Судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Макаровой Н.А.
судей Скоковой Д.И, Булатовой Е.Е, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Алонзова Александра Константиновича к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Нижегородской области о включении периодов работы в страховой стаж и досрочном назначении страховой пенсии по старости
по кассационной жалобе Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Нижегородской области
на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Нижегородского областного суда от 19 сентября 2023 г, заслушав доклад судьи Скоковой Д.И,
УСТАНОВИЛА:
Алонзов А.К. обратился в суд с иском к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Нижегородской области о включении периодов работы в страховой стаж и досрочном назначении страховой пенсии по старости.
Решением Балахнинского городского суда Нижегородской области от 12 мая 2023 г. в удовлетворении исковых требований отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Нижегородского областного суда от 19 сентября 2023 г. решение Балахнинского городского суда Нижегородской области от 12 мая 2023 г. отменено в части отказа во включении в страховой стаж периодов работы и назначении пенсии, по делу в указанной части принято новое решение. Суд апелляционной инстанции признал незаконным решение Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Нижегородской области от 23 ноября 2022 г. и дополнительное решение от 1 марта 2023 г. об отказе в назначении страховой пенсии по старости и включении в страховой стаж периодов работы Алонзова А.К. с 8 августа 1979 г. по 23 октября 1979 г. в Душанбинском производственном хлопчато-бумажном объединении Таджикской ССР, с 24 декабря 1981 г. по 25 августа 1986 г. в Душанбинском производственном хлопчато-бумажном объединении Таджикской ССР, с 2 сентября 1986 г. по 31 декабря 1990 г. в Душанбинском заводе Таджиктекстильмаш Таджикской ССР, с 1 января 1991 г. по 31 декабря 1991 г. в Душанбинском заводе Таджиктекстильмаш Таджикской ССР, возложил обязанность на ответчика включить в страховой стаж истца эти периоды работы и назначить Алонзову А.К. страховую пенсию по старости в соответствии с частью 1.2 статьи 8 Федерального закона N 400-ФЗ от 28.12.2013 г. "О страховых пенсиях в Российской Федерации" с 17 ноября 2022 года.
В кассационной жалобе, поданной в Первый кассационный суд общей юрисдикции, Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Нижегородской области ставит вопрос об отмене апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Нижегородского областного суда от 19 сентября 2023 г. и оставлении в силе решения Балахнинского городского суда Нижегородской области от 12 мая 2023 г, ссылаясь на нарушение судом апелляционной инстанции норм материального права.
Стороны, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела судом кассационной инстанции, в судебное заседание не явились, в связи с чем, руководствуясь частью пятой статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), судебная коллегия рассмотрела дело в их отсутствие.
Проверив материалы дела в пределах доводов кассационной жалобы, обсудив указанные доводы, судебная коллегия полагает решение суда и апелляционное определение подлежащим отмене в части удовлетворения исковых требований о признании незаконным решения пенсионного органа в части отказа в назначении пенсии и возложения на ответчика обязанности по назначению пенсии по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции является несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанции, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
При рассмотрении дела судом апелляционной инстанции допущено нарушение норм материального права, и оно выразилось в следующем.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Алонзов А.К. 17 ноября 2022 г. обратился в ОПФР по Нижегородской области с заявлением о назначении пенсии в соответствии с частью 1.2 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Решением пенсионного органа от 23 ноября 2022 г. истцу в назначении пенсии отказано ввиду недостижения им пенсионного возраста и отсутствия страхового стажа не менее 42 лет. При этом в стаж истца для определения права на пенсию по указанному основанию пенсионным органом не включен период работы истца с 1 января 1991 г. по 1 июля 1992 г. в Душанбинском заводе Таджиктекстильмаш Таджикской ССР. С учетом исключения указанного периода страховой стаж истца да дату обращения за назначением пенсии составил 41 год 7 месяцев 4 дня.
1 марта 2023 г. Отделением Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Нижегородской области принято дополнение к решению от 23 ноября 2022 г, в соответствии с которым дополнительно признаны подлежащими исключению из страхового стажа истца периоды его работы с 8 августа 1979 г. по 23 октября 1979 г. в Душанбинском производственном хлопчато-бумажном объединении Таджикской ССР, с 24 декабря 1981 г. по 25 августа 1986 г. в Душанбинском производственном хлопчато-бумажном объединении Таджикской ССР, с 2 сентября 1986 г. по 31 декабря 1990 г. в Душанбинском заводе Таджиктекстильмаш Таджикской ССР. По расчету пенсионного органа страховой стаж истца на дату обращения составил 32 года 4 месяца 16 дней.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции, руководствуясь нормами Договора между Российской Федерацией и Республикой Таджикистан был о сотрудничестве в области пенсионного обеспечения от 15 сентября 2021 г, положениями статей 2, 3, 8, 11, 13 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", исходил из того, что на момент обращения истца с заявлением о назначении страховой пенсии по старости Соглашение "О гарантиях прав граждан государств-участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения" от 13 марта 1992 г. прекратило свое действие и вступил в силу Договор между Российской Федерацией и Республикой Таджикистан был о сотрудничестве в области пенсионного обеспечения от 15 сентября 2021 г, основанный на принципе пропорциональности при определении страхового стажа, в связи с чем не усмотрел оснований для включения в страховой стаж истца спорных периодов его работы на территории Таджикской ССР. С учетом оснований обращения Алонзова А.К. за назначением пенсии суд первой инстанции не установилоснований для применения пункта 4 статьи 9 названного Договора. Поскольку страховой стаж истца на момент обращения за назначением пенсии составил менее требуемых 42 лет, суд первой инстанции признал законным отказ ответчика в назначении Алонзову А.К. страховой пенсии по старости.
Отменяя решение суда первой инстанции об отказе в удовлетворении исковых требований и принимая по делу новое решение об их удовлетворении, суд апелляционной инстанции, сославшись на положения статей 1, 6 Соглашения "О гарантиях прав граждан государств-участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения" от 13 марта 1992 г, пункт 4 статьи 9 Договора между Российской Федерацией и Республикой Таджикистан был о сотрудничестве в области пенсионного обеспечения от 15 сентября 2021 г, статей 3, 4, 8, 11 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", пункт 11 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 г. N 1015, исходил из того, что периоды работы Алонзова А.К. с 8 августа 1979 г. по 23 октября 1979 г. в Душанбинском производственном хлопчато-бумажном объединении Таджикской ССР, с 24 декабря 1981 г. по 25 августа 1986 г. в Душанбинском производственном хлопчато-бумажном объединении Таджикской ССР, с 2 сентября 1986 г. по 31 декабря 1990 г. в Душанбинском заводе Таджиктекстильмаш Таджикской ССР, с 1 января 1991 г. по 31 декабря 1991 г. в Душанбинском заводе Таджиктекстильмаш Таджикской ССР подтверждены в установленном порядке и с учетом положений пункта 4 статьи 9 Договора между Российской Федерацией и Республикой Таджикистан о сотрудничестве в области пенсионного обеспечения от 15 сентября 2021 г. подлежат включению в страховой стаж истца. Учитывая, что при включении данных периодов страховой стаж истца составляет 42 года 7 месяцев 4 дня, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о возникновении у него право на назначение пенсии с применением положений части 1.2 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" с 17 ноября 2022 г.
Судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции находит выводы судов первой и апелляционной инстанций основанными на неправильном применении норм материального права.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", вступившим в силу с 1 января 2015 г. (далее также - Федеральный закон "О страховых пенсиях").
Согласно части 1 статьи 8 Федерального закона "О страховых пенсиях" право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).
Часть 1.2 статьи 8 Федерального закона "О страховых пенсиях" предусматривает, что лицам, имеющим страховой стаж не менее 42 и 37 лет (соответственно мужчины и женщины), страховая пенсия по старости может назначаться на 24 месяца ранее достижения возраста, предусмотренного частями 1 и 1.1 данной статьи, но не ранее достижения возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины).
Согласно частям 2 и 3 статьи 2 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховые пенсии устанавливаются и выплачиваются в соответствии с названным Федеральным законом. Изменение условий назначения страховых пенсий, норм установления страховых пенсий и порядка выплаты страховых пенсий осуществляется не иначе как путем внесения изменений в данный Федеральный закон. В сфере пенсионного обеспечения применяются общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации. В случае, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные указанным Федеральным законом, применяются правила международного договора Российской Федерации.
15 сентября 2021 г. между Российской Федерацией и Республикой Таджикистан был заключен Договор о сотрудничестве в области пенсионного обеспечения (далее также - Договор), ратифицированный Российской Федерацией Федеральным законом от 14 июля 2022 г. N 242-ФЗ "О ратификации Договора между Российской Федерацией и Республикой Таджикистан о сотрудничестве в области пенсионного обеспечения" (вступил в силу 21 октября 2022 г.)
Договор распространяется на отношения, относящиеся к: в Российской Федерации - страховой пенсии по старости, страховой пенсии по инвалидности, страховой пенсии по случаю потери кормильца, а также к фиксированной выплате к страховой пенсии, повышению и (или) увеличению фиксированной выплаты к страховой пенсии и доплате к страховой пенсии, если иное не предусмотрено данным Договором, накопительной пенсии и иным выплатам за счет средств пенсионных накоплений, социальным пенсиям, социальному пособию на погребение, социальной (федеральной или региональной) доплате к пенсии; в Республике Таджикистан - страховой пенсии по возрасту, страховой пенсии по инвалидности, страховой пенсии по случаю потери кормильца, накопительной части страховой пенсии по возрасту и по инвалидности, государственным пенсиям, надбавкам к страховым и государственным пенсиям, пособию на погребение (статья 2 Договора).
Договор распространяется на застрахованных лиц, отвечающих одновременно следующим условиям: 1) являются гражданами одной из Договаривающихся Сторон; 2) подпадали или подпадают под действие законодательства Договаривающихся Сторон (статья 3 Договора).
Пунктом 1 статьи 9 Договора предусмотрено, что каждая Договаривающаяся Сторона назначает пенсию на основании страхового стажа, приобретенного на ее территории, в соответствии с ее законодательством, если иное не предусмотрено Договором.
При определении права на пенсию под страховым стажем, приобретенным на территориях Договаривающихся Сторон и в соответствии с их законодательством, понимается: в отношении Российской Федерации - страховой стаж, приобретенный на территории Российской Федерации и Российской Советской Федеративной Социалистической Республики; в отношении Республики Таджикистан - страховой стаж, приобретенный на территории Республики Таджикистан и Таджикской Советской Социалистической Республики (пункт 2 статьи 9 Договора).
В случае если согласно законодательству одной из Договаривающихся Сторон право на пенсию возникает и без учета страхового стажа, приобретенного на территории другой Договаривающейся Стороны, то первая Договаривающаяся Сторона назначает пенсию на основании страхового стажа, приобретенного на ее территории. При этом подсчет и подтверждение страхового стажа осуществляются согласно законодательству той Договаривающейся Стороны, которая устанавливает пенсию (пункт 3 статьи 9 Договора).
В соответствии с пунктом 4 статьи 9 Договора если страхового стажа, приобретенного по законодательству Договаривающейся Стороны, назначающей пенсию, требуемого для права на нее, недостаточно, во внимание принимается и страховой стаж, приобретенный по законодательству другой Договаривающейся Стороны, а также третьего государства, с которым Договаривающаяся Сторона, назначающая пенсию, имеет международный договор о социальном обеспечении (пенсионном страховании), в случае если третье государство подтвердит страховой стаж.
Таким образом, названный международный Договор, как следует из его положений, в части пенсионного обеспечения лиц, проживающих на территориях Договаривающихся Сторон, базируется на пропорциональном принципе: разделение ответственности за периоды страхового стажа, приобретенные на территории Договаривающихся Сторон, не только после распада СССР, но и в период его существования; за периоды стажа, приобретенного на территориях бывших РСФСР и Таджикской ССР, каждая Договаривающаяся Сторона начисляет и выплачивает пенсию, соответствующую стажу, приобретенному на ее территории, согласно своему законодательству.
Приведенные нормы Договора и Федерального закона "О страховых пенсиях" судом апелляционной инстанции к спорным отношениям применены неправильно.
Судом не принято во внимание, что истец обратился за назначением пенсии на территории Российской Федерации после вступления в силу Договора, спорные периоды его работы протекали на территории Таджикской ССР.
Применяя к спорным отношениям пункт 4 статьи 9 Договора и включая данные периоды работы истца в его страховой стаж, суд апелляционной инстанции не принял во внимание, что необходимая для назначения страховой пенсии по старости продолжительность страхового стажа в 2022 году составляла 13 лет (приложение 3 к Федеральному закону "О страховых пенсиях"). При этом судом установлено, что страховой стаж истца без учета периодов его работы на территории Таджикской ССР составляет 32 года 4 месяца 16 дней, что более необходимой для назначения страховой пенсии по старости продолжительности страхового стажа, установленной Федеральным законом, и дает ему право на назначение страховой пенсии по старости по достижении общеустановленного пенсионного возраста, что исключает применения названного пункта Договора.
В данном случае истец обратился за назначением пенсии не по общему основанию, а в соответствии с частью 1.2 статьи 8 Федерального закона "О страховых пенсиях".
Частью 1.2 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" установлено, что лицам, имеющим страховой стаж не менее 42 и 37 лет (соответственно мужчины и женщины), страховая пенсия по старости может назначаться на 24 месяца ранее достижения возраста, предусмотренного частями 1 и 1.1 настоящей статьи, но не ранее достижения возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины).
Согласно части 1 статьи 11 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 данного Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Статьей 12 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" предусмотрены иные периоды, которые засчитываются в страховой стаж. Перечень данных периодов является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит.
Из положений части 9 статьи 13 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" следует, что при исчислении страхового стажа лиц, указанных в части 1.2 статьи 8 данного Федерального закона, в целях определения их права на страховую пенсию по старости в страховой стаж включаются (засчитываются) периоды работы и (или) иной деятельности, предусмотренные частью 1 статьи 11 этого Федерального закона, а также периоды, предусмотренные пунктами 1 (периоды прохождения военной службы по призыву, периоды участия в специальной военной операции в период прохождения военной службы), 2 и 12 (периоды участия в специальной военной операции) части 1 статьи 12 данного Федерального закона. При этом указанные периоды включаются (засчитываются) без применения положений части 8 настоящей статьи. Периоды участия в специальной военной операции в период прохождения военной службы, в период пребывания в добровольческом формировании исчисляются с применением положений части 10 настоящей статьи.
Таким образом, из приведенных норм следует, что законодатель в части 1.2 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" предусмотрел для лиц, имеющих страховой стаж не менее 42 и 37 лет (соответственно мужчины и женщины), право на назначение страховой пенсии по старости ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста, а также в части 9 статьи 13 данного Федерального закона закрепил особый порядок исчисления продолжительности такого страхового стажа. В целях определения их права на страховую пенсию по старости в соответствии с указанным основанием в страховой стаж включаются (засчитываются) периоды работы и (или) иной деятельности, предусмотренные частью 1 статьи 11 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", которые осуществлялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 этого Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации. При этом не страховые периоды (за исключением периодов получения пособий по обязательному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, периодов прохождения военной службы по призыву, периодов участия в специальной военной операции в период прохождения военной службы), в продолжительность такого страхового стажа не засчитываются.
Удовлетворяя исковые требования, суд апелляционной инстанции не принял во внимание положения части 1.2 статьи 8, части 1 статьи 11, части 9 статьи 13 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" в их системном толковании и не учел, что положения пункта 4 статьи 9 Договора в данном случае применению не подлежат.
В отличие от суда апелляционной инстанции суд первой инстанции, разрешая спор, применил к спорным правоотношениям положения международного договора и приведенные нормы материального права и, установив, что спорные периоды работы истца имели место на территории Таджикской ССР, при этом страхового стажа, приобретенного на территории Российской Федерации достаточно для назначения пенсии на общих основаниях по достижении истцом общеустановленного пенсионного возраста, на момент обращения в пенсионный орган у истца отсутствует необходимый страховой стаж, составляющий 42 года, исчисленный для целей определения права на назначение пенсии по части 1.2 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", пришел к обоснованному выводу об отсутствии оснований для включения данных периодов работы истца в его страховой стаж и назначения истцу пенсии по указанному основанию.
Суд апелляционной инстанции, не установив каких-либо новых обстоятельств, нарушив нормы материального права, определяющие порядок исчисления страхового стажа при определении права на пенсию по части 1.2 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", неправомерно возложил на ответчика обязанность по досрочному назначению истцу страховой пенсии по старости.
Ввиду указанных обстоятельств у суда апелляционной инстанции не имелось предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены решения суда первой инстанции.
С учетом изложенного апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Нижегородского областного суда от 19 сентября 2023 г. нельзя признать законным, оно принято с нарушениями норм материального и процессуального права, что согласно статье 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для отмены данного судебного постановления и оставления в силе решения суда первой инстанции, разрешившего спор в соответствии с подлежащими применению к отношениям сторон нормами материального права и установленными по делу обстоятельствами.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Нижегородского областного суда от 19 сентября 2023 г. отменить.
Оставить в силе решение Балахнинского городского суда Нижегородской области от 12 мая 2023 г.
Председательствующий подпись
Судьи подпись подпись
Копия верна:
Судья Первого кассационного суда
общей юрисдикции Д.И. Скокова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.