Судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Поддымова А.В, судей Александровой К.А, Ендовицкой Е.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации Унечского района Брянской области на решение Унечского районного суда Брянской области от 27 марта 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Брянского областного суда от 1 ноября 2023 года по административному делу по административному исковому заявлению прокурора Унечского района Брянской области к администрации Унечского района Брянской области о понуждении к совершению действий.
Заслушав доклад судьи Александровой К.А, объяснения прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Серебрякова А.А, полагавшего кассационною жалобу не подлежащей удовлетворению, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
прокурор Унечского района Брянской области в защиту интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с административным исковым заявлением о возложении на администрацию Унечского района Брянской области (далее - администрация) обязанности оборудовать кладбище, расположенное на земельном участке с кадастровым номером 32:27:0000000:936 по адресу: Брянская область, Унечский район, в 150 м от северо-западной границы н.п. Коржовка, контейнерной площадкой для накопления твердых коммунальных отходов (далее также - ТКО), обустроенной в соответствии с требованиями, установленными пунктом 3 СанПиН 2.1.3684-21, а именно с твердым (асфальтное, бетонное) покрытием, имеющим уклон для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждением с трех сторон высотой не менее 1 м в срок до 1 марта 2024 года.
В обоснование заявленных требований указано, что в ходе проведенной прокуратурой проверки установлено, что на территории указанного кладбища контейнерная площадка для накопления твердых коммунальных отходов не оборудована.
Решением Унечского районного суда Брянской области от 27 марта 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Брянского областного суда от 1 ноября 2023 года, административное исковое заявление удовлетворено.
В кассационной жалобе, поступившей 25 декабря 2023 года в суд первой инстанции, администрация Унечского района Брянской области просит отменить судебные акты и принять новое решение об отказе в удовлетворении административного искового заявления. Указывает, что расположение кладбища не позволяет установить на нем контейнерные площадки, поскольку отсутствуют подъездные пути. Считает, что возложенная судом обязанность относится к компетенции муниципального унитарного предприятия Управляющая компания "Недвижимость", которой переданы полномочия по вопросам похоронного дела.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание не явились. При таких обстоятельствах, учитывая положения части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Основаниями для отмены или изменения судебного акта в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
По настоящему административному делу таких оснований для пересмотра в кассационном порядке по доводам кассационной жалобы не имеется.
Как установлено судами и следует из материалов административного дела, прокуратурой Унечского района Брянской области проведена проверка исполнения требований законодательства о погребении и похоронном деле, а также санитарно-эпидемиологического законодательства на территории Унечского района Брянской области.
В ходе проведенной проверки установлено, что на земельном участке с кадастровым номером 32:27:0000000:936 по адресу: Брянская область, Унечский район, в 150 м от северо-западной границы н.п. Коржовка, государственная собственность на который не разграничена, с видом разрешенного использования "ритуальная деятельность" расположено место захоронения - общественное кладбище.
Указанное общественное кладбище не оборудовано контейнерной площадкой для накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с требованиями пункта 3, 65 СанПиН 2.1.3684-21, поскольку отсутствует твердое (асфальтовое, бетонное) покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждение с трех сторон высотой не менее 1 м).
Разрешая спор и удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции, с выводами которого согласился суд апелляционной инстанции, исходил из того, что обязанность по содержанию и благоустройству мест захоронения возложена на администрацию Унечского района Брянской области, непринятие мер по обустройству контейнерных площадок в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологического законодательства влечет нарушение прав неопределенного круга лиц.
При установленных по делу фактических обстоятельствах судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с выводами судов.
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия на здоровье человека и окружающую среду определены в Федеральном законе от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Федеральный закон N 89-ФЗ).
В статье 42 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны осуществлять мероприятия по охране земель, соблюдать порядок пользования лесами, водными и другими природными объектами; соблюдать требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий.
В целях охраны земель подпунктом 2 пункта 2 статьи 13 Земельного кодекса Российской Федерации на собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков возложена обязанность проводить мероприятия по защите земель, в том числе от загрязнения отходами производства и потребления.
Согласно пункту 14 части 1 статьи 15 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального района относится участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению ТКО на территориях соответствующих муниципальных районов.
В силу пунктов 2 -3 статьи 8 Федерального закона N 89-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с ТКО относятся в том числе создание и содержание мест (площадок) накопления ТКО, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах; определение схемы размещения мест (площадок) накопления ТКО и ведение реестра мест (площадок) накопления ТКО.
Органы местного самоуправления муниципального района осуществляют полномочия в области обращения с ТКО, предусмотренные пунктом 1 данной статьи, на территориях сельских поселений, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации.
Согласно статье 18 Федерального закона от 12 января 1996 года N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" общественные кладбища находятся в ведении органов местного самоуправления, порядок их деятельности определяется органами местного самоуправления.
Подпунктами 16, 20 пункта 1 статьи 9 Устава муниципального образования "Унечский муниципальный район Брянской области" к вопросам местного значения муниципального образования отнесены: организация утилизации и переработка бытовых и промышленных отходов; содержание на территории муниципального района межпоселенческих мест захоронения, организация ритуальных услуг.
В соответствии с пунктами 3, 65 СанПиН 2.1.3684-21 на кладбище его владельцем должны быть оборудованы контейнерные площадки для накопления ТКО или системы подземного накопления ТКО с автоматическими подъемниками для подъема контейнеров в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами. Контейнерные площадки, организуемые заинтересованными лицами, независимо от видов мусоросборников (контейнеров и бункеров) должны иметь подъездной путь, твердое (асфальтовое, бетонное) покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждение, обеспечивающее предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки.
В силу пункта 3 Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2018 года N 1039, места (площадки) накопления ТКО создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах. Органы местного самоуправления создают места (площадки) накопления ТКО путем принятия решения в соответствии с требованиями правил благоустройства такого муниципального образования, требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления ТКО.
Таким образом, действующим законодательством обязанность по созданию и содержанию мест (площадок) для накопления ТКО на общественных кладбищах в соответствии с пунктами 3, 65 СанПиН 2.1.3684-21 относится к полномочиям органа местного самоуправления, данном случае администрации Унечского района Брянской области.
Поскольку с учетом исследованных при рассмотрении дела доказательств судами установлено отсутствие таких контейнерных площадок для ТКО на кладбище, расположенном на земельном участке с кадастровым номером 32:27:0000000:936, суды пришли к обоснованному выводу о допущенном администрацией незаконном бездействии в виде надлежащего исполнения санитарно-эпидемиологического законодательства при содержании мест захоронения, что нарушает права неопределенного круга лиц.
Доводы кассационной жалобы об отсутствии проезда к общественному кладбищу не могут являться основаниями к отмене обжалуемых судебных актов, поскольку соответствующее обстоятельство не освобождает орган местного самоуправления от обязанности по реализации возложенных на него законом полномочий в сфере обращения с ТКО.
Доводы кассационной жалобы о том, что администрация Унечского района Брянской области является ненадлежащим ответчиком по делу, судебной коллегией также отклоняются, поскольку возложенная судом обязанность по организации контейнерных площадок для ТКО на общественном кладбище обусловлена требованиями санитарно-эпидемиологического законодательства в сфере обращения с ТКО, полномочия по реализации которого на территории муниципального района отнесены к ведению соответствующего органа местного самоуправления.
Выводы, изложенные в судебных актах, мотивированы, соответствуют установленным обстоятельствам дела, нормы материального права применены судами правильно, нарушений норм процессуального права, которые привели или могли привести к неправильному разрешению данного дела, не допущено.
Все юридически значимые обстоятельства определены судами правильно, исследованы, доказательства оценены в соответствии с требованиями статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Иная оценка заявителем установленных по делу обстоятельств, имеющихся доказательств, а также иное толкование норм закона не свидетельствует о нарушении судами норм материального или процессуального права.
Предусмотренных частью 3 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации безусловных оснований к отмене обжалуемых судебных актов не установлено.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Унечского районного суда Брянской области от 27 марта 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Брянского областного суда от 1 ноября 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу администрации Унечского района Брянской области без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключается срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае, когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Кассационное определение изготовлено в полном объеме 21 февраля 2024 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.