Судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Чирковой Т.Н, судей Хорошевской М.В, Ладейщиковой М.В, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Малинина Олега Александровича на решение Верх-Исетского районного суда г. Екатеринбурга Свердловской области от 22 июня 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Свердловского областного суда от 02 ноября 2023 года по административному делу N2а-5188/2023 по административному иску Малинина Олега Александровича к призывной комиссии Верх-Исетского района муниципального образования "город Екатеринбург", Федеральному казенному учреждению "Военный комиссариат Свердловской области" о признании незаконным и отмене решения, возложении обязанности.
Заслушав доклад судьи Хорошевской М.В. об обстоятельствах дела и доводах кассационной жалобы, пояснения административного истца и его представителя по устному ходатайству Козулина С.В, поддержавших доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Малинин О.А. обратился в суд с административным исковым заявлением к вышеуказанным административным ответчикам о признании незаконным и отмене решения призывной комиссии Верх-Исетского района муниципального образования "город Екатеринбург" (далее - Призывная комиссия) от 15 мая 2023 года об отказе в замене воинской службы по призыву на альтернативную гражданскую службу, возложении обязанности заменить военную службу по призыву на альтернативную гражданскую службу.
В обоснование заявленных требований указал, что 27 марта 2023 года направил административному ответчику заявление о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой, ссылаясь на невозможность прохождения военной службы по призыву, в связи с миротворческими убеждениями. Однако в удовлетворении его заявления отказано по причине нарушения сроков обращения. Полагает такое решение незаконным, нарушающим его права.
Решением Верх-Исетского районного суда города Екатеринбурга Свердловской области от 22 июня 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Свердловского областного суда от 02 ноября 2023 года, в удовлетворении административного иска Малинина О.А. отказано.
В поданной 09 января 2024 года кассационной жалобе Малинин О.А. просит состоявшиеся по делу судебные акты отменить, направить дело на новое рассмотрение, ссылаясь на незаконность и необоснованность судебных актов, нарушение норм материального права.
Согласно поступивших возражений, представитель Призывной комиссии просит оставить оспариваемые судебные акты без изменения, кассационную жалобу административного истца без удовлетворения.
Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание не явились. При таких обстоятельствах, учитывая положения части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Проверив материалы дела в пределах доводов кассационной жалобы в соответствии с частью 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Таких нарушений из обжалуемых судебных актов не усматривается, доводы жалобы не могут повлечь их отмену в кассационном порядке.
Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации, который несет военную службу в соответствии с федеральным законом, а в случае, если его убеждениям или вероисповеданию противоречит несение военной службы, а также в иных установленных федеральным законом случаях имеет право на замену ее альтернативной гражданской службой (статья 59 Конституции Российской Федерации).
Правовое регулирование в области воинской обязанности и военной службы в целях реализации гражданами Российской Федерации конституционного долга и обязанности по защите Отечества осуществляется Федеральным законом от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" (далее - Федеральный закон "О воинской обязанности и военной службе", Закон N 53-ФЗ), а также Федеральным законом от 25 июля 2002 г. N 113-ФЗ "Об альтернативной гражданской службе" (далее - Федеральный закон "Об альтернативной гражданской службе", Закон N 113-ФЗ), регламентирующим отношения, связанные с реализацией гражданами Российской Федерации конституционного права на замену военной службы по призыву альтернативной гражданской службой.
Судами установлено, что Малинин О.А, "данные изъяты" года рождения, состоит на воинском учете в военном комиссариате Верх-Исетского и Железнодорожного районов г. Екатеринбург Свердловской области с 09 января 2017 года, признан годным к военной службе.
На период обучения в ФГБОУВО "Уральский государственный университет путей сообщения" Малинину О.А. была предоставлена отсрочка до 31 августа 2023 года.
Вместе с тем, 04 апреля 2022 года Малинин О.А. отчислен из учебного заведения.
18 мая 2022 года Малинин О.А. обратился с заявлением в призывную комиссию о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой.
15 июня 2022 года Призывная комиссия приняла решение об отказе Малинину О.А. в удовлетворении его заявления, в связи с пропуском срока подачи заявления.
Не согласившись с указанным решением призывной комиссии, Малинин О.А. обжаловал его в Верх-Исетский районный суд г. Екатеринбурга, решением которого от 04 августа 2022 года, вступившим в законную силу, в удовлетворении административного иска отказано.
27 марта 2023 года Малинин О.А. повторно обратился с заявлением в Призывную комиссию о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой с указанием на то, что несение военной службы противоречит его убеждениям.
Решением Призывной комиссии от 15 мая 2023 года Малинину О.А. отказано в удовлетворении заявления, в связи с нарушением срока его подачи.
Разрешая административный спор, оценив собранные по делу доказательства в их совокупности, руководствуясь названными в судебном акте нормами материального права, суд первой инстанции пришел к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований, посчитав оспариваемое решение принятым с соблюдением закона и не нарушающим права административного истца, поскольку он нарушил установленный законом срок подачи заявления о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой.
Суд апелляционной инстанции счел суждения суда первой инстанции правомерными, полагал, что они соответствуют обстоятельствам административного дела и нормам материального права, регулирующим рассматриваемые правоотношения, подтверждены совокупностью доказательств, правильно оцененных судом в соответствии со статьей 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Кроме того, суд апелляционной инстанции указал, что Малинин О.А. не доказал обоснованность пропуска установленного законом срока на обращение с таким заявлением.
Оснований не согласиться с такими выводами нижестоящих судебных инстанций, не имеется.
Так, в силу пункта 1 статьи 22 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" призыву на военную службу подлежат граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие на воинском учете или не состоящие, но обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе.
Пунктом 5 статьи 1 Закона N 53-ФЗ установлено, что граждане имеют право на замену военной службы альтернативной гражданской службой в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральным законом.
Отношения, связанные с реализацией гражданами Российской Федерации конституционного права на замену военной службы альтернативной гражданской службой, регулируются Федеральным законом "Об альтернативной гражданской службе", согласно которому реализация гражданами Российской Федерации указанного конституционного права носит заявительный характер.
В соответствии со статьей 2 Закона N 113-ФЗ гражданин имеет право на замену военной службы по призыву альтернативной гражданской службой, если несение военной службы противоречит его убеждениям или вероисповеданию.
В силу положений статьи 11 Закона N 113-ФЗ граждане вправе подать заявления о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой в военный комиссариат, где они состоят на воинском учете, в следующие сроки: до 1 апреля - граждане, которые должны быть призваны на военную службу в октябре - декабре текущего года; до 1 октября - граждане, которые должны быть призваны на военную службу в апреле - июне следующего года.
Данное регулирование основано на привязке к срокам призыва на военную службу (который в соответствии с пунктом 1 статьи 25 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" осуществляется два раза в год с 1 апреля по 30 июня и с 1 октября по 31 декабря на основании указов Президента Российской Федерации): до начала весеннего призыва может быть подано заявление о прохождении альтернативной гражданской службы в период, начиная с осеннего призыва, и, соответственно, до начала осеннего призыва - о прохождении альтернативной гражданской службы в период, начиная с весеннего призыва.
Подобный порядок обусловлен необходимостью заблаговременного уведомления военных комиссариатов о соответствующем намерении призывника с целью своевременного планирования мероприятий призыва, которое осуществляется военным комиссаром.
Исключение из общего правила составляет порядок, предусмотренный в абзаце четвертом пункта 1 статьи 11 Федерального закона "Об альтернативной гражданской службе": граждане, пользующиеся отсрочками от призыва на военную службу, сроки действия которых должны истечь после очередного призыва на военную службу, при преждевременном прекращении основания для отсрочки вправе подать заявления о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой после 1 апреля или после 1 октября в течение 10 дней со дня прекращения основания для отсрочки, т.е. независимо от сроков призыва на военную службу. Это обусловлено такими обстоятельствами, которые не позволяют гражданину заранее уведомить военный комиссариат о намерении воспользоваться правом на альтернативную гражданскую службу, а потому вопрос о прохождении военной службы должен решаться в ближайший по отношению к дате прекращения отсрочки призыв (весенний или осенний) либо в период текущего призыва.
Вместе с тем, граждане, пользующиеся отсрочками от призыва на военную службу, сроки действия которых должны истечь после 1 апреля или после 1 октября, но не позднее срока окончания очередного призыва на военную службу, подают заявления о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой на общих основаниях.
Согласно абзацу 1 части 4 статьи 12 Федерального закона N 113-ФЗ гражданину может быть отказано в замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой в случаях, если он нарушил срок и (или) порядок подачи заявления о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой, определяемые статьей 11 данного Федерального закона и положением о порядке прохождения альтернативной гражданской службы.
Решение призывной комиссии в отношении административного истца является правильным, поскольку он нарушил срок подачи заявления о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой.
Данное обстоятельство им не оспаривается и служит основанием для принятия решения об отказе в замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой, независимо от наличия у административного истца миротворческих убеждений, на что указывает кассатор.
Доводы административного истца, содержащиеся в кассационной жалобе, несостоятельны, поскольку основаны на неверном толковании норм материального права.
Указанные доводы повторяют позицию административного истца по делу и доводы апелляционной жалобы, были предметом рассмотрения судебных инстанций и получили надлежащую правовую оценку, при этом выводы судов в части мотивов и правовых оснований, которыми они руководствовались, не опровергают.
Выводы судов подробно мотивированы, основаны на представленных в материалы дела доказательствах и установленных на их основании фактических обстоятельствах.
Учитывая, что судами первой и апелляционной инстанций ошибок в применении и толковании норм материального и процессуального права не допущено, Судебная коллегия не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Верх-Исетского районного суда г. Екатеринбурга Свердловской области от 22 июня 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Свердловского областного суда от 02 ноября 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу Малинина Олега Александровича - без удовлетворения.
Принятые по настоящему делу судебные акты могут быть обжалованы путем подачи кассационной жалобы в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня принятия апелляционного определения (за вычетом срока рассмотрения кассационной жалобы Седьмым кассационным судом общей юрисдикции).
Мотивированное кассационное определение изготовлено 22 февраля 2024 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.