Судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Степанова П.В, судей Тетюева С.В, Печенкиной Н.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Еремина Александра Борисовича на решение Березниковского городского суда Пермского края от 9 марта 2023 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Пермского краевого суда от 26 июня 2023 года по административному делу N 2а-495/2023 по административному исковому заявлению Еремина Александра Борисовича о признании незаконным решения управления имущественных и земельных отношений администрации г. Березники об отказе в предоставлении земельного участка, возложении обязанности.
Заслушав доклад судьи Тетюева С.В, судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Еремин А.Б. обратился в суд с административным исковым заявлением о признании незаконным решения управления имущественных и земельных отношений администрации г. Березники (далее - Управление) от 10 октября 2022 года N 18-01-09-2584 об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка в аренду, возложении обязанности устранить допущенное нарушение прав и законных интересов Еремина А.Б.
В обоснование иска указано, что 14 сентября 2022 года в Управление истцом было подано заявление о предварительном согласовании предоставления в аренду земельного участка для ведения огородничества по адресу: "данные изъяты", площадью 399 кв.м. 10 октября 2022 года Управлением принято решение N 18-01-09-2584 об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка. Отказ мотивирован тем, что 29 августа 2022 года иным лицом было направлено заявление о выставлении на торги земельного участка, расположенного в районе "данные изъяты". Между тем это лицо подготовило схему расположения земельного участка с нарушением, поскольку на тот момент на кадастровом учете по названному адресу стоял земельный участок с кадастровым номером "данные изъяты", который был снят с кадастрового учета 6 сентября 2022 года. Более того, в схеме, утвержденной приказом Управления от 7 октября 2022 года N 18-01-05-2065пз, определен вид разрешенного использования земельного участка - земельные участки (территории) общего пользования, подразумевающий торги только при наличии объекта капитального строительства, который на указанном участке отсутствует. Согласно регламенту по предоставлению муниципальной услуги "Предварительное согласование предоставления земельного участка, находящего в муниципальной собственности", утв. постановлением муниципального образования "Город Березники" Пермского края от 25 июля 2022 года N 01-02-1239, результатом предоставления услуги является приказ или отказ, в то время как административным истцом было получено письмо N 18-01-09-2584 от 30 сентября 2022 года о том, что его заявление рассмотрено, подготовлен проект приказа, который проходит процедуру согласования.
Решением Березниковского городского суда Пермского края от 9 марта 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Пермского краевого суда от 26 июня 2023 года, в удовлетворении административного иска отказано.
В кассационной жалобе, поданной 21 декабря 2023 года, административный истец Еремин А.Б. просил указанные судебные акты отменить и принять по делу новое решение. В обоснование жалобы приведены доводы о том, что ответчиком не доказана законность оспариваемого решения, не подтверждено наличие вклинивания, вкрапливания, чересполосицы, изломанности границ испрашиваемого земельного участка и, как следствие, нерациональное использование земель; в чем конкретно заключается нерациональное использование земель, в оспариваемом решении не указано, приведена лишь ссылка на норму закона; Управлением нарушен п. 6 ст. 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ); суды не установили, по инициативе какого лица была утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории 7 октября 2022 года; земельные участки для общего пользования образуются на основании проекта межевания территории, а не схемы расположения земельного участка; испрашиваемый истцом земельный участок полностью соответствует требованиям правил землепользования и застройки г. Березники.
В соответствии с ч. 2 ст. 326 КАС РФ кассационная жалоба рассмотрена в отсутствие не явившихся в суд лиц, участвующих в деле, и их представителей, которые извещены надлежащим образом.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции пришла к следующему.
Согласно ч. 2 ст. 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких оснований по данному делу не имеется.
Как установлено судами и подтверждается собранными доказательствами, 14 сентября 2022 года Еремин А.Б. обратился в Управление с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка площадью 399 кв.м по адресу: "данные изъяты" в аренду под огородничество, приложив схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории.
Согласно Правилам землепользования и застройки муниципального образования "Город Березники" Пермского края, утв. постановлением администрации г. Березники от 13 августа 2021 года N 01-02-1044, земельный участок расположен в территориальной зоне Ж-4 - зоне застройки индивидуальными жилыми домами, в которой ведение огородничества допускается в качестве основного вида разрешенного использования с предельными размерами земельного участка от 100 до 399 кв.м.
Решением Управления от 10 октября 2022 года N 18-01-09-2584 Еремину А.Б. было отказано в предварительном согласовании предоставления земельного участка на основании подп. 1, 2 п. 8 ст. 39.15 ЗК РФ. Отказ мотивирован тем, что схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, разработана с нарушением предусмотренных ст. 11.9 ЗК РФ требований к образуемым земельным участкам (образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами); земельный участок, который предстоит образовать, не может быть предоставлен заявителю, поскольку в отношении земельного участка, указанного в заявлении о его предоставлении, принято решение о предварительном согласовании его предоставления, срок действия которого не истек, и с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось иное не указанное в этом решении лицо.
Разрешая спор по существу и отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии совокупности условий, предусмотренных п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ и необходимых для удовлетворения административного иска.
Суд апелляционной инстанции, соглашаясь с выводами суда первой инстанции, установил, что образование испрашиваемого истцом земельного участка не основано на принципах рационального использования земель в пределах кадастрового квартала "данные изъяты".
Судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции оснований для отмены обжалуемых судебных актов не усматривает.
Согласно п. 2 ст. 39.6 ЗК РФ договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка гражданину для сенокошения, выпаса сельскохозяйственных животных, ведения огородничества или земельного участка, расположенного за границами населенного пункта, гражданину для ведения личного подсобного хозяйства (пункт 19).
Предварительное согласование предоставления земельного участка регламентировано положениями ст. 39.15 ЗК РФ.
В соответствии с п. 7 ст. 39.15 ЗК РФ (в применимой редакции) в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление и проверяет наличие или отсутствие оснований для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка и по результатам этих рассмотрения и проверки принимает решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка или при наличии оснований, указанных в п. 8 ст. 39.15 ЗК РФ, решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка и направляет принятое решение заявителю. Решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка должно содержать все основания отказа.
Пунктом 8 ст. 39.15 ЗК РФ предусмотрено, что уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка при наличии хотя бы одного из следующих оснований: 1) схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в п. 16 ст. 11.10 ЗК РФ; 2) земельный участок, который предстоит образовать, не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подп. 1-13, 14.1-19, 22 и 23 ст. 39.16 ЗК РФ; 3) земельный участок, границы которого подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости", не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подп. 1-23 ст. 39.16 ЗК РФ.
На основании подп. 3 п. 16 ст. 11.10 ЗК РФ в утверждении схемы расположения земельного участка отказывается в случае ее разработки с нарушением предусмотренных ст. 11.9 ЗК РФ требований к образуемым земельным участкам.
Образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами (п. 6 ст. 11.9 ЗК РФ).
В силу п. 22 ст. 39.16 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, если в отношении земельного участка, указанного в заявлении о его предоставлении, принято решение о предварительном согласовании его предоставления, срок действия которого не истек, и с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось иное не указанное в этом решении лицо.
Проверяя законность оспариваемого решения, суды нижестоящих инстанций пришли к правильному выводу об отсутствии у Управления оснований для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка в соответствии с п. 22 ст. 39.16 ЗК РФ, поскольку 30 сентября 2022 года (то есть до принятия оспариваемого решения) иному лицу (Кубанову Х.-М.У.) Управлением было отказано в выставлении на торги земельного участка, с которым пересекался испрашиваемый Ереминым А.Б. земельный участок.
Вместе с тем оснований для признания оспариваемого решения незаконным суды не усмотрели, так как в ходе рассмотрения дела нашли свое подтверждение изложенные Управлением в решении доводы о том, что образование испрашиваемого земельного участка приведет к недостаткам, препятствующим рациональному использованию земель. В частности, из представленной административным истцом схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории однозначно следует, что между земельным участком с кадастровым номером "данные изъяты" и испрашиваемым земельным участком образуется невостребованная полоса земли (чересполосица).
При таких обстоятельствах суды первой и апелляционной инстанций правомерно заключили, что у Управления имелись предусмотренные законом основания для отказа в предварительном согласовании предоставления истцу земельного участка в аренду под огородничество в соответствии с подп. 1 п. 8 ст. 39.15, подп. 3 п. 16 ст. 11.10, п. 6 ст. 11.9 ЗК РФ.
В настоящее время на месте испрашиваемого истцом земельного участка сформирован и поставлен на кадастровый учет земельный участок с разрешенным использованием "земельные участки (территории) общего пользования", на котором в связи с высокой плотностью населения района органом местного самоуправления планируется размещение площадки для занятий спортом и физкультурой, элементов озеленения, архитектурных форм, некапитальных нестационарных строений и сооружений (л.д. 61).
Доводы жалобы о том, что схема расположения земельного участка с целью образования иного участка была утверждена Управлением 7 октября 2022 года, то есть после того как Еремин А.Б. обратился с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка; судами не установлено, кто был инициатором утверждения вышеуказанной схемы; земельные участки для общего пользования образуются на основании проекта межевания территории, а не схемы расположения земельного участка, о незаконности обжалуемых судебных актов не свидетельствуют, поскольку оспариваемое решение не было обосновано положениями подп. 2 п. 16 ст. 11.10 ЗК РФ, а излишние выводы судов нижестоящих инстанций о том, что образование земельного участка в соответствии с предоставленной истцом схемой не допускалось ввиду наличия действующего распоряжения органа местного самоуправления в отношении тех же земель, к неправильному разрешению спора не привели.
Нарушение Управлением положений п. 6 ст. 39.15 ЗК РФ не подтверждается, так как Кубанов Х.-М.У. обращался с заявлением о выставлении на торги земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты" для индивидуального жилищного строительства (то есть сформированного и состоящего на кадастровом учете земельного участка), а не с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка, который предстоит образовать.
Соответствие испрашиваемого земельного участка требованиям правил землепользования и застройки (по площади и виду разрешенного использования) не является единственным и достаточным условием для предоставления земельного участка, в котором должно быть отказано, если не соблюдаются требования к образуемым земельным участкам (ст. 11.9 ЗК РФ).
Остальные доводы кассационной жалобы направлены на переоценку установленных обстоятельств административного дела и выводов судов нижестоящих инстанций, в силу чего эти доводы не могут служить поводом к отмене обжалуемых судебных актов, которые являются законными и обоснованными.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Березниковского городского суда Пермского края от 9 марта 2023 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Пермского краевого суда от 26 июня 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу Еремина Александра Борисовича - без удовлетворения.
Принятые по настоящему делу судебные акты могут быть обжалованы путем подачи кассационной жалобы в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня принятия апелляционного определения (за вычетом срока рассмотрения кассационной жалобы Седьмым кассационным судом общей юрисдикции).
Мотивированное кассационное определение изготовлено 21 февраля 2024 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.