Судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Макаровой Н.А, судей Зотовой Н.А, Булатовой Е.Е, с участием прокурора Ильина Ю.В, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Кореневского района Курской области, действующего в интересах Каёты Светланы Анатольевны, к Управлению по образованию, опеке и попечительству администрации Кореневского района Курской области, муниципальному казенному учреждению "Централизованная бухгалтерия учреждений образования" Кореневского района Курской области, муниципальному казенному учреждению "Центр бюджетного учета" Кореневского района Курской области о признании права на получение мер социальной поддержки, по кассационной жалобе администрации Кореневского района Курской области
на решение Кореневского районного суда Курской области от 13 марта 2023 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Курского областного суда от 24 октября 2023 г, заслушав доклад судьи Первого кассационного суда общей юрисдикции Зотовой Н.А, заключение прокурора Ильина Ю.В, полагавшего кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению,
УСТАНОВИЛА:
прокурор Кореневского района Курской области обратился в суд с иском в интересах Каёты С.А. к Управлению по образованию, опеке и попечительству администрации Кореневского района Курской области, муниципальному казенному учреждению "Централизованная бухгалтерия учреждений образования" Кореневского района Курской области, муниципальному казенному учреждению "Центр бюджетного учета" Кореневского района Курской области о признании права на получение мер социальной поддержки.
Решением Кореневского районного суда Курской области от 13 марта 2023 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Курского областного суда от 24 октября 2023 г, исковые требования удовлетворены, за Каёта С.А. признано право на возобновление получения мер социальной поддержки на оплату жилых помещений, отопления и освещения путем предоставления компенсации, с 1 января 2019 г. На Управление по образованию, опеке и попечительству администрации Кореневского района Курской области, МКУ "Центр бюджетного учета" Кореневского района Курской области возложена обязанность возобновить предоставление Каёта С.А. компенсацию расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения со дня прекращения ее выплаты, то есть с 1 января 2019 г.
В кассационной жалобе администрацией Кореневского района Курской области поставлен вопрос об отмене решения Кореневского районного суда Курской области от 13 марта 2023 г. и апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Курского областного суда от 24 октября 2023 г. в связи с допущенными судом первой и апелляционной инстанций нарушениями норм материального и процессуального права.
Учитывая надлежащее извещение лиц, участвующих в деле, о времени и месте судебного разбирательства, в отсутствие сведений об объективных причинах невозможности явиться в суд, и в соответствии с частью пятой статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, согласно которой неявка в судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции лица, подавшего кассационную жалобу, и других лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие, судебная коллегия посчитала возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников процесса.
Проверив материалы дела в пределах доводов кассационной жалобы, обсудив указанные доводы, судебная коллегия не находит оснований для отмены принятых по делу судебных постановлений.
В соответствии с частью 1 статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции является несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанции, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений по делу судами первой и апелляционной инстанций не допущено.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Каёта С.А, ДД.ММ.ГГГГ, с 5 февраля 1980 г. по 7 февраля 2011 г. работала библиотекарем в Кореневской средней школе N 1 (после реорганизаций и переименований МКОУ "Кореневская СОШ N 1", уволена по собственному желанию.
С 15 декабря 2010 г. она является получателем страховой пенсии по старости.
Меры социальной поддержки (компенсация расходов на оплату жилых помещений, отопления, освещения) ей, как бывшему библиотекарю МКОУ "Кореневская СОШ N1", предоставлялись до выхода на пенсию по 31 декабря 2018 г. на основании представленных квитанций об оплате освещения, отопления, взносов на капремонт ООО "Жилищник".
Разрешая спор, суд первой инстанции, исходил из того, что в силу действующего законодательства работники библиотек образовательных учреждений, расположенных в сельской местности, относятся к работникам культуры, а не к работникам образования, потому предполагается сохранение за ними ранее предоставлявшихся на федеральном уровне жилищно-коммунальных льгот, в том числе и сохранение права на эти льготы при выходе на пенсию.
Принимая решение об удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции, с выводами которого согласился суд апелляционной инстанции, исследовал юридически значимые обстоятельства, дал оценку представленным доказательствам в их совокупности, правильно истолковав и применив к спорным отношениям нормы материального права, установив, что Каёта С.А. льготы в виде бесплатного пользования жилым помещением с отоплением и освещением фактически предоставлялись и до введения в действие Закона Курской области от 23 декабря 2005 г. N 100-ЗКО, принятого во исполнение Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ и регулирующего отношения по предоставлению органами государственной власти Курской области социальной поддержки отдельным категориям граждан, пришёл к выводу об обоснованности исковых требований, указав, что изменение механизма предоставления социальных гарантий не должно вести к отмене этих гарантий или существенному снижению ранее достигнутого уровня их предоставления, в связи с чем правовое регулирование на территории Курской области не может рассматриваться, как не допускающее реализацию возникшего у работников библиотек образовательных учреждений, работающих в сельской местности, а также пенсионеров из их числа, права на льготы по оплате жилья и коммунальных услуг.
Суд апелляционной инстанции, соглашаясь с выводами суда первой инстанции, указал на наличие у Каёты С.А. права на предоставление меры социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения, поскольку она, работая в сельской местности школьным библиотекарем, относится к категории работников муниципальных учреждений культуры, проработала в сельской местности более 10 лет и проживает там, к моменту выхода на пенсию имела право на данную меру социальной поддержки и пользовалась ею, в связи с чем суд возложил на ответчиков Управление по образованию, опеке и попечительству администрации Кореневского района Курской области и МКУ "Центр бюджетного учета" Кореневского района Курской области обязанность возобновить предоставление ей компенсации расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения со дня прекращения её выплаты, с 1 января 2019 г.
В судебных постановлениях приведено исчерпывающее толкование норм материального права (пункта 3 части 1, части 2 статьи 1, частей 1, 2 статьи 2, части 1 статьи 4 Закона Курской области от 23 декабря 2005 г. N 100-ЗКО "О предоставлении социальной поддержки отдельным категориям граждан по оплате жилого помещения и коммунальных услуг", части 1.1 статьи 11 Закона Курской области от 9 декабря 2013 г. N 121-ЗКО "Об образовании в Курской области", частей 2, 2.1 частью 2 статьи 12 Закона Курской области от 5 марта 2004 г. N 9-ЗКО "О культуре"), регулирующих спорные правоотношения, с учетом правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 4 декабря 2007 г. N 965-О-П, и результаты оценки доказательств по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции считает выводы суда первой и апелляционной инстанций обоснованными, соответствующими установленным по делу обстоятельствам, сделанными при правильном применении норм материального права, регулирующих спорные правоотношения сторон, судом верно определены юридически значимые обстоятельства, представленные доказательства являлись предметом исследования и оценки.
Доводы кассационной жалобы ответчика о неправильном применении судом первой и апелляционной инстанций норм материального права подлежат отклонению.
Жилищно-коммунальные льготы как часть сохраняющей актуальность политики стимулирования притока и закрепления квалифицированных кадров в сельской местности были введены Постановлением ВЦИК и СНК РСФСР от 10 июня 1930 г. "О льготах квалифицированным работникам в сельских местностях и рабочих поселках", согласно которому квалифицированным работникам (к числу которых были отнесены, в частности, педагогические и библиотечные работники), проживающим в сельских местностях и рабочих поселках, предоставлялись бесплатные квартиры с отоплением и освещением либо иная пригодная для проживания бесплатная жилая площадь с отоплением и освещением (пункт 10).
При этом работники библиотек образовательных учреждений относились к категории библиотечных работников и, соответственно, имели статус, отличный от статуса педагогических работников, о чем свидетельствует содержание таких нормативных правовых актов, как Постановление Совнаркома РСФСР от 23 марта 1932 г. N 295 "О работе массовых библиотек", Постановление ЦИК СССР от 27 марта 1934 г. "О библиотечном деле в СССР" (раздел "Организация библиотечного дела и руководство им"), Приказ по Наркомпросу РСФСР от 27 апреля 1934 г. N 339 "О практических мероприятиях по выполнению Постановления ЦИК СССР о библиотечном деле", Постановление Совнаркома РСФСР от 25 января 1934 г. "Об установлении дифференцированной заработной платы для библиотечных работников библиотечной сети, состоящей в ведении отделов народного образования и отделов культмассовой работы Советов и содержащейся на местном бюджете по РСФСР".
В дальнейшем право библиотечных работников, работающих и проживающих в сельской местности и поселках городского типа, на бесплатное предоставление жилой площади с отоплением и освещением нашло закрепление в Постановлении Совета Министров РСФСР и ВЦСПС от 2 июля 1974 г. N 384 "О предоставлении льгот штатным клубным и библиотечным работникам культурно-просветительных учреждений, проживающим в сельских местностях и рабочих поселках", статье 59 Жилищного кодекса РСФСР 1983 г, а также в Постановлении Совета Министров РСФСР и ВЦСПС от 26 января 1988 г. N 31 "О предоставлении льгот штатным работникам культурно-просветительных учреждений, проживающим в сельских местностях и рабочих поселках". Само же библиотечное дело было отнесено к сфере культуры (статья 2 Федерального закона от 29 декабря 1994 г. "О библиотечном деле"). При этом пункт 3 части 1 статьи 15 Федерального закона от 29 декабря 1994 г. "О библиотечном деле" (в редакции от 29 декабря 1994 г.) предусматривал, что федеральные органы государственной власти обеспечивают определение принципов федеральной политики в области подготовки и переподготовки библиотечных кадров, занятости, оплаты труда, а также установление социальных гарантий и льгот для работников библиотек.
Таким образом, указанными нормативными правовыми актами работники библиотек образовательных учреждений, расположенных в сельской местности, входящие в единую категорию библиотечных работников, отнесены к работникам культуры.
Пункт 10 постановления ВЦИК и СНК РСФСР от 10 июня 1930 г. "О льготах квалифицированным работникам в сельских местностях и рабочих поселках", статья 15 Федерального закона от 29 декабря 1994 г. "О библиотечном деле" (в редакции от 29 декабря 1994 г.) Федеральными законами от 6 мая 2003 г. N 52-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "Об основах федеральной жилищной политики" и другие законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования системы оплаты жилья и коммунальных услуг" и от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" признаны утратившими силу либо в них внесены изменения, что повлекло исключение обязанности государственных органов федеральной власти по установлению социальных гарантий и льгот для работников библиотек.
В соответствии с пунктом 2 статьи 153 Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" при издании органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в связи с принятием настоящего Федерального закона нормативных правовых актов должны быть соблюдены следующие условия: вновь устанавливаемые размеры и условия оплаты труда (включая надбавки и доплаты), размеры и условия выплаты пособий (в том числе единовременных) и иных видов социальных выплат, гарантии и компенсации отдельным категориям граждан в денежной форме не могут быть ниже размеров и условий оплаты труда (включая надбавки и доплаты), размеров и условий выплаты пособий (в том числе единовременных) и иных видов социальных выплат, гарантий и компенсаций в денежной форме, предоставлявшихся соответствующим категориям граждан, по состоянию на 31 декабря 2004 г.; при изменении после 31 декабря 2004 г. порядка реализации льгот и выплат, предоставлявшихся отдельным категориям граждан до указанной даты в натуральной форме, совокупный объем финансирования соответствующих льгот и выплат не может быть уменьшен, а условия предоставления ухудшены.
Как установлено судом, истцу, так же как и специалистам других категорий граждан, работающих и проживающих в сельской местности, в том числе педагогическим работникам, льготы в виде бесплатного пользования жилыми помещениями с отоплением и освещением фактически предоставлялись до введения в действие Закона Курской области от 23 декабря 2005 г. N 100-ЗКО "О предоставлении социальной поддержки отдельным категориям граждан по оплате жилого помещения и коммунальных услуг", принятого во исполнение Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и регулирующего отношения по предоставлению органами государственной власти области социальной поддержки гражданам отдельных категорий. Частью 1 статьи 2 указанного Закона Курской области в редакции, действовавшей на момент его принятия, было предусмотрено право педагогических, медицинских и библиотечных работников областных государственных и муниципальных образовательных организаций (за исключением работающих по совместительству), а также проживающих с ними членов их семей на бесплатное жилое помещение с отоплением и освещением, а также на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения в сельской местности, рабочих поселках и поселках городского типа.
При этом частью 2 статьи 2 Закона Курской области от 23 декабря 2005 г. N 100-ЗКО "О предоставлении социальной поддержки отдельным категориям граждан по оплате жилого помещения и коммунальных услуг" было предусмотрено, что право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения сохраняется за педагогическими, медицинскими работниками-пенсионерами, которые проработали в сельской местности, рабочих поселках и поселках городского типа не менее 10 лет, проживают там и на момент выхода на пенсию пользовались мерами социальной поддержки, установленными данным Законом.
Вместе с тем, согласно пункту 3 части 1 статьи 1, частям 1 и 2 статьи 4 названного Закона Курской области специалисты и киномеханики учреждений культуры, расположенных в сельской местности, рабочих поселках и поселках городского типа, к числу которых Перечнем, утвержденным Правительством Курской области, отнесены заведующие библиотеками, а также проживающие с ними члены их семей, имеют право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения. Право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения сохраняется за перешедшими на пенсию специалистами и киномеханиками, которые проработали в сельской местности, рабочих поселках и поселках городского типа не менее 10 лет и проживающими с ними членами семей при условии, что пенсия была назначена непосредственно по окончании работы в организациях культуры, расположенных в сельской местности, рабочих поселках и поселках городского типа, и проживают там. При переезде пенсионеров на новое место жительства в сельскую местность, рабочий поселок, поселок городского типа за ними сохраняется право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения.
Кроме того, в соответствии с частью 2 статьи 12 Закона Курской области от 5 марта 2004 г. N 9-ЗКО "О культуре" (в редакции Закона Курской области от 14 декабря 2021 г. N 125-ЗКО) специалисты и киномеханики областных государственных и муниципальных учреждений культуры, расположенных в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), имеют право на предоставление ежемесячной денежной выплаты, связанной с компенсацией расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения. Ежемесячная денежная компенсация предоставляется лицам, состоящим в штате по основному месту работы в областных государственных и муниципальных учреждениях культуры. Перечень должностей, при замещении которых специалистам областных государственных и муниципальных учреждений культуры предоставляется ежемесячная денежная компенсация, утверждается Правительством Курской области.
Перечнем должностей специалистов и киномехаников областных государственных и муниципальных учреждений культуры, расположенных в сельской местности, рабочих поселках и поселках городского типа, при замещении которых работникам и специалистам предоставляются меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденным постановлением Курской области от 17 апреля 2006 г. N 88, предусмотрены, в частности, заведующие библиотеками.
Право на предоставление ежемесячной денежной компенсации сохраняется за вышедшими на пенсию специалистами и киномеханиками областных государственных и муниципальных учреждений культуры, которые проработали в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа) не менее 10 лет, при условии, что пенсия была назначена непосредственно по окончании работы в учреждениях культуры, расположенных в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), и проживающими там, которые до дня выхода на пенсию пользовались мерами социальной поддержки по оплате жилого помещения, отопления и освещения в соответствии с нормативными правовыми актами Курской области, действовавшими до 1 марта 2022 г, или которые являлись получателями ежемесячной денежной компенсации в соответствии с данным Законом (пункт 1 части 2.1 Закона Курской области от 5 марта 2004 г. N 9-ЗКО "О культуре")
Тем самым, нормативными правовыми актами Курской области для работников библиотек, расположенных в сельской местности, относящихся к категории работников культуры, предполагается сохранение ранее предоставлявшихся на федеральном уровне жилищно-коммунальных льгот. Это регулирование в полной мере должно распространяться на работников библиотек образовательных учреждений, расположенных в сельской местности, поскольку в силу действующего законодательства они относятся к работникам культуры, - в противном случае имела бы место необоснованная дифференциация предоставления льгот работникам библиотек, расположенных в сельской местности, в зависимости от того, работают они в учреждениях культуры или в образовательных учреждениях.
Как неоднократно отмечал в своих решениях Конституционный Суд Российской Федерации, в том числе, в Определении от 4 декабря 2007 г. N 965-О-П, соблюдение принципа равенства, гарантирующего защиту от всех форм дискриминации, означает помимо прочего, запрет вводить такие различия в правах лиц, принадлежащих к одной и той же категории, которые не имеют объективного и разумного оправдания (запрет различного обращения с лицами, находящимися в одинаковых или сходных ситуациях); при равных условиях субъекты права должны находиться в равном положении. Поскольку работники библиотек образовательных учреждений, расположенных в сельской местности, принадлежат к той же категории специалистов, что и работники расположенных в сельской местности учреждений культуры (библиотек), которым ранее предоставлялись льготы по оплате жилья и коммунальных услуг, а именно, к работникам культуры учреждений, расположенных в сельской местности, они, а также пенсионеры из их числа должны иметь право на эти льготы. Иное означало бы нарушение требований статьи 19 (часть 2) Конституции Российской Федерации и основанной на них приведенной правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации.
При таких обстоятельствах доводы кассационной жалобы ответчика о том, что Законом Курской области от 9 декабря 2013 г. N 121-ЗКО "Об образовании в Курской области" не предусмотрено право библиотечных работников образовательных учреждений, проработавших в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа) не менее 10 лет, вышедших на пенсию, на сохранение меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг и о наличии такого права только у педагогических работников, не свидетельствуют о необоснованности выводов суда первой и апелляционной инстанций.
Выводы, содержащиеся в обжалуемых судебных постановлениях, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, установленным судом первой и апелляционной инстанций. Нарушений норм материального либо процессуального права, влекущих отмену состоявшихся по делу судебных актов, по делу не допущено.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Кореневского районного суда Курской области от 13 марта 2023 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Курского областного суда от 24 октября 2023 г. оставить без изменения, кассационную жалобу администрации Кореневского района Курской области - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.