Судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Савельевой Л.А, судей Ладейщиковой М.В, Сапрыгиной Л.Ю, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Кощеева Александра Николаевича на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Пермского краевого суда от 31 июля 2023 года, вынесенное по делу N2а-453/2023 по административному исковому заявлению Отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации по Чернушинскому городскому округу Пермского края к Кощееву Александру Николаевичу об установлении административного надзора.
Заслушав доклад судьи Савельевой Л.А. об обстоятельствах дела и доводах кассационной жалобы, заключение прокурора Трошкиной А.В, полагавшей, что апелляционное определение подлежит изменению, судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Отдел МВД России по Чернушинскому городскому округу обратился с административным иском об установлении административного надзора в отношении Кощеева А.Н, освободившегося из мест лишения свободы, отбывшего дополнительное наказание в виде ограничения свободы и имеющего непогашенную судимость.
В обоснование требований указано, что Кощеев А.Н. приговором Чернушинского районного суда Пермского края от 10 октября 2013 года осужден по "данные изъяты" Уголовного кодекса Российской Федерации (УК РФ) к 9 годам лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима и ограничением свободы сроком на 1 год. Наказание в виде лишения свободы Кощеевым А.Н. отбыто 01 апреля 2022 года, дополнительное наказание в виде ограничения свободы отбыто им 31 марта 2023 года.
Решением Чернушинского районного суда Пермского края от 05 июня 2023 года Кощееву А.Н. установлен административный надзор сроком на 10 лет, до 01 апреля 2032 года за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания, с административными ограничениями в виде: обязательной явки один раз в месяц для регистрации в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения; запрещения пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства или пребывания поднадзорного лица с 23:00 до 6:00, за исключением исполнения в указанное время трудовых обязанностей по трудовому договору; запрещения выезда за пределы Чернушинского районного округа Пермского края без разрешения органа внутренних дел, за исключением исполнения трудовых обязанностей по трудовому договору с уведомлением органа внутренних дел.
Срок административного надзора исчислять со дня постановки Кощеева А.Н. на учет в органе внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Пермского краевого суда от 31 июля 2023 года решение районного суда отменено в части установления срока административного надзора, принято новое решение, которым административный надзор установлен на срок 8 (восемь) лет за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания по приговору Чернушинского районного суда Пермского края от 10 октября 2013 года.
Абзацы 4, 5 резолютивной части решения районного суда изложены в следующей редакции: запрещение пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства или пребывания поднадзорного лица, в период с 23:00 до 06:00 часов; запрещение выезда за пределы Чернушинского городского округа Пермского края.
В остальной части решение районного суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе, поданной 03 октября 2023 года в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции, Кощеев А.Н. просит отменить апелляционное определение в части изложения абзацев 4, 5 резолютивной части решения районного суда в иной редакции, полагая, что вмешательство суда апелляционной инстанции в сферу реализации им права на труд является недопустимым и необоснованным, административные ограничения в изложенной в апелляционном определении редакции являются необоснованно дискриминирующими.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание не явились, о причинах неявки не сообщили.
На основании статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (КАС РФ) судебная коллегия находит возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц. Информация о времени и месте судебного разбирательства суда кассационной инстанции заблаговременно размещена на официальном сайте Седьмого кассационного суда общей юрисдикции.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав заключение прокурора Трошкиной А.В, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 КАС РФ).
Такого характера нарушения судами допущено в результате неправильного применения норм материального права, а потому судебные акты подлежат изменению.
Правоотношения, связанные с установлением, продлением, досрочным прекращением административного надзора, о частичной отмене или дополнении ранее установленных административных ограничений, урегулированы Федеральным законом от 06 апреля 2011 года N 64-ФЗ "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" (Федеральный Закон N 64-ФЗ, Закон об административном надзоре, Закон).
Административный надзор устанавливается для предупреждения совершения лицами, освобожденными из мест лишения свободы, преступлений и других правонарушений, оказания на них индивидуального профилактического воздействия, в целях защиты государственных и общественных интересов (статья 2 Закона).
Под административными ограничениями понимается временное ограничение прав и свобод лица, освобожденного из мест лишения свободы, установленное судом в соответствии с указанным Федеральным законом, за несоблюдение которых поднадзорное лицо несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации (статья 1, часть 3 статьи 11 Закона об административном надзоре).
В соответствии с частью 1 статьи 3 Федерального закона N 64-ФЗ административный надзор устанавливается судом в отношении совершеннолетних лиц, освобождаемых или освобожденных из мест лишения свободы и имеющих непогашенную или неснятую судимость за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления либо преступления при рецидиве преступлений или умышленного преступления в отношении несовершеннолетнего либо двух и более преступлений, предусмотренных частью первой статьи 228, статьей 228.3, частью первой статьи 231, частью первой статьи 234.1 УК РФ.
Пунктом 1 части 2 статьи 3 названного Закона предусмотрено, что административный надзор устанавливается независимо от наличия оснований, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость за совершение преступления против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетнего (за исключением лица, указанного в части 2.1 настоящей статьи).
В силу статьи 5 Федерального Закона N64-ФЗ административный надзор устанавливается в отношении лиц, указанных в части 1 (пункт 3) и части 2 статьи 3 настоящего Федерального закона, на срок, установленный законодательством Российской Федерации для погашения судимости, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания.
Судами нижестоящих инстанций установлено, что Кощеев А.Н. осужден приговором Чернушинского районного суда Пермского края от 10 октября 2013 года за совершение преступлений, предусмотренных "данные изъяты" УК РФ к 9 годам лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима и ограничением свободы сроком один год. "данные изъяты"
Согласно части 5 статьи 15 УК РФ данное деяние относится к особо тяжким преступлениям. В силу пункта "данные изъяты" УК РФ в редакции, действующей на момент совершения преступлений, судимость в отношении лиц, осужденных к лишению свободы за особо тяжкие преступления, погашается по истечении восьми лет после отбытия наказания.
Проанализировав указанные обстоятельства, суд апелляционной инстанции пришел к верному выводу о наличии оснований, предусмотренных пунктом 1 части 2 статьи 3 Закона N64-ФЗ, для установления административного надзора в отношении Кощеева А.Н. сроком 8 (восемь) лет.
Срок административного надзора в отношении административного ответчика Кощеева А.Н. установлен судом в полном соответствии с требованиями пункта 2 части 1 статьи 5 Федерального закона N64-ФЗ.
Как разъяснено в пунктах 33 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 16 мая 2017 года N 15 (в ред. от 22.12.2022) "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" установление судом административного ограничения в виде явки от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации является обязательным и не зависит от применения к лицу иных административных ограничений.
При установлении административного надзора за лицом, имеющим непогашенную либо неснятую судимость за совершение преступления против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетнего, а также за лицом, не имеющим места жительства или пребывания, запрещение выезда за установленные судом пределы территории является обязательным (пункты 1-3 части 2 статьи 4 Закона N 64-ФЗ).
Таким образом, административные ограничения в отношении поднадзорного лица Кощеева А.Н. установлены судом в соответствии с положениями статьи 4 Федерального закона N64-ФЗ. При выборе конкретных административных ограничений (запрещение пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания в период с 23:00 часов до 06:00 часов; запрещение выезда за пределы Чернушинского городского округа Пермского края), судом учитывались данные о личности поднадзорного лица, в том числе и необходимость профилактического воздействия на него в целях защиты государственных и общественных интересов.
Вопреки доводам кассационной жалобы, доказательств, свидетельствующих о невозможности выполнения поднадзорным лицом изложенных административных ограничений, в том числе в связи с исполнением Кощеевым А.Н. трудовых обязанностей по трудовому договору, в материалах дела не имеется.
Учитывая, что поднадзорное лицо Кощеев А.Н, в соответствии с положениями пункта 3 статьи 10 Закона N 64-ФЗ, имеет право получить в органе внутренних дел разрешение на пребывание вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания, и (или) на краткосрочный выезд за установленные судом пределы территории в связи с исключительными личными обстоятельствами, предусмотренными частью 3 статьи 12 настоящего Федерального Закона N64-ФЗ (заключение трудового договора, выполнение работ и оказание услуг), то оснований считать, что установленные судом апелляционной инстанции ограничения являются необоснованно дискриминирующими, не имеется.
Между тем судебная коллегия не может согласиться с выводом суда относительно указания на исчисление срока административного надзора, установленного в отношении поднадзорного лица Кощеева А.Н. со дня постановки на учет в органе внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения.
В соответствии с частью 4 статьи 5 Федерального закона N64-ФЗ, в случае назначения лицу ограничения свободы в качестве дополнительного вида наказания, а также при замене неотбытой части наказания в виде лишения свободы принудительными работами либо ограничением свободы срок административного надзора исчисляется со дня отбытия наказания в виде принудительных работ либо ограничения свободы.
Аналогичные разъяснения даны в абзаце 3 пункта 23 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 16 мая 2017 года N 15 (в ред.от22.12.2022) "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы".
Судом установлено и следует из материалов дела, что поднадзорному лицу Кощееву А.Н. было назначено дополнительное наказание в виде ограничения свободы сроком 1 (один) год, которое им отбыто 31 марта 2023 года.
Следовательно, поднадзорное лицо Кощеев А.Н. относится к категории лиц в отношении которого срок административного надзора подлежит исчислению по правилам части 4 статьи 5 названного Закона, со дня отбытия им данного вида наказания.
Учитывая, что все имеющие значения для дела обстоятельства установлены правильно и в полном объеме, но судами допущено неправильное применение норм материального права, в соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 329 КАС РФ судебная коллегия кассационного суда общей юрисдикции считает возможным, не передавая административное дело на новое рассмотрение, изменить судебные акты в части начала исчисления срока административного надзора, установленного в отношении поднадзорного лица Кощеева А.Н.
На основании изложенного, руководствуясь частью 2 статьи 328, статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Чернушинского районного суда Пермского края от 05 июня 2023 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Пермского краевого суда от 31 июля 2023 года изменить, изложив резолютивную часть решения в следующей редакции:
Установить административный надзор в отношении Кощеева Александра Николаевича, "данные изъяты" года рождения, освобожденного из мест лишения свободы 01.04.2022, сроком 8 (восемь) лет за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания по приговору Чернушинского районного суда Пермского края от 10 октября 2013 года.
Срок административного надзора исчислять в отношении поднадзорного лица Кощеева А.Н. со дня отбытия им дополнительного наказания в виде ограничения свободы, назначенного по приговору Чернушинского районного суда Пермского края от 10 октября 2013 года.
Установить в отношении Кощеева Александра Николаевича следующие административные ограничения:
обязать являться один раз в месяц на регистрацию в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения;
запрещение пребывания вне жилого помещения или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица с 23:00 часов до 06:00 часов;
запрещение выезда за пределы Чернушинского городского округа Пермского края.
Кассационную жалобу Кощеева Александра Николаевича оставить без удовлетворения.
Принятые по настоящему делу судебные акты могут быть обжалованы путем подачи кассационной жалобы в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня принятия апелляционного определения (за вычетом срока рассмотрения кассационной жалобы Седьмым кассационным судом общей юрисдикции).
Мотивированное кассационное определение изготовлено 19 декабря 2023 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.