Судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Чирковой Т.Н, судей Вдовиченко И.М, Хорошевской М.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Департамента лесного комплекса Тюменской области на решение Тюменского районного суда Тюменской области от 4 апреля 2023 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Тюменского областного суда от 18 сентября 2023 года по административному делу N N по административному исковому заявлению Тюменской межрайонной природоохранной прокуратуры к Департаменту лесного комплекса Тюменской области, Государственному казенному учреждению Тюменской области "Тюменское управление лесами" о признании незаконным бездействия по ликвидации мест несанкционированного размещения отходов, возложении обязанности очистить участки государственного лесного фонда от несанкционированного размещения отходов.
Заслушав доклад судьи Вдовиченко И.М. об обстоятельствах дела и доводах кассационной жалобы, пояснения представителя Департамента лесного комплекса Тюменской области Ригеля В.Н, поддержавшего доводы кассационной жалобы, прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Трошкиной А.В, возражавшей против удовлетворения кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Тюменская межрайонная природоохранная прокуратура обратилась в суд с административным иском к Департаменту лесного комплекса Тюменской области, Государственному казенному учреждению Тюменской области "Тюменское управление лесами" (далее - ГКУ ТО "Тюменское управление лесами") о признании незаконным бездействия по ликвидации мест несанкционированного размещения отходов, возложении обязанности в течение двух месяцев с даты вступления в законную силу решения суда очистить участки государственного лесного фонда от несанкционированного размещения отходов.
Требования мотивированы тем, что Тюменской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка в сфере соблюдения требований законодательства об охране лесов от пожаров, в ходе которой установлены места несанкционированного размещения отходов на землях государственного лесного фонда. Исполнительным органом государственной власти Тюменской области, осуществляющим полномочия Тюменской области в области лесных отношений, а также переданных государственных полномочий Российской Федерации в той же области, является Департамент лесного комплекса Тюменской области, на котором лежит обязанность по ликвидации размещенных отходов по установленным координатам. При этом Департамент лесного комплекса Тюменской области осуществляет функции и полномочия учредителя ГКУ ТО "Тюменское управление лесами", созданного в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти Тюменской области в сфере лесных правоотношений, которое в рамках предоставленных полномочий не приняло своевременных мер по ликвидации обнаруженных мест несанкционированного размещения отходов. Непринятие мер по охране лесов препятствует реализации Национального проекта "Экология", показателями которого и принятого в соответствии с ним федерального проекта "Сохранение лесов" является сохранение лесов страны в целях обеспечения комфортной и безопасной среды для жителей Российской Федерации.
Определением судьи районного суда от 16 марта 2023 года к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечен Департамент недропользования и экологии Тюменской области.
Решением Тюменского районного суда Тюменской области от 4 апреля 2023 года исковые требования прокурора удовлетворены.
Признано незаконным бездействие Департамента лесного комплекса Тюменской области и ГКУ ТО "Тюменское управление лесами" по ликвидации мест несанкционированного размещения отходов, расположенных:
в квартале 208 выделе 29 Нижнепышминского сельского поселения (Тюменского муниципального района Тюменской области), Богандинского участкового лесничества, Тюменского лесничества, в 600 метрах на восток от крайней ул. Совхозная рп. Богандинский в координатах N 56°53"54, 5" Е 065°55"10, 1";
в квартале 208 выделе 30 Нижнепышминского сельского поселения (Тюменского муниципального района Тюменской области), Богандинского участкового лесничества, Тюменского лесничества, в 640 метрах на восток от крайней ул. Совхозная рп. Богандинский, в координатах N 56°53"54, 0" Е 065°55"13, 1";
в квартале 57 выделе 18 ур. Богандинское (Тюменского муниципального района Тюменской области), Богандинского участкового лесничества, Тюменского лесничества, на север 280 м от ул. Хвойная рп. Богандинский, в координатах N 56°54"26, 6" Е 065°54" 19, 9";
в квартале 50 выделе 45 Северо-Исетского участкового лесничества Исетского лесничества (Исетского района Тюменской области), в координатах N 56°46"03, 8" Е 65°23"12, 7";
в квартале 27 выделе 29 Северо-Исетского участкового лесничества Исетского лесничества (Исетского района Тюменской области), в координатах N 56°47"41, 1" Е 65°23"03, 3";
в квартале 50 выделе 46 Северо-Исетского участкового лесничества Исетского лесничества (Исетского района Тюменской области), в координатах N 56°46"05, 3" Е 65°23"15, 8";
в квартале 64 выделе 27 Северо-Исетского участкового лесничества Исетского лесничества (Исетского района Тюменской области), в координатах N 56°46"22, 6" Е 65°23"44, 4".
На Департамент лесного комплекса Тюменской области и ГКУ ТО "Тюменское управление лесами" в течение двух месяцев с даты вступления решения суда в законную силу возложена обязанность очистить указанные участки государственного лесного фонда от несанкционированного размещения отходов.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Тюменского областного суда от 18 сентября 2023 года решение суда первой инстанции изменено в части срока исполнения обязанности по очистке участков государственного лесного фонда от несанкционированного размещения отходов, установлен срок до 1 апреля 2024 года. В остальной части решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе, поданной 9 ноября 2023 года в суд первой инстанции, Департамент лесного комплекса Тюменской области просит об отмене состоявшихся по делу судебных актов по мотиву незаконности и необоснованности, прекратить производство по делу.
Административным ответчиком Государственным казенным учреждением Тюменской области "Тюменское управление лесами" представлен письменный отзыв на кассационную жалобу с просьбой ее удовлетворить, судебные акты отменить, производство по делу прекратить.
Заинтересованное лицо - Департамент недропользования и экологии Тюменской области представил возражения на кассационную жалобу, содержащие просьбу оставить без изменения судебные акты, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Иные участники процесса, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание не явились.
Судебная коллегия на основании статьи 150, части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела в пределах доводов кассационной жалобы, выслушав пояснения представителя Департамента лесного комплекса Тюменской области, прокурора, судебная коллегия приходит к следующему.
Основаниями для отмены или изменения судебного акта в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
По административным делам, затрагивающим интересы неопределенного круга лиц, а также по административным делам, указанным в главах 28 - 31.1 Кодекса, суд кассационной инстанции вправе выйти за пределы доводов кассационных жалобы, представления (часть 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в части 1 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (часть 3 статьи 328 Кодекса).
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 4 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в случаях, предусмотренных названным Кодексом, органы государственной власти, прокурор в пределах своей компетенции может обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Как установлено при рассмотрении дела, в ходе проверки Тюменской межрайонной природоохранной прокуратурой в сфере соблюдения требований законодательства об охране лесов от пожаров установлены места несанкционированного размещения в период с 2018 года по 2022 год отходов на землях государственного лесного фонда, относящихся к Богандинскому участковому лесничеству, Тюменскому лесничеству, Северо-Исетскому участковому лесничеству, Исетскому лесничеству.
Проведенные ГКУ ТО "Тюменское управление лесами" в рамках возложенных полномочий мероприятия не позволили установить виновных лиц в организации несанкционированных свалок.
До настоящего времени несанкционированные свалки, размещенные на указанных выше землях лесного фонда, не ликвидированы.
В пункте 2 статьи 9 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации (федеральной собственности), осуществляет Российская Федерация.
В целях охраны земель подпунктом 2 пункта 2 статьи 13 Земельного кодекса Российской Федерации на собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков возложена обязанность проводить мероприятия по защите земель, в том числе от загрязнения отходами производства и потребления.
Участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности (часть 1 статьи 8 ЛК Российской Федерации), поэтому осуществление полномочий собственника возлагается на федеральные исполнительные органы власти, если осуществление таковых не перераспределено в установленном порядке.
В силу положений статьи 50.7 Лесного кодекса Российской Федерации леса подлежат охране от пожаров, от загрязнения (в том числе радиоактивного и нефтяного) и от иного негативного воздействия (часть 1), охрана и защита лесов направлены на выявление негативно воздействующих на леса процессов, явлений, а также на их предупреждение и ликвидацию (часть 2), охрана, защита, лесов осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими федеральными законами (часть 3).
Согласно частям 1 и 2 статьи 53 Лесного кодекса Российской Федерации, меры пожарной безопасности в лесах включают в себя: предупреждение лесных пожаров; мониторинг пожарной опасности в лесах и лесных пожаров; разработку и утверждение планов тушения лесных пожаров; иные меры пожарной безопасности в лесах. Правила пожарной безопасности в лесах и требования к мерам пожарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения земель и целевого назначения лесов устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Пунктом 9 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 октября 2020 года N 1614 "Об утверждении Правил пожарной безопасности в лесах" установлен запрет засорения леса отходами производства и потребления.
В пункте 45 Правил санитарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 9 декабря 2020 года N 2047, установлено, что очистка лесов от загрязнения отходами производства и потребления осуществляется в соответствии с законодательством в области обращения с отходами.
Установленный действующим законодательством порядок использования и охраны лесного фонда включает в себя обязанность субъектов, осуществляющих владение и использование лесов, проводить мероприятия по защите соответствующих земель от загрязнения отходами производства и потребления и иного негативного воздействия (абзац 8 статьи 42 ЗК Российской Федерации, часть 3 статьи 60.12 ЛК Российской Федерации).
В соответствии с частью 1 статьи 60.12 Лесного кодекса Российской Федерации подлежат охране от загрязнения и иного негативного воздействия в соответствии с настоящим кодексом, Федеральным законом от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" и другими федеральными законами.
При использовании лесов, охране лесов от пожаров, защите, воспроизводстве лесов, в том числе при выполнении лесосечных работ, должны соблюдаться установленные законодательством Российской Федерации требования по охране окружающей среды от загрязнения и иного негативного воздействия, выполняться меры по охране лесов от загрязнения (в том числе нефтяного, радиоактивного и другого) и иного негативного воздействия, включая меры по сохранению лесных насаждений, лесных почв, среды обитания объектов животного мира, других природных объектов в лесах, а также должна осуществляться, в том числе посредством лесовосстановления и лесоразведения, рекультивация земель, на которых расположены леса и которые подверглись загрязнению и иному негативному воздействию (часть 2 статьи 60.12 ЛК Российской Федерации).
Охрана лесов от загрязнения и иного негативного воздействия осуществляется физическими и юридическими лицами, органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации и Федеральным законом от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (часть 3 статьи 60.12 ЛК Российской Федерации).
Постановлением от 13 октября 2015 года N 26-П Конституционный Суд Российской Федерации дал оценку конституционности пункта 24 части 1 статьи 16 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". Оспоренное положение признано не противоречащим Конституции Российской Федерации, поскольку не предполагает возложение на органы местного самоуправления городских округов обязанности по ликвидации за счет средств местного бюджета несанкционированного складирования бытовых и промышленных отходов, размещенных неустановленными лицами на лесных участках в составе земель лесного фонда, расположенных на территории этих городских округов, без наделения органов местного самоуправления соответствующими государственными полномочиями.
Конституционный Суд Российской Федерации также указал, что принятие мер, направленных на ликвидацию загрязнения бытовыми и промышленными отходами лесных участков, расположенных на территории городского округа, но не находящихся в его собственности, относится к компетенции уполномоченных исполнительных органов государственной власти; мероприятия санитарно-оздоровительного характера на лесных участках, связанные с исполнением публично-правовых обязанностей лесопользователя, должны осуществляться и в том случае, если невозможно установить лицо, виновное в их захламлении, загрязнении и ином негативном воздействии; средства же на осуществление переданных полномочий предоставляются в виде субвенций из федерального бюджета.
Согласно части 4 статьи 19 Лесного кодекса Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления осуществляют мероприятия по сохранению лесов (в том числе по охране лесов) в случаях, если осуществление мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов не возложено в установленном порядке на государственные (муниципальные) учреждения или на лиц, использующих леса. Закупки работ по охране, защите, воспроизводству лесов осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Лесного кодекса Российской Федерации.
Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению государственным имуществом в области лесных отношений в соответствии с пунктом 1 Положения о Федеральном агентстве лесного хозяйства, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 23.09.2010 N 736, является Рослесхоз.
Применительно к полномочиям в области лесных отношений частью 1 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации установлено, что органам государственной власти субъектов Российской Федерации передается, за отдельными исключениями, осуществление организации использования лесов, их охраны (в том числе осуществления мер пожарной безопасности и тушения лесных пожаров), защиты, воспроизводства на землях лесного фонда и обеспечение охраны, защиты, воспроизводства лесов на указанных землях.
Данный орган также является главным распорядителем соответствующих бюджетных средств на содержание и реализацию возложенных на него функций согласно частям 3 и 5 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации, пункту 2 Правил расходования и учета средств, предоставляемых в виде субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2006 N 837.
На основании пункта 6 части 1 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации органам государственной власти субъектов Российской Федерации переданы полномочия по осуществлению на землях лесного фонда охраны лесов (в том числе осуществления мер пожарной безопасности и тушения лесных пожаров, за исключением выполнения взрывных работ в целях локализации и ликвидации лесных пожаров и осуществления мероприятий по искусственному вызыванию осадков в целях тушения лесных пожаров), защиты лесов (за исключением лесозащитного районирования и государственного лесопатологического мониторинга), воспроизводства лесов (за исключением лесосеменного районирования, формирования федерального фонда семян лесных растений и государственного мониторинга воспроизводства лесов), лесоразведения.
Из Положения о Департаменте лесного комплекса Тюменской области, утвержденного постановлением Правительства Тюменской области от 09.07.2007 N 153-п, следует, что названный департамент является исполнительным органом государственной власти Тюменской области, обеспечивающим в соответствии с действующим законодательством реализацию полномочий в сфере лесного хозяйства, осуществляющим разработку и реализацию государственной политики в сфере лесопромышленного комплекса. В сфере лесных отношений департамент наделен полномочиями, в том числе, по осуществлению в установленном порядке взаимодействия с федеральными органами государственной власти и органами государственной власти Тюменской области, органами местного самоуправления, организациями в сфере осуществления прав владения, пользования и распоряжения лесами, а также организации и координации мероприятий по тушению лесных пожаров в лесах в Тюменской области (пункт 2.34); осуществлению на землях лесного фонда охраны лесов (в том числе осуществления мер пожарной безопасности и тушения лесных пожаров, за исключением выполнения взрывных работ в целях локализации и ликвидации лесных пожаров и осуществления мероприятий по искусственному вызыванию осадков в целях тушения лесных пожаров), защиты лесов (за исключением лесозащитного районирования и государственного лесопатологического мониторинга), воспроизводства лесов (за исключением лесосеменного районирования, формирования федерального фонда семян лесных растений и государственного мониторинга воспроизводства лесов), лесоразведения (пункт 2.35); осуществлению необходимых мероприятий, предусмотренных действующим законодательством при введении ограничений пребывания граждан в лесах и въезда в них транспортных средств, а также проведения в лесах определенных видов работ в целях обеспечения пожарной безопасности в лесах, в целях обеспечения санитарной безопасности в лесах (пункт 2.36); организации в пределах полномочий мероприятий по сохранению лесов (в том числе по организации
работ по охране, защите, воспроизводству лесов, лесоразведению), по лесоустройству, а также по охране и защите лесов от незаконных рубок (порубок), нарушений установленного порядка пользования лесным фондом, осуществления лесопользования и других действий, причиняющих вред лесному фонду, а также защите леса от загрязнения радиоактивными веществами, от вредных организмов и пожаров (пункт 2.48).
Из материалов дела также усматривается, что директором Департамента лесного комплекса Тюменской области 04.04.2016 утвержден Устав ГКУ ТО "Тюменское управление лесами", в соответствии с пунктом 10 которого ГКУ ТО "Тюменское управление лесами" создано в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти Тюменской области в сфере лесных отношений.
В соответствии с пп. 1, 11, 14, 28 пункта 11 Устава ГКУ ТО "Тюменское управление лесами" в установленном порядке осуществляет следующие виды деятельности: планирование и назначение мероприятий по использованию, охране, защите и воспроизводству лесов на основании лесного плана Тюменской области, лесохозяйственных регламентов лесничеств Тюменской области, материалов лесоустройства, проектов освоения лесов; планирование, согласование, организация и проведение мероприятий по охране лесов от пожаров, контроль качества выполненных работ; осуществление взаимодействия с органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами, лесопользователями по вопросам использования, охраны, защиты и воспроизводства леса; формирование предложений о необходимых сведениях, подлежащих внесению в лесной план Тюменской области, а также лесохозяйственные регламенты лесничеств Тюменской области, предоставление предложений в структурные подразделения Департамента лесного комплекса Тюменской области. Исполняет государственные функции по осуществлению на землях лесного фонда в установленном порядке федерального государственного лесного контроля (надзора), лесной охраны.
Принимая решение об удовлетворении административных исковых требований, суд первой инстанции, оценив установленные по делу обстоятельства, руководствуясь вышеприведенными нормами права, исходя из полномочий собственника лесного участка поддерживать земельный участок в надлежащем состоянии, пришел к выводу о том, что Департамент лесного комплекса Тюменской области является уполномоченным органом исполнительной власти данного субъекта Российской Федерации, должен выполнять обязанность по ликвидации несанкционированных свалок, расположенных на землях лесного фонда. Кроме того, такая обязанность должна быть возложена и на ГКУ ТО "Тюменское управление лесами", исходя из уставных целей последнего.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции.
Вопреки доводам кассационной жалобы, установленные по административному делу фактические обстоятельства, оцениваемые судами первой и апелляционной инстанций применительно к вышеприведенным нормам, кругу полномочий Департамента лесного комплекса Тюменской области, являющегося исполнительным органом государственной власти Тюменской области в сфере организации и обеспечения использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов на землях лесного фонда, в том числе от негативного воздействия и загрязнения отходами, организации ликвидации последствий таких загрязнений, организации и контролю за исполнением мер пожарной безопасности в лесах Тюменской области, а также обязанностей, вытекающих из уставной деятельности ГКУ ТО "Тюменское управление лесами", подтверждают правомерность вывода о том, что административными ответчиками допущено незаконное бездействие, выражающееся в непринятии мер по ликвидации несанкционированных свалок, расположенных на землях лесного фонда.
При этом отсутствие в Перечне мероприятий по осуществлению отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений, переданных органам государственной власти субъектов Российской Федерации, утвержденном приказом Минприроды России от 06.08.2019 N 529, прямого указания на проведение мероприятий по очистке леса от отходов производства и потребления, не исключает обязанность по проведению соответствующих мероприятий уполномоченным органом.
Приведенные заявителем в кассационной жалобе доводы о том, что законом не предусмотрено выделение ответчику субвенции из федерального бюджета на мероприятия по очистке земель лесного фонда от отходов производства и потребления, являлись предметом рассмотрения судов и получили надлежащую правовую оценку, признаны несостоятельными, противоречащими положениям п. 6 ч. 1 ст. 83 Лесного кодекса Российской Федерации.
Судами со ссылкой на положения ч. 3 ст. 83 Лесного кодекса Российской Федерации также указано, что средства на осуществление переданных в соответствии с частью 1 настоящей статьи полномочий предоставляются в виде субвенций из федерального бюджета. Общий объем субвенций, предоставляемых для осуществления полномочий, определяется в отношении каждого субъекта Российской Федерации с учетом затрат на организацию осуществления указанных полномочий в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.
Оснований не согласиться с данным выводом не имеется, поскольку он основан на правильном применении норм права.
Довод кассационной жалобы о том, что обязанность по очистке участков государственного лесного фонда от несанкционированного размещения отходов входит в компетенцию Департамента недропользования и экологии Тюменской области с учетом возложенных на него обязанностей Положением "О Департаменте недропользования и экологии Тюменской области", утвержденным постановлением Правительства Тюменской области от 13.06.2005 N 73-п, не может являться основанием для отмены судебных актов, поскольку данным Положением не предусмотрены полномочия по проведению мероприятий по государственному лесному надзору и государственному экологическому надзору на землях лесного фонда.
Довод Департамента лесного комплекса Тюменской области о применении судом апелляционной инстанции статьи 55 Лесного кодекса Российской Федерации, утратившей силу с 1 октября 2016 года, предусматривавшей проведение такого санитарно-оздоровительного мероприятия, как очистка лесов от захламления, загрязнения и иного негативного воздействия, не влияет на законность обжалуемого судебного акта.
Федеральным законом от 30 декабря 2015 года N 455-ФЗ "О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации в части совершенствования регулирования защиты лесов от вредных организмов" была изменена глава 3 "Охрана и защита лесов" Лесного кодекса Российской Федерации. В настоящее время она посвящена только охране лесов, а защита лесов выделена в отдельную главу 3.1. Разница между охраной и защитой лесов, согласно этим нормам, состоит в том, что термин "охрана" предусматривается по отношению к пожарам, загрязнениям (в том числе радиоактивными веществами) и иным негативным воздействиям лесов, а защита сводится к санитарной безопасности в лесах.
Необходимость обеспечения санитарной безопасности в лесах в рамках осуществления полномочий по их охране и защите не противоречит выводам, содержащимся в оспариваемых судебных актах.
Учитывая изложенное, а также то, что нарушений норм материального и процессуального права судами первой и апелляционной инстанций допущено не было, оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Тюменского районного суда Тюменской области от 4 апреля 2023 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Тюменского областного суда от 18 сентября 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу Департамента лесного комплекса Тюменской области - без удовлетворения.
Определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня принятия апелляционного определения, за вычетом срока рассмотрения кассационной жалобы кассационным судом общей юрисдикции.
Мотивированное определение изготовлено 17 января 2024 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.