Судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Поддымова А.В, судей Александровой К.А, Ендовицкой Е.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационные жалобы Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, ФГБУ "Центрально-Черноземное УГМС" на решение Ленинского районного суда г. Курска от 28 июня 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Курского областного суда от 24 октября 2023 года по административному делу по административному исковому заявлению прокурора Курской области к Федеральной службе по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, ФГБУ "Центрально-Черноземное УГМС" о признании незаконными бездействия.
Заслушав доклад судьи Ендовицкой Е.В, объяснения старшего прокурора четвертого отдела (апелляционно-кассационного) (с дислокацией в г. Самаре, г. Саратове) апелляционно-кассационного управления Главного гражданско-судебного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Серебрякова А.А, полагавшего судебные акты подлежащими оставлению без изменения, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
прокурор Курской области, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился с административным иском, в котором просил признать незаконным бездействие Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (Росгидромет), выразившееся в непринятии мер по финансированию мероприятий с целью установки двух стационарных постов наблюдения за состоянием атмосферного воздуха на территории г. Железногорска Курской области и замены четырех стационарных постов наблюдения за состоянием атмосферного воздуха на территории г. Курска, возложить обязанность на Росгидромет принять меры, направленные на финансирование указанных мероприятий, возложить обязанность на ФГБУ "Центрально-Черноземное управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды" провести работы по оборудованию и замене данных постов.
Требования мотивированы тем, что на территории г. Курска функционирует 4 стационарных пункта наблюдения (посты N 3, 15, 17 и 36), из-за длительной эксплуатации и неисправности (более 30 лет) которых проведение наблюдений по полной программе в период неблагоприятных метеорологических условий и значительного возрастания содержания загрязняющих веществ в нарушение требований ГОСТ 17.2.3.01-86 не представляется возможным; сроки наблюдений составляют только 7, 13, 19 час. (неполная программа). Согласно информации ФГБУ "Центрально-Черноземное УГМС" данные посты устарели, эксплуатируемое в них оборудование ремонту не подлежит, что исключает получение полной и достоверной информации с целью определения уровня загрязнения атмосферного воздуха. На территории г. Железногорска Курской области стационарные пункты отсутствуют (должно быть 2), наблюдение за атмосферным воздухом не осуществляется. Отсутствие систем мониторинга, а также ненадлежащее функционирование исключает возможность получения фактических сведений о наличии загрязняющих веществ в атмосферном воздухе, не позволяет точно определить превышения их предельно допустимой концентрации, и как следствие предоставить уполномоченным органам, в том числе обеспечивающим безопасность государства, достоверную информацию о состоянии окружающей природной среды. По данному факту прокуратурой области руководителю ФГБУ "Центрально-Черноземное УГМС" 24 марта 2023 года внесено представление, по результатам рассмотрения которого 4 апреля 2023 года данным учреждением сообщено об отсутствии средств на выполнение вышеуказанных мероприятий.
Решением Ленинского районного суда г. Курска от 28 июня 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Курского областного суда от 24 октября 2023 года, административные исковые требования удовлетворены.
В кассационной жалобе, поданной через суд первой инстанции 19 декабря 2023 года, поступившей в Первый кассационный суд общей юрисдикции, 24 января 2024 года, Росгидромет просит отменить состоявшиеся судебные постановления, ссылаясь на неправильное применение норм материального и процессуального права, несоответствие выводов обстоятельствам административного дела. Указывает, что прокуратурой не проводилась проверка в отношении Росгидромет, бездействие отсутствует. Доказательств нефинансирования мер по осуществлению мониторинга загрязнения атмосферного воздуха на территории Курской области не имеется. Субъект Российской Федерации в лице Курской области имеет права и обязанности принимать участие в государственном мониторинге окружающей среды с организацией территориальной системы наблюдения. Выводы о необходимости замены четырех постов наблюдения за загрязнением атмосферного воздуха в Курской области документально не подтверждены.
В кассационной жалобе, поступившей в Первый кассационный суд общей юрисдикции, 30 января 2024 года, ФГБУ "Центрально-Черноземное УГМС" просит отменить состоявшиеся судебные постановления, ссылаясь на неправильное применение норм материального и процессуального права, несоответствие выводов, изложенных в обжалованных судебных актах, обстоятельствам административного дела. Указывает, что выводы проверки прокуратуры о нарушении законодательства в сфере охраны атмосферного воздуха на территории Курской области безосновательны. Субъект Российской Федерации в лице Курской области имеет права и обязанности принимать участие в государственном мониторинге окружающей среды с организацией территориальной системы наблюдения. Из обстоятельств дела не следует, что существующий способ мониторинга состояния атмосферного воздуха в г. Курске и г. Железногорске не выполняет функции, предусмотренные законодательством об охране атмосферного воздуха, измерение необходимых параметров проводится неполно или с недостоверными результатами. Доказательств того, что на имеющихся постах наблюдения за загрязнением атмосферного воздуха оборудование не позволяет иметь точные данные о состоянии атмосферного воздуха, нарушены права граждан на благоприятную окружающую среду, не представлено. Требования о замене указанных постов не содержат сведений об их неисправности, невозможности эксплуатирования.
На кассационные жалобы прокурором Курской области поданы письменные возражения.
Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание не явились. При таких обстоятельствах, учитывая положения части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Проверив в соответствии с требованиями части 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации правильность применения и толкования судами норм материального права и норм процессуального права в пределах доводов кассационной жалобы, обсудив доводы кассационной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
По настоящему административному делу такие основания для пересмотра апелляционного определения в кассационном порядке по доводам кассационной жалобы имеются.
Судами установлено и следует из материалов административного дела, что прокуратурой Курской области в соответствии с заданием Генеральной прокуратуры Российской Федерации проведена проверка исполнения законодательства в сфере охраны атмосферного воздуха, обеспечения санитарно - эпидемиологического благополучия населения ФГБУ "Центрально-Черноземного УГМС" в части обеспечения постоянного мониторинга состояния атмосферного воздуха, на территории Курской области.
Согласно полученной информации территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Курской области от 19 мая 2023 года N по состоянию на 1 января 2023 года численность населения г. Курска составляет 434 703 человека, г. Железногорска - 96 206 человек.
По мнению прокурора, количество стационарных пунктов наблюдений в г. Курске должно составлять не менее 4, в г. Железногорске не менее 2.
Наблюдение за атмосферным воздухом в г. Курске осуществляется с использованием 4 стационарных пунктов наблюдения загрязнения атмосферного воздуха, расположенных на территории г. Курска (ПНЗ N 3 (п. Аккумулятор, 37), ПНЗ N 15 (ул. Союзная, д. 30), ПНЗ N 17 ("адрес"), ПНЗ N 36 ("адрес"), входящих в состав государственной наблюдательной сети и принадлежащие ФГБУ "Центрально-Черноземное УГМС", что соответствует вышеназванному государственному стандарту, исходя из количества жителей данного муниципального образования; при этом срок эксплуатации имеющихся постов составляет более 30 лет.
Также установлено, что отбор проб на указанных пунктах наблюдения осуществляется 3 раза в сутки, реализуя неполную программу наблюдения, что не позволяет сделать достоверный анализ фактического состояния атмосферного воздуха.
В г. Железногорске наблюдение загрязнения атмосферного воздуха не ведется, в связи с отсутствием пунктов наблюдения.
Приобретенная ОАО "Михайловский ГОК" в 2009 году автоматическая станция по контролю за состоянием атмосферного воздуха на базе измерительного комплекса "СКАТ" прекратила свою работу в 2012 году.
29 февраля 2016 года ФГБУ "Центрально-Черноземное УГМС" в адрес Росгидромета направлено предложение о замене устаревших стационарных постов (оборудование ремонту не подлежит или находится в критическом состоянии); с указанием на то, что целесообразнее приобрести новые автоматические станции типа "СКАТ", чем ремонтировать старые ПНЗ и закупать к ним приборы и оборудование; необходимы передвижные лаборатории по отбору проб поверхностных вод и атмосферы воздуха.
В 2019 году ФГБУ "Центрально-Черноземное УГМС" в адрес Росгидромета было направлено предложение об организации автоматизированных наблюдений за загрязнением атмосферного воздуха, в том числе 2 станций в г. Железногорске, в котором расположено крупное железорудное производство "Михайловский ГОК".
Из пояснительной записки к обоснованию дополнительных финансовых потребностей на реализацию мероприятия по организации наблюдений за загрязнением атмосферного воздуха на государственной наблюдательной сети в городах Российской Федерации с населением более 100 000 человек в рамках национального проекта "Экология" ФГБУ "Центрально-Черноземное УГМС" на 2022 год, указано на необходимость модернизации 4 ПНЗ в г. Курске, открытия 1 ПНЗ в г. Курске и 3 ПНЗ в г. Железногорске.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции, с которым согласился суд апелляционной инстанции, исходил из информации, представленной ФГБУ "Центрально-Черноземное УГМС" по запросам прокурора, и пришел к выводу, что бездействие административных ответчиков по непринятию исчерпывающих мер для замены 4 ПНЗ на территории г. Курска и установка 2 ПНЗ на территории г. Железногорска в соответствии с ГОСТ 17.2.3.01-86 создает угрозу нарушения прав неопределенного круга лиц, в том числе на благоприятную окружающую среду и достоверную информацию о ее состоянии.
Между тем, судами не учтено следующее.
Конституция Российской Федерации в статье 72 к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации относит охрану окружающей среды и обеспечение экологической безопасности (пункт "д").
Отношения в области взаимодействия общества и природы, возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду как важнейшую составляющую окружающей среды, регулируются Федеральным законом от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон об охране окружающей среды).
Как следует из пункта 1 статьи 63 Закона об охране окружающей среды государственный экологический мониторинг (государственный мониторинг окружающей среды) осуществляется в рамках единой системы государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды) федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с их компетенцией, установленной законодательством Российской Федерации, посредством создания и обеспечения функционирования наблюдательных сетей и информационных ресурсов в рамках подсистем единой системы государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды), а также создания, эксплуатации и развития федеральной государственной информационной системы состояния окружающей среды.
В соответствии со статьей 5 Закона об охране окружающей среды к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды, относятся в том числе установление порядка осуществления государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды), порядка организации и функционирования единой системы государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды), формирование государственной системы наблюдений за состоянием окружающей среды и обеспечение функционирования такой системы;
Согласно статье 6 Закона об охране окружающей среды к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды, относятся также участие в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации, в осуществлении государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды) с правом формирования и обеспечения функционирования территориальных систем наблюдения за состоянием окружающей среды на территории субъекта Российской Федерации, являющихся частью единой системы государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 9 августа 2013 года N 681 "О государственном экологическом мониторинге (государственном мониторинге окружающей среды) и государственном фонде данных государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды)" утверждено соответствующее положение, согласно пункту 2 которого государственный экологический мониторинг осуществляется Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации, Министерством сельского хозяйства Российской Федерации, Федеральной службой по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии, Федеральным агентством лесного хозяйства, Федеральным агентством по недропользованию, Федеральным агентством водных ресурсов, Федеральным агентством по рыболовству, федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление использованием атомной энергии, исполнительными органами субъектов Российской Федерации и Государственной корпорацией по атомной энергии "Росатом" в соответствии с их компетенцией, установленной законодательством Российской Федерации, путем создания и обеспечения функционирования наблюдательных сетей и информационных ресурсов в рамках подсистем единой системы мониторинга, а также создания и эксплуатации Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации государственного фонда.
Федеральный закон от 4 мая 1999 года N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" (далее - Закон об охране атмосферного воздуха) устанавливает правовые основы охраны атмосферного воздуха и направлен на реализацию конституционных прав граждан на благоприятную окружающую среду и достоверную информацию о ее состоянии (преамбула).
Мониторинг атмосферного воздуха - система наблюдений за состоянием атмосферного воздуха, его загрязнением и за происходящими в нем природными явлениями, а также оценка и прогноз состояния атмосферного воздуха, его загрязнения; под неблагоприятными метеорологическими условиями понимаются метеорологические условия, способствующие накоплению вредных (загрязняющих) веществ в приземном слое атмосферного воздуха (статья 1 указанного Закона).
К полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха относятся организация и финансирование государственного мониторинга атмосферного воздуха и обеспечение его проведения; к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации - участие в организации и проведении государственного мониторинга атмосферного воздуха (статьи 5, 6 Закона об охране атмосферного воздуха).
В соответствии со статьей 23 Закона об охране атмосферного воздуха в целях наблюдения за загрязнением атмосферного воздуха, комплексной оценки и прогноза его состояния, а также обеспечения органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций и населения текущей и экстренной информацией о загрязнении атмосферного воздуха Правительство Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления организуют государственный мониторинг атмосферного воздуха и в пределах своей компетенции обеспечивают его осуществление на соответствующих территориях Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований (пункт 1).
Государственный мониторинг атмосферного воздуха является составной частью государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды) и осуществляется федеральными органами исполнительной власти в области охраны окружающей среды, другими органами исполнительной власти в пределах своей компетенции в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (пункт 2).
Территориальные органы федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды совместно с территориальными органами федерального органа исполнительной власти в области гидрометеорологии и смежных с ней областях устанавливают и пересматривают перечень объектов, владельцы которых должны осуществлять мониторинг атмосферного воздуха (пункт 3).
Согласно пункту 3 постановления Правительства Российской Федерации от 6 июня 2013 года N 477 "Об осуществлении государственного мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды" (далее - Постановление N 477), организацию и осуществление государственного мониторинга обеспечивает Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды с участием других уполномоченных федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом" в соответствии с их компетенцией, установленной законодательством Российской Федерации.
Пунктом 4 Постановления N 477 предусмотрено, что государственный мониторинг осуществляется на основе государственной системы наблюдений, включающей в себя стационарные и подвижные пункты наблюдений за состоянием окружающей среды.
Государственная система наблюдений включает в себя государственную наблюдательную сеть, формирование и функционирование которой обеспечивается Федеральной службой по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, а также территориальные системы наблюдений за состоянием окружающей среды, формирование и обеспечение функционирования которых осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в установленном порядке.
При формировании государственной системы наблюдений учитываются пункты и системы наблюдений за состоянием окружающей среды в районах расположения объектов, которые оказывают негативное воздействие на окружающую среду и владельцы которых в соответствии с федеральными законами осуществляют мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды в зоне воздействия этих объектов (далее - локальные системы наблюдений).
Таким образом, законодателем предусмотрена трехуровневая система проведения наблюдений за уровнем загрязнения атмосферного воздуха.
Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению государственным имуществом и оказанию государственных услуг в области гидрометеорологии и смежных с ней областях, мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды, федеральному государственному контролю (надзору) за проведением работ по активным воздействиям на гидрометеорологические процессы является Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (Росгидромет) (пункт 1 Положения о Федеральной службе по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 июля 2004 года N 372, далее - Положение).
Росгидромет осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы и подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями (пункт 4 Положения).
Росгидромет осуществляет формирование и обеспечение функционирования государственной наблюдательной сети, в том числе организацию и прекращение деятельности стационарных и подвижных пунктов наблюдений, определение их местоположения, государственный мониторинг атмосферного воздуха (в пределах своей компетенции) (пункты 5.4.3, 5.4.4 Положения); с целью реализации полномочий в установленной сфере деятельности имеет право осуществлять контроль за деятельностью территориальных органов Службы и подведомственных организаций (пункты 6, 6.4 Положения).
Федеральное государственное бюджетное учреждение "Центрально-Черноземное управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды" (далее - Учреждение) является унитарной некоммерческой организацией, созданной для выполнения работ, оказания услуг в сфере гидрометеорологии и смежных с ней областях в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, на территориях Белгородской, Брянской, Воронежской, Курской, Липецкой, Орловской и Тамбовской областях, а также выполнения отдельных функций, установленных Уставом (пункты 1.1, 3.1 Устава, утвержденного приказом Росгидромета от 6 октября 2015 года N 608, далее - Устав).
Учреждение обеспечивает исполнение своих обязательств в пределах, доведенных до него Росгидрометом субсидий, выделенных из федерального бюджета, а также средств, полученных от осуществления приносящей доход деятельности (пункт 2.5 Устава).
Для реализации основной цели деятельности, предусмотренной в пункте 3.1 Устава, Учреждение осуществляет в установленном порядке основные виды деятельности, указанные в пункте 3.2 Устава, в том числе: выполнение работ федерального назначения в области гидрометеорологии и смежных с ней областях (пункт 3.2.1), осуществление материально-технического оснащения наблюдательной сети Учреждения приборами, оборудованием и другими материальными ресурсами в целях обеспечения установленной сферы деятельности Учреждения (пункт 3.2.11), организацию в установленном порядке текущего и капитального ремонта, реконструкции находящихся на праве оперативного управления у Учреждения зданий и сооружений, метеорологических площадок, постов наблюдения за загрязнением атмосферы, гидрометрических установок и устройств, оборудования лабораторий и других объектов.
Признавая Росгидромет и Федеральное государственное бюджетное учреждение "Центрально-Черноземное управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды" надлежащими ответчиками по делу и возлагая на Росгидромет обязанность принять меры, направленные на финансирование с целью установки двух стационарных постов наблюдения за состоянием атмосферного воздуха на территории г. Железногорска Курской области и замены четырех стационарных постов наблюдения за состоянием атмосферного воздуха на территории г. Курска, суды пришли к выводу о том, что обязанность по установлению и организации деятельности стационарных постов возложена на данных лиц, однако не установили, в чем выразилось бездействие непосредственно Росгидромета, ограничились указанием на наличие у него полномочий по организации и финансированию государственного мониторинга атмосферного воздуха и обеспечению его проведения.
Вместе с тем, суды не приняли во внимание вышеприведенные акты, не учли, что вопросы охраны атмосферного воздуха находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в рамках возложенных на них полномочий, при этом компетенцию иных федеральных государственных органов, а также государственных органов Курской области, входящих в единую государственную систему наблюдений, не рассматривали.
Согласно пункту 3 статьи 3 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации одной из задач административного судопроизводства является правильное и своевременное рассмотрение и разрешение административных дел.
Достижение указанной задачи невозможно без соблюдения принципа состязательности и равноправия сторон при активной роли суда (пункт 7 статьи 6, статья 14 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Данный принцип выражается, в том числе, в принятии предусмотренных процессуальным законом мер для всестороннего и полного установления всех фактических обстоятельств по административному делу, для выявления и истребования по собственной инициативе доказательств в целях правильного разрешения дела (часть 1 статьи 63, части 8, 12 статьи 226, часть 1 статьи 306 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации обязывает суд определять обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения административного дела, в соответствии с нормами материального права, подлежащими применению к спорным публичным правоотношениям, исходя из требований и возражений лиц, участвующих в деле, и предоставляет суду право в целях правильного разрешения административного дела по своей инициативе истребовать доказательства (часть 3 статьи 62, часть 1 статьи 63 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Вопреки указанным требованиям Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суды первой и апелляционной инстанций не приняли мер для всестороннего и полного установления всех фактических обстоятельств по делу.
Приходя к выводу о необходимости установки двух стационарных постов наблюдения и замены четырех стационарных постов наблюдения, суды не учли требования к проведению наблюдений за состоянием окружающей среды, ее загрязнением, установленные Приказом Минприроды России от 30 июля 2020 года N 524 "Об утверждении требований к проведению наблюдений за состоянием окружающей среды, ее загрязнением", не дали оценку доводам административных ответчиков об отсутствии необходимости замены постов наблюдения за загрязнением атмосферного воздуха, использовании исправного оборудования, прошедшего поверку, а также о том, что в г. Железногорске с численностью населения менее 100 000 человек, должна быть организована территориальная система наблюдений за уровнем загрязнения атмосферного воздуха.
Согласно части 1 статьи 176 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации решение суда должно быть законным и обоснованным.
Из разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации, содержащихся в постановлении от 19 декабря 2003 года N 23 "О судебном решении", следует, что судебный акт является законным в том случае, когда он принят при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению.
Обжалуемые судебные акты приведенным требованиям не соответствуют.
С учетом изложенного судебная коллегия считает, что суды первой, апелляционной инстанций допустили нарушение норм материального права, повлиявшие на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав и законных интересов административного ответчика. В связи с чем, судебные акты подлежат отмене с направлением дела на новое рассмотрение.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Ленинского районного суда г. Курска от 28 июня 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Курского областного суда от 24 октября 2023 года отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в Ленинский районный суд г. Курска.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключается срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае, когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 27 февраля 2024 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.