Судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Поддымова А.В, судей Найденовой О.Н, Шароновой Е.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Жидеевой Е. М. на решение Пролетарского районного суда города Саранска Республики Мордовия от 9 марта 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного суда Республики Мордовия от 15 июня 2023 года по административному делу по административному исковому заявлению Управления Федеральной налоговой службы по Республике Мордовия к Жидеевой (Громовой) Е. М. о взыскании задолженности по налогу на доходы физических лиц, налогу на имущество физических лиц, штрафа, пени.
Заслушав доклад судьи Первого кассационного суда общей юрисдикции Шароновой Е.С, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Управление Федеральной налоговой службы по Республике Мордовия (далее также - УФНС России по Республике Мордовия, налоговый орган) обратилось в суд с административным исковым заявлением, в котором просило взыскать к Жидеевой Е.М. (фамилия Громова изменена на основании свидетельства о перемене имени от 26 января 2022 года N, выданного Пролетарским отделом ЗАГС Управления ЗАГС Администрации городского округа Саранск) недоимку по налогу на доходы физических лиц налога (далее также - НДФЛ) с доходов, полученных физическими лицами за 2020 год, в размере 51 989, 15 рублей, штраф в размере 2 600 рублей, штраф в размере 1 950 рублей, а также задолженность по налогу на имущество физических лиц за 2019 год в размере 144, 71 рублей (с учетом частичной оплаты), пени в размере 82, 15 рублей.
Решением Пролетарского районного суда города Саранска Республики Мордовия от 9 марта 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного суда Республики Мордовия от 15 июня 2023 года, административное исковое заявление удовлетворено. С Жидеевой Е.М. взыскана задолженность по налогу на доходы физических лиц с доходов, полученных физическими лицами в соответствии со статьей 228 Налогового кодекса Российской Федерации, за 2020 год в размере 51 989, 15 рублей, штраф в соответствии со статьей 122 Налогового кодекса Российской Федерации в размере 2 600 рублей, задолженность по налогу на имущество физических лиц, взимаемому по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских поселений, за 2019 год в размере 144, 71 рублей, пени в размере 82, 15 рублей, штраф в соответствии со статьей 119 Налогового кодекса Российской Федерации в размере 1 950 рублей, а также государственная пошлина в бюджет городского округа Саранск в размере 1 902, 98 рублей.
В кассационной жалобе, поданной 21 ноября 2023 года через Пролетарский районный суд города Саранска Республики Мордовия, поступившей в Первый кассационный суд общей юрисдикции 11 декабря 2023 года, заявитель просит отменить принятые по делу судебные акты, как незаконные и необоснованные, вынесенные с нарушением норм материального и процессуального права.
В доводах жалобы указывает, что на дату обращения в суд административный истец утратил право на взыскание налоговой задолженности в связи с истечением срока, установленного пунктом 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации. Наличие уважительных причин для восстановления налоговому органу пропущенного срока взыскания недоимки судами не обосновано.
Относительно кассационной жалобы УФНС России по Республике Мордовия представлены письменные возражения.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание не явились. При таких обстоятельствах, учитывая положения части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Такого характера нарушений при рассмотрении настоящего дела судами первой и апелляционной инстанций не допущено.
Судом установлено и из материалов дела следует, что в спорный налоговый период Жидеева Е.М. реализовала квартиру, расположенную по адресу: "адрес", при этом, получив доход от продажи имущества, принадлежащего ей на праве собственности менее 5 лет, налоговую декларацию в налоговый орган по месту своего учета не представила.
В отношении Жидеевой Е.М. в период с 16 июля по 14 октября 2021 года Межрайонной ИФНС России N 2 по Республике Мордовия проведена камеральная налоговая проверка.
По итогам проведения камеральной проверки составлен акт от 25 октября 2021 года N 1180 и по результатам рассмотрения материалов проверки заместителем начальника Межрайонной ИФНС России N 2 по Республике Мордовия принято решение о привлечении Жидеевой Е.М. к ответственности за совершение налоговых правонарушений, ей назначен штраф в соответствии с пунктом 1 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации за непредставление налоговой декларации за 2020 год в размере 3 900 рублей, штраф в соответствии с пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации за неуплату НДФЛ за 2020 год с доходов, полученных физическими лицами в соответствии со статьей 228 Налогового кодекса Российской Федерации, в размере 5 200 рублей, а также ей начислен НДФЛ за 2020 год с доходов, полученных физическими лицами в соответствии со статьей 228 Налогового кодекса Российской Федерации, в размере 52 000 рублей.
Решением руководителя УФНС России по Республики Мордовия от 14 апреля 2022 года N 13-15/04250 жалоба Жидеевой Е.М. на решение налогового органа оставлена без удовлетворения.
Судом также установлено, что в отношении принадлежавших административному ответчику объектов недвижимости (квартира, расположенная по адресу: "адрес"; квартира, расположенная по адресу: "адрес"; жилой дом, расположенный по адресу: "адрес"), за налогоплательщиком числилась недоимка по налогу на имущество физических лиц за 2019 год в размере 144, 71 рублей (с учетом частичной оплаты), вследствие несвоевременной уплаты налога на имущество физических лиц начислены пени в размере 82, 15 рублей.
В связи с неуплатой налоговой задолженности налогоплательщику выставлено требование N 11730 по состоянию на 26 октября 2021 года об уплате недоимки по налогу на имущество физических лиц, взимаемому по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских поселений, в размере 1 441 рубль и пени в размере 82, 15 рублей. Срок исполнения требования установлен до 6 декабря 2021 года.
Кроме того, налогоплательщику выставлено требование N 3293 по состоянию на 18 апреля 2022 года об уплате недоимки по НДФЛ в размере 52 000 рублей и штрафов на общую сумму 4 550 рублей. Срок исполнения данного требования установлен до 14 июня 2022 года.
В связи с неисполнением Жидеевой Е.М. указанных требований налоговый орган обратился к мировому судье с заявлением о выдаче судебного приказа о взыскании с налогоплательщика недоимки, 2 августа 2022 года мировым судьей судебного участка N 4 Пролетарского района города Саранска Республики Мордовия выдан судебный приказ и определением этого же мирового судьи от 7 декабря 2022 года отменен на основании поступивших возражений должника.
Кроме того, из материалов дела усматривается, что приказом УФНС России по Республике Мордовия от 18 января 2022 года Межрайонная ИФНС России N 2 по Республике Мордовия реорганизована путем присоединения к УФНС России по Республике Мордовия, которое является правопреемником в отношении задач, функций, прав, обязанностей и иных вопросов деятельности Межрайонной ИФНС России N 2 по Республике Мордовия.
Разрешая спор и удовлетворяя административный иск, суд первой инстанции, руководствуясь положениями статей 19, 38, 44, 75, 119, 122, 210, 228, 229, 399, 400, 401 Налогового кодекса Российской Федерации и оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, исходил из того, что административным ответчиком требование об уплате недоимки исполнено не было, доказательств уплаты имеющейся задолженности суду не представлено, расчет задолженности является правильным, порядок направления налоговых уведомлений и требований соблюден.
Суд апелляционной инстанции, проверив установленные судом первой инстанции обстоятельства, признал указанные выводы обоснованными и не установилнарушения или неправильного применения судом первой инстанции норм материального или процессуального права.
Оснований не согласиться с данными выводами судов не имеется, так как выводы судов обеих инстанций соответствуют фактическим обстоятельствам дела и подлежащим применению нормам права.
Понятие налога определено в пункте 1 статьи 8 Налогового кодекса Российской Федерации (здесь и далее в редакции, действующей в момент возникновения административного спора), а сроки уплаты налогов, устанавливаются применительно к каждому налогу (пункт 1 статьи 57 названного Кодекса).
Обязанность платить законно установленные налоги и сборы распространяется на всех налогоплательщиков в качестве непосредственного требования Конституции Российской Федерации (статья 57).
Такая обязанность должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах (статья 23 Налогового кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 2 статьи 87 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые проверки проводятся в целях контроля за соблюдением налогоплательщиком законодательства о налогах и сборах и в соответствии с абзацем шестнадцатым пункта 1 статьи 11, пункта 8 статьи 101 Налогового кодекса Российской Федерации предполагают совершение налоговым органом действий, направленных на установление размера недоимки - величины налога, не поступившего в бюджет.
Как установлено пунктом 1 статьи 207 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога на доходы физических лиц признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, а также физические лица, получающие доходы от источников в Российской Федерации, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации.
К доходам от источников в Российской Федерации относятся доходы от реализации недвижимого имущества, находящегося в Российской Федерации (подпункт 5 пункта 1 статьи 208 Налогового кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 1 статьи 209 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения для физических лиц, являющихся налоговыми резидентами Российской Федерации, признается доход, полученный налогоплательщиками от источников в Российской Федерации и (или) от источников за пределами Российской Федерации.
В силу пункта 1 статьи 210 Налогового кодекса Российской Федерации при определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со статьей 212 Налогового кодекса Российской Федерации.
Статьей 228 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что физические лица, получившие доход от продажи имущества, принадлежащего им на праве собственности, самостоятельно исчисляют суммы налога, подлежащие уплате в соответствующий бюджет (пункт 2); обязаны представить в налоговый орган по месту своего учета соответствующую налоговую декларацию (пункт 3); обязаны уплатить общую сумму налога в срок не позднее 15 июля года, следующего за истекшим налоговым периодом (пункт 4).
Согласно пункту 1 статьи 229 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая декларация представляется не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим.
За невыполнение требований налогового законодательства и совершение налоговых правонарушений Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрена ответственность.
В частности, пунктом 1 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрена ответственность за непредставление в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации (расчета по страховым взносам) в налоговый орган по месту учета, расчета сумм выплаченных иностранным организациям доходов и удержанных налогов за прошедший отчетный (налоговый) период в налоговый орган по месту нахождения налогового агента.
Пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации установлена ответственность за неуплату или неполную уплату сумм налога (сбора, страховых взносов) в результате занижения налоговой базы (базы для исчисления страховых взносов), иного неправильного исчисления налога (сбора, страховых взносов) или других неправомерных действий (бездействия), если такое деяние не содержит признаков налоговых правонарушений, предусмотренных статьями 129.3 и 129.5 настоящего Кодекса.
Основанием для привлечения лица к ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах является установление факта совершения данного нарушения решением налогового органа, вступившим в силу (пункт 3 статьи 108 Налогового кодекса Российской Федерации).
Как установлено частью 1 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Суды, руководствуясь приведенными положениями налогового и процессуального законодательства, достоверно установив, что административным ответчиком не выполнена обязанность по уплате налоговой задолженности, проверив порядок, процедуру взыскания, расчет задолженности, сроки обращения в суд, пришли к обоснованному выводу об удовлетворении требований налогового органа о взыскании недоимки по налогу, штрафам и пени в заявленном размере.
Выводы судов отвечают задачам и принципам административного судопроизводства, соответствуют обстоятельствам дела и согласуются с положениями Налогового кодекса Российской Федерации, регулирующими спорные правоотношения и подлежащими применению в настоящем деле.
Доводы жалобы об утрате налоговым органом права на взыскание налоговой задолженности в связи с обращением за выдачей судебного приказа по истечении срока, установленного пунктом 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации, подлежат отклонению.
Согласно пункту 1 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации в случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган, направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов.
Согласно пункту 2 указанной статьи заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено названным пунктом (абзац 1).
Абзацем 2 пункта 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 10 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 10 000 рублей.
Вопреки доводам кассационной жалобы, с учетом того, что сумма налоговой задолженности, указанная в требовании N 11730 со сроком исполнения до 6 декабря 2021 года составляла менее 10 000 рублей, налоговый орган обратился в суд 2 августа 2022 года с соблюдением шестимесячного срока со дня, когда указанная сумма превысила 10 000 рублей (требование N 3293 по состоянию на 18 апреля 2022 года об уплате недоимки по НДФЛ в размере 52 000 рублей и штрафов на общую сумму 4 550 рублей со сроком оплаты до 14 июня 2022 года).
При таких данных, обжалуемые судебные акты сомнений в их законности с учетом доводов кассационной жалобы не вызывают, а предусмотренные частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основания для их отмены или изменения отсутствуют.
Нарушений норм процессуального права, при которых судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в части 1 статьи 310 данного Кодекса (часть 3 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации), судами первой и апелляционной инстанций по настоящему делу не допущено.
Судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь статьями 328-330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации
определила:
решение Пролетарского районного суда города Саранска Республики Мордовия от 9 марта 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного суда Республики Мордовия от 15 июня 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу Жидеевой Е. М. - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который исчисляется со следующего дня после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции в случае, когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 19 февраля 2024 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.