Судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Чирковой Т.Н, судей Вдовиченко И.М, Хорошевской М.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации г. Магнитогорска Челябинской области на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Челябинского областного суда от 11 июля 2023 года по административному делу N N по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "КУРС" к администрации г. Магнитогорска Челябинской области о признании постановления недействующим в части.
Заслушав доклад судьи Вдовиченко И.М. об обстоятельствах дела и доводах кассационной жалобы, заключение прокурора Трошкиной А.В. просившей отказать в удовлетворении кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
администрацией города Магнитогорска Челябинской области 26 декабря 2022 года принято постановление N 14238-П "Об установлении платы за жилое помещение", согласно которому в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации с 1 января 2023 года установлена плата за жилое помещение для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений муниципального жилищного фонда; собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом; собственников жилых помещений, которые на общем собрании не приняли решение об установлении размера платы за содержание жилого помещения.
Пунктами 3, 4, 7, 8 приложения к названному постановлению установлен размер платы за содержание жилого помещения:
- в домах, оборудованных в установленном порядке лифтами, без мусоропроводов (при отсутствии индивидуального теплового пункта) в размере 21, 12 руб./кв.м (без газового оборудования) и 21, 89 руб./кв.м (с газовым оборудованием);
- в домах, оборудованных в установленном порядке лифтами без мусоропроводов (при наличии индивидуального теплового пункта) в размере 22, 76 руб./кв.м (без газового оборудования);
- в домах, не оборудованных в установленном порядке лифтами и мусоропроводами (при отсутствии индивидуального теплового пункта) двухэтажные, трехэтажные в размере 15, 90 кв./м (без газового оборудования) и 16, 67 руб./кв.м (с газовым оборудованием) свыше 4 этажей в размере 15, 57 руб./кв.м (без газового оборудования) и 16, 34 руб./кв.м (с газовым оборудованием);
- в домах, не оборудованных в установленном порядке лифтами и мусоропроводами (при наличии индивидуального теплового пункта) в размере 17, 62 руб./кв.м (двухэтажные, трехэтажные, с газовым оборудованием).
Общество с ограниченной ответственностью "КУРС" (далее - ООО "КУРС") обратилось в суд с административным исковым заявлением к администрации г. Магнитогорска Челябинской области, в котором просило признать недействующим с даты вступления решения в законную силу постановление администрации города Магнитогорска Челябинской области от 26 декабря 2022 года N 14238-П "Об установлении платы за жилое помещение" в части пунктов 3, 4, 7, 8 приложения к данному постановлению.
Требования мотивировало тем, что размер платы не является экономически обоснованным, установлен без учета статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации, пунктов 29 и 31 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме N "данные изъяты". Кроме того, оно противоречит Минимальному перечню услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2013 года N 290 для обеспечения надлежащего содержания общего имущества собственников жилых помещений в многоквартирном доме.
Решением Правобережного районного суда г. Магнитогорска Челябинской области от 1 марта 2023 года постановление администрации г. Магнитогорска Челябинской области от 26 декабря 2022 года N 14238-П "Об установлении платы за жилое помещение" признано недействующим с даты вступления решения в законную силу в части пунктов 3, 4, 7, 8 приложения, устанавливающих размер платы за содержание жилого помещения в домах, об установлении размера платы за содержание жилого помещения: в домах, оборудованных в установленном порядке лифтами, без мусоропроводов (при отсутствии индивидуального теплового пункта) в размере 21, 12 руб./кв.м (без газового оборудования) и 21, 89 руб. /кв.м (с газовым оборудованием); в домах, оборудованных в установленном порядке лифтами без мусоропроводов (при наличии индивидуального теплового пункта) в размере 22, 76 руб./кв.м (без газового оборудования); в домах, не оборудованных в установленном порядке лифтами и мусоропроводами (при отсутствии индивидуального теплового пункта) двухэтажные, трехэтажные в размере 15, 90 кв.м (без газового оборудования) и 16, 67 руб. /кв.м (с газовым оборудованием) свыше 4 этажей в размере 15, 57 руб./кв.м (без газового оборудования) и 16, 34 руб./кв.м (с газовым оборудованием); в домах, не оборудованных в установленном порядке лифтами и мусоропроводами (при наличии индивидуального теплового пункта) в размере 17, 62 руб./кв.м (двухэтажные, трехэтажные, с газовым оборудованием).
На администрацию г. Магнитогорска Челябинской области возложена обязанность опубликовать в официальном печатном издании органа местного самоуправления сообщение о принятии настоящего решения в течение одного месяца со дня его вступления в законную силу. С администрации г. Магнитогорска Челябинской области в пользу ООО "КУРС" взысканы судебные расходы в размере 4 500 рублей.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Челябинского областного суда от 11 июля 2023 года решение суда первой инстанции изменено в части признания нормативного правового акта недействующим с даты вступления решения в законную силу, с указанием о признании нормативного правового акта недействующим с момента принятия. В остальной части решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе, поданной в суд первой инстанции 8 ноября 2023 года, административный ответчик, ссылаясь на допущенное судом апелляционной инстанции существенное нарушение норм материального права, неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела, просит апелляционное определение отменить.
В письменных возражениях на кассационную жалобу административный истец ООО "КУРС" просит оставить судебные акты без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.
Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в связи с чем, на основании части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия определиларассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Проверив материалы дела в пределах доводов кассационной жалобы в соответствии с частью 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, заслушав заключение прокурора, судебная коллегия приходит к следующему.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 КАС Российской Федерации).
Таких оснований по настоящему административному делу не имеется.
Отношения в сфере внесения платы за жилое помещение регулируются жилищным законодательством, согласно которому органы местного самоуправления могут принимать нормативные правовые акты, содержащие нормы, регулирующие жилищные отношения, в пределах своих полномочий в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (пункт 11 части 1 статьи 4, часть 7 статьи 5 ЖК Российской Федерации).
В соответствии с частью 4 статьи 7 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
В силу части 4 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации, если собственники помещений в многоквартирном доме на их общем собрании не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, решение об установлении размера платы за содержание жилого помещения, такой размер устанавливается органом местного самоуправления с учетом методических рекомендаций, утвержденных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
Плата за содержание жилого помещения входит в структуру платы за жилое помещение и включает в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме (пункт 1 части 2 статьи 154 названного Кодекса). Данная плата устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства, на срок не менее чем один год и определяется с учетом предложений управляющей организации (части 1 и 7 статьи 156 этого же Кодекса).
Методические рекомендации по установлению размера платы за содержание жилого помещения для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, решение об установлении размера платы за содержание жилого помещения, а также по установлению порядка определения предельных индексов изменения размера такой платы утверждены приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 6 апреля 2018 года N 213/пр.
Согласно пунктам 3.2 - 3.4, 3.6 Методических рекомендаций определение размера платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме рекомендуется осуществлять исходя из Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 N 290, без включения в нее платы за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме.
Размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме рекомендуется определять по типам многоквартирных домов посредством расчета среднего значения размеров платы за содержание жилого помещения, утвержденных исходя из названного минимального перечня общими собраниями собственников помещений в однотипных многоквартирных домах, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, в составе которого находится муниципальное образование, действующих на момент осуществления расчета (определения) размера платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме и не предусматривающих дополнительных работ и услуг.
При осуществлении расчета (определения) средних значений размеров платы рекомендуется использовать информацию о принятых общими собраниями собственников помещений в многоквартирных домах решениях об утверждении платы за содержание жилого помещения исходя из названного минимального перечня и не предусматривающих дополнительных работ и услуг, размещенную в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства, а при ее отсутствии в указанной системе - информацию, хранящуюся в органе государственного жилищного надзора субъекта Российской Федерации, посредством обращения в такой орган.
Плату за содержание жилого помещения в многоквартирном доме рекомендуется устанавливать на срок не более трех лет с возможностью проведения ее ежегодной индексации с учетом индекса потребительских цен на текущий год, установленного действующим прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации. Размер платы рекомендуется определять в рублях на 1 квадратный метр помещения (жилого, нежилого) в многоквартирном доме в месяц.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в определении от 21 апреля 2011 года N 522-О-О, установление органами местного самоуправления размера платы и содержание и ремонт жилого помещения направлено на обеспечение надлежащего функционирования жилищно-коммунального хозяйства и не предполагает возможности принятия произвольных решений данными органами, которые при реализации указанного полномочия должны руководствоваться критериями пропорциональности и соразмерности с целью соблюдения баланса интересов участников жилищных отношений.
Разрешая заявленный спор, суд первой инстанции исходил из того, что муниципальный нормативный правовой акт принят уполномоченным органом в соответствии с установленными требованиями, предъявляемыми к форме нормативного правового акта, порядку и сроку его принятия, опубликования и вступления в законную силу.
По данным основаниям нормативный правовой акт не оспаривается.
Руководствуясь положениями части 1, 4 статьи 7 Федерального закона от 6 октября 2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", пунктом 11 части 1 статьи 4, частью 7 статьи 5, пунктом 9 статьи 13 и пунктом 10 части 1 статьи 14, статьей 153, частью 13 статьи 155, частью 4 статьи 158, частью 1, 3 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации, пунктом 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 июня 2017 N 22 "О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности", пунктами 3.2 - 3.4, 3.6 Методических рекомендаций по установлению размера платы за содержание жилого помещения для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, решение об установлении размера платы за содержание жилого помещения, а также по установлению порядка определения предельных индексов изменения размера такой платы, утвержденных приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 06.04.2018 N 213/пр, определением Конституционного Суда Российской Федерации от 21 апреля 2011 N 522-О-О, суд первой инстанции пришел к выводу о неверном расчете размера платы за содержание жилого помещения, соответственно, о несоответствии пунктов 3, 4, 7, 8 приложения к принятому административным ответчиком постановлению.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции о признании нормативного правового акта недействующим в оспариваемой части.
Судебная коллегия кассационного суда общей юрисдикции находит мотивированными выводы судов, оснований не согласиться с которыми не усматривает.
Определяя момент, с которого постановление от 26 декабря 2022 года N 14238-П признано недействующим, суд первой инстанции пришел к выводу о признании его недействующим в оспариваемой части с даты вступления решения в законную силу.
Проверяя законность принятого решения, суд апелляционной инстанции не согласился с выводами суда первой инстанции, придя к выводу о признании постановления недействующим в оспариваемой части со дня принятия.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд принимает решение об удовлетворении требований по административному делу об оспаривании нормативного правового акта полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и недействующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.
Из разъяснений, изложенных в пункте 38 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами", следует, что суд, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречат нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, руководствуясь пунктом 1 части 2, пунктом 1 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, признает этот нормативный правовой акт не действующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
Вопрос о признании нормативного правового акта не действующим с того или иного времени решается судом в зависимости от обстоятельств дела.
Поскольку постановление от 26 декабря 2022 года N 14238-П имело ограниченный срок действия, суд апелляционной инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что признание отдельных положений постановления недействующими с момента вступления в силу решения суда не достигнет цели восстановления нарушенных прав и законных интересов административного истца и неопределенного круга лиц, предусмотренных статьей 3 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации. В этой связи суд правомерно признал нормативный правовой акт недействующим с момента его принятия.
Доводы кассационной жалобы не свидетельствуют о том, что при рассмотрении данного дела судом апелляционной инстанции были допущены существенные нарушения норм права, которые могли бы служить основанием для отмены судебного постановления.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 329, статьей 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Челябинского областного суда от 11 июля 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу администрации г. Магнитогорска Челябинской области - без удовлетворения.
Принятые по настоящему делу судебные акты могут быть обжалованы путем подачи кассационной жалобы в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня принятия апелляционного определения (за вычетом срока рассмотрения кассационной жалобы Седьмым кассационным судом общей юрисдикции).
Мотивированное определение изготовлено 18 января 2023 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.