Судья Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Зарипова Ю.С., рассмотрев протест заместителя прокурора Ханты-Мансийского автономного округа-Югры Сухорукова Г.Ю. на решение судьи Ханты-Мансийского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 29 августа 2023 года, решение судьи суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 5 октября 2023 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 7.32.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении "данные изъяты" городского поселения Барсово Позднякова Вячеслава Владимировича,
УСТАНОВИЛ:
постановлением заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре от 1 июня 2023 года N086/04/7.32.5-566/2023 должностное лицо "данные изъяты" г.п. Барсово Поздняков В.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.32.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.
Решением судьи Ханты-Мансийского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 29 августа 2023 года, оставленным без изменения решением судьи суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 5 октября 2023 года, постановление должностного лица отменено, производство по делу прекращено, в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых вынесено постановление.
В протесте, поданном в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции, заместитель прокурора Ханты-Мансийского автономного округа-Югры Сухоруков Г.Ю. просит об отмене решения судьи районного суда, решения судьи суда автономного округа, возвращении дела на новое рассмотрение.
В возражениях на протест Поздняков В.В. указывает о законности и обоснованности протеста, отсутствии оснований для удовлетворения протеста.
Изучив материалы дела об административном правонарушении, доводы протеста, возражений на протест, прихожу к следующим выводам.
Частью 1 статьи 7.32.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за нарушение должностным лицом заказчика срока и порядка оплаты товаров (работ, услуг) при осуществлении закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, в том числе неисполнение обязанности по обеспечению авансирования, предусмотренного государственным или муниципальным контрактом.
Как следует из материалов дела Позднякову В.В. вменено в вину, что он, являясь должностным лицом - "данные изъяты" муниципального образования г.п. Барсово Сургутского района, находясь на рабочем месте в здании администрации г.п. Барсово по адресу: ул. Апрельская, д.8, г.п. Барсово, Сургутского района, не исполнил обязанность по оплате выполненных работ по муниципальному контракту N19/22 на оказание услуг по содержанию объектов дорожного хозяйства городского поселения Барсово, заключенному 16 октября 2022 года между администрацией г.п. Барсово и ИП ФИО1 Х.Н, по акту сдачи-приемки выполненных работ от 30 ноября 2022 года, подписанного 01 декабря 2022 года, оплата произведена 20 января 2023 года, чем нарушил пункт 2.4.4 указанного контракта (о расчете за оказанные услуги в течение 7 рабочих дней с даты подписания структурированного документа о приемке).
В связи с выявленными обстоятельствами нарушения должностным лицом Поздняковым В.В. срока оплаты выполненных работ при осуществлении закупок для обеспечения муниципальных нужд в его отношении возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 7.32.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
По результатам рассмотрения дела постановлением заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре от 1 июня 2023 года "данные изъяты" г.п. Барсово Поздняков В.В. привлечен к административной ответственности.
При рассмотрении жалобы на постановление судья районного суда, установив, что Поздняков В.В. не был надлежащим образом уведомлен о вынесении в отношении него постановления о возбуждении дела об административном правонарушении, при вынесении постановления участия не принимал, пришел к выводу об отмене постановления должностного лица, прекращении производства по делу в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых вынесено постановление.
С выводами судьи районного суда об отсутствии доказательств надлежащего извещения Позднякова В.В. о времени и месте вынесения постановления о возбуждении дела об административном правонарушении согласился судья суда автономного округа.
В силу статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях ухудшение положения лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, при проверке вступивших в законную силу постановлений и решений по делу об административном правонарушении по общему правилу недопустимо.
Эта норма корреспондирует требованиям статьи 46, части 1 статьи 50, статьи 55 Конституции Российской Федерации, из которых следует, что произвольное изменение правового режима для лица, в отношении которого вынесено окончательное постановление, невозможно - поворот к худшему для осужденного (оправданного) при пересмотре вступившего в законную силу постановления, как правило, недопустим.
Вместе с тем, требования правовой определенности и стабильности не являются абсолютными и не препятствуют возобновлению производства по делу при обнаружении существенных нарушений, которые были допущены на предыдущих стадиях процесса и привели к неправильному разрешению дела.
Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу акты по делу об административном правонарушении также предусмотрен случай вынесения решения об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста. Таким случаем в силу пункта 3 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях является существенное нарушение процессуальных требований, предусмотренных названным Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Доводы протеста о наличии таких нарушений, влекущих отмену судебных актов, заслуживают внимания.
В протесте прокурор указывает о необоснованности выводов судей, поскольку они сделаны без надлежащего выяснения всех имеющих для правильного разрешения дела обстоятельств, в частности без установления юридически значимых обстоятельств уведомления Позднякова В.В. о необходимости явки в прокуратуру для вынесения постановления о возбуждении дела об административном правонарушении.
В соответствии со статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
Согласно статье 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность; характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Нарушения указанных требований закона, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, судьями были допущены.
В настоящем случае, установив, что требование о явке с указанием даты, времени и места вынесения постановления о возбуждении дела об административном правонарушении было направлено посредством электронной почты по адресу admbarsovo@mail.ru, иным способом Поздняков В.В. о вынесении постановления о возбуждении дела об административном правонарушении не извещался, пришел к выводу об отсутствии сведений о надлежащем уведомлении Позднякова В.В. (в том числе путем получения вышеуказанного требования). При этом судьей районного суда оставлено без внимания, что указанный адрес admbarsovo@mail.ru размещен на официальном сайте в качестве контакта администрации г.п. Барсово Сургутского района, а также возглавляющего ее "данные изъяты" поселения, которым являлся именно Поздняков В.В.
Каких-либо мер к установлению порядка регистрации корреспонденции, поступающей по электронной почте, порядка ее передачи и вручения полномочным должностным лицам, в том числе главе поселения, судьей не принималось, соответствующих сведений не запрошено, мер к допросу ответственных за регистрацию входящей корреспонденции должностных лиц, в том числе в части вручения требования прокуратуры (о явке для решения вопроса о возбуждении дела) Позднякову В.В, на обозначенную дату уже вышедшему из отпуска, не предпринято. Данные обстоятельства, а также доводы протеста, в том числе с учетом приложенных документов (объяснения должностного лица, на которого возложена обязанность по регистрации и обработке входящей корреспонденции, сведения о включении явки в прокуратуру в график "данные изъяты" поселения), указывают на то, что выводы об отсутствии достоверных сведений о надлежащем уведомлении Позднякова В.В. являлись преждевременными.
При таких обстоятельствах решение судьи Ханты-Мансийского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 29 августа 2023 года, решение судьи суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 5 октября 2023 года вынесены с нарушением требований статей 24.1, 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о всестороннем, полном, объективном, своевременном выяснении обстоятельств дела и разрешении его в соответствии с законом, соответственно, указанные судебные акты подлежат отмене.
В настоящее время возможность устранения допущенных судьей районного суда, судьей суда автономного округа ошибок путем возвращения дела на новое рассмотрение исключена, поскольку установленный частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел срок давности привлечения к административной ответственности на момент рассмотрения жалобы в Седьмом кассационном суде общей юрисдикции истек.
В силу пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях истечение срока давности привлечения к административной ответственности является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении. Поскольку настоящее дело не может быть возвращено на новое рассмотрение для устранения допущенных нарушений, так как принятие подобного решения повлечет ухудшение положения лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, производство по делу об административном правонарушении на основании пункта 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях подлежит прекращению в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.
При отмене вынесенных по делу судебных актов также подлежит отмене постановление должностного лица, отмененное решением судьи (которое в рамках рассмотрения настоящей жалобы признано незаконным), поскольку иное могло бы повлечь ухудшение положения лица, в отношении которого ранее было прекращено производство по делу об административном правонарушении, что недопустимо.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13-30.18 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, постановил:
постановление заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре от 1 июня 2023 года N086/04/7.32.5-566/2023, решение судьи Ханты-Мансийского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 29 августа 2023 года, решение судьи суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 5 октября 2023 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 7.32.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении "данные изъяты" городского поселения Барсово Позднякова Вячеслава Владимировича отменить.
Производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Судья Седьмого кассационного
суда общей юрисдикции Ю.С. Зарипова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.