Судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Чирковой Т.Н, судей Сапрыгиной Л.Ю, Хорошевской М.В, рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Худякова Владимира Валерьяновича на решение Соликамского городского суда Пермского края от 23 мая 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Пермского краевого суда от 26 сентября 2023 года, принятые по административному делу N2а-12/2023 по административному иску Худякова Владимира Валерьяновича к ФКУЗ МСЧ-59 ФСИН России, ФКУ ИК-2 ОУХД ГУФСИН России по Пермскому краю, ФСИН России о признании незаконными действий (бездействия), выразившихся в ненадлежащем оказании медицинской помощи, возложении обязанности провести медицинское обследование, предоставить медицинские препараты, о присуждении компенсации за нарушение условий содержания под стражей, заслушав доклад судьи Сапрыгиной Л.Ю. об обстоятельствах дела, доводах кассационной жалобы,
УСТАНОВИЛА:
Худяков В.В. обратился в суд с административным иском к ФКУЗ МСЧ-59 ФСИН России о возложении обязанности:
- направить хирурга для осмотра правой руки в области локтевого сгиба, а также установления точного диагноза и степени заболевания суставов, - провести обследование коленей, тазобедренного сустава и локтевого сгиба на МРТ для уточнения степени повреждения, - назначить рентгенологическое обследование причины заболевания, полученного в результате нанесенной травмы в ФКУ ИК-2 ОУХД ГУФСИН России по Пермскому краю, - назначить лечение с выдачей необходимых медицинских препаратов, назначить хондопротекторы для лечения коленного и тазобедренного суставов, - направить стоматолога для осмотра состояния зубов, провести санацию зубов, провести лечение десны верхнего ряда зубов, установить возможность и стоимость протезирования полости рта или имплантации, восстановить количество недостающих зубов, так как он их потерял по вине ответчика, не проводившего осмотр и лечение зубов с 1999 года, - провести обследование желудочно-кишечного тракта, установить заболевание, в том числе определить возможность оперативного лечения, - провести обследование варикозного заболевания, установить степень поражения вен нижних конечностей, назначив лечение, - направить невролога для обследования по факту заболевания с выраженным акинетико-ригидным синдромом.
Также Худяков В.В. просил взыскать в его пользу за нарушение условий содержания в исправительном учреждении, выразившихся в нарушение его права на охрану здоровья, с учетом длительности неоказания ему медицинской помощи, халатности медицинского персонала, утраты зубов, компенсацию в размере 200 000 рублей, С учетом уточнения требований указал, что в течение 2020-2022 годов неоднократно обращался за оказанием медицинской помощи, однако фактически все ограничивалось лишь консультацией и внешним осмотром.
Полагает, что ему ненадлежащим образом оказывается медицинская помощь, не принято решение по вопросу назначения лечения коленей и тазобедренного сустава, не проведен рентген (МРТ) локтевого сустава и не установлена причина заболевания с назначением соответствующего лечения, не проведена санация зубов с закрытием места повреждения эмали зубов зубным лаком, не решен вопрос об установлении люминиров для устранения зубной боли, не установлена степень заболевания неврозом и не назначено лечение в рамках ОМС.
Определениями Соликамского городского суда к участию в деле в качестве административных соответчиков привлечены ФСИН России, ФКУ ИК-2 ОУХД ГУФСИН России по Пермскому краю, в качестве заинтересованных лиц - филиал "Медицинская часть N 11" ФКУЗ МСЧ-59 ФСИН России, а также начальник указанного филиала Кошелев А.А.
Решением Соликамского городского суда Пермского края от 23 мая 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Пермского краевого суда от 26 сентября 2023 года, в удовлетворении требований Худякову В.В. отказано.
В кассационной жалобе, поданной 21 декабря 2023 года в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции, Худяков В.В. просит решение Соликамского городского суда Пермского края от 23 мая 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Пермского краевого суда от 26 сентября 2023 года.
Повторяя доводы административного иска и апелляционной жалобы настаивает на том, что ему ненадлежащим образом оказывается медицинская помощь, не проведены должным образом обследования, рентген, МРТ, не назначено лечение.
В суд кассационной инстанции лица, участвующие в деле не явились, извещены надлежащим образом.
Судебная коллегия на основании ч. 2 ст. 326, ст. 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации считает возможным рассмотреть дело в отсутствии указанных выше лиц, извещенных надлежащим образом и не явившихся в судебное заседание.
В силу части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в части 1 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (часть 3 статьи 328 Кодекса).
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив законность и обоснованность судебных решений в пределах доводов кассационной жалобы, в соответствии с пунктами 2 и 3 статьи 328, пункта 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия полагает, что таких нарушений судами первой и апелляционной инстанций не допущено, а доводы кассационной жалобы не могут повлечь отмену или изменение оспариваемых судебных актов.
Положения части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предоставляют гражданину право обратиться в суд с требованиями об оспаривании действий (бездействия) органа государственной власти, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, если он полагает, что нарушены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов.
Согласно статье 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд удовлетворяет требования об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушают права и свободы заявителя, а также не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту. Из этого следует, что отсутствие указанной совокупности является основанием для отказа в удовлетворении требований.
При этом на лицо, обратившееся в суд, возлагается обязанность доказывать факт нарушения его прав, свобод и законных интересов (пункт 1 части 9 и часть 11 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Согласно частям 1 и 2 статьи 12.1 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, лицо, осужденное к лишению свободы и отбывающее наказание в исправительном учреждении, в случае нарушения условий его содержания в исправительном учреждении, предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации, имеет право обратиться в суд в порядке, установленном КАС РФ, с административным исковым заявлением к Российской Федерации о присуждении за счет казны Российской Федерации компенсации за такое нарушение. Компенсация за нарушение условий содержания осужденного в исправительном учреждении присуждается исходя из требований заявителя с учетом фактических обстоятельств допущенных нарушений, их продолжительности и последствий и не зависит от наличия либо отсутствия вины органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих.
В соответствии с частью 1 статьи 227.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лицо, полагающее, что нарушены условия его содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, одновременно с предъявлением требования об оспаривании связанных с условиями содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих в порядке, предусмотренном главой 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, может заявить требование о присуждении компенсации за нарушение установленных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении.
Частью 5 статьи 227.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено, что при рассмотрении административного искового заявления, поданного в соответствии с частью 1 статьи 227.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд устанавливает, имело ли место нарушение предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, а также характер и продолжительность нарушения, обстоятельства, при которых нарушение допущено, его последствия.
Из содержания судебных актов и материалов дела следует, что с 22.10.1999 года Худяков В.В. отбывает наказание в виде пожизненного лишения свободы в ФКУ ИК-2 ОУХД ГУФСИН России по Пермскому краю.
20.11.2019, 13.03.2020, 13.10.2020 Худякову В.В. проведены профилактические медицинские осмотры и диспансерные осмотры. Жалоб не предъявлял. Осмотрен. Заключение: "данные изъяты"
03.11.2021 осужденному Худякову В.В. проведен профилактический медицинский осмотр за 2021 год и диспансерный осмотр. Жалоб не предъявлял. Осмотрен. Заключение: "данные изъяты"
01.04.2022 осужденному Худякову В.В. проведен профилактический медицинский осмотр за 2022 год и диспансерный осмотр. Жалоб не предъявлял. Осмотрен. Заключение: "данные изъяты"
Кроме того, за период лечения в отношении Худякова В.В. проведены следующие мероприятия: 14.04.2020, 15.04.2020, 28.04.2020, 13.04.2021 проведены ОАК, ОАМ, биохимический анализ крови: показания в пределах нормы; 30.01.2019, 18.07.2019, 03.02.2020, 04.02.2020, 14.02.2020, 27.02.2020, 11.03.2020, 16.06.2020, 21.07.2020, 07.08.2020, 22.10.2020, 11.01.2021, 18.01.2020, 21.05.2021 осуществлялся контроль АД.
07.06.2019 Худякову В.В. проведена рентгенография "данные изъяты".
07.08.2019 Худяков В.В. осмотрен врачом-хирургом, в связи с жалобами на "данные изъяты", показаний для оперативного лечения не установлено, рекомендован "данные изъяты", при болях НПВС, в дальнейшем жалоб не предъявлял, 13.08.2019 в связи с тем, что вновь предъявлены жалобы на "данные изъяты" назначено из личных медикаментов "данные изъяты"
26.04.2022 Худяков В.В. предъявлял жалобы на боль "данные изъяты" "данные изъяты" в течение 4-5 дней в вечернее время. Осмотрен. Движения в "данные изъяты" в полном объеме, на момент осмотра безболезненный. Диагноз: "данные изъяты"
09.06.2022 проведена рентгенография "данные изъяты", заключение: "данные изъяты".
21.11.2022 Худяков В.В. обратился на прием с жалобами на боль в "данные изъяты" "данные изъяты" при движении, был осмотрен фельдшером филиала Б, по поводу которого назначено лечение НПВС (курс таблеток "данные изъяты" Во время приема фельдшером разъяснены результаты рентгенологического исследования "данные изъяты" от 09.06.2022 и проведен осмотр (видимых проявлений воспалительного процесса "данные изъяты". Движения в полном объеме). Выставлен диагноз " "данные изъяты"". Даны рекомендации - "данные изъяты" за свой счет (не входят в перечень жизненно-необходимых и важнейших лекарственных препаратов) курсов до 3 месяцев (оформлено разрешение на закупку).
26.01.2023 Худяков В.В. обратился па прием с жалобами на боль в "данные изъяты" в течение примерно 3-х месяцев, "данные изъяты". Осмотрен фельдшером филиала: "данные изъяты" "данные изъяты" рекомендованы при наличии боли мази с содержанием НПВС (нестероидные противовоспалительные средства). Назначена рентгенография "данные изъяты", которая была проведена 07.02.2023. Заключение: "данные изъяты"
07.02.2023 и 14.02.2023 фельдшером даны разъяснения по поводу проведенной рентгенографии.
Помимо заболеваний "данные изъяты", в медицинских документа Худякова В.В. зафиксированы также следующие жалобы и рекомендации по поставленному диагнозу: "данные изъяты"
11.07.2019, 24.10.2019 Худякову В.В. в связи с имеющимся хроническим заболеванием: "данные изъяты" назначался из личных медикаментов "данные изъяты"
29.11.2021 Худяков В.В. предъявлял жалобы на ноющие боли "данные изъяты". Осмотрен. "данные изъяты" Назначено: "данные изъяты"
В связи с имеющимися заболеваниями: "данные изъяты" 03.06.2022 Худяков В.В. направлен на врачебную комиссию для получения разрешения на использование компрессионного трикотажа и "данные изъяты", по заключению ВК N 131 от 03.06.2022 Худякову В.В. разрешено использование компрессионного трикотажа (чулки, эластичный бинт) и разрешено использование "данные изъяты"
Кроме того, из медицинских документов следует, что у административного истца установлен диагноз: "данные изъяты".
01.01.2020 Худяков В.В. обращался с жалобами на боли "данные изъяты", установлен диагноз: "данные изъяты"
21.02.2023 проведен прием терапевта, предъявлены жалобы на боли в "данные изъяты", терапевтом подтверждены ранее поставленные диагнозы, назначено лечение.
Из материалов дела также следует и установлено судами, что 12.03.2020 Худяков В.В. был осмотрен стоматологом. Предъявлял жалобы "данные изъяты". Диагноз: "данные изъяты"
20.01.2022 при осмотре стоматологом Худяков В.В. предъявлял жалобы на "данные изъяты". Проведено лечение: "данные изъяты"
27.04.2022 Худяков В.В. осмотрен стоматологом. Предъявлял жалобы на отложения на "данные изъяты"
11.07.2022 Худяков В.В. осмотрен стоматологом. Предъявлял жалобы на чувствительность "данные изъяты" Оформлено разрешение на закупку препаратов (поступления личных медикаментов не было).
Разрешая заявленные Худяковым В.В. требования и отказывая в удовлетворении административного иска, суд первой инстанции, исходил из того, что профилактические медицинские осмотры в отношении административного истца осуществляются своевременно, в объемах, административному истцу оказывается необходимая медицинская помощь в соответствии с установленными стандартами, назначается лечение, клиническими рекомендациями и стандартами не предусмотрено проведение магнитно-резонансной томографии в заявленных случаях, оснований полагать, что административному истцу оказывалась ненадлежащая стоматологическая помощь, не имеется.
Судебная коллегия по административным делам Пермского краевого суда согласилась с такими выводами суда первой инстанции.
Мотивы, по которым суды первой и апелляционной инстанций пришли к вышеуказанным выводам, подробно со ссылкой на установленные судами обстоятельства и нормы права изложены в оспариваемых судебных актах и оснований не соглашаться с выводами судов первой и апелляционной инстанции по доводам кассационной жалобы не имеется.
Доводы кассационной жалобы о ненадлежащем оказании медицинской помощи, не проведении должным образом обследования, не назначении рентгена, МРТ, надлежащего лечения, несостоятельны.
Согласно статье 2 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" охрана здоровья граждан - система мер политического, экономического, правового, социального, научного, медицинского, в том числе санитарно-противоэпидемического (профилактического), характера, осуществляемых органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, их должностными лицами и иными лицами.
Лица, задержанные, заключенные под стражу, имеют право на оказание медицинской помощи. При невозможности оказания медицинской помощи в учреждениях уголовно-исполнительной системы названные лица имеют право на оказание медицинской помощи в медицинских организациях государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения, а также на приглашение для проведения консультаций врачей-специалистов указанных медицинских организаций в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусмотренных на эти цели федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему правоприменительные функции, функции по контролю и надзору в сфере исполнения уголовных наказаний в отношении осужденных (части 1 и 3 статьи 26 поименованного закона).
В соответствии с частью 1 статьи 101 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации лечебно-профилактическая и санитарно-профилактическая помощь осужденным к лишению свободы организуется и предоставляется в соответствии с Правилами внутреннего распорядка исправительных учреждений и законодательством Российской Федерации.
Пунктом 154 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденных приказом Минюста России от 04 июля 2022 года N 110 предусмотрено, что медицинская помощь осужденным к лишению свободы оказывается медицинской организацией УИС в соответствии с Федеральным законом об основах охраны здоровья граждан и приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 28 декабря 2017 г. N 285 "Об утверждении Порядка организации оказания медицинской помощи лицам, заключенным под стражу или отбывающим наказание в виде лишения свободы" (далее Порядок N 285).
В силу пунктов 173-175 указанных Правил, администрация ИУ обеспечивает возможность обращения осужденного к лишению свободы в медицинскую организацию УИС для оказания ему медицинской помощи, в том числе с использованием устанавливаемых в местах, определяемых администрацией ИУ, информационных терминалов (при их наличии и технической возможности). В случае необходимости оказания медицинской помощи в неотложной или экстренной форме осужденный к лишению свободы может обратиться к любому работнику ИУ, который обязан принять меры для организации оказания ему медицинской помощи. Прием осужденных к лишению свободы в медицинских организациях УИС производится в порядке очередности по предварительной записи, осуществляемой в том числе с использованием устанавливаемых в местах, определяемых администрацией ИУ, информационных терминалов (при их наличии и технической возможности) и по назначению медицинского работника в соответствии с режимом работы медицинской организации УИС. Медицинская помощь в неотложной или экстренной форме оказывается без предварительной записи. Медицинской организацией УИС совместно с администрацией ИУ организуется круглосуточное оказание медицинской помощи осужденным к лишению свободы в неотложной или экстренной форме.
Оказание медицинской помощи лицам, заключенным под стражу, или осужденным осуществляется структурными подразделениями (филиалами) медицинских организаций, подведомственных ФСИН России, и СИЗО УИС, подчиненных непосредственно ФСИН России, а при невозможности оказания медицинской помощи в медицинских организациях УИС - в иных медицинских организациях государственной и муниципальной системы здравоохранения. К структурным подразделениям (филиалам) медицинских организаций УИС, оказывающим медицинскую помощь лицам, заключенным под стражу, или осужденным, в СИЗО, в учреждениях УИС, лечебно-профилактических учреждениях, лечебных исправительных учреждениях УИС, относятся медицинские части (здравпункты), больницы, в том числе специализированные (психиатрические, туберкулезные), дома ребенка (пункт 2 Порядка N 285).
На основании пункта 30 Порядка N 285 организации оказания медицинской помощи осужденные при поступлении в учреждения УИС осматриваются медицинским работником с целью выявления лиц, представляющих эпидемическую опасность для окружающих или нуждающихся в медицинской помощи, с обязательным проведением телесного осмотра, термометрии, антропометрии.
В период содержания осужденного в учреждении УИС осуществляется динамическое наблюдение за состоянием его здоровья, включающее ежегодное лабораторное исследование (общий анализ крови, мочи), осмотр врача-терапевта (врача общей практики) или фельдшера, которые проводятся один раз в год, а также флюорографию легких или рентгенографию органов грудной клетки (легких), которые проводятся не реже одного раза в шесть месяцев в рамках проведения профилактических медицинских осмотров в целях выявления туберкулеза (пункт 31 Порядка N 285).
Медицинские осмотры и диспансерное наблюдение осужденных осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере охраны здоровья (пункт 32 Порядка N 285).
Согласно пункту 8 Порядка N 285 первичная медико-санитарная помощь в амбулаторных условиях оказывается в медицинской части (здравпункте) или в процедурных кабинетах медицинской части, расположенных в режимных корпусах СИЗО и тюрем, в штрафном изоляторе (далее - ШИЗО), дисциплинарном изоляторе (далее - ДИЗО), в помещении, функционирующем в режиме СИЗО (далее - ПФРСИ), в помещении камерного типа (далее - ПКТ), едином помещении камерного типа (далее - ЕПКТ), в запираемых помещениях строгих условий отбывания наказания (далее - медицинские кабинеты), при их наличии, в соответствии с режимом работы медицинской части (здравпункта).
Пунктом 14 Порядка N 285 установлено, что при обращении лица, заключенного под стражу, или осужденного с жалобами на наличие телесных повреждений, травм и отравлений, а также при выявлении медицинским работником, а также другим сотрудником УИС видимых признаков телесных повреждений, травм и отравлений после оказания необходимой медицинской помощи медицинским работником составляется заключение о медицинском освидетельствовании на наличие телесных повреждений, травм и отравлений.
В соответствии со Стандартами первичной медико-санитарной помощи при заболеваниях костно-мышечной системы и соединительной ткани, для уменьшения болей в суставах рекомендовано назначение нестероидных противовоспалительных и противоревматических препаратов (НПВП), а также предусмотрено назначение хондропротекторов.
Клиническими рекомендациями по лечению заболеваний "данные изъяты" прямо предусмотрено, что целью консервативного лечения является уменьшение боли и стабилизация дегенеративно-дистрофического процесса с переводом его в фазу клинической компенсации.
Данные медицинских документов Худякова В.В. свидетельствуют, что по установленным заболеваниям - "данные изъяты" ему назначено лечение в соответствии с приведенными стандартами и рекомендациями, в частности при возникновении "данные изъяты" ему назначен "данные изъяты"
Вопреки доводам Худякова В.В, ему также назначены "данные изъяты", однако, как правильно указал суд первой инстанции, "данные изъяты" не входят в перечень жизненно важных лекарственных препаратов, утвержденный распоряжением Правительства РФ от 12.10.2019 года N 2406-р, в связи с чем приобретаются осужденными за счет собственных средств.
Исследовав материалы дела, суды пришли к верному выводу о том, что профилактические медицинские осмотры в отношении административного истца осуществляются своевременно, в объемах, установленных Порядком организации оказания медицинской помощи, необходимая медицинская помощь оказывается в соответствии с установленными стандартами. При этом, доводы Худякова В.В. о необходимости проведения магнитно-резонансной томографии, обоснованно отклонены, с учетом того, что клиническими рекомендациями по лечению заболеваний костно-мышечной системы и соединительной ткани в качестве основного диагностического исследования указано рентгенологическое обследование, проведение магнитно-резонансной томографии рекомендовано лишь в отдельных случаях для определения структуры и повреждений сустава. Необходимое лечение, связанное с имеющимся у административного истца хроническим заболеванием - "данные изъяты", Худякову В.В. оказана, назначен "данные изъяты" "данные изъяты" которые приобретаются осужденными за счет собственных средств.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции в качестве специалиста допрошена заместитель начальника филиала ФКУЗ МСЧ-59 ФСИН России Коробейникова Т.В, пояснившая, что в соответствии с медицинскими стандартами при "данные изъяты" рекомендовано лечение в виде "данные изъяты" При артрозных заболеваниях, в случае наличия воспалительного процесса назначают обезболивающие противовоспалительные препараты, хондропротекторы. Дискинезия толстого кишечника является хроническим заболеванием, при дискинезии назначаются только спазмолитики для снятия болевого синдрома, иные медицинские препараты не назначаются, рекомендуется соблюдение диеты. Вопрос о необходимости проведения магнитно-резонансной томографии решается врачом, который проводит осмотр, из медицинской карты не усматривается необходимость проведения Худякову В.В. "данные изъяты". По заболеваниям суставам проводится рентгенологическое исследование, МРТ назначается лишь в случае необходимости, МРТ органов брюшной полости не проводится. Из медицинской карты Худякова В.В. не усматривается наличие "данные изъяты", на протяжении трех лет сфера жалоб одинаковая, периодичность обращений за медицинской помощью также свидетельствует об отсутствии прогрессирования заболевания.
Разрешая требования Худякова В.В. в части возложения обязанности на административного ответчика провести "данные изъяты", так как он их потерял по вине ответчика, не проводившего осмотр и лечение зубов с 1999 года, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу об их несостоятельности. С таким выводом городского суда согласилась и судебная коллегия краевого суда.
Судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с выводами судов о то, что каких-либо доказательств ненадлежащего оказания медицинской услуги по снятию зубного камня в материалах дела не имеется, также как и отсутствуют записи о рекомендации врача-стоматолага по проведению рентгена зубов. Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не предусматривает бесплатное зубное протезирование.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 17 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 47 при рассмотрении административных дел, связанных с непредоставлением или ненадлежащим оказанием лишенному свободы лицу медицинской помощи, судам с учетом конституционного права на охрану здоровья и медицинскую помощь следует принимать во внимание законодательство об охране здоровья граждан, а также исходить из того, что качество необходимого медицинского обслуживания, предоставляемого в местах принудительного содержания, должно быть надлежащего уровня с учетом режима мест принудительного содержания и соответствовать порядкам оказания медицинской помощи, обязательным для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями, и стандартам медицинской помощи. Суд, оценивая соответствие медицинского обслуживания лишенных свободы лиц установленным требованиям, с учетом принципов охраны здоровья граждан может принимать во внимание, в частности, доступность такого обслуживания (обеспеченность лекарственными препаратами с надлежащими сроками годности), а также своевременность диагностики, последовательность, регулярность и непрерывность лечения профессиональную компетентность медицинских работников.
Вопреки доводам кассационной жалобы, проанализировав нормы материального права, регулирующие спорные отношения, исходя из установленных фактических обстоятельств, суды пришли к обоснованным выводам, что обязанность по обеспечению диагностики и лечения осужденного, возложенная на государство в лице соответствующих органов исполнительной системы, в полном объеме в отношении административного истца выполнена, что свидетельствует об отсутствии нарушения условий содержания осужденного.
Доводы кассационной жалобы основаны на неверном толковании приведенных выше норм права, сводятся к несогласию заявителя с произведенной судами первой и апелляционной инстанции оценкой доказательств, что в силу статей 328, 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации не является основанием для отмены обжалуемых судебных актов в кассационном порядке.
Переоценка доказательств по делу, установление новых обстоятельств выходит за пределы полномочий суда кассационной инстанции.
Выводы судов первой и апелляционной инстанций, изложенные в обжалованных судебных актах, соответствуют обстоятельствам административного дела. Существенного нарушения норм материального права, а также требований процессуального законодательства, повлиявших на исход судебного разбирательства, судами не допущено.
При таких обстоятельствах, решение городского суда и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам краевого суда, с учетом доводов кассационной жалобы, пересмотру в кассационном порядке не подлежит, так как предусмотренные статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основания для их отмены или изменения в кассационном порядке в настоящем случае отсутствуют.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Соликамского городского суда Пермского края от 23 мая 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Пермского краевого суда от 26 сентября 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу Худякова Владимира Валерьяновича - без удовлетворения.
Принятые по настоящему делу судебные акты могут быть обжалованы в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня принятия апелляционного определения, за вычетом срока рассмотрения кассационной жалобы кассационным судом общей юрисдикции.
Кассационное определение в полном объеме изготовлено 22 февраля 2024 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.