Судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Поддымова А.В, судей Найденовой О.Н, Шароновой Е.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Жиляева Ю. И. на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Орловского областного суда от 21 сентября 2023 года по административному делу по административному исковому заявлению Жиляева Ю. И. к администрации города Орла о понуждении к совершению действий.
Заслушав доклад судьи Первого кассационного суда общей юрисдикции Шароновой Е.С, возражения представителя администрации города Орла Лоскутовой Е.И. против удовлетворения кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Жиляев Ю.И. обратился в суд с указанным административным иском, в котором просил обязать администрацию города Орла (далее также - Администрация) произвести обследование помещения и составление акта, содержащего выводы об отсутствии либо о наличии возможности по приспособлению общего имущества многоквартирного дома для потребностей инвалида; принять решение о проведении проверки экономической целесообразности реконструкции или капитального ремонта многоквартирного дома; принять решение об экономической целесообразности либо нецелесообразности реконструкции или капитального ремонта дома, в котором проживает административный истец; вынести заключение о возможности приспособления общего имущества многоквартирного дома, в котором проживает Жиляев Ю.И, с учетом его потребностей; устранить препятствия в доступе в жилое помещение инвалида Жиляева Ю.И. путём оборудования подъемного устройства для подъёма инвалидной коляски в подъезд "адрес" в трехмесячный срок с момента вступления решения суда в законную силу.
Решением Советского районного суда города Орла от 24 апреля 2023 года административные исковые требования Жиляева Ю.И. удовлетворены. На Администрацию возложена обязанность в течение месяца с момента вступления решения суда в законную силу провести обследование подъезда N 4 дома N 44 по улице Максима Горького г. Орла и составить акт, содержащий выводы об отсутствии либо о наличии возможности по приспособлению общего имущества многоквартирного дома для потребностей инвалида Жиляева Ю.Н.; в течение полутора месяцев с момента вступления решения суда в законную силу принять решение о проведении проверки экономической целесообразности реконструкции или капитального ремонта многоквартирного дома "адрес"; в течение двух месяцев с момента вступления решения суда в законную силу принять решение об экономической целесообразности либо нецелесообразности реконструкции или капитального ремонта дома "адрес"; в течение двух месяцев с момента вступления решения суда в законную силу вынести заключение о возможности приспособления общего имущества многоквартирного дома "адрес" с учетом потребностей Жиляева Ю.И. На Администрацию возложена обязанность устранить препятствия в доступе в жилое помещение Жиляева Ю.И. путём оборудования подъемного устройства для подъёма инвалидной коляски в подъезд "адрес" в трехмесячный срок с момента вступления решения суда в законную силу.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Орловского областного суда от 21 сентября 2023 года решение Советского районного суда города Орла от 24 апреля 2023 года отменено. По делу принято новое решение, которым административные исковые требования Жиляева Ю.И. удовлетворены частично. На Администрацию возложена обязанность провести обследование жилого помещения Жиляева Ю.И. - квартиры "адрес" и общего имущества в данном многоквартирном доме, по результатам которого подготовить заключение, предусмотренное пунктами 2.14, 2.15 Порядка работы муниципальной комиссии по обследованию жилых помещений инвалидов и общего имущества в многоквартирных домах, в которых проживают инвалиды, в целях их приспособления с учетом потребностей инвалидов и обеспечения условий их доступности для инвалидов, утвержденного постановлением Администрации от 1 декабря 2016 года N 5506 (далее также - Порядок работы муниципальной комиссии).
В кассационной жалобе, поданной 19 ноября 2023 года через Советский районный суд города Орла, поступившей в Первый кассационный суд общей юрисдикции 6 декабря 2023 года, заявитель просит отменить судебный акт суда апелляционной инстанции.
В доводах жалобы указывает на несогласие с выводами суда апелляционной инстанции в связи с отсутствием оснований для отмены решения суда первой инстанции, которым были определены все этапы действий административного ответчика с указанием сроков их совершения.
Полагает, что суд апелляционной инстанции указал лишь на возможность проведения обследования и составления заключения без конкретных мероприятий, направленных на реальную защиту нарушенных прав.
Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание не явились. При таких обстоятельствах, учитывая положения части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Таких нарушений при рассмотрении настоящего административного дела судом апелляционной инстанции не допущено.
Судом установлено и из материалов дела следует, что Жиляев Ю.И. является инвалидом-колясочником "данные изъяты" группы бессрочно в связи с заболеванием, полученным в период прохождения военной службы, проживает и зарегистрирован в принадлежащей ему на праве собственности квартире, находящейся по адресу: "адрес".
Многоквартирный жилой дом, в котором проживает административный истец, находится в управлении ООО "Орелжилэксплуатация".
В 2015 году управляющей компанией ООО "Орелжилэксплуатация" на крыльце подъезда N 5 указанного многоквартирного жилого дома и в самом помещении подъезда в рамках проведения текущего ремонта на ступеньках смонтированы рельсы для маломобильных групп населения.
Жиляев Ю.И. неоднократно обращался с заявлениями об обеспечении беспрепятственного доступа в жилое помещение для маломобильных групп населения (об установке пандуса на крыльце подъезда дома и непосредственно в подъезде N 5 многоквартирного жилого дома "адрес") в различные органы, в том числе в Администрацию, указывая на то, что установленные в подъезде дома металлические конструкции не дают возможности передвигаться по ним на инвалидной коляске.
Удовлетворяя административные исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что Жиляев Ю.И. безрезультатно пытается реализовать право на беспрепятственный доступ в свое жилое помещение, в то время как имеется техническая возможность оборудования (установки) пандуса в подъезде N 5 многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: "адрес". При этом возможность замены пандуса подъемными устройствами предусмотрена пунктом 27 Правил обеспечения условий доступности для инвалидов жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 9 июля 2016 года N 649 "О мерах по приспособлению жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме с учетом потребностей инвалидов" (далее также - Правила N 649).
Рассмотрев дело по апелляционной жалобе Администрации и отменяя решение районного суда, суд апелляционной инстанции исходил из того, что до настоящего времени процедура обследования жилого помещения и общего имущества многоквартирного дома, в котором проживает инвалид, муниципальным органом в порядке, предусмотренном действующими нормативно-правовыми актами, не осуществлена.
Кроме того, суд апелляционной инстанции указал, что возлагая на Администрацию обязанность по оборудованию подъемного устройства для подъема инвалидной коляски в подъезде многоквартирного жилого дома, суд не учел, что решение вопроса об определении возможности и способа обеспечения условий доступности жилого помещения для инвалида-колясочника с учетом оценки технической возможности и экономической целесообразности либо признания жилого помещения непригодным для проживания инвалида действующее законодательство относит к исключительной компетенции муниципальной комиссии.
Сделав заключение о том, что права и законные интересы административного истца нарушены бездействием Администрации, суд апелляционной инстанции частично удовлетворил административные исковые требования и обязал Администрацию провести обследование жилого помещения Жиляева Ю.И. и общего имущества многоквартирного дома, по результатам которого подготовить заключение, предусмотренное пунктами 2.14, 2.15 Порядка работы муниципальной комиссии.
Судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции не усматривает оснований не согласиться с правильными по существу выводами суда апелляционной инстанции, что обусловлено следующим.
Государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, определяет Федеральный закон от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
Согласно статье 15 названного Федерального закона федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски) условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам (пункт 1 части 1).
Жилищный кодекс Российской Федерации в пункте 5.1 статьи 2 предусмотрел, что органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают не только условия для осуществления гражданами права на жилище, но и условия для беспрепятственного доступа инвалидов к общему имуществу в многоквартирных домах.
Порядок обеспечения условий доступности для инвалидов жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме и требования по приспособлению жилых помещений в многоквартирном доме с учетом потребностей инвалидов установлен Правилами N 649.
В соответствии с положениями абзаца второго пункта 2 данных Правил доступность для инвалида жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, обеспечивается посредством приспособления жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида. Под указанным приспособлением понимается изменение и переоборудование жилого помещения инвалида в зависимости от особенностей ограничения жизнедеятельности, обусловленного инвалидностью лица, проживающего в указанном помещении, а также общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, для обеспечения беспрепятственного доступа инвалида к жилому помещению.
Обследование жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, осуществляется в целях оценки приспособления жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида, а также оценки возможности их приспособления с учетом потребностей инвалида в зависимости от особенностей ограничения жизнедеятельности, обусловленного инвалидностью лица, проживающего в таком помещении, в том числе ограничений, вызванных стойкими расстройствами двигательной функции, сопряженными с необходимостью использования кресла-коляски, иных вспомогательных средств передвижения (подпункт "а" пункта 4 Правил N 649).
Обследование жилых помещений инвалидов и общего имущества в многоквартирных домах, в которых проживают инвалиды, входящих в состав муниципального жилищного фонда, а также частного жилищного фонда, осуществляется муниципальными комиссиями по обследованию жилых помещений инвалидов и общего имущества в многоквартирных домах, в которых проживают инвалиды, в целях их приспособления с учетом потребностей инвалидов и обеспечения условий их доступности для инвалидов, создаваемыми органами местного самоуправления (пункт 6 Правил N 649).
Процедура работы и полномочия муниципальной комиссии по обследованию жилых помещений инвалидов и общего имущества в многоквартирных домах, в которых проживают инвалиды, на территории муниципального образования "Город Орел" установлены Порядком работы муниципальной комиссии.
Как установлено пунктом 2.13 Порядка работы муниципальной комиссии, результатом работы комиссии является заключение о возможности приспособления жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида или заключение об отсутствии такой возможности. Формы соответствующих заключений утверждаются Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации.
Заключение о возможности (об отсутствии возможности) приспособления жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида выносится комиссией на основании: акта обследования и решения комиссии об экономической целесообразности (нецелесообразности) реконструкции или капитального ремонта многоквартирного дома (части дома), в котором проживает инвалид, в целях приспособления жилого помещения инвалида и (или) общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида (Пункты 2.14, 2.15 Порядка работы муниципальной комиссии).
При этом пунктом 4 Правил проведения проверки экономической целесообразности реконструкции или капитального ремонта многоквартирного дома (части дома), в котором проживает инвалид, в целях приспособления жилого помещения инвалида и (или) общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида и формы решения об экономической целесообразности (нецелесообразности) реконструкции или капитального ремонта многоквартирного дома (части дома), в котором проживает инвалид, в целях приспособления с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида, утвержденных приказом Минстроя России от 28 февраля 2017 года N 583/пр, предусмотрено, что проверка экономической целесообразности осуществляется исходя из определенных в акте обследования минимального или оптимального перечней мероприятий по приспособлению жилого помещения и общего имущества, определенных, соответственно, в подпунктах "а" и "б" пункта 14 Правил N 649.
Заключение об отсутствии возможности приспособления жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида является основанием для признания жилого помещения инвалида в установленном законодательством Российской Федерации порядке непригодным для проживания инвалида (пункт 2.16 Порядка работы муниципальной комиссии). Для принятия решения о включении мероприятий в план мероприятий заключение в течение 10 дней со дня его вынесения направляется комиссией - главе муниципального образования "Город Орел" (пункт 2.17 Порядка работы муниципальной комиссии).
Таким образом, инвалиду должна быть обеспечена возможность беспрепятственного доступа в жилой дом, в котором он проживает, и возможность пользования общим имуществом жилого дома, в котором он проживает, исходя из потребностей самого инвалида, с учетом особенностей ограничения жизнедеятельности, обусловленного инвалидностью, и наличия технической возможности для приспособления мест общего пользования многоквартирного дома под потребности инвалида.
Суд апелляционной инстанции, реализовав требования процессуального закона об активной роли суда, установил, что Жиляев Ю.И. проживает в квартире N N, расположенной на седьмом этаже девятиэтажного многоквартирного жилого дома "адрес", акты обследования жилого помещения и общего имущества многоквартирного дома составлялись муниципальной комиссией 2 апреля 2021 года, 8 декабря 2021 года, 26 мая 2022 года, однако процедура обследования жилого помещения и общего имущества многоквартирного дома в порядке, предусмотренном вышеназванными постановлениями, не осуществлена и, соответственно, решения, предусмотренные пунктами 2.16, 2.17 Порядка работы муниципальной комиссии, не принимались.
Разрешая вопрос о способе восстановления нарушенного права административного истца, суд апелляционной инстанции обоснованно исходил из того, что решение вопроса об определении способа обеспечения условий доступности жилого помещения для инвалида-колясочника с учетом оценки технической возможности и экономической целесообразности приспособления жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида либо признания жилого помещения непригодным для проживания инвалида, действующее законодательство относит к исключительной компетенции муниципальной комиссии.
Выводы суда апелляционной инстанции подтверждаются совокупностью исследованных доказательств, которым дана оценка, отвечающая требованиям статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, с приведением подробных мотивов в обжалуемом апелляционном определении.
Доводы кассационной жалобы не свидетельствуют о нарушении судом апелляционной инстанции норм материального и процессуального права и сводятся к их неверному толкованию заявителем, что не может являться основанием для отмены судебного акта в кассационном порядке.
При таких данных, обжалуемый судебный акт сомнений в его законности с учетом доводов кассационной жалобы не вызывает, а предусмотренные частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основания для его отмены или изменения отсутствуют.
Предусмотренных частью 3 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации безусловных оснований к отмене обжалуемого судебного постановления не установлено.
Судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь статьями 328-330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Орловского областного суда от 21 сентября 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу Жиляева Ю. И. - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который исчисляется со следующего дня после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции в случае, когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 12 февраля 2024 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.