Судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Степанова П.В, судей Кокоевой О.А, Феофиловой Л.В, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Еремина Сергея Александровича на решение Березниковского городского суда Пермского края от 9 марта 2023 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Пермского краевого суда от 21 июня 2023 года по административному делу N 2а-503/2023 по административному исковому заявлению Еремина Сергея Александровича о признании незаконным решения.
Заслушав доклад судьи Кокоевой О.А, судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции,
УСТАНОВИЛА:
Еремин С.А. обратился в суд с административным исковым заявлением о признании незаконным решения Управления имущественных и земельных отношений администрации города Березники (далее - УИЗО администрация г. Березники) от 10 октября 2022 года N 18-01-09-2591 об отказе в предварительном согласовании предоставления в аренду земельного участка для ведения огородничества по адресу: "данные изъяты", площадью 365 кв.м, возложении обязанности устранить допущенное нарушения прав и законных интересов Еревина С.А.
В обоснование административных исковых требований указано на то, что 14 сентября 2022 года в УИЗО администрации г. Березники административным истцом было подано заявление о предварительном согласовании предоставления в аренду земельного участка для ведения огородничества по адресу: "данные изъяты", площадью 365 кв.м. 10 октября 2022 года административным ответчиком принято решение N 18-01-09-2591 об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка, которое Еремин С.А. считает незаконным. Отказ был мотивирован тем, что 29 августа 2022 года иным лицом было направлено заявление о выставлении на торги земельного участка, расположенного в районе "данные изъяты" Между тем на дату обращения иное лицо подготовило схему расположения земельного участка с нарушением, поскольку на тот момент на кадастровом учете по названному адресу стоял земельный участок с кадастровым номером "данные изъяты", который был снят с кадастрового учета 6 сентября 2022 года. Более того, на схеме, утвержденной приказом УИЗО администрации г. Березники от 7 октября 2022 года N 18-01-05-2065пз, вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты" - земельные участки (территории) общего пользования, который подразумевает торги только при наличии объекта капитального строительства, который на указанном участке отсутствует. Согласно регламенту по предоставлению муниципальной услуги "Предварительное согласование предоставления земельного участка, находящего в муниципальной собственности", утвержденного постановлением муниципального образования "Город Березники" Пермского края от 25 июля 2022 года N 01-02-1239, результатом предоставления услуги является приказ или отказ, в то время как административным истцом было получено письмо N 18-01-09-2591 от 30 сентября 2022 года о том, что его заявление рассмотрено, подготовлен проект приказа, который проходит процедуру согласования.
Решением Березниковского городского суда Пермского края от 9 марта 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Пермского краевого суда от 21 июня 2023 года, административное исковое заявление Еремина С.А. оставлено без удовлетворения.
В кассационной жалобе, поданной 21 декабря 2023 года, административный истец Еремин С.А. просил судебные акты отменить, принять по делу новое решение. По его мнению, судами нарушены нормы материального и процессуального права. В рамках рассмотрения дела в судах не было доказано, что испрашиваемый земельный участок приводит к нерациональному использованию земель. Испрашиваемый земельный участок полностью соответствует требованиям правил землепользования и застройки.
В соответствии с частью 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации кассационная жалоба рассмотрена в отсутствие неявившихся в суд лиц, участвующих в деле, и их представителей, которые извещены надлежащим образом.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статья 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к выводу, что таких нарушений судами первой и апелляционной инстанций не допущено.
В соответствии с частью 2 статьи 11 Земельного кодекса Российской Федерации органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
В силу пункта 1 статьи 39.1 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании: решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование; договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату; договора аренды в случае предоставления земельного участка в аренду; договора безвозмездного пользования в случае предоставления земельного участка в безвозмездное пользование.
Согласно статье 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 указанного Кодекса.
Договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, гражданам и крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности в соответствии со статьей 39.18 данного Кодекса (подпункт 15 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации).
Статьей 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что в случае поступления заявления гражданина о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, дачного хозяйства уполномоченный орган совершает одно из следующих действий: 1) обеспечивает опубликование извещения о предоставлении земельного участка для указанных целей; 2) принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка или об отказе в предоставлении земельного участка в соответствии с пунктом 8 статьи 39.15 или статьей 39.16 настоящего Кодекса.
Перечень оснований для отказа в предварительном согласовании предусмотрен пунктом 8 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации, из которого следует, что уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка при наличии хотя бы одного из следующих оснований: схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в пункте 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса (подпункт 1); земельный участок, который предстоит образовать, не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 13, 14.1 - 19, 22 и 23 статьи 39.16 настоящего Кодекса (подпункт 2).
В соответствии с пунктом 16 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является полное или частичное совпадение местоположения земельного участка, образование которого предусмотрено схемой его расположения, с местоположением земельного участка, образуемого в соответствии с ранее принятым решением об утверждении схемы расположения земельного участка, срок действия которого не истек (подпункт 2); разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 названного Кодекса требований к образуемым земельным участкам (подпункт 3).
Как следует из материалов дела и установлено судами первой и апелляционной инстанций, 14 сентября 2022 года административным истцом в УИЗО администрации г.Березники подано заявление о предварительном согласовании предоставления в аренду земельного участка для ведения огородничества по адресу: "данные изъяты" площадью 365 кв.м, предоставлена схема расположения испрашиваемого земельного участка на кадастровом плане территории (л.д. 32-34).
Решением УИЗО администрации г. Березники, выраженном в письме от 10 октября 2022 года N 18-01-09-2591, Еремину С.А. отказано в предварительном согласовании предоставления в аренду земельного участка на основании пункта 8 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации. Отказ мотивирован тем, что схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в пункте 16 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации: схема разработана с нарушением предусмотренных статьей 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации требований к образуемым земельным участкам; земельный участок, который предстоит образовать, не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1-13, 14.1-19, 22 и 23 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации: в отношении земельного участка, указанного в заявлении о его предоставлении, принято решение о предварительном согласовании его предоставления, срок действия которого не истек, и с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось иное не указанное в этом решении лицо (л.д. 11-12).
Установлено, что на момент обращения Еремина С.А. в УИЗО администрации г. Березники находилось на рассмотрении заявление Кубанова Х.-М.У, поданное 29 августа 2022 года о выставлении на торги земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты", площадью 1350 кв.м, для использования в целях строительства ИЖС, который был расположен в месте испрашиваемого Ереминым С.А. земельного участка (л.д. 29).
Решением УИЗО администрации г. Березники, выраженном в письме от 30 сентября 2022 года N 18-01-09-2395, Кубанову Х.-М.У. отказано в выставлении на торги земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты", площадью 1350 кв.м, для использования в целях строительства ИЖС (л.д. 69).
Земельный участок с кадастровым номером "данные изъяты", площадью 1350 кв.м, расположенный в районе жилого дома N "данные изъяты", имел вид разрешенного использования: для эксплуатации объекта временного использования - автостоянки, что подтверждается выпиской из ЕГРН (л.д. 18-19). В период с 24 ноября 2003 года до 1 ноября 2007 года данный земельный участок находился в аренде у ИП Ивановой Е.И. (л.д. 50). 6 сентября 2022 года указанный земельный участок снят с кадастрового учета в соответствии с частью 7 статьи 72 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
Приказом Управления имущественных и земельных отношений администрации города Березники от 7 октября 2022 года N 18-01-05-2065пз утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, расположенного по адресу: "данные изъяты", в примыкании к земельному участку с кадастровым номером "данные изъяты"; категория земель: земли населенных пунктов; площадь: 1527 кв.м.; территориальная зона: зона застройки индивидуальными жилыми домами (для территории города Березники) (Ж4); основной вид разрешенного использования земельного участка: земельные участки (территории) общего пользования (код 12.0) (л.д. 31).
На месте земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты" был сформирован и 20 октября 2022 года поставлен на государственный кадастровый учет земельный участок с кадастровым номером "данные изъяты", расположенный по адресу: "данные изъяты", в примыкании к земельному участку с кадастровым номером "данные изъяты"; категория земель: земли населенных пунктов; площадь: 1527 кв.м.; вид разрешенного использования: земельные участки (территории) общего пользования (л.д. 16-17).
Не согласившись с решением УИЗО администрации г. Березники от 10 октября 2022 года N 18-01-09-2591 об отказе в предварительном согласовании предоставления в аренду земельного участка, административный истец обратился в суд.
Разрешая заявленные требования административного истца по существу, суды первой и апелляционной инстанций исходили из того, что на момент принятия оспариваемого решения, было принято решение об отказе Кубанову Х.-М.У. в выставлении на торги спорного земельного участка, в связи с чем у административного ответчика не имелось правовых и фактических оснований для отказа Еремину С.А. в проведении процедуры предоставления земельного участка со ссылкой на пункт 4 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации по основанию принятия решения о предварительном согласовании его предоставления, срок действия которого не истек, иному лицу. Вместе с тем, отказывая в удовлетворении административных исковых требований суды исходили из несоответствия представленной схемы расположения земельного участка требованиям закона, частичного совпадения местоположения земельного участка, образование которого предусмотрено данной схемой, с местоположением земельного участка, образованного в соответствии с ранее принятым решением об утверждении схемы расположения земельного участка.
Указанный вывод основан на установленных судами обстоятельств дела, подтверждающих невозможность утверждения схемы расположения земельного участка в силу положений подпунктов 2 и 3 пункта 16 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации.
Доводы кассационной жалобы об обратном не могут быть приняты во внимание, поскольку по существу сводятся к переоценке исследованных судами доказательств и оспариванию обоснованности выводов судов об установленных ими по делу фактических обстоятельствах при том, что суд кассационной инстанции в силу частей 2 и 3 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении жалобы должен исходить из признанных установленными судом первой и второй инстанций фактических обстоятельств дела, проверять лишь правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, и правом устанавливать новые обстоятельства по делу и давать самостоятельную оценку собранным по делу доказательствам, не наделен.
Доводы кассационной жалобы являлись предметом рассмотрения судов нижестоящих инстанций, получили соответствующую правовую оценку, нарушений норм права, повлиявших на исход дела, не подтверждают.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебных актов, судами также не допущено.
Учитывая изложенное, оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Березниковского городского суда Пермского края от 9 марта 2023 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Пермского краевого суда от 21 июня 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу Еремина Сергея Александровича - без удовлетворения.
Принятые по настоящему делу судебные акты могут быть обжалованы путем подачи кассационной жалобы в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня принятия апелляционного определения (за вычетом срока рассмотрения кассационной жалобы Седьмым кассационным судом общей юрисдикции).
Мотивированное кассационное определение изготовлено 13 февраля 2024 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.