Судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Макаровой Н.А.
судей Булатовой Е.Е, Зотовой Н.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело N2-2318/2023 по исковому заявлению Раенко Ксении Вячеславовны к государственному бюджетному учреждению здравоохранения Московской области "Люберецкая областная больница", Министерству здравоохранения Московской области о льготном обеспечении медицинскими изделиями и расходными материалами
по кассационной жалобе Раенко Ксении Вячеславовны
на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского областного суда от 16 августа 2023 года.
Заслушав доклад судьи Первого кассационного суда общей юрисдикции Булатовой Е.Е, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Раенко К.В. обратилась в суд с иском к государственному бюджетному учреждению здравоохранения Московской области "Люберецкая областная больница" (далее - ГБУЗ Московской области "Люберецкая областная больница"), Министерству здравоохранения Московской области о льготном обеспечении медицинскими изделиями и расходными материалами.
Решением Люберецкого городского суда Московской области от 3 апреля 2023 года на ГБУЗ Московской области "Люберецкая областная больница" возложена обязанность ежеквартально выписывать Раенко К.В. рецепты на обеспечение расходными материалами (инфузионными наборами, резервуарами) к установленной Раенко К.В. инсулиновой помпе: инфузионный набор MedtronicQuick-set ММТ 399 или его аналог в количестве 30 штук, резервуар Medtronic 3, 0 мл. в количестве 30 штук, расходными материалами (инфузионными наборами, резервуарами) к установленной Раенко К.В. инсулиновой помпе; с ГБУЗ Московской области "Люберецкая областная больница" в пользу Раенко К.В. взыскана компенсация морального вреда в размере 10 000 руб.; исковое заявление в остальной части оставлены без удовлетворения.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Московского областного суда от 16 августа 2023 года решение Люберецкого городского суда Московской области от 3 апреля 2023 года отменено; принято по делу новое решение, которым исковые требования Раенко К.В. оставлены без удовлетворения.
В поданной в Первый кассационный суд общей юрисдикции кассационной жалобе Раенко К.В. ставится вопрос об отмене апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Московского областного суда от 16 августа 2023 года, как незаконного, ввиду допущенных судом нарушений норм материального и процессуального права.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке. В судебное заседание суда кассационной инстанции не явились, сведений о причинах неявки не представили. Судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь частью 5 статьей 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
В соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции является несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанции, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Проверив материалы дела в пределах доводов кассационной жалобы, обсудив указанные доводы, выслушав явившихся участников процесса, судебная коллегия приходит к следующему.
Как установлено судом, Раенко О.В. с 16 октября 2019 года прикреплена к ГБУЗ МО "Люберецкая областная больница" поликлинического отделения N 9.
Раенко O.B. поставлена на диспансерный учет в 2019 году и наблюдается с диагнозом: "данные изъяты", впервые выявленный HbAlC "6, 5%. Осложнение основного: "данные изъяты". "данные изъяты".
В выписном эпикризе АО "Медицина" от 19 августа 2020 года также содержится информации о том, что истец страдает "данные изъяты".
В августе 2020 года, в связи с лабильным течением сахарного диабета на фоне беременности, возникла необходимость в установке инсулиновой помпы.
По направлению эндокринолога ФИО11 А.В. истица была направлена в АО "Медицина", где ей была имплантирована система непрерывного мониторирования гликемии и система непрерывной инфузии инсулина (помпа).
Согласно заключению АО "Медицина" Раенко О.В. назначена система непрерывного мониторинга подкожной инфузии инсулина Новорапид (Аспарт) посредством инсулиновой помпы. Для заправки помпы использовать инсулин ультракороткого действия: Хумалог, Новорапид, Апидра, Фиасп. Дополнительно рекомендовано: инфузионный набор MedtronicMMT 397 или ММТ 399 (или его замена при отсутствии основного) замена каждые 2-3 суток; резервуар для инсулина Medtronic ММТ -332 (или его замена при отсутствии основного), смена через каждые 5 дней; замеры глюкозы крови глюкометром из расчета на 8 измерений в сутки, а также даны иные рекомендации.
Согласно ответу главного врача ГБУЗ МО "Люберецкая областная больница" от 21 января 2022 года N 708/р Раенко О.В. 8 апреля 2021 года получала расходные материалы: резервуары к помпе MedtronicMMT 399 3 мл, устройство для инфузий типа квик сет к помпе MedtronicMMT 399 6мм 60 см, выписанные эндокринологом в нарушении требований, предусмотренных Постановлением Правительства РФ от 30 июля 1994 года N 890. Также в 2021 году из бюджета Московской области Раенко О.В. были выписаны расходные материалы к помпе, а именно: 19 мая 2021 года, 26 июля 2021 года, 20 сентября 2021 года, 1 ноября 2021 года.
В декабре 2021 года Раенко О.В. обратилась к врачу терапевту ФИО10 Е.Ю. поликлинического отделения N 10 ГБУЗ МО "Люберецкая областная больница", которым также были выписаны расходные материалы к помпе.
По обращению истицы за защитой своих прав на льготное обеспечение медицинскими изделиями и расходными материалами, Люберецкой городской прокуратурой 20 июня 2022 года главному врачу ГБУЗ МО "Люберецкая областная больница" внесено представление об устранении выявленных нарушений прав Раенко О.В. в части обеспечения расходными материалами к инсулиновой помпе.
Разрешая спор и удовлетворяя требования Раенко О.В, суд первой инстанции, руководствуясь положениями Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", постановления Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2004 года N 715 "Об утверждении перечня социально значимых заболеваний и перечня заболеваний, представляющих опасность для окружающих", постановления Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 года N 890 "О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения", постановления Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2017 года N 1492 "О Программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов", Распоряжения Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2018 года N 3053-р "Об утверждении перечня медицинских изделий, имплантируемых в организм человека при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также перечня медицинских изделий, отпускаемых по рецептам на медицинские изделия при предоставлении набора социальных услуг", статей 12, 151 Гражданского кодекса Российской Федерации, и оценив по правилам ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации представленные в материалы дела доказательства, исходил из того, что ответчиком нарушены права истицы на обеспечение расходными материалами к инсулиновой помпе, без которых функционирование этой помпы и применение ее по назначению невозможно, в связи с чем возложил на ГБУЗ Московской области "Люберецкая областная больница" обязанность ежеквартально выписывать Раенко К.В. рецепты на обеспечение расходными материалами (инфузионными наборами, резервуарами) к установленной Раенко К.В. инсулиновой помпе: инфузионный набор
MedtronicQuick-set ММТ 399 или его аналог в количестве 30 штук, резервуар Medtronic 3, 0 мл. в количестве 30 штук, расходными материалами (инфузионными наборами, резервуарами) к установленной Раенко К.В. инсулиновой помпе.
Отменяя решение суда первой инстанции и принимая решение об отказе в удовлетворении исковых требований, суд апелляционной инстанции исходил из того, что Раенко К.В. не входит в установленную статьей 6.1. Федерального закона от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" категорию граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг (в рассматриваемом случае на получение медицинских изделий, поименованных в Перечне N 3053-р).
Судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции считает, что приведенные выводы суда апелляционной инстанции основаны на неправильном применении норм материального права.
Согласно части 1 статьи 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений (часть 1 статьи 41 Конституции Российской Федерации).
Таким образом, здоровье как неотъемлемое и неотчуждаемое благо, принадлежащее человеку от рождения и охраняемое государством, Конституция Российской Федерации относит к числу конституционно значимых ценностей, гарантируя каждому право на охрану здоровья, медицинскую и социальную помощь.
Отношения в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации регулируются Федеральным законом от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее по тексту - Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ).
В соответствии с частью 2 статьи 19 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ каждый имеет право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также на получение платных медицинских услуг и иных услуг, в том числе в соответствии с договором добровольного медицинского страхования.
Статьей 29 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ определены способы обеспечения охраны здоровья граждан. В частности, организация охраны здоровья осуществляется путем обеспечения определенных категорий граждан Российской Федерации лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 5 части 1).
Медицинскими изделиями являются любые инструменты, аппараты, приборы, оборудование, материалы и прочие изделия, применяемые в медицинских целях отдельно или в сочетании между собой, а также вместе с другими принадлежностями, необходимыми для применения указанных изделий по назначению, включая специальное программное обеспечение, и предназначенные производителем для профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации заболеваний, мониторинга состояния организма человека, проведения медицинских исследований, восстановления, замещения, изменения анатомической структуры или физиологических функций организма, предотвращения или прерывания беременности, функциональное назначение которых не реализуется путем фармакологического, иммунологического, генетического или метаболического воздействия на организм человека. Медицинские изделия могут признаваться взаимозаменяемыми, если они сравнимы по функциональному назначению, качественным и техническим характеристикам и способны заменить друг друга (часть 1 статьи 38 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ).
Согласно части 1 статьи 43 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ гражданам, страдающим социально значимыми заболеваниями, и гражданам, страдающим заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, оказывается медицинская помощь и обеспечивается диспансерное наблюдение в соответствующих медицинских организациях.
Перечень социально значимых заболеваний и перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утверждается Правительством Российской Федерации исходя из высокого уровня первичной инвалидности и смертности населения, снижения продолжительности жизни заболевших (часть 2 статьи 43 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2004 г. N 715 утверждены перечень социально значимых заболеваний и перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих.
В перечень социально значимых заболеваний включен, в том числе, сахарный диабет (коды заболеваний по международной классификации болезней (МКБ-10 (Е10-Е14).
В Перечне групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 г. N 890, в группе "категории заболеваний" поименован диабет, при амбулаторном лечении которого все лекарственные средства, этиловый спирт (100 гр. в месяц), инсулиновые шприцы, шприцы типа "Новопен", "Пливапен" 1 и 2, иглы к ним, средства диагностики отпускаются по рецептам врачей бесплатно.
В целях обеспечения конституционных прав граждан Российской Федерации на бесплатное оказание медицинской помощи постановлением Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2017 г. N 1492 утверждена Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2018 г. и на плановый период 2019 и 2020 гг. (далее - Программа).
В разделе II Программы "Перечень видов, форм и условий предоставления медицинской помощи, оказание которой осуществляется бесплатно" указана в том числе высокотехнологичная медицинская помощь, включая заместительную инсулиновую терапию системами постоянной подкожной инфузии (инсулиновая помпа), которая оказывается гражданам согласно разделу III Программы "Перечень заболеваний и состояний, оказание медицинской помощи при которых осуществляется бесплатно, и категории граждан, оказание медицинской помощи которым осуществляется бесплатно" при болезнях эндокринной системы, в числе которых сахарный диабет.
Финансовое обеспечение терапевтического лечения сахарного диабета, включая заместительную инсулиновую терапию системами постоянной подкожной инфузии (инсулиновая помпа), осуществляется за счет субвенции из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования (пункт 51 раздела I Перечня видов высокотехнологичной медицинской помощи, включенных в базовую программу обязательного медицинского страхования, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет субвенции из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования (приложение к Программе).
Аналогичные приведенным выше положения содержатся в Программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2019 г. и на плановый период 2020 и 2021 гг, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 10 декабря 2018 г. N 1506, а также в Программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2020 г. и на плановый период 2021 и 2022 гг, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 7 декабря 2019 г. N 1610.
Пунктом 3 части 1 статьи 16 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ предусмотрено, что к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья относятся, в частности, разработка, утверждение и реализация территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, включающей в себя территориальную программу обязательного медицинского страхования.
Правовые и организационные основы предоставления государственной социальной помощи отдельным категориям граждан установлены Федеральным законом от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи".
Статьей 6.1 названного Федерального закона определены категории граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 6.2 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" в состав набора социальных услуг включена социальная услуга по обеспечению в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2018 г. N 3053-р утверждены Перечень медицинских изделий, имплантируемых в организм человека при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, и Перечень медицинских изделий, отпускаемых по рецептам на медицинские изделия при предоставлении набора социальных услуг.
Инсулиновая помпа поименована в Перечне медицинских изделий, имплантируемых в организм человека при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.
В Перечень медицинских изделий, отпускаемых по рецептам на медицинские изделия при предоставлении набора социальных услуг, включены иглы инсулиновые; тест-полоски для определения содержания глюкозы в крови; шприц-ручка; инфузионные наборы и резервуары к инсулиновой помпе.
Вместе с тем, согласно части 15 статьи 37 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ назначение и применение лекарственных препаратов, медицинских изделий и специализированных продуктов лечебного питания, не входящих в соответствующий стандарт медицинской помощи или не предусмотренных соответствующей клинической рекомендацией, допускаются в случае наличия медицинских показаний (индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии.
Врачебная комиссия создается в медицинской организации в целях совершенствования организации оказания медицинской помощи, принятия решений в наиболее сложных и конфликтных случаях по вопросам профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, определения трудоспособности граждан и профессиональной пригодности некоторых категорий работников, осуществления оценки качества, обоснованности и эффективности лечебно-диагностических мероприятий, в том числе назначения лекарственных препаратов, обеспечения назначения и коррекции лечения в целях учета данных пациентов при обеспечении лекарственными препаратами, трансплантации (пересадки) органов и тканей человека, медицинской реабилитации, а также принятия решения по иным медицинским вопросам. Решение врачебной комиссии оформляется протоколом и вносится в медицинскую документацию пациента (часть 2 статьи 48 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ).
В соответствии с частями 3 и 4 статьи 48 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ консилиум врачей - совещание нескольких врачей одной или нескольких специальностей, необходимое для установления состояния здоровья пациента, диагноза, определения прогноза и тактики медицинского обследования и лечения, целесообразности направления в специализированные отделения медицинской организации или другую медицинскую организацию и для решения иных вопросов в случаях, предусмотренных названным федеральным законом. Консилиум врачей созывается по инициативе лечащего врача в медицинской организации либо вне медицинской организации (включая дистанционный консилиум врачей). Решение консилиума врачей оформляется протоколом, подписывается участниками консилиума врачей и вносится в медицинскую документацию пациента. В протоколе консилиума врачей указываются фамилии врачей, включенных в состав консилиума врачей, сведения о причинах проведения консилиума врачей, течении заболевания пациента, состоянии пациента на момент проведения консилиума врачей, включая интерпретацию клинических данных, лабораторных, инструментальных и иных методов исследования и решение консилиума врачей. При наличии особого мнения участника консилиума врачей в протокол вносится соответствующая запись. Мнение участника дистанционного консилиума врачей с его слов вносится в протокол медицинским работником, находящимся рядом с пациентом.
Статьей 13 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" предусмотрено, что оказание квалифицированной медицинской помощи инвалидам осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в рамках программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи.
Согласно пункту 1 части 3 статьи 80 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не подлежат оплате за счет личных средств граждан оказание медицинских услуг, назначение и применение лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, медицинских изделий, компонентов крови, лечебного питания, в том числе специализированных продуктов лечебного питания, по медицинским показаниям в соответствии со стандартами медицинской помощи.
В силу пункта 2 части 3 статьи 80 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не подлежат оплате за счет личных средств граждан назначение и применение по медицинским показаниям лекарственных препаратов, не входящих в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, медицинских изделий, не входящих в перечень медицинских изделий, имплантируемых в организм человека, - в случаях их замены из-за индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям по решению врачебной комиссии.
Из приведенных нормативных положений следует, что одним из принципов охраны здоровья граждан в Российской Федерации является соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение реализации этих прав государственными гарантиями. Источниками финансового обеспечения в сфере охраны здоровья являются в том числе средства федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, средства обязательного медицинского страхования.
Судом первой инстанции установлено, что по жизненным показаниям, для постоянного мониторирования глюкозы Раенко К.В. необходима инсулиновая помпа, которая не может функционировать без инфузионного набора MedtronicQuick-set ММТ 399 или его аналога, резервуара Medtronic 3, 0 мл.
Нуждаемость и необходимость использования Раенко К.В. инсулиновой помпы с расходными материалами подтверждается медицинской документацией, имеющейся в материалах дела.
Таким образом, судом первой инстанции верно установлено в качестве юридически значимого обстоятельства нуждаемость Раенко К.В. по жизненным показаниям, с учетом наличия у нее социально значимого заболевания, в непрерывном мониторировании глюкозы, осуществляемое с помощью инсулиновой помпы с инфузионным набором и резервуаром, не предусмотренным соответствующим стандартом медицинской помощи, с учетом положений части 15 статьи 37 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ, в связи с чем возложил на ГБУЗ Московской области "Люберецкая областная больница" обязанность ежеквартально выписывать Раенко К.В. рецепты на обеспечение расходными материалами (инфузионными наборами, резервуарами) к установленной Раенко К.В. инсулиновой помпе: инфузионный набор MedtronicQuick-set ММТ 399 или его аналог в количестве 30 штук, резервуар Medtronic 3, 0 мл. в количестве 30 штук, расходными материалами (инфузионными наборами, резервуарами) к установленной Раенко К.В. инсулиновой помпе.
Отменяя решение суда первой инстанции и делая вывод о том, что расходные материалы к инсулиновой помпе (инфузионный набор, резервуар) не относятся к числу изделий медицинского назначения, которые должны быть предоставлены истице бесплатно, суд апелляционной инстанции не учел положения части 15 статьи 37 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ, по смыслу которой допускается назначение и применение медицинских изделий, не входящих в соответствующий стандарт медицинской помощи, в случае наличия медицинских показаний (индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии.
Приведенным обстоятельствам, вследствие неправильного применения апелляционной инстанцией норм материального права, регулирующих вопросы бесплатного оказания медицинской помощи, включая обеспечение медицинскими изделиями и расходными материалами к ним, лицам, страдающим социально значимыми заболеваниями, в данном случае заболеванием "сахарный диабет", дана неверная правовая оценка.
В настоящем деле суд апелляционной инстанции вышеприведенные нормы материального права в их взаимосвязи к спорным отношениям не применил, вследствие чего пришел к ошибочному выводу об отсутствии у Раенко К.В. права на обеспечение расходными материалами к установленной инсулиновой помпе.
При указанных обстоятельствах, у суда апелляционной инстанции не имелось предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены решения суда первой инстанции, а также для принятия нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований.
При таких обстоятельствах обжалуемое апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского областного суда от 16 августа 2023 нельзя признать законным, оно принято с нарушениями норм материального права, повлиявшими на исход дела, без их устранения невозможна защита нарушенных прав и законных интересов заявителя, что является основанием для отмены указанного судебного постановления и оставления в силе решения суда первой инстанции, разрешившего спор в соответствии с установленными обстоятельствами и подлежащими применению к спорным отношениям нормами материального права.
руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского областного суда от 16 августа 2023 года отменить.
Оставить в силе решение Люберецкого городского суда Московской области от 3 апреля 2023 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.