передаются, предлагаются или обещаются, услуги имущественного характера оказываются либо имущественные права предоставляются иному физическому либо юридическому лицу) за совершение в интересах данного юридического лица либо в интересах связанного с ним юридического лица должностным лицом, лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, иностранным должностным лицом либо должностным лицом публичной международной организации действия (бездействие), связанного с занимаемым им служебным положением, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере до трехкратной суммы денежных средств, стоимости ценных бумаг, иного имущества, услуг имущественного характера, иных имущественных прав, незаконно переданных или оказанных либо обещанных или предложенных от имени юридического лица, но не менее одного миллиона рублей с конфискацией денег, ценных бумаг, иного имущества или стоимости услуг имущественного характера, иных имущественных прав.
Статьей 13.3 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" (далее - Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ) установлено, что организации обязаны разрабатывать и принимать меры по предупреждению коррупции, которые могут включать, в частности, определение подразделений или должностных лиц, ответственных за профилактику коррупционных и иных правонарушений; сотрудничество организации с правоохранительными органами; разработку и внедрение в практику стандартов и процедур, направленных на обеспечение добросовестной работы организации; принятие кодекса этики и служебного поведения работников организации; предотвращение и урегулирование конфликта интересов; недопущение составления неофициальной отчетности и использования поддельных документов.
В части 1 статьи 14 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ определено, что в случае, если от имени или в интересах юридического лица осуществляются организация, подготовка и совершение коррупционных правонарушений или правонарушений, создающих условия для совершения коррупционных правонарушений, к юридическому лицу могут быть применены меры ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Применение за коррупционное правонарушение мер ответственности к юридическому лицу не освобождает от ответственности за данное коррупционное правонарушение виновное физическое лицо, равно как и привлечение к уголовной или иной ответственности за коррупционное правонарушение физического лица не освобождает от ответственности за данное коррупционное правонарушение юридическое лицо (часть 2 статьи 14 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ).
Как усматривается из материалов дела, в ходе проведенной прокурорской проверки исполнения законодательства о противодействии коррупции ООО "МАНЦ "КРЫЛЬЯ РОДИНЫ", зарегистрированного по адресу: Свердловская область, город Березовский, улица Строителей, дом N 4, офис N 409, установлено следующее.
На основании доверенности от 26 января 2020 г. N 0001-20 ФИО4 представлял интересы ООО "МАНЦ "КРЫЛЬЯ РОДИНЫ", которое на основании заключенных договоров оказания услуг с ООО "СЕРВИС-ТЕЛЕКОМ", ООО "СРК-ТЕЛЕКОМ", проводило аэронавигационные исследования на предмет расположения объектов относительно приаэродромных территорий в области безопасности полетов и процедуру согласований объектов в Центральном МТУ Росавиации.
29 апреля 2021 г. в период с 13 часов 06 минут по 13 часов 33 минуты в служебном кабинете N 523, расположенном в здании Центрального МТУ Росавиации по адресу: Московская область, город Люберцы, Октябрьский проспект, дом N 15, ФИО4, действуя по указанной доверенности в интересах ООО "МАНЦ "КРЫЛЬЯ РОДИНЫ", лично передал в качестве взятки должностному лицу МТУ ВТ ЦР ФАВТ ФИО5 45 000 рублей за подготовку подчиненными ему сотрудниками отдела организации использования воздушного пространства Центрального МТУ Росавиации и согласования положительных решений о размещении металлических конструкций (объектов) со следующими названиями: "mf59280", "vk23777", "mf8663", "19836-P-77-2", "18627-P-50-2", "MOS038117", "MOS037318", "MOS038037" в приаэродромной территории Московского региона, то есть за входившие в его служебные полномочия действия, а также за предоставление указанных проектов решений на подпись временно исполняющему обязанности начальника межрегионального управления ФИО6, то есть за способствование в силу своего должностного положения совершению действий в пользу представляемых ФИО4 лиц, выраженном в использовании возможностей занимаемой должности для оказания влияния на другое должностное лицо, в целях совершения им указанных действий.
Приведенные обстоятельства послужили основанием для привлечения ООО "МАНЦ "КРЫЛЬЯ РОДИНЫ" постановлением мирового судьи, с выводами которого согласился судья городского суда, к административной ответственности, предусмотренной названной выше нормой.
Указанные обстоятельства подтверждаются собранными по делу доказательствами: постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении от 27 марта 2023 г. (т. 1 л.д. 3-7); приговором Люберецкого городского суда Московской области от 20 июня 2022 г. (т. 1 л.д. 8-11); апелляционным постановлением Московского областного суда от 1 сентября 2022 г. (т. 1 л.д. 12-13); обвинительным заключением по уголовному делу в отношении ФИО4 (т. 2 л.д. 18-52); доверенностью от 26 января 2020 г. N 0001-20 (т. 2 л.д. 56), и другими материалами дела, в том числе из уголовного дела, которым дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В ходе рассмотрения данного дела об административном правонарушении в соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях были всесторонне, полно, объективно и своевременно выяснены обстоятельства совершенного административного правонарушения.
Так, в силу требований статьи 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судебными инстанциями установлены: наличие события административного правонарушения, юридическое лицо, от имени и в интересах которого должностному лицу незаконно переданы денежные средства, виновность указанного юридического лица в совершении административного правонарушения, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых данным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 24 декабря 2012 г. N 2360-О, которым было отказано в принятии к рассмотрению жалобы юридического лица на нарушение конституционных прав и свобод статьей 19.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, установление вины юридического лица в совершении административного правонарушения, в том числе определение того, имелась ли у него возможность не допустить факт получения должностным лицом незаконного вознаграждения от его имени, осуществляется в производстве по делу об административном правонарушении (пункт 3 статьи 26.1 данного Кодекса).
Материалы данного дела об административном правонарушении позволили судебным инстанциям сделать вывод о том, что ООО "МАНЦ "КРЫЛЬЯ РОДИНЫ" не приняты все зависящие от него меры по соблюдению требований законодательных норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Таким образом, совершенное ООО "МАНЦ "КРЫЛЬЯ РОДИНЫ" деяние образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Доводы жалобы о неверной оценке доказательств по делу не подлежат удовлетворению. Согласно материалам дела, все доказательства по делу были исследованы судами, таким доказательствам в совокупности дана надлежащая правовая оценка, оснований оспаривать которую не имеется.
Постановление о возбуждении производства по делу об административном правонарушении вынесено с соблюдением требований статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, содержит сведения, перечисленные в части 2 указанной статьи.
Существенных недостатков, влекущих недопустимость постановления о возбуждении производства по делу об административном правонарушении, не установлено.
Принимая во внимание установленные по делу фактические обстоятельства, исходя из диспозиции части 1 статьи 19.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с учетом имеющихся в материалах дела доказательств в их совокупности, доводы жалобы о недоказанности вменяемого ООО "МАНЦ "КРЫЛЬЯ РОДИНЫ" административного правонарушения являются необоснованными.
Приведенные заявителем в рассматриваемой жалобе доводы о том, что ФИО4 действовал исходя из своих личных интересов опровергаются совокупностью собранных по делу доказательств, в том числе данными в рамках уголовного дела ФИО4 показаниями, из которых следует, что он действовал в рамках деятельности ООО "МАНЦ "КРЫЛЬЯ РОДИНЫ", от имени и в интересах названного юридического лица. Данные показания в полной мере согласуются с другими имеющимися в материалах дела доказательствами, в частности, договорами оказания услуг, заявками о согласовании размещения объектов и др.
Доводы жалобы по существу сводятся к переоценке установленных в ходе судебного разбирательства обстоятельств и доказательств, они не опровергают наличие в деянии ООО "МАНЦ "КРЫЛЬЯ РОДИНЫ" состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и не ставят под сомнение законность и обоснованность состоявшихся по делу судебных актов.
Постановление о привлечении ООО "МАНЦ "КРЫЛЬЯ РОДИНЫ" к административной ответственности вынесено с соблюдением срока давности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.
Административное наказание назначено привлекаемому к административной ответственности лицу в пределах санкции части 1 статьи 19.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с соблюдением положений статей 3.1, 3.5, 4.1, 4.2, 4.3 названного Кодекса.
Нарушений норм процессуального закона при производстве по делу не допущено, нормы материального права применены правильно.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2-4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли повлечь изменение или отмену обжалуемых судебных актов, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановил:
постановление мирового судьи судебного участка N 304 Люберецкого судебного района Московской области от 23 мая 2023 г. и решение судьи Люберецкого городского суда Московской области от 18 августа 2023 г, вынесенные в отношении общества с ограниченной ответственностью "Межведомственный аэронавигационный научный центр "КРЫЛЬЯ РОДИНЫ" по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу законного представителя общества с ограниченной ответственностью "Межведомственный аэронавигационный научный центр "КРЫЛЬЯ РОДИНЫ" генерального директора Туровцева Е.В, - без удовлетворения.
Судья А.А. Кишаев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.