Судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Степанова П.В, судей Тетюева С.В, Печенкиной Н.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Путинцевой Людмилы Михайловны на решение Сургутского городского суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 1 июня 2023 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 5 декабря 2023 года по административному делу N 2а-5878/2023 по административному исковому заявлению Путинцевой Людмилы Михайловны о признании незаконным отказа департамента архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования городского округа - курорт Сочи Краснодарского края в заключении соглашения о перераспределении земельного участка.
Заслушав доклад судьи Тетюева С.В, судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Путинцева Л.М. обратилась в суд с административным исковым заявлением о признании незаконным решения департамента архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования городской округ город - курорт Сочи Краснодарского края (далее - Департамент) об отказе в заключении соглашения о перераспределении земель муниципальной собственности и земельного участка, находящегося в частной собственности, выраженного в письме от 19 сентября 2022 года N 24370600, об устранении нарушений ее прав и законных интересов.
В обоснование иска указано, что Путинцевой Л.М. на праве собственности с 4 июля 2022 года принадлежит земельный участок с кадастровым номером "данные изъяты", расположенный по адресу: "данные изъяты". 23 августа 2022 года она обратилась в Департамент с заявлением о перераспределении земельного участка, однако 19 сентября 2022 года в утверждении схемы расположения земельного участка и заключении соглашения о перераспределении земельного участка было отказано, поскольку из истребуемого земельного участка площадью 385 кв.м можно сформировать самостоятельный земельный участок, представленная истцом схема расположения земельного участка разработана с нарушением требований, предъявляемых к образуемым земельным участкам. С оспариваемым решением Путинцева Л.М. не согласна, так как из земель муниципальной собственности площадью 385 кв.м невозможно образовать самостоятельный земельный участок, соответствующий по площади градостроительному регламенту территориальной зоны Ж-2; перераспределение земельного участка необходимо истцу для организации доступа (прохода и проезда) к нему; образование земельного участка не будет препятствовать рациональному использованию земель.
Определением суда первой инстанции от 21 декабря 2022 года к участию в деле в качестве административного соответчика привлечен директор Департамента Литвинец Д.В.
Решением Сургутского городского суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 23 января 2023 года заявленные требования удовлетворены.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 25 апреля 2023 года, оставленным без изменения кассационным определением судебной коллегии по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 8 августа 2023 года, решение суда первой инстанции отменено и дело направлено на новое рассмотрение.
Определением суда первой инстанции от 10 мая 2023 года к участию в деле в качестве административного соответчика привлечена администрация муниципального образования городской округ город - курорт Сочи Краснодарского края.
При новом рассмотрении решением Сургутского городского суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 1 июня 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 5 декабря 2023 года, в удовлетворении административного иска отказано.
В кассационной жалобе, поданной 21 декабря 2023 года, административный истец Путинцева Л.М. просила указанные судебные акты отменить, направить дело на новое рассмотрение или принять новое решение. В обоснование жалобы приведены доводы о том, что проход и проезд к земельному участку истца с ул. Ворошиловградской невозможны из-за большого перепада высот; нахождение земельного участка в охранной зоне линии электропередач не препятствует перераспределению; истец обращалась в Департамент с заявлением о перераспределении земельного участка, а не с заявлением об объединении земельных участков; кадастровым инженером правильно определен кадастровый квартал для выполнения схемы; границы образуемого земельного участка полностью повторяют границы смежных земельных участков, не имеют зазоров, согласуются с рельефом; вопреки выводам суда апелляционной инстанции образование из испрашиваемых земель самостоятельного земельного участка невозможно.
В соответствии с ч. 2 ст. 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) кассационная жалоба рассмотрена в отсутствие не явившихся в суд лиц, участвующих в деле, и их представителей, которые извещены надлежащим образом.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции пришла к следующему.
Согласно ч. 2 ст. 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких оснований по данному делу не имеется.
Как следует из собранных доказательств и установлено судами, с 4 июля 2022 года Путинцевой Л.М. на праве собственности принадлежит земельный участок площадью 810 кв.м (кадастровый номер "данные изъяты"), находящийся по адресу: "данные изъяты"; категория земель - земли населенных пунктов; виды разрешенного использования - для ведения личного подсобного хозяйства (приусадебный земельный участок (код 2.2)). Участок поставлен на кадастровый учет 1 января 2001 года, его граница определена в соответствии с требованиями действующего земельного законодательства.
На земельном участке расположен объект недвижимости с кадастровым номером "данные изъяты".
23 августа 2022 года Путинцева Л.М. обратилась в Департамент с заявлением о заключении соглашения о перераспределении принадлежащего ей земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты" площадью 810 кв.м и земель, находящихся в ведении муниципального образования, площадью 385 кв.м. С заявлением представлены схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории и техническое заключение кадастрового инженера "данные изъяты" С.В, согласно которому к земельному участку с кадастровым номером "данные изъяты" и строящемуся на нем жилому дому отсутствует доступ; проезд и проход к участку с западной стороны невозможны из-за перепада высот, проход осуществляется с северо-восточной стороны по землям муниципальной собственности; перераспределение необходимо в целях рациональной, упорядоченной и безопасной эксплуатации объектов капитального строительства на исходном земельном участке и для исключения изломанности границ, чересполосицы между земельными участками с кадастровыми номерами "данные изъяты".
Решением Департамента от 19 сентября 2022 года Путинцевой Л.М. отказано в предоставлении муниципальной услуги по перераспределению земельных участков в связи с тем, что испрашиваемый земельный участок площадью 385 кв.м входит в свободные муниципальные земли, расположенные в кадастровом квартале "данные изъяты", из которых возможно образовать самостоятельный земельный участок без нарушения требований к образуемым и измененным земельным участкам, предусмотренных ст. 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ); представленная схема по образованию земельного участка не устраняет изломанность границ и чересполосицу с земельными участками с кадастровым номером "данные изъяты", а усиливает их; схема разработана с нарушением предусмотренных ст. 11.9, 11.10 ЗК РФ требований к образуемым земельным участкам. Решение подписано директором Департамента Литвинцом Д.В.
Согласно Правилам землепользования и застройки на территории муниципального образования город-курорт Сочи, утв. решением Городского Собрания Сочи от 29 декабря 2009 года N 202, испрашиваемые земли расположены в территориальной зоне Ж-2 - зоне малоэтажной жилой застройки. Предельные размеры земельного участка для индивидуального жилищного строительства составляют от 400 до 1 000 кв.м, для ведения личного подсобного хозяйства - от 650 до 1 200 кв.м.
Разрешая спор по существу и отказывая в удовлетворении административного иска, суд первой инстанции, с которым согласился и суд апелляционной инстанции, исходил из того, что оспариваемое решение является законным, прав истца не нарушает; перераспределение земельных участков приведет к нерациональному использованию земель; к земельному участку истца имеется доступ с ул. Ворошиловградской.
Судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции полагает, что обжалуемые судебные акты отмене не подлежат в силу следующего.
Перераспределение земельных участков является одним из способов образования земельного участка (п. 1 ст. 11.2 ЗК РФ), поэтому до заключения соглашения о перераспределении земельных участков органом, уполномоченным на предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, должна быть утверждена схема расположения земельного участка с целью его формирования и постановки на кадастровый учет (п. 13 ст. 11.10 ЗК РФ).
Статья 39.28 ЗК РФ устанавливает случаи и основания перераспределения земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности. Так, подп. 3 п. 1 указанной статьи предусмотрено, что допускается перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и земельных участков, находящихся в собственности граждан и предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального жилищного строительства, при условии, что площадь земельных участков, находящихся в собственности граждан, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных размеров земельных участков.
В соответствии с п. 8 ст. 39.29 ЗК РФ в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о перераспределении земельных участков уполномоченный орган по результатам его рассмотрения совершает одно из следующих действий: 1) принимает решение об утверждении схемы расположения земельного участка и направляет это решение с приложением указанной схемы заявителю; 2) направляет заявителю согласие на заключение соглашения о перераспределении земельных участков в соответствии с утвержденным проектом межевания территории; 3) принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков при наличии оснований, предусмотренных пунктом 9 настоящей статьи.
Подпунктом 9 п. 9 ст. 39.29 ЗК РФ предусмотрено, что уполномоченный орган принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков, если образование земельного участка или земельных участков предусматривается путем перераспределения земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель, из которых возможно образовать самостоятельный земельный участок без нарушения требований, предусмотренных ст. 11.9 ЗК РФ, за исключением случаев перераспределения земельных участков в соответствии с подп. 1 и 4 п. 1 ст. 39.28 ЗК РФ.
Согласно подп. 11 п. 9 ст. 39.29 ЗК РФ в заключении соглашения о перераспределении земельных участков может быть отказано, если имеются основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, предусмотренные п. 16 ст. 11.10 ЗК РФ.
К числу оснований для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка относится разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных ст. 11.9 ЗК РФ требований к образуемым земельным участкам (подп. 3 п. 16 ст. 11.10 ЗК РФ).
В соответствии с п. 6 ст. 11.9 ЗК РФ образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
Изломанность границ и чересполосица (наряду с вкрапливанием, вклиниванием) относятся к недостаткам, препятствующим рациональному использованию земель. Перечень этих недостатков, изложенный в п. 6 ст. 11.9 ЗК РФ, исчерпывающим не является.
Установив, что образование путем перераспределения земельного участка приведет к нерациональному использованию земель, суды нижестоящих инстанций пришли к правильному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения административного иска и признания оспариваемого решения незаконным.
Доводы жалобы о том, что образование земельного участка не препятствует рациональному использованию земель, а также о несогласии с выводами судов о наличии доступа к земельному участку истца с ул. Ворошиловградской направлены на иную оценку доказательств и установленных судами фактических обстоятельств дела. Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации суду кассационной инстанции не предоставлены полномочия по переоценке установленных судами фактических обстоятельств дела и представленных участвующими в деле лицами доказательств.
Доводы административного ответчика о том, что за счет испрашиваемых к перераспределению земель может быть образован самостоятельный земельный участок площадью 400 кв.м для индивидуального жилищного строительства (т.1 л.д. 25об), материалами дела, в том числе техническим заключением кадастрового инженера "данные изъяты" С.В, не опровергаются, подтверждаются имеющейся в деле схемой расположения земельного участка (т.1 л.д. 18об).
Доводы жалобы не свидетельствуют о наличии оснований для ее удовлетворения, в связи с чем обжалуемые судебные акты отмене не подлежат.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Сургутского городского суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 1 июня 2023 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 5 декабря 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу Путинцевой Людмилы Михайловны - без удовлетворения.
Принятые по настоящему делу судебные акты могут быть обжалованы путем подачи кассационной жалобы в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня принятия апелляционного определения (за вычетом срока рассмотрения кассационной жалобы Седьмым кассационным судом общей юрисдикции).
Мотивированное кассационное определение изготовлено 21 февраля 2024 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.