Судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего судьи Шостак Р.Н, судей Князькова М.А. и Гольман С.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Заридзе О.С. к администрации городского округа Шатура Московской области, Министерству экономики и финансов Московской области, Министерству жилищно-коммунального хозяйства Московской области о возмещение вреда, причиненного органами государственной власти, органами местного самоуправления
по кассационной жалобе администрации городского округа Шатура Московской области на решение Шатурского городского суда Московской области от 12 января 2023 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского областного суда от 15 марта 2023 г.
Заслушав доклад судьи Князькова М.А, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Заридзе О.С. обратился в суд с иском к администрации городского округа Шатура Московской области, Министерству экономики и финансов Московской области, Министерству жилищно-коммунального хозяйства Московской области о возмещении вреда, причиненного органами государственной власти, органами местного самоуправления.
Иск обоснован тем, что истцу и его сыну Заридзе М.Д. принадлежит по ? доли в праве общей долевой собственности жилое помещение, расположенное по адресу: "адрес".
В соответствии с техническим паспортом, по состоянию на 2005 г. жилое помещение было оборудовано центральным отоплением. В сентябре 2019 г. данное жилое помещение было отключено от централизованного отопления в соответствии со схемой теплоснабжения, утвержденной Распоряжением Министерства жилищно-коммунального хозяйства Московской области N от ДД.ММ.ГГГГ "Об утверждении схемы теплоснабжения городского округа "адрес" на период до ДД.ММ.ГГГГ года".
Считая данные действия незаконными, истец обратился с жалобами в Государственную жилищную инспекцию Московской области, Шатурскую городскую прокуратуру, Совет депутатов городского округа Рошаль.
30 сентября 2019 г. от Московской государственной жилищной инспекции был получен ответ N о том, что в отношении АО "данные изъяты"" возбуждено дело об административном правонарушении, выдано предписание.
28 октября 2019 г. Совет депутатов городского округа Рошаль направил ответ N-с о том, что по результатам рассмотрения обращения истца, АО "данные изъяты"" рекомендовано согласовать альтернативную схему теплоснабжения или вернуть центральное отопление в жилых домах N и N по "адрес".
07 ноября 2019 г. от АО " "данные изъяты" было получено уведомление с согласием компенсировать затраты на подключение системы индивидуального газового отопления.
До ноября 2019 г. отопление в жилом помещение не было восстановлено, истец вынужден был провести индивидуальное газовое отопление с использованием личных средств, в связи с чем, понес убытки в размере "данные изъяты" руб. "данные изъяты" коп, которые просил взыскать солидарно с Министерства экономики и финансов Московской области за счет казны Московской области и с городского округа Шатура Московской области в лице администрации городского округа Шатура за счет казны городского округа Шатура.
Решением Шатурского городского суда Московской области от 12 января 2023 г. исковые требования Заридзе О.С. удовлетворены частично.
Взыскано с администрации городского округа Шатура Московской области за счет казны городского округа Шатура Московской области в пользу Заридзе О.С. стоимость затрат, понесенных в связи с переводом жилого помещения на индивидуальное теплоснабжение в размере "данные изъяты" руб. "данные изъяты" коп.
В иске Заридзе О.С. к Министерству жилищно-коммунального хозяйства Московской области, Министерству экономики и финансов Московской области о солидарном взыскании стоимости затрат, понесенных в связи с переводом жилого помещения на индивидуальное теплоснабжение отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Московского областного суда от 15 марта 2023 г. решение Шатурского городского суда Московской области от 12 января 2023 г. оставлено без изменения.
В кассационной жалобе заявителя ставится вопрос об отмене состоявшихся по делу судебных постановлений, как вынесенных с нарушением требований закона.
В соответствии с частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, находя участвующих в деле лиц извещенными о времени и месте судебного заседания согласно требованиям главы 10 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и статьи 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации, судебная коллегия рассматривает дело в отсутствие не явившихся в судебное заседание участвующих в деле лиц.
В силу статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, и в той части, в которой они обжалуются, не находя оснований для выхода за пределы доводов кассационных жалобы.
Судебная коллегия, исследовав материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений по доводам кассационной жалобы не установлено.
Из материалов дела и обжалуемых судебных постановлений следует, что истцу Заридзе О.С. и третьему лицу Заридзе М.Д. принадлежит по ? доли в праве общей долевой собственности на жилое помещение, расположенное по адресу: "адрес" на основании договора передачи жилого помещения в собственность от 21 октября 2015 г.
Технический паспорт на жилое помещение (квартиры) N по "адрес" содержит сведения о том, что жилое помещение по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ оборудовано центральным отоплением.
Распоряжением Министерства жилищно-коммунального хозяйства Московской области N от ДД.ММ.ГГГГ утверждена схема теплоснабжения городского округа "адрес" на период до ДД.ММ.ГГГГ г.
Положения абзаца 15 пункта 2.3, абзаца 3 пункта 4.8 и таблиц 2.5, 4.1 Схемы предусматривают перевод потребителей жилых домов по улицам "адрес", "адрес"а; "адрес", N; "адрес", N; "адрес", N; "адрес", присоединенных к системе централизованного теплоснабжения, на индивидуальное отопление.
Разделом 7 абзаца 4 Схемы теплоснабжения "адрес" предусматривалось перевод на автономные системы потребителей за счет собственных средств потребителей.
Руководствуясь утвержденной схемой теплоснабжения, администрация "адрес" в сентябре 2019 г. согласовала вывод из эксплуатации участка сети теплоснабжения, к которой подключен жилой "адрес", без обеспечения альтернативного источника теплоснабжения.
Решением Шатурского городского суда Московской области от 11 августа 2020 г. по делу N 2а-681/2020 по иску Шатурского городского прокурора Московской области, оставленным без изменения определением судебной коллегии по административным делам Московского областного суда от 07 декабря 2020 г, абзац 4 раздела 7 Схемы теплоснабжения, утвержденной Распоряжением Министерства жилищно-коммунального хозяйства Московской области N от ДД.ММ.ГГГГ "Об утверждении схемы теплоснабжения городского округа "адрес" на период до ДД.ММ.ГГГГ года" признан не соответствующей требованиям нормативных правовых актов, имеющих большую юридическую силу, поскольку возложение материальных затрат на потребителей незаконно и не соответствует требованиям Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 190-ФЗ "О теплоснабжении" и Федерального закона от 06 октября 2003 г.N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
В соответствии с законом Московской области от 30 апреля 2020 г. N 80/2020 "О преобразовании городского округа "адрес" и городского округа "адрес"" о статусе и установлении вновь образованного муниципального образования" городские округа "адрес" и "адрес" были преобразованы путем объединения в городской округ "адрес".
Согласно пункту 2 Решения Советов депутатов городского округа Шатура Московской области от 20 октября 2020 г. "О правопреемстве органов местного самоуправления городского округа "адрес"" администрация городского округа Шатура Московской области является правопреемником администрации городского округа Рошаль Московской области.
В 2020 г. истец оборудовал жилое помещение ("адрес", индивидуальным отоплением, установив газовое оборудование.
Стоимость материалов и работ по технологическому присоединению к сети газораспределения составила "данные изъяты" руб. "данные изъяты" коп.
После проведения работ по подключению газового отопления истец обратился к АО "данные изъяты"" и в администрацию городского округа Шатура с заявлением о возмещении расходов.
06 апреля 2021 г. АО "данные изъяты"" направило письмо N с отказом возместить понесенные расходы по подключению индивидуального газового отопления со ссылкой на то, что решение Шатурского городского суда Московской области от 11 августа 2020 г. по делу N 2а-681/2020, признавшее абзац 4 раздела 7 Схемы теплоснабжения, утвержденной Распоряжением Министерства жилищно-коммунального хозяйства Московской области N от ДД.ММ.ГГГГ "Об утверждении схемы теплоснабжения городского округа "адрес" на период до ДД.ММ.ГГГГ года" не соответствующим требованиям нормативных правовых актов, имеющих большую юридическую силу, не обязывает АО " "данные изъяты"" компенсировать затраты на автономные системы отопления.
На обращение в администрацию городского округа Шатура 16 июня 2021 г. был получен ответ N о том, что в связи прекращением дела об административном правонарушении в отношении АО " "данные изъяты" оснований для возмещения затрат на подключение автономной системы теплоснабжения не имеется.
Разрешая спор, суд первой инстанции, руководствуясь положениями Устава городского округа "адрес", Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 190-ФЗ "О теплоснабжении", Правилами вывода в ремонт и из эксплуатации источников тепловой энергии и тепловых сетей, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 06 сентября 2012 г. N 889, пришел к выводу о возложении на администрацию городского округа Шатура Московской области обязанности по возмещению истцу убытков, понесенных в связи с переводом жилого помещения на индивидуальное теплоснабжение в размере "данные изъяты" руб. "данные изъяты" коп.
Возлагая обязанность по возмещению убытков на администрацию городского округа Шатура Московской области, суд отказал в удовлетворении иска к остальным ответчикам.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции.
Судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных постановлений.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относится организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом.
Согласно пункту 4.2 части 1 статьи 17 указанного Федерального закона, в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов обладают полномочиями по организации теплоснабжения, предусмотренным Федеральным законом "О теплоснабжении".
Статьей 1 Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 190-ФЗ "О теплоснабжении" предусмотрено, что данный закон устанавливает правовые основы экономических отношений, возникающих в связи с производством, передачей, потреблением тепловой энергии, тепловой мощности, теплоносителя с использованием систем теплоснабжения, созданием, функционированием и развитием таких систем, а также определяет полномочия органов государственной власти, органов местного самоуправления поселений, городских округов по регулированию и контролю в сфере теплоснабжения, права и обязанности потребителей тепловой энергии, теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций.
В силу пункта 1 части 1 статьи 6 Федерального закона N 190-ФЗ, к полномочиям органов местного самоуправления поселений, городских округов по организации теплоснабжения на соответствующих территориях относится организация обеспечения надежного теплоснабжения потребителей на территориях поселений, городских округов, в том числе принятие мер по организации обеспечения теплоснабжения потребителей в случае неисполнения теплоснабжающими организациями или теплосетевыми организациями своих обязательств либо отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.
Частью 1 статьи 21 Федерального закона N 190-ФЗ предписано, что в целях недопущения ущемления прав и законных интересов потребителей тепловой энергии собственники или иные законные владельцы источников тепловой энергии, тепловых сетей обязаны осуществлять согласование с органами местного самоуправления поселений, городских округов и в случаях, установленных настоящей статьей, с потребителями вывода указанных объектов в ремонт и их эксплуатации.
По смыслу приведенных норм права в их взаимосвязи, орган муниципальной власти несет обязанность по организации теплоснабжения на территории городского округа и несет ответственность за нарушения, связанные с организацией теплоснабжения.
Как установлено судом, такого рода нарушения имеют быть место, в результате которых, истцу причинен ущерб, поэтому доводы кассационной жалобы об отсутствии ответственности администрации городского округа Шатура за причиненные убытки истцу, основаны на ошибочном толковании норм материального права.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции не находит предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены судебных постановлений.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Шатурского городского суда Московской области от 12 января 2023 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского областного суда от 15 марта 2023 г. оставить без изменения, кассационную жалобу администрации городского округа Шатура Московской области - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.