Судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Поддымова А.В, судей Александровой К.А, Ендовицкой Е.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации Ершовского муниципального района Саратовской области на решение Ершовского районного суда Саратовской области от 26 июня 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Саратовского областного суда от 19 октября 2023 года по административному делу по административному исковому заявлению администрации Ершовского муниципального района Саратовской области к главному государственному инспектору Ершовского, Дергачевского и Федоровского районов Саратовской области по пожарному надзору Лаврикову А.Н. об оспаривании предписания.
Заслушав доклад судьи Ендовицкой Е.В, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
администрация Ершовского муниципального района Саратовской области обратилась в суд с административным иском, в котором, с учетом уточнений, просила признать незаконным предписание главного государственного инспектора Ершовского, Дергачевского и Федоровского районов Саратовской области по пожарному надзору Лаврикова А.Н. от 21 апреля 2023 года N об устранении нарушений требований пожарной безопасности.
Требования мотивированы тем, что 21 апреля 2023 года главным государственным инспектором Ершовского, Дергачевского и Федоровского районов Саратовской области по пожарному надзору Лавриковым А.Н. было проведено внеплановое мероприятие по надзору с целью проверки соблюдения обязательных требований пожарной безопасности на территории Ершовского муниципального района Саратовской области: "адрес" По окончании проведения надзорного мероприятия 24 апреля 2023 года администрации Ершовского муниципального района Саратовской области направлено предписание N об устранении нарушений требований пожарной безопасности. 4 мая 2023 года в адрес главного государственного инспектора Ершовского, Дергачевского и Федоровского районов Саратовской области по пожарному надзору Лаврикова А.Н. администрацией Ершовского муниципального района Саратовской области направлено ходатайство о продлении срока исполнения предписания, 12 мая 2023 года получен отказ. В связи с большим объёмом уборки камыша и отсутствием специальной техники, учитывая характер нарушений, а также исходя из организационных и технических условий, влияющих на их устранение, считают недостаточным срок, установленный в предписании.
Решением Ершовского районного суда Саратовской области от 26 июня 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Саратовского областного суда от 19 октября 2023 года, в удовлетворении административных исковых требований отказано.
В кассационной жалобе, поданной через суд первой инстанции 9 января 2024 года, поступившей в Первый кассационный суд общей юрисдикции 24 января 2024 года, администрация Ершовского муниципального района Саратовской области просит отменить вынесенные судебные акты в связи с неправильным применением норм материального и процессуального права, несоответствием выводов суда обстоятельствам дела. Указывает, что предписание не обладает свойствами исполнимости, срок для устранения выявленных нарушений является недостаточным. Со стороны администрации отсутствует бездействие, предпринимаются все необходимые меры для соблюдения требований пожарной безопасности.
Лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом. Руководствуясь частью 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия рассмотрела дело в их отсутствие.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
Согласно части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких нарушений судом апелляционной инстанции при рассмотрении настоящего административного дела не допущено.
Судами установлено и следует из материалов дела, что согласно протоколу N 7 администрации Ершовского муниципального района Саратовской области от 27 сентября 2022 года было проведено заседание комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности администрации Ершовского муниципального района. 2 марта 2023 года Главе администрации Ершовского муниципального района главным инспектором по пожарному надзору Лавриковым А.Н. было направлено сообщение с предложением организовать работу по очистке территории населенных пунктов и организаций, в том числе, от сухой растительности, особое внимание уделить уборке камыша с берегов водных объектов и пустырей, разработать и утвердить постановления (распоряжения) предусматривающие проведение пожарно-профилактическое работы в жилом секторе в весенне-летний пожароопасный период.
В соответствии с распоряжением органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля о проведении внеплановой, выездной проверки самоуправления от 10 апреля 2023 года N 2, в рамках Федерального государственного пожарного надзора - реестровый номер N, была санкционирована проверка администрации Ершовского муниципального района Саратовской области, лицом, уполномоченным провести проверку назначен Лавриков А.Н. с участием инспектора Ершовского, Дергачевского и Федеровского районов Саратовской области по пожарному надзору Андреева М.М.
Установлено, что проверка проводилась с целью исполнения протокола оперативного совещания Совета Безопасности Российской Федерации по вопросу "О дополнительных мерах по выявлению пожарной безопасности, снижению рисков возникновения чрезвычайных ситуаций в пожароопасный период, а также эффективности проводимых мероприятий по ликвидации их последствий, утвержденного Президентом Российской Федерации 8 февраля 2023 года N Пр-267, исполнения указания заместителя Министра-главного государственного инспектора Российской Федерации по пожарному надзору от 22февраля 2023 года N М-АМ-41 "Об организации работы по подготовке к летнему пожароопасному сезону".
21 апреля 2023 года главным государственным инспектором Ершовского, Дергачевского и Федоровского районов Саратовской области по пожарному надзору Лавриковым А.Н. было проведено внеплановое мероприятие по надзору с целью проверки соблюдения обязательных требований пожарной безопасности на территории Ершовского муниципального района Саратовской области: "адрес". Был составлен акт проверки от 21 апреля 2023 года N 2, в котором указаны нарушения, изложенные в предписании. Указанный акт подписан Главой администрации Ершовского муниципального района Саратовской области Зубрицкой С.А. 24 апреля 2023 года, что не оспаривалось сторонами в судебном заседании. Из указанного акта следует, что при проведении проверки и составлении акта замечаний, дополнений, возражений от Главы администрации Ершовского муниципального района Саратовской области Зубрицкой С.А. не поступило. К указанному акту приложена фототаблица, на которой имеются фото земельных участков, где необходимо совершить покос сухостоя, указаны их координаты.
По окончании проведения надзорного мероприятия 24 апреля 2023 года в адрес администрации Ершовского муниципального района Саратовской области главным государственным инспектором Ершовского, Дергачевского и Федоровского районов Саратовской области по пожарному надзору Лавриковым А.Н. направлено предписание N об устранении нарушений требований пожарной безопасности.
4 мая 2023 года в адрес государственного инспектора Ершовского, Дергачевского и Федоровского районов Саратовской области по пожарному надзору Лаврикова А.Н. администрацией Ершовского муниципального района саратовской области направлено ходатайство о продлении срока исполнения предписания, 12 мая 2023 года получен отказ в продлении срока исполнения предписания.
Отказывая в удовлетворении административных исковых требований, суд первой инстанции, с которым согласился суд апелляционной инстанции, исходил из того, что оспариваемое предписание вынесено уполномоченным должностным лицом в установленном законом порядке, администрация несет обязанность по финансовому обеспечению мер первичной безопасности, разрабатывая и осуществляя планы и программы развития города с учетом обеспечения требований пожарной безопасности. Оспариваемое предписание соответствует требованиям, предъявляемым к нему законом, и не нарушает прав и законных интересов административного истца.
С указанными выводами судов первой и апелляционной инстанции следует согласиться, поскольку они соответствуют нормам права, регулирующим спорное правоотношение, и представленным в дело доказательствам.
Федеральный закон от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" определяет общие правовые, экономические и социальные основы обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации, регулирует в этой области отношения между органами государственной власти, органами местного самоуправления, общественными объединениями, юридическими лицами, должностными лицами, гражданами, в том числе индивидуальными предпринимателями.
Раскрывая основные понятия, применяемые в указанных выше целях, Федеральный закон от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" определяет, что федеральный государственный пожарный надзор - это деятельность уполномоченных федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих переданные полномочия, а также подведомственных им государственных учреждений, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений организациями и гражданами требований, установленных законодательством Российской Федерации о пожарной безопасности, посредством организации и проведения проверок деятельности организаций и граждан, состояния используемых (эксплуатируемых) ими объектов защиты, территорий, земельных участков, продаваемой пожарно-технической продукции, проведения мероприятий по контролю на лесных участках, на объектах ведения подземных горных работ, при производстве, транспортировке, хранении, использовании и утилизации взрывчатых материалов промышленного назначения, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению выявленных нарушений, и деятельность указанных уполномоченных органов государственной власти по систематическому наблюдению за исполнением требований пожарной безопасности, анализу и прогнозированию состояния исполнения указанных требований при осуществлении организациями и гражданами своей деятельности (абзац двенадцатый статьи 1).
Согласно статье 37 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители и должностные лица организаций, лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности, должны обеспечить своевременное выполнение требований пожарной безопасности, предписаний, постановлений и иных законных требований должностных лиц пожарной охраны.
Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут: собственники имущества; руководители федеральных органов исполнительной власти; руководители органов местного самоуправления; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности; должностные лица в пределах их компетенции (статья 38 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности").
К вопросам местного значения городского округа относятся: участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах городского округа; обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах городского округа (пункты 8, 10 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации").
Внеплановые проверки деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления могут проводиться в соответствии с поручениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и на основании требования Генерального прокурора Российской Федерации, прокурора субъекта Российской Федерации о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям, а также в целях контроля за исполнением ранее выданных предписаний об устранении выявленных нарушений. Указанные проверки проводятся без согласования с органами прокуратуры.
Правилами противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства РФ от 25 апреля 2012 года N 390, определены требования пожарной безопасности, устанавливающие правила поведения людей, порядок организации и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организации и других объектов в целях пожарной безопасности.
Приказом МЧС России от 30 ноября 2016 года N 644 утвержден административный регламент Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий исполнения государственной функции по надзору за выполнением требований пожарной безопасности, согласно которому предметом федерального государственного пожарного надзора является:
- исполнение органами местного самоуправления и должностными лицами органов местного самоуправления нормативных правовых актов Российской Федерации при осуществлении ими соответствующих полномочий по обеспечению первичных мер пожарной безопасности;
- проведение мероприятий, в том числе профилактических, по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, имуществу организаций и граждан, государственному или муниципальному имуществу, угрозы возникновения пожара (пункт 5).
Результатом исполнения государственной функции является составление акта проверки и выдача предписания об устранении нарушений, предписания по устранению несоответствия с указанием сроков их устранения (пункт 13).
В силу пункта 90 Регламента в случае выявления при проведении проверки нарушений требований пожарной безопасности должностное лицо (должностные лица) органа государственного пожарного надзора, проводившее (проводившие) проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязано (обязаны): с учетом разграничения права собственности, ответственности и полномочий за обеспечение пожарной безопасности каждому, уполномоченному лицу органа власти, объекта защиты или гражданину; в отношении которого проводится проверка, и (или) лицу (лицам), осуществляющему (осуществляющим) деятельность на проверяемом объекте защиты и (или) территории (земельном участке), а также органу власти выдать предписание (предписания) об устранении нарушения (нарушений) и (или) предписание по устранению несоответствия с указанием сроков их устранения (подпункт 1).
Пунктами 96, 97 Регламента определены форма и содержание предписания об устранении нарушений.
В связи с изложенными выше обстоятельствами, примененными нормами материального права, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции полагает правильными выводы судов нижестоящих инстанций об отказе администрации Ершовского муниципального района Саратовской области в удовлетворении заявленных требований. Оспариваемые административным истцом действия, распоряжение, акт проверки и предписание соответствуют требованиям законодательства, содержат указание на конкретные нарушения, которые должны быть устранены, а также срок исполнения.
Суд кассационной инстанции исходит из того, что требования пожарной безопасности установлены в целях защиты жизни и здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества от пожаров. Оснований не согласиться с выводами нижестоящих судебных инстанций не имеется.
Доводы жалобы о не исполнимости оспариваемого предписания судебными инстанциями были проверены и не нашли своего подтверждения.
Обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения Обстоятельства, имеющие юридическое значение для дела судами нижестоящих инстанций определены правильно, выводы, изложенные в постановленных судебных актах, соответствуют фактическим обстоятельствам, установленным в ходе рассмотрения дела.
Доводы жалобы основаны на неверном толковании норм материального права, являлись предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанции и им дана надлежащая правовая оценка.
Предусмотренных частью 3 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации безусловных оснований к отмене состоявшегося по административному делу судебного акта не установлено.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Ершовского районного суда Саратовской области от 26 июня 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Саратовского областного суда от 19 октября 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу администрации Ершовского муниципального района Саратовской области - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключается срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции в случае, когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 27 февраля 2024 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.