Судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего судьи Чирковой Т.Н.
судей Зариповой Ю.С, Ладейщиковой М.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационные жалобы Федерального казенного учреждения Исправительная колония N4 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Тюменской области, Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Тюменской области, Федеральной службы исполнения наказаний на решение Калининского районного суда г. Тюмени от 12 апреля 2023 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Тюменского областного суда от 5 июля 2023 года, принятые по делу N2а-2447/2023 по административному исковому заявлению Конева Михаила Михайловича к Федеральному казенному учреждению Исправительная колония N4 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Тюменской области, Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Тюменской области, Федеральной службе исполнения наказаний о признании незаконными действий (бездействия), возложении обязанности, взыскании компенсации.
Заслушав доклад судьи Зариповой Ю.С, судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Конев М.М. обратился в суд с административным исковым заявлением к Федеральному казенному учреждению Исправительная колония N 4 Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Тюменской области (ФКУ ИК-4 УФСИН России по Тюменской области) о признании незаконным бездействия администрации ФКУ ИК-4 УФСИН России по Тюменской области, возложении обязанности по обеспечению вещевым довольствием, взыскании компенсации за нарушение условий содержания в размере 70 000 рублей.
В обоснование указано, что 3 ноября 2022 года Конев М.М. убыл из ФКУ ИК-4 УФСИН России по Тюменской области, при этом администрацией исправительного учреждения, вопреки установленным нормативным требованиям не выданы вещи по сезону (свитер теплый, штаны теплые ватные, майка, второй костюм х/б, носки теплые, рукавицы, ботинки осенне-весенние, второй комплект нового постельного белья, рубашка, трусы, второе полотенце, сандалии). Таким образом, были нарушены права административного истца на надлежащие условия содержания. Нарушенные права подлежат восстановлению, ему положена предусмотренная законом компенсация за нарушение условий содержания.
К участию в деле в качестве административных ответчиков привлечены Федеральная служба исполнения наказаний (ФСИН России), Управление Федеральной службы исполнения наказаний России по Тюменской области (УФСИН России по Тюменской области).
Решением Калининского районного суда г. Тюмени от 12 апреля 2023 года требования Конева М.М. удовлетворены частично. Признаны незаконными действия ФКУ ИК-4 УФСИН России по Тюменской области в части обеспечения Конева М.М. вещевым довольствием. На ФКУ ИК-4 УФСИН России по Тюменской области возложена обязанность выдать Коневу М.М. все положенные вещи в соответствии с Приказом Министерства юстиции Российской Федерации N216 от 03.12.2013 года "Об утверждении норм вещевого довольствия осужденных к лишению свободы и лиц, содержащихся в следственных изоляторах". С Российской Федерации в лице ФСИН России за счет казны Российской Федерации в пользу Конева М.М. в счет компенсации за нарушение условий содержания взыскано 10 000, 00 рублей. В удовлетворении остальной части требований отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Тюменского областного суда от 5 июля 2023 года, решение Калининского районного суда г. Тюмени от 12 апреля 2023 года изменено, резолютивная часть изложена в новой редакции. Административное исковое заявление Конева М.М. удовлетворено частично. Признано незаконным бездействие ФКУ ИК-4 УФСИН России по Тюменской области в части необеспечения Конева М.М. вещевым довольствием за период с 10 мая 2022 года по 03 ноября 2022 года. С Российской Федерации в лице ФСИН России за счет казны Российской Федерации в пользу Конева М.М. взыскана компенсация за нарушение условий содержания в размере 10 000, 00 рублей. В остальной части административного иска отказано.
В кассационных жалобах (подано две кассационные жалобы одинакового содержания, подписанные законным руководителем ФКУ ИК-4 УФСИН России по Тюменской области и представителем ФКУ ИК-4 УФСИН России по Тюменской области, УФСИН России по Тюменской области, ФСИН России), поступивших в суд первой инстанции 30 ноября 2023 года, ФКУ ИК-4 УФСИН России по Тюменской области, УФСИН России по Тюменской области, ФСИН России, ссылаясь на неправильное применение норм материального и процессуального права, просят об отмене решения Калининского районного суда г. Тюмени от 12 апреля 2023 года, апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Тюменского областного суда от 5 июля 2023 года, оставлении административного искового заявления без рассмотрения.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание не явились.
На основании статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции находит возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
При рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационной жалобы.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в части 1 статьи 310 указанного Кодекса.
В соответствии со статьей 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с частью 5 статьи 227.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного искового заявления, поданного в соответствии с частью 1 настоящей статьи, суд устанавливает, имело ли место нарушение предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, а также характер и продолжительность нарушения, обстоятельства, при которых нарушение допущено, его последствия.
В силу частей 1 и 2 статьи 10 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации Российская Федерация уважает и охраняет права, свободы и законные интересы осужденных, обеспечивает законность применения средств их исправления, их правовую защиту и личную безопасность при исполнении наказаний. При исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации.
Частями 1 и 2 статьи 12.1 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что лицо, осужденное к лишению свободы и отбывающее наказание в исправительном учреждении, в случае нарушения условий его содержания в исправительном учреждении, предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации, имеет право обратиться в суд в порядке, установленном Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации, с административным исковым заявлением к Российской Федерации о присуждении за счет казны Российской Федерации компенсации за такое нарушение. Компенсация за нарушение условий содержания осужденного в исправительном учреждении присуждается исходя из требований заявителя с учетом фактических обстоятельств допущенных нарушений, их продолжительности и последствий и не зависит от наличия либо отсутствия вины органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих.
В соответствии с частью 4 статьи 82 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации администрация исправительного учреждения обязана обеспечить осужденных одеждой установленного образца.
Из положений частей 2, 3 статьи 99 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации осужденные обеспечиваются одеждой по сезону с учетом пола и климатических условий. Нормы вещевого довольствия осужденных утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний.
Приказом Минюста России от 03.12.2013 N 216 утверждены нормы вещевого довольствия осужденных к лишению свободы, отбывающих наказания в исправительных учреждениях, и лиц, содержащихся в следственных изоляторах (приложение N 1); порядок обеспечения вещевым довольствием осужденных к лишению свободы, отбывающих наказания в исправительных учреждениях, и лиц, содержащихся в следственных изоляторах (приложение N 3); правила ношения предметов вещевого довольствия осужденных к лишению свободы, отбывающих наказания в исправительных учреждениях (приложение N 6).
В нормах вещевого довольствия осужденных к лишению свободы, отбывающих наказания в исправительных учреждениях, и лиц, содержащихся в следственных изоляторах, приведены наименования предметов, количество предметов на одного человека, срок носки.
Из положений порядка обеспечения вещевым довольствием осужденных к лишению свободы, отбывающих наказания в исправительных учреждениях, и лиц, содержащихся в следственных изоляторах, следует, что вещевое довольствие выдается осужденным к лишению свободы и лицам, содержащимся в следственных изоляторах, в готовом виде. Сроки носки предметов вещевого довольствия исчисляются с момента фактической выдачи. Выдача вещевого довольствия вновь осужденным осуществляется в день их прибытия в исправительное учреждение. Последующая выдача вещевого довольствия производится по письменному заявлению осужденных к лишению свободы и лиц, содержащихся в следственных изоляторах, но не ранее истечения установленных сроков носки находящихся в пользовании предметов. Учет выданного вещевого довольствия ведется по лицевому счету. В случае преждевременного износа одежды и обуви или утраты вещевого довольствия осужденными к лишению свободы и лицами, содержащимися в следственных изоляторах, новые предметы выдаются им по распоряжению руководителя учреждения на основании их письменных заявлений. При перемещении осужденных к лишению свободы из одного учреждения уголовно-исполнительной системы в другое они убывают в одежде и обуви, находящихся у них в пользовании. При перемещении осужденные обеспечиваются предметами вещевого довольствия по сезону в пределах положенности по утвержденным нормам снабжения. В случае, когда нормами снабжения предусмотрена выдача нескольких (одних и тех же) предметов вещевого довольствия, количество их разового отпуска определяется руководством учреждения уголовно-исполнительной системы в зависимости от оставшегося срока отбывания наказания осужденными и других условий.
Согласно пункту 1 Правил ношения предметов вещевого довольствия осужденных к лишению свободы, отбывающих наказания в исправительных учреждениях отпуск вещевого довольствия осужденным производится равномерно в течение года с учетом положенности. Вещевое довольствие осужденных подразделяется на летнюю и зимнюю форму одежды. Переход на ношение летней и зимней формы одежды устанавливается приказами руководителей учреждений уголовно-исполнительной системы (в районах с холодным и особо холодным климатом на летний период до 30 апреля; на зимний период до 1 октября).
В ходе рассмотрения дела судами установлено, что Конев М.М. осужден 14 декабря 2020 года к 7 годам лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии общего режима. 10 мая 2022 года Конев М.М. прибыл для отбывания наказания из ФКУ ИК-7 УФСИН России по Архангельской области в ФКУ ИК-4 УФСИН России по Тюменской области, 3 ноября 2022 года убыл в ФКУ ЛИУ-19 УФСИН России по Тюменской области.
Как установлено судами, Конев М.М. обращался с жалобами в прокуратуру по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Тюменской области в связи с необеспечением его вещевым довольствием.
22 ноября 2022 года прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Тюменской области начальнику ФКУ ИК-4 УФСИН России по Тюменской области направлен запрос по доводам обращения Конева М.М, в том числе в части обеспечения его вещевым довольствием в период пребывания в ФКУ ИК-4 УФСИН России по Тюменской области.
Согласно ответу ФКУ ИК-4 УФСИН России по Тюменской области, Коневу М.М. вещевое довольствие в виде нательного белья, штанов ватных, свитера, рукавиц не выдавалось, в связи с отсутствием данных вещей.
По результатам проведенной проверки осужденному Коневу М.М. направлен ответ, в котором, помимо прочего, указано на установление в ходе ранее проведенной проверки нарушений требований части 3 статьи 99 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации в части полноты выдачи вещевого довольствия, а также на внесение, в том числе в связи с данными нарушениями, представления.
Как следует из представления об устранении нарушений закона от 20 ноября 2022 года, внесенного в адрес начальника ФКУ ИК-4 УФСИН России по Тюменской области, осужденные в нарушение части 3 статьи 99 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации и Приказа Министерства юстиции Российской Федерации от 03.12.2013 N216, в массовом порядке не обеспечены положенным им вещевым довольствием, одеждой и постельными принадлежностями, по состоянию на 9 ноября 2022 года на складе учреждения отсутствуют вещевые принадлежности, положенные к выдаче осужденным: головной убор зимний, костюм х\б, сорочка верхняя, свитер трикотажный, белье нательное теплое, майка, носки хлопчатобумажные, носки полушерстяные, брюки утепленные, рукавицы утепленные, ботинки комбинированные, сапоги мужские комбинированные зимние, полуботинки летние, тапочки, полотенце банное.
22 декабря 2022 года указанное представление прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Тюменской области рассмотрено, начальником ФКУ ИК-4 УФСИН России по Тюменской области направлен письменный ответ, согласно которому указанные в представлении нарушения нашли свое подтверждение, в том числе подтвержден факт нарушения статьи 99 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации в части выдачи вещевого довольствия осужденным.
Согласно сведениям из лицевого счета NК-4518 осужденного Конева М.М, он в период содержания в ФКУ ИК-4 УФСИН России по Тюменской области обеспечивался вещевым довольствием в следующем объеме: 10 мая 2022 года выданы ботинки комбинированные - 1 шт, костюм х\б - 1шт, полуботинки летние - 1 шт, кепка - 1шт, 4 октября 2022 года телогрейка - 1 шт, шапка - 1 шт, сапоги комбинированные зимние - 1 шт, а также постельные принадлежности: матрац - 1шт, одеяло - 1 шт, подушка - 1 шт, простыня - 4 шт, наволочки - 2 шт, полотенце - 4 шт, полотенце банное - 2 шт.
В 2023 году Коневу М.М. в ФКУ ЛИУ-19 УФСИН России по Тюменской области выдано вещевое довольствие: 28 марта 2023 года костюм х\б - 1 комплект, полуботинки летние - 1 пара; 11 мая 2023 г. носки п\ш - 1 пара, майка - 2 шт, полотенце банное - 1 шт, полотенце - 3 шт, носки х\б - 3 пары; 12 мая 2023 года трусы - 4 шт, рукавицы -1 пара, пантолеты -1 пара.
Также в ходе рассмотрения дела выяснено, что решением Исакогорского районного суда г. Архангельска от 7 ноября 2022 года, вступившим в законную силу 20 апреля 2023 года, установлен факт того, что в период отбывания Коневым М.М. наказания в ФКУ ЛИУ-23 ГУФСИН России Свердловской области за ним согласно ведомости N158 от 23 октября 2021 года числились следующие предметы вещевого довольствия: костюм х/б - 1 шт. (3 июня 2021 года); нательное белье теплое - 1 шт. (22 октября 2021 года); майка - 2 шт. (3 июня 2021 года); трусы - 2 шт. (3 июня 2021 года); фуражка - 1 шт. (3 июня 2021 года); носки х/б - 4 пары (3 июня 2021 года); рубашка - 1 шт. (3 июня 2021 года); сапоги зимние - 1 пара (22 сентября 2021 года); свитер - 1 шт. (22 октября 2021 года); телогрейка - 1 шт. (22 октября 2021 года); сандалии - 1 пара (3 июня 2021 года).
На момент прибытия в ФКУ ИК-4 УФСИН России по Тюменской области Конев М.М, а также в период с 10 мая 2022 года по 03 ноября 2022 года не был обеспечен: сорочкой (1 шт.); бельем нательным (1 комп.); бельем нательным теплым (1 комплект); майкой (1 шт.); носками полушерстяными (2 пары); брюками утепленными (1 шт.); рукавицами утепленными (1 пара); ботинками комбинированными (1 пара); тапочки (1 пара).
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции, установив, что административный истец в период отбытия наказания в ФКУ ИК-4 УФСИН России по Тюменской области не был обеспечен вещевым довольствием в полном объеме, пришел к выводу о нарушении условий содержания в исправительном учреждении административного истца, наличии оснований для присуждения компенсации за указанное нарушение, определив размер компенсации в размере 10 000 рублей.
С указанными выводами согласился суд апелляционной инстанции. В тоже время суд апелляционной инстанции счел необходимым изменить решение суда, указав, что оснований для возложения на ФКУ ИК-4 УФСИН России по Тюменской области обязанности выдать все положенные вещи не имеется, поскольку 3 ноября 2022 года административный истец Конев М.М. выбыл из ФКУ ИК-4 УФСИН России по Тюменской области в ФКУ ЛИУ-19 УФСИН России по Тюменской области, у административного ответчика отсутствует возможность устранить допущенные нарушения путем выдачи вещей.
Суд кассационной инстанции соглашается с выводами судов первой и апелляционной инстанций, поскольку они соответствуют установленным фактическим обстоятельствам при правильном применении норм материального и процессуального права. Оснований для отмены судебных актов в кассационном порядке по доводам жалобы не имеется.
Вопреки доводам жалобы, юридически значимые обстоятельства конкретных нарушений условий содержания нашли свое подтверждение в ходе рассмотрения дела, установлены судами на основании представленных в материалы дела доказательств, отвечающих требованиям относимости, допустимости, достоверности и достаточности, наличие обозначенных судами нарушений каких-либо сомнений не вызывают. Доводы ответчиков об отсутствии нарушений противоречат установленным судами на основании представленных доказательств обстоятельствам.
Как правильно установили суды, данные факты подтверждаются представлениями прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях, ответами ФКУ ИК-4 УФСИН России по Тюменской области, которые были предметом тщательного исследования судов. Наличие обозначенных судом нарушений с учетом исследованных доказательств каких-либо сомнений не вызывают.
Обстоятельства того, что Конев М.М. начал отбывать наказание до прибытия в ФКУ ИК-4 УФСИН России по Тюменской области, отбывал наказание в иных учреждениях, где ему осуществлялась выдача вещевого довольствия, не свидетельствуют об отсутствии в действиях ФКУ ИК-4 УФСИН России по Тюменской области нарушений требований части 3 статьи 99 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации. Как следует из материалов дела, в том числе из писем прокурора и начальника учреждения, лицевых карточек, решения Исакогорского районного суда г. Архангельска от 7 ноября 2022 года, содержащего сведения о выданных ранее Коневу М.М. вещах, и установленных обстоятельств, с учетом информации о ранее выданных в предыдущих учреждениях вещах, в полном объеме Конев М.М. положенным ему вещевым довольствием обеспечен не был, при отбывания наказания недостающие до установленной нормы вещи Коневу М.М. ФКУ ИК-4 УФСИН России по Тюменской области не выданы.
При установленном судами факте невыдачи Коневу М.М. части вещевого довольствия, ссылки на нормативные положения о том, что последующая выдача вещей осуществляется по письменному заявлению осужденных, но не ранее истечения установленных сроков носки находящихся в пользовании предметов, к рассматриваемой ситуации не применимы.
Обстоятельство того, что нормативными положениями установлен равномерный отпуск вещевого довольствия в течение года, не исключает наличие в действиях ФКУ ИК-4 УФСИН России по Тюменской области нарушений, с учетом имевшего места отсутствия у Конева М.М. на момент прибытия в исправительное учреждение ряда положенных вещей, периода, в течение которого Конев М.М. необходимыми вещами (при сезонном характере использования ряда вещей) не был обеспечен.
Ошибочно приведенные в тексте решения суда первой инстанции ссылки на положения Федерального закона от 15.07.1995 N103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" не повлекли принятие неправильного судебного акта. В настоящем случае выводы, как суда первой инстанции, так и суда апелляционной инстанции, о нарушении административным ответчиком нормативных требований в части полноты обеспечения осужденного Конева М.М. вещевым довольствием, соответственно, о нарушении условий содержания осужденного в исправительном учреждении, сделаны при правильном применении к установленным обстоятельствам положений части 3 статьи 99 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации и нормативных требований, содержащихся в Приказе Минюста России от 03.12.2013 N 216.
Имеющиеся в материалах дела сведения о вступившем в законную силу решении Исакогорского районного суда г. Архангельска от 7 ноября 2022 года, которым с ФСИН России взыскана компенсация, не является основанием для отмены судебных актов с прекращением производства по делу или оставлением административного искового заявления без рассмотрения, поскольку указанным судебным актом разрешались требования, касающиеся нарушений допущенных иным исправительным учреждением в иной период времени.
Несогласие подателей жалобы с оценкой судов имеющихся доказательств, с их выводами об обстоятельствах дела, не свидетельствуют о несоответствии таких выводов фактическим обстоятельствам дела, о существенном нарушении судами норм материального или процессуального права, которые привели к принятию неправильных судебных актов, основания для отмены или изменения которых в кассационном порядке в силу статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в настоящем случае отсутствуют.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции, определила:
решение Калининского районного суда г. Тюмени от 12 апреля 2023 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Тюменского областного суда от 5 июля 2023 года оставить без изменения, кассационные жалобы Федерального казенного учреждения Исправительная колония N4 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Тюменской области, Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Тюменской области, Федеральной службы исполнения наказаний - без удовлетворения.
Принятые по настоящему делу судебные акты могут быть обжалованы путем подачи кассационной жалобы в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня принятия апелляционного определения (за вычетом срока рассмотрения кассационной жалобы Седьмым кассационным судом общей юрисдикции).
Мотивированное определение изготовлено 31 января 2024 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.