Судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Поддымова А.В, судей Александровой К.А, Ендовицкой Е.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Иванова Е В на решение Курского районного суда Курской области от 24 апреля 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Курского областного суда от 8 августа 2023 года по административному делу по административному исковому заявлению Иванова Е В к администрации Щетининского сельсовета Курского района Курской области о снятии земельного участка с государственного земельного кадастрового учета, признании отсутствующим зарегистрированного права собственности, о выполнении ограждения кладбища, произведении перезахоронения, привлечении администрации Щетининского сельсовета к административной ответственности.
Заслушав доклад судьи Ендовицкой Е.В, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Иванов Е.В. обратился в суд с административным иском о снятии земельного участка с государственного земельного кадастрового учета, признании отсутствующим зарегистрированного права собственности, о выполнении ограждения кладбища, произведении перезахоронения.
Требования мотивированы тем, что с 1988 года является собственником земельного участка в СНТ "Зеленая роща" с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес". На земельном участке построен дом, баня, сарай для инвентаря, туалет, беседка, теплица. На территории СНТ "Зеленая Роща" в 1989 года была пробурена скважина для пользования водой садоводов СНТ "Зеленая роща" на расстоянии 300 метров от кладбища в п. Искра. Постановлением главы администрации Курского района Курской области от 10 июня 1993 года N 257 земельный участок площадью 1 га был отведен под расширение существующего кладбища в п. Искра. Комиссией установлен санитарный разрыв от границ кладбища до водозаборной скважины в СНТ "Зеленая роща" и дачных участков 300 м. Кладбище в п. Искра находится в ведении Щетинского сельсовета Курского района, администрация которого произвела его расширение с постановкой на кадастровый учет. При этом администрацией Щетинского с/с не выполнены все необходимые для начала захоронения процедуры, а именно отсутствует решение Совета депутатов Щетинского сельсовета Курского района об утверждении Генерального плана на расширение кладбища в п. Искра с кадастровым номером N, незаконно сформирован земельный участок под расширение кладбища на землях сельскохозяйственного и лесного фонда, не переведен в разряд земель специального назначения, не зарегистрировано право собственности на него, не внесены изменения в генеральный план, данный земельный участок находится на учете администрации Пашковского сельсовета Курского района. Администрацией Щетинского сельсовета не проведены публичные слушания по расширению земельного участка под расширение кладбища, отсутствует санитарно- эпидемиологическое заключение, выданное управлением Роспотребнадзора по Курской области, главным Управлением лесного хозяйства, отсутствуют геологические и гидрогеологические исследования, что является нарушением статьи 16 Федерального закона N8-ФЗ "О погребении и похоронном деле".
Указывает, что администрацией Щетинского сельсовета производятся захоронения в санитарной зоне на вновь образованных местах кладбища.
Решением Курского районного суда Курской области от 24 апреля 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Курского областного суда от 8 августа 2023 года, в удовлетворении административных исковых требований отказано.
В кассационной жалобе, поданной через суд первой инстанции 7 декабря 2023 года, поступившей в Первый кассационный суд общей юрисдикции 11 января 2024 года, Иванов Е.В. просит отменить вынесенные судебные акты в связи с неправильным применением норм материального и процессуального права, несоответствием выводов суда обстоятельствам дела. Указывает, что судами не принято во внимание наличие нарушений при расширении кладбища, не проведение публичных слушаний, отсутствие санитарно-эпидемиологического заключения, геологического и гидрогеологического исследования.
На кассационную жалобу главой Щетинского сельсовета Курского района Курской области поданы письменные возражения.
Лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом. Руководствуясь частью 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия рассмотрела дело в их отсутствие.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, возражений на нее, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
Согласно части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких нарушений при рассмотрении настоящего административного дела не допущено.
Судами установлено и следует из материалов дела, что постановлением администрации Курского района Курской области от 6 марта 2014 года N 666 утверждена схема расположения земельного участка для размещения кладбища, расположенного по адресу: "адрес", на кадастровом плане территории из категории земель населенных пунктов, общей площадью 45 239 кв. м.
27 марта 2014 года по заказу главы Щетинского сельсовета Курского района Курской области на основании постановления администрации Курского района Курской области от 6 марта 2014 года N 666 изготовлен межевой план указанного земельного участка.
Между администрацией Курского района Курской области и администрацией Щетинского сельсовета Курского района Курской области заключено соглашение от 23 декабря 2015 года N 9/1, согласно которому администрация Курского района Курской области на основании решения Представительного Собрания Курского района Курской области от 17 декабря 2015 года N 12-3-94 передает, а администрация Щетинского сельсовета Курского района Курской области на основании решения Собрания депутатов Щетинского сельсовета Курского района Курской области от 23 декабря 2015 года N 161-5-46 принимает полномочия по организации ритуальных услуг и содержанию мест захоронения.
В границах, определенных по результатам кадастровых работ, земельный участок был поставлен на кадастровый учет с кадастровым номером N, с указанием вида разрешенного использования - для размещения кладбищ, что подтверждается выпиской из ЕГРН от 28 марта 2023 года.
В ходе выездной прокурорской проверки 5 июня 2014 года установлено, что расстояние от границ кладбища (обваловки) до колодца скважины составляет 60 м. Согласно заключению специалиста управления Роспотребнадзора по Курской области нарушения требований санитарных правил, норм и требований к размещению, устройству и содержанию кладбищ не установлены.
Из ответа Управления Росреестра по Курской области от 11 марта 2022 года N следует, что земельный участок из земель населенных пунктов площадью 45239 кв. м, с кадастровым номером N, расположенный по адресу: "адрес", с видом разрешенного использования: для размещения кладбища, предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование администрации Щетининского сельсовета Курского района Курской области. Границы земельного участка установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства. Должностным лицом отдела установлено, что захоронения произведены в границах земельного участка с кадастровым номером N
Из ответа Управления Роспотребнадзора по Курской области от 2 марта 2022 года N Иванову Е.В. следует, что территория кладбища в п. Искра Курского района, согласно имеющейся землеустроительной документации от 19 августа 2021 года зарегистрирована в Управлении Росреестра по Курской области, отмежеванная территория может использоваться администрацией Щетининского сельсовета Курского района Курской области для захоронений, обвалована по периметру.
Кроме того, в 1987 году разработан проект водоснабжения садоводческого товарищества "Зеленая роща", предусматривающий строительство, в том числе, водозаборной скважины, водонапорной башни и водопроводной сети. При этом вокруг скважины предусматривалось устройство зоны санитарной охраны первого пояса радиусом 30 м. (от водозабора), второго пояса - 60 м. (от границы второго пояса до водозабора).
Водозаборное сооружение СНТ "Зеленая роща" не предназначено для хозяйственно-питьевого водоснабжения (вода может использоваться на полив, технические нужды), не разработана программа и не осуществляется производственный контроль качества питьевой воды, не представлен проект организации зон санитарной охраны водозабора, что в частичности следует из ответа заместителя прокурора Курского района Курской области от 22 июля 2015 года.
По информации Управления Роспотребнадзора по Курской области в Управление от СНТ "Зеленая роща" заявления о выдаче санитарно-эпидемиологического заключения на проект санитарной охраны источника водоснабжения не поступало.
Администрацией Щетининского сельсовета Курского района Курской области не установлены границы санитарно-защитной зоны кладбища, в связи с чем, администрация района Управлением Роспотребнадзора была привлечена к административной ответственности по части 1 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Отказывая в удовлетворении административных исковых требований, суд первой инстанции, с которым согласился суд апелляционной инстанции, исходил из того, что административным ответчиком не допущено нарушений требований действующего законодательства, повлекших нарушение прав Иванова Е.В.
С указанными выводами следует согласиться, поскольку они соответствуют нормам права, регулирующим спорное правоотношение, и представленным в дело доказательствам.
Исходя из пункта 22 части 1 статьи 14 Федерального закона Российской Федерации от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения отнесены к вопросам местного значения поселения.
Согласно пункту 1 статьи 2 Федерального закона от 12 января 1996 года N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" (далее - Закон о погребении) законодательство Российской Федерации о погребении и похоронном деле состоит из данного Федерального закона и принимаемых в соответствии с ним других федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
В соответствии со статьей 1 Закона о погребении, указанный Закон регулирует отношения, связанные с погребением умерших, и устанавливает, в том числе санитарные и экологические требования к выбору и содержанию мест погребения.
В пункте 1 статьи 4 определено, что места погребения - это участки земли с сооружаемыми на них кладбищами для захоронения тел (останков) умерших, стенами скорби для захоронения урн с прахом умерших (пеплом после сожжения тел (останков) умерших, далее - прах), крематориями для предания тел (останков) умерших огню, а также иными зданиями и сооружениями, предназначенными для осуществления погребения умерших, отводятся в соответствии с этическими, санитарными и экологическими требованиями.
Пунктом 2 статьи 4 Закона о погребении определено, что создаваемые, а также существующие места погребения не подлежат сносу и могут быть только перенесены в случае угрозы постоянных затоплений, оползней, после землетрясений и других стихийных бедствий по решению органов местного самоуправления. Использование территории места погребения разрешается по истечении двадцати лет с момента его переноса. Территория места погребения в этих случаях может быть использована только под зеленые насаждения. Строительство зданий и сооружений на этой территории запрещается (пункт 6 статьи 16 Закона о погребении).
В силу положений статей 16, 17 и 18 данного Федерального закона выбор земельного участка для размещения места погребения осуществляется в соответствии с правилами застройки города или иного поселения с учетом гидрогеологических характеристик, особенностей рельефа местности, состава грунтов, предельно допустимых экологических нагрузок на окружающую среду, а также в соответствии с санитарными правилами и нормами и должен обеспечивать неопределенно долгий срок существования места погребения.
Создание новых мест погребения, реконструкция действующих мест погребения возможны при наличии положительного заключения экологической и санитарно-гигиенической экспертизы.
Предоставление земельного участка для размещения места погребения осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с земельным законодательством, а также в соответствии с проектной документацией, утвержденной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
При нарушении санитарных и экологических требований к содержанию места погребения органы местного самоуправления обязаны приостановить или прекратить деятельность на месте погребения и принять меры по устранению допущенных нарушений и ликвидации неблагоприятного воздействия места погребения на окружающую среду и здоровье человека, а также по созданию нового места погребения.
Статьей 12 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" предусмотрено, что при планировке и застройке городских и сельских поселений должно предусматриваться создание благоприятных условий для жизни и здоровья населения путем комплексного благоустройства городских и сельских поселений и реализации иных мер по предупреждению и устранению вредного воздействия на человека факторов среды обитания.
При разработке нормативов градостроительного проектирования, схем территориального планирования, генеральных планов городских и сельских поселений, проектов планировки общественных центров, жилых районов, магистралей городов, решении вопросов размещения объектов гражданского, промышленного и сельскохозяйственного назначения и установления их санитарно-защитных зон, а также при проектировании, строительстве, реконструкции, техническом перевооружении, консервации и ликвидации промышленных, транспортных объектов, зданий и сооружений культурно-бытового назначения, жилых домов, объектов инженерной инфраструктуры и благоустройства и иных объектов должны соблюдаться санитарные правила.
Пунктами 1.3 и 2.1 СанПиН 2.1.2882-11 предусмотрено, что требования по размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий, сооружений и помещений похоронного назначения, включаемые в нормативные правовые акты, принимаемые органами исполнительной власти и местного самоуправления, должны соответствовать положениям настоящих санитарных правил. Размещение, расширение и реконструкция кладбищ, зданий, сооружений, помещений похоронного назначения осуществляются в соответствии с законодательством в области градостроительной деятельности и санитарными правилами и нормативами.
Согласно пункту 2.3 СанПиН 2.1.2882-11 "Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения", утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 июня 2011 года N84, установлено, что выбор земельного участка под размещение кладбища производится на основе санитарно- эпидемиологической оценки следующих факторов: санитарно-эпидемиологической обстановки; градостроительного назначения и ландшафтного зонирования территории; геологических, гидрогеологических и гидрогеохимических данных; почвенно-географических и способности почв и почвогрунтов к самоочищению; эрозионного потенциала и миграции загрязнений; транспортной доступности.
В соответствии с пунктом 2.5 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 организации, промышленные объекты и производства, группы промышленных объектов и сооружения, являющиеся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, необходимо отделять санитарно-защитными зонами от территории жилой застройки, ландшафтно-рекреационных зон, зон отдыха, территорий курортов, санаториев, домов отдыха, стационарных лечебно-профилактических учреждений, территорий садоводческих товариществ и коттеджной застройки, коллективных или индивидуальных дачных и садово-огородных участков.
Пункт 7.1.12 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 относит кладбища смешанного и традиционного захоронения площадью 10 и менее га к IV классу санитарной классификации предприятий, сооружений и иных объектов с санитарно-защитной зоной 100 метров.
Учитывая приведенные нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, обстоятельства дела, выводы судов первой и апелляционной инстанций об отказе в удовлетворении заявленных требований являются правильными.
Оснований не согласиться с данными выводами не имеется.
Вопреки доводам жалобы о незаконном расширении кладбища и нарушении требований СанПиН 2.1.2882-11, о незаконном, самовольном расширении границ кладбища, нарушении экологической и санитарно - гигиенической зоны, судами верно указано, что все захоронения находятся в границах земельного участка с кадастровым номером N, при этом какие-либо захоронения, находящиеся за пределами указанного участка, отсутствуют.
Обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения административного дела, определяются судом в соответствии с нормами материального права, подлежащими применению к спорным публичным правоотношениям, исходя из требований и возражений лиц, участвующих в деле. При этом суд не связан основаниями и доводами заявленных требований по административным делам, в том числе об оспаривании решений, действий (бездействия), соответственно принятых или совершенных органами государственной власти, органами местного самоуправления (часть 3 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Предусмотренных частью 3 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации безусловных оснований к отмене состоявшегося по административному делу судебного акта не установлено.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Курского районного суда Курской области от 24 апреля 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Курского областного суда от 8 августа 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу Иванова Е В - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключается срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции в случае, когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 20 февраля 2024 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.