Судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Чирковой Т.Н.
судей Зариповой Ю.С, Ладейщиковой М.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Сухарева Геннадия Николаевича на решение Чернушинского районного суда Пермского края от 15 марта 2023 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Пермского краевого суда от 5 июня 2023 года, принятые по административному делу N2а-134/2023 по административному исковому заявлению Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы N 21 по Пермскому краю к Сухареву Геннадию Николаевичу о взыскании недоимки по налогу, пени, судебных расходов.
Заслушав доклад судьи Зариповой Ю.С, судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Межрайонная Инспекция Федеральной налоговой службы N 21 по Пермскому краю (далее - МИФНС России N 21 по Пермскому краю) обратилась в суд с административным исковым заявлением к Сухареву Г.Н. о взыскании недоимки по транспортному налогу за 2017 год в размере 1 042, 09 рублей, пени - 147, 75 рублей; недоимки по транспортному налогу за 2018 год - 937, 50 рублей, пени - 38, 58 рублей, издержек, связанных с рассмотрением дела - 84, 00 рублей.
В обоснование требований указано, что согласно сведениям, предоставленным органами, осуществляющими регистрацию транспортных средств, на Сухарева Г.Н. в 2017, 2018 годах было зарегистрировано транспортное средство, владение которым прекращено 2 ноября 2018 года. Налогоплательщику начислен транспортный налог за налоговый период 2017 года в размере 1 125, 00 рублей, за налоговый период 2018 года - 1 125 рублей (в 2022 году произведен перерасчет налоговых обязательств налогоплательщика с учетом периода нахождения в собственности транспортного средства в 2018 году, сумма налога уменьшена на 187, 50 рублей, в результате сумма налога составила 937, 50 рублей). В связи с неуплатой налога в установленный срок на возникшую недоимку начислены пени. В адрес налогоплательщика направлены требования об уплате недоимки по налогу, начисленных пеней, которые оставлены без исполнения. В связи с неисполнением требований налоговый орган обратился за вынесением судебного приказа, а после его отмены в суд с настоящим административным исковым заявлением. В связи с рассмотрением настоящего дела налоговым органом понесены издержки, связанные с направлением административному ответчику копии административного искового заявления.
Решением Чернушинского районного суда Пермского края от 15 марта 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Пермского краевого суда от 5 июня 2023 года, требования удовлетворены, с Сухарева Г.Н. в пользу МИФНС России N 21 по Пермскому краю взыскана задолженность в размере 2 165, 92 рублей, в том числе: недоимка по транспортному налогу за налоговый период 2017 года в размере 1 042, 09 рублей; пени за несвоевременную уплату транспортного налога за налоговый период 2017 года - 147, 75 рублей; недоимка по транспортному налогу за налоговый период 2018 года - 937, 50 рублей; пени за несвоевременную уплату транспортного налога за налоговый период 2018 года - 38, 58 рублей. В удовлетворении требований МИФНС России N 21 по Пермскому краю к Сухареву Г.Н. о взыскании почтовых расходов в размере 84, 00 рублей отказано.
В кассационной жалобе, поступившей в суд первой инстанции 1 декабря 2023 года, Сухарев Г.Н, ссылаясь на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела, неправильное применение норм материального права, нарушение норм процессуального права, просит об отмене апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Пермского краевого суда от 5 июня 2023 года.
В возражениях на кассационную жалобу Межрайонная ИФНС России N 21 по Пермскому краю указывает о законности и обоснованности принятых по делу судебных актов, отсутствии оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Лица, участвующие в деле, извещенные о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание не явились. Межрайонная ИФНС России N 21 по Пермскому краю в возражениях на жалобу указала о рассмотрении дела в отсутствие представителя.
На основании статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции находит возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия приходит к следующему.
С учетом разъяснений пункта 28 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 09.07.2020 N 17 "О применении судами норм Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, регулирующих производство в суде кассационной инстанции" при обжаловании в настоящем случае в суд кассационной инстанции только апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Пермского краевого суда от 5 июня 2023 года, которым оставлено без изменения решение Чернушинского районного суда Пермского края от 15 марта 2023 года, судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции, принимая во внимание доводы жалобы, полагает необходимым проверить и дать оценку законности и обоснованности решения Чернушинского районного суда Пермского края от 15 марта 2023 года.
Из положений части 1 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации следует, что органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Статьей 23 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.
По общему правилу пункта 1 статьи 357 Налогового кодекса Российской Федерации плательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса.
Объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 1 статьи 358 Налогового кодекса Российской Федерации).
Из положений пункта 1 статьи 362 Налогового кодекса Российской Федерации следует, что сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками - физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств.
В соответствии со статьей 75 Налогового кодекса Российской Федерации случае несвоевременной уплаты налогов начисляются пени.
Как следует из материалов дела, Сухарев Г.Н. являлся собственником транспортного средства ГАЗ-24-10, государственный регистрационный знак "данные изъяты", дата возникновения права собственности 1 сентября 1988 года, дата прекращения 2 ноября 2018 года. Таким образом, Сухарев Г.Н. в спорные налоговые периоды 2017, 2018 годов, являлся плательщиком транспортного налога.
В соответствии с налоговым уведомлением N 10433434 от 26 июня 2018 года на Сухарева Г.Н. возложена обязанность в срок до 3 декабря 2018 года уплатить транспортный налог за 2017 год в размере 1 125, 00 рублей. В соответствии с налоговым уведомлением N 7770997 от 27 июня 2019 года на Сухарева Г.Н. возложена обязанность в срок до 2 декабря 2019 года уплатить транспортный налог за 2018 год в размере 1 125, 00 рублей.
В связи с тем, что Сухарев Г.Н. в установленный срок не произвел уплату транспортного налога за 2017, 2018 годы, ему направлены: требование N 7110 по состоянию на 01 февраля 2019 года об уплате в срок до 27 марта 2019 года недоимки по транспортному налогу за 2017 год в сумме 1 125, 00 рублей, пени за период просрочки с 4 декабря 2018 года по 31 января 2019 года - 16, 10 рублей; требование N 7497 по состоянию на 12 февраля 2020 года об уплате в срок до 27 марта 2020 года недоимки по транспортному налогу за 2018 год в размере 1 125, 00 рублей, пени за период просрочки с 3 декабря 2019 года по 11 февраля 2020 года - 16, 74 рублей; требование N 61962 по состоянию на 29 июня 2020 года об уплате в срок до 1 декабря 2020 года пени по транспортному налогу за 2017, 2018 годы в размере 161, 25 рублей, в том числе по пени по транспортному налогу за 2017 год за период просрочки с 1 февраля 2019 года по 28 июня 2020 года в размере 131, 65 рублей, по пени по транспортному налогу за 2018 год за период просрочки с 12 февраля 2020 года по 28 июня 2020 года - 24, 64 рублей.
В 2022 году произведен перерасчет налоговых обязательств налогоплательщика за 2018 год (с учетом периода нахождения в собственности транспортного средства до 2 ноября 2018 года сумма налога уменьшена на 187, 50 рублей), в результате чего размер налога составил 937, 50 рублей, произведен перерасчет и соответствующих пеней (13, 94 рублей за период просрочки с 3 декабря 2019 года по 11 февраля 2020 года; 24, 64 рублей за период просрочки с 12 февраля 2020 года по 28 июня 2020 года).
3 июня 2022 года налоговый орган обратился к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа. На основании поступивших возражений относительно исполнения судебного приказа 8 июля 2022 года он был отменен мировым судьей. Административный истец обратился в суд с настоящим административным исковым заявлением 30 декабря 2022 года.
Разрешая требования, суд первой инстанции, с выводами которого согласился суд апелляционной инстанции, установив отсутствие доказательств исполнения Сухаревым Г.Н. в установленный срок требований об уплате налога, пени, проверив соблюдение налоговым органом порядка и срока направления налоговых уведомлений, требований, расчет задолженности, срок обращения в суд, пришел к выводу об удовлетворении требований налогового органа. При этом оснований для взыскания судебных расходов суд первой инстанции не установил.
Суд кассационной инстанции соглашается с выводами судов первой и апелляционной инстанций, поскольку они соответствуют установленным фактическим обстоятельствам при правильном применении норм материального и процессуального права.
Оснований для отмены судебных актов в кассационном порядке по доводам жалобы не имеется.
Доводы жалобы со ссылкой на статьи 109, 113, 363 Налогового кодекса Российской Федерации, о пропуске срока обращения в суд, проверялись нижестоящими судебными инстанциями, являются несостоятельны.
Согласно части 6 статьи 289 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд, помимо прочего, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом.
В силу части 2 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
Из положений пунктов 2 и 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции закона, действующего в период возникновения спорных правоотношений) следует, что по общему правилу, заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов.
Требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Принимая во внимание, что судебный приказ отменен определением мирового судьи судебного участка N 1 Чернушинского судебного района Пермского края 8 июля 2022 года, с административным исковым заявлением налоговый орган обратился 30 декабря 2022 года, срок обращения в суд в порядке административного искового производства Инспекцией не пропущен.
При этом, обстоятельства принятия судом административного искового заявления к своему производству 12 января 2023 года, вопреки доводам кассационной жалобы, не имеют правового значения.
Несогласие подателя кассационной жалобы с оценкой судами первой и апелляционной инстанций имеющихся доказательств, с их выводами об обстоятельствах дела, не свидетельствуют о несоответствии выводов судов фактическим обстоятельствам дела, существенном нарушении ими норм материального или процессуального права, которые привели к принятию неправильных судебных актов, основания для отмены или изменения которых в кассационном порядке в силу статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в настоящем случае отсутствуют.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Чернушинского районного суда Пермского края от 15 марта 2023 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Пермского краевого суда от 5 июня 2023 года, оставить без изменения, кассационную жалобу Сухарева Геннадия Николаевича - без удовлетворения.
Принятые по настоящему делу судебные акты могут быть обжалованы путем подачи кассационной жалобы в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня принятия апелляционного определения (за вычетом срока рассмотрения кассационной жалобы Седьмым кассационным судом общей юрисдикции).
Мотивированное определение изготовлено 31 января 2024 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.