Судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Степанова П.В, судей Кокоевой О.А, Феофиловой Л.В, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Кораблина Сергея Валерьевича на решение Калининского районного суда г. Тюмени от 11 мая 2023 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Тюменского областного суда от 11 октября 2023 года по административному делу N 2а-3106/2023 по административному исковому заявлению Кораблина Сергея Валерьевича о признании незаконными действий, взыскании компенсации.
Заслушав доклад судьи Кокоевой О.А, судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции,
УСТАНОВИЛА:
Кораблин С.В. обратился в суд с административным иском к ФКУ СИЗО N1 УФСИН России по Тюменской области, ФКУ ИК-1 УФСИН России по Тюменской области, ФКУ ИК-2 УФСИН России по Тюменской области, ФСИН России, УФСИН России по Тюменской области о признании незаконными действий (бездействия) должностных лиц, выразившиеся в несоблюдении требований по раздельному содержанию бывших работников правоохранительных органов от иных осужденных, подозреваемых, обвиняемых за период с 11 июня 2008 года по 7 июня 2019 года и с 26 декабря 2020 по 23 апреля 2021 года, взыскании компенсации в размере 3000000 рублей.
В обоснование административных исковых требований указано на то, что в период с 11 июня 2008 года по 24 ноября 2009 года, с 28 по 30 марта 2017 года, с 31 марта по 2 мая 2019 года, с 26 декабря 2020 года по 23 апреля 2021 года содержался в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Тюменской области, с 24 ноября 2009 года по 28 марта 2011 отбывал наказание в ФКУ ИК-1 УФСИН России по Тюменской области, с 22 марта 2011 года по 7 июня 2019 года отбывал наказание в ФКУ ИК-2 УФСИН России по Тюменской области. В период с 1999 - 2001 годы проходил военную службу в в/ч 3468. Данная воинская часть в период с 1999 - 2001 годы входила в состав ВВ МВД России. Это обстоятельство послужило основанием его перевода в ФКУ ИК-37 ГУФСИН России по Пермскому краю. Считает действия ответчиков по его содержанию в период с 11 июня 2008 года по 23 апреля 2021 года за исключением периода с 7 июня 2019 года по 26 декабря 2020 года (не находился в местах лишения свободы) незаконными. Было нарушено право содержаться в СИЗО отдельно от лиц, которые не относятся к категории "бывшие сотрудники", а также право осужденного отбывать наказание в специализированной колонии для бывших сотрудников.
Решением Калининского районного суда г. Тюмени от 11 мая 2023 года, признаны незаконными действия ФКУ СИЗО N1 УФСИН России по Тюменской области, ФКУ ИК-1 УФСИН России по Тюменской области, ФКУ ИК-2 УФСИН России по Тюменской области, УФСИН России по Тюменской области, выразившиеся в несоблюдении требований законодательства по раздельному содержанию бывших сотрудников правоохранительных органов от иных осужденных, подозреваемых, обвиняемых за период с 11 июня 2008 года по 7 июня 2019 года и с 26 декабря 2020 по 23 апреля 2021 года в отношении Кораблина С.В. Взыскана с Российской Федерации в лице ФСИН России за счет казны Российской Федерации в пользу Кораблина С.В. компенсация за нарушение условий содержания в размере 10 000 рублей.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Тюменского областного суда от 11 октября 2023 года, решение суда от 11 мая 2023 года изменено, признаны незаконными действия ФКУ СИЗО N1 УФСИН России по Тюменской области, ФКУ ИК-1 УФСИН России по Тюменской области, ФКУ ИК-2 УФСИН России по Тюменской области, УФСИН России по Тюменской области, выразившиеся в несоблюдении требований законодательства по раздельному содержанию бывших сотрудников правоохранительных органов от иных осужденных, подозреваемых, обвиняемых за период с 11 июня 2008 года по 7 июня 2019 года в отношении Кораблина С.В. Взыскана с Российской Федерации в лице ФСИН России за счет казны Российской Федерации в пользу Кораблина С.В. компенсация за нарушение условий содержания в размере 20 000 рублей.
В кассационной жалобе, поданной 23 ноября 2023 года, административный истец Кораблин С.В. просил судебные акты отменить, административные исковые требования удовлетворить в полном объеме. По его мнению, судами нарушены нормы материального и процессуального права. Взысканная сумма компенсации необоснованно занижена.
В соответствии с частью 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ) кассационная жалоба рассмотрена в отсутствие неявившихся в суд лиц, участвующих в деле, и их представителей, которые извещены надлежащим образом.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статья 328 КАС РФ).
Проверив материалы административного дела в пределах доводов кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции считает, что судами такого рода нарушений допущено не было.
В соответствии со статьей 227.1 КАС РФ дела по искам о взыскании компенсации за нарушение условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении подлежат разрешению в порядке административного судопроизводства. При рассмотрении административного искового заявления о нарушении условий содержания и присуждении компенсации суд устанавливает, имело ли место нарушение предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, а также характер и продолжительность нарушения, обстоятельства, при которых нарушение допущено, его последствия.
В силу статьи 12.1 УИК РФ лицо, осужденное к лишению свободы и отбывающее наказание в исправительном учреждении, в случае нарушения условий его содержания в исправительном учреждении, предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации, имеет право обратиться в суд в порядке, установленном Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации, с административным исковым заявлением к Российской Федерации о присуждении за счет казны Российской Федерации компенсации за такое нарушение (ч. 1). Компенсация за нарушение условий содержания осужденного в исправительном учреждении присуждается исходя из требований заявителя с учетом фактических обстоятельств допущенных нарушений, их продолжительности и последствий и не зависит от наличия либо отсутствия вины органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих (ч. 2).
В пунктах 2, 14 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года N 47 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания" разъяснено, что под условиями содержания лишенных свободы лиц следует понимать условия, в которых с учетом установленной законом совокупности требований и ограничений реализуются закрепленные Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации права и обязанности указанных лиц, в том числе: право на личную безопасность и охрану здоровья; право на материально-бытовое обеспечение, обеспечение жилищно-бытовых, санитарных условий и питанием, прогулки.
Условия содержания лишенных свободы лиц должны соответствовать требованиям, установленным законом, с учетом режима места принудительного содержания, поэтому существенные отклонения от таких требований могут рассматриваться в качестве нарушений указанных условий.
Режим в исправительных учреждениях - это установленный законом и соответствующими закону нормативными правовыми актами порядок исполнения и отбывания лишения свободы, обеспечивающий охрану и изоляцию осужденных, постоянный надзор за ними, исполнение возложенных на них обязанностей, реализацию их прав и законных интересов, личную безопасность осужденных и персонала, раздельное содержание разных категорий осужденных, различные условия содержания в зависимости от вида исправительного учреждения, назначенного судом, изменение условий отбывания наказания (часть 1 статьи 82 УИК РФ).
Пунктом 2 статьи 33 Федерального закона от 15 июля 1995 года N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" предусмотрено, что при размещении подозреваемых и обвиняемых, а также осужденных в камерах обязательно соблюдение следующего требования: по отдельности от других подозреваемых и обвиняемых содержание лиц, являющихся или являвшихся судьями, адвокатами, сотрудниками правоохранительных органов, налоговой инспекции, таможенных органов, органов принудительного исполнения Российской Федерации, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, военнослужащими внутренних войск федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, военнослужащими и сотрудниками войск национальной гвардии Российской Федерации.
Согласно части 3 статьи 80 УИК РФ в отдельных исправительных учреждениях содержатся осужденные - бывшие работники судов и правоохранительных органов.
Данные положения обусловлены их прошлой профессиональной деятельностью и направлены на обеспечение личной безопасности названной категории осужденных, а также на обеспечение безопасности других лиц, отбывающих наказание (определение Конституционного Суда РФ от 13 октября 2009 года N 1141-О-О).
Согласно пункту 1 Положения о Министерстве внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Указом Президента РФ от 18 июля 1996 года N 1039 (в редакции, действовавшей на момент прохождения истцом военной службы), Министерство внутренних дел Российской Федерации (МВД России) являлось федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в пределах своих полномочий государственное управление в сфере защиты прав и свобод человека и гражданина, охраны правопорядка, обеспечения общественной безопасности и непосредственно реализующим основные направления деятельности органов внутренних дел Российской Федерации и внутренних войск МВД России.
Органы, входившие в структуру МВД России, подразделялись на две группы: 1) органы внутренних дел, служба в которых регулировалась Положением о службе в органах внутренних дел РФ, утвержденным Постановлением ВС РФ от 23 декабря 1992 года N 4202-1 (в соответствии с данным Положением граждане Российской Федерации, состоящие в должностях рядового и начальствующего состава органов внутренних дел или в кадрах МВД России, которым в установленном настоящим Положением порядке присвоены специальные звания рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, имели статус сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации); 2) внутренние войска, которые в соответствии с Законом Российской Федерации от 24 сентября 1992 года N 3531-1 "Об обороне" являлись одним из видов войск в Российской Федерации, статус которых определялся Законом Российской Федерации от 24 сентября 1992 года N 3534-1 "О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации".
Статьей 17 Закона РСФСР от 18 апреля 1991 года N 1026-1 "О милиции", утратившего силу с 1 марта 2011 года, предусматривалось, что сотрудником милиции является лицо, занимающее должность в милиции, которому в установленном порядке присвоено специальное звание.
В соответствии со статьей 15 Закона Российской Федерации от 24 сентября 1992 года N 3534-1 "О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации" комплектование внутренних войск осуществляется в добровольном порядке по контракту, а также на основе призыва граждан Российской Федерации на военную службу. Условия, порядок и срок прохождения военной службы военнослужащими внутренних войск, их статус, права и обязанности, порядок перемещения по службе, присвоения воинских званий, аттестования, увольнения и пенсионного обеспечения определяются законодательством Российской Федерации.
Граждане, проходившие службу во внутренних войсках, являлись военнослужащими, правовой статус которых был определен Законом Российской Федерации от 22 января 1993 года N 4338-1 "О статусе военнослужащих".
Согласно статьи 1 Закона Российской Федерации от 22 января 1993 года N 4338-1 "О статусе военнослужащих" военнослужащие проходят военную службу в воинских частях, на кораблях, предприятиях, в учреждениях, организациях, военных образовательных учреждениях профессионального образования в соответствии с Законом Российской Федерации "О воинской обязанности и военной службе". К ним относятся офицеры, прапорщики и мичманы, курсанты военных образовательных учреждений профессионального образования, сержанты, старшины, солдаты и матросы, поступившие на военную службу по контракту; сержанты, старшины, солдаты и матросы, проходящие военную службу по призыву, а также курсанты военных образовательных учреждений профессионального образования до заключения контракта.
Граждане Российской Федерации приобретают статус военнослужащих с началом военной службы и утрачивают его с окончанием военной службы. Сроки военной службы устанавливаются Законом Российской Федерации "О воинской обязанности и военной службе" (статья 2 Закона Российской Федерации от 22 января 1993 года N 4338-1 "О статусе военнослужащих").
Как следует из материалов дела и установлено судами, Кораблин С.В. 3 июня 2009 года осужден Тюменским областным судом по пунктам "ж, к" части 2 статьи 105 Уголовного кодекса Российской Федерации к лишению свободы сроком 11 лет, с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима.
8 июня 2008 года Кораблин С.В. был арестован и содержался в ФКУ СИЗО N 1 УФСИН России по Тюменской области с 11 июня 2008 года по 24 ноября 2009 года. Из СИЗО N 1 убыл в ФКУ ИК-1 УФСИН России по Тюменской области, где содержался с 24 ноября 2009 года по 22 марта 2011 года. Далее содержался в ФКУ ИК-2 УФСИН России по Тюменской области с 22 марта 2011 года по 07 июня 2019 года. Так же содержался в ФКУ СИЗО N1 УФСИН России по Тюменской области в следующие временные промежутки: с 28 по 30 марта 2017 года, с 21 марта по 2 мая 2019 года, с 26 декабря 2020 года по 15 декабря 2021 года.
При поступлении в анкете от 10 июня 2008 года Кораблин С.В. указал о том, что является военнообязанным (л.д. 105, том 1).
Сведения о том, что Кораблин С.В. является военнообязанным также содержатся в протоколе задержания и психологической характеристике, имеющихся в материалах личного дела осужденного.
26 декабря 2020 года при поступлении в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Тюменской области Кораблиным С.В. дана расписка о том, что он к категории бывших работников правоохранительных органов не относится, не является судьей, адвокатом, сотрудником правоохранительных органов, налоговой инспекции, таможенных органов, судебным приставом, сотрудником УИС, военнослужащим внутренних войск МВД РФ.
15 июля 2021 года Кораблин С.В. обратился к администрации ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Тюменской области с заявлением, в котором просил запросить сведения для подтверждения статуса бывшего военнослужащего в/ч 3468 в 1999-2001 годах (л.д. 47, том 1), с последующим направлением врио начальника ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Тюменской области запроса командиру войсковой части N3468 с целью подтверждения факта прохождения военной службы в указанном подразделении (л.д. 46, том 1).
Из представленной 17 ноября 2021 года справки Центрального архива войск национальной гвардии РФ следует, что в книге алфавитного учета военнослужащих срочной службы призыва весна 1999 года, войсковой части N3468 значится Кораблин С.В, призванный Ленинским РВК Тюменской области, зачислен в списки личного состава приказом командира части от 22 июня 1999 года N142с/ч. Проходил военную службу по призыву в воинском звании "рядовой" на должности стрелка. Приказом командира части от 15 мая 2001 года N106с/ч уволен в запас по окончании срока службы и направлен на воинский учет в Ленинский РВК Тюменской области. Войсковая часть N3468 в 1999-2001 годах входила в состав внутренних войск МВД России (л.д. 45, том 1).
После получения указанных сведений о месте прохождения военной службы, Кораблин С.В. был направлен в распоряжение ГУФСИН России по Пермскому краю для дальнейшего распределения в исправительное учреждение указанного региона (ФКУ ИК-37 ГУФСИН России по Пермскому краю), где и содержится по настоящее время.
Признавая незаконными действия административных ответчиков, суд первой инстанции исходил из наличия в рассматриваемой ситуации нарушений условий отбывания наказания административным истцом, выразившихся в несоблюдении требований законодательства по раздельному содержанию бывших сотрудников правоохранительных органов от иных осужденных, подозреваемых.
Определяя компенсацию за нарушение условий содержания истца в исправительном учреждении в размере 10000 рублей, суд первой инстанции принял во внимание фактические обстоятельства дела, характер и длительность допущенного нарушения, отсутствие указаний истцом в анкетах (справках) при поступлении в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Тюменской области, ФКУ ИК-1, ФКУ ИК-2 своего статуса, а также отсутствие необратимых физических и психологических последствий, фактов наличия угрозы жизни и здоровью административного истца в результате совместного содержания с другими категориями осужденных.
Суд апелляционной инстанции, проанализировав представленные в материалы дела доказательства, в том числе доказательства истребованные судом апелляционной инстанции, пришел к выводу об исключении из установленного судом периода нарушений прав осужденного Кораблина С.В. время его содержания в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Тюменской области с 26 декабря 2020 года по 23 апреля 2021 года, в рамках производства по иному уголовному делу, не связанному с периодом его содержания с 11 июня 2008 года по 7 июня 2019 года, поскольку из представленных копий материалов личного дела осужденного Кораблина С.В. следует, что им 26 декабря 2020 года при поступлении в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Тюменской области дана расписка о том, что он к категории бывших работников правоохранительных органов не относится, не является судьей, адвокатом, сотрудником правоохранительных органов, налоговой инспекции, таможенных органов, судебным приставом, сотрудником УИС, военнослужащим внутренних войск МВД РФ.
Исходя из установленных по административному делу обстоятельств, в том числе длительности отбывания Кораблиным С.В. наказания в ненадлежащих условиях, судебная коллегия пришла к выводу о наличии у Кораблина С.В. права на присуждение компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении, увеличил размер компенсации морального вреда до 20 000 рублей.
Оснований, по которым возможно не согласиться с выводами судебных инстанций, кассационная жалоба не содержит.
Положенные в обоснование кассационной жалобы доводы о том, что взысканный размер компенсации не отвечает требованиям разумности и справедливости, направлены на переоценку доказательств и установленных по делу фактических обстоятельств и не содержат в себе данных, которые имели бы юридическое значение для отмены либо изменения обжалуемого судебного постановления в кассационном порядке.
Определенный судом размер денежной компенсации, подлежащий взысканию в пользу административного истца, соответствует всем установленным по делу обстоятельствам, а также требованиям разумности, соразмерности и справедливости, заниженным не является. Вопрос значимости допущенных нарушений учтен, сумма компенсации определена с учетом характера нарушений и отсутствия существенных последствий.
Само по себе несогласие Кораблина С.В. с выводами суда первой и апелляционной инстанций, иная оценка фактических обстоятельств дела не означают, что имеет место нарушение норм материального или процессуального права.
В свою очередь, суд кассационной инстанции в силу своей компетенции, установленной положениями статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, при рассмотрении кассационной жалобы должен исходить из признанных установленными судами первой и апелляционной инстанций фактических обстоятельств дела, проверяя правильность применения и толкования норм материального и процессуального права судами первой и апелляционной инстанций при разрешении дела, тогда как правом переоценки имеющихся в деле доказательств суд кассационной инстанции не наделен.
При таких обстоятельствах судебная коллегия не находит правовых оснований для пересмотра судебных актов судов первой и апелляционной инстанций и удовлетворения кассационной жалобы.
Процессуальных нарушений, влекущих безусловную отмену обжалуемых судебных актов, предусмотренных частью 1 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, не установлено.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Калининского районного суда г. Тюмени от 11 мая 2023 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Тюменского областного суда от 11 октября 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу Кораблина Сергея Валерьевича - без удовлетворения.
Принятые по настоящему делу судебные акты могут быть обжалованы путем подачи кассационной жалобы в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня принятия апелляционного определения (за вычетом срока рассмотрения кассационной жалобы Седьмым кассационным судом общей юрисдикции).
Мотивированное кассационное определение изготовлено 12 февраля 2024 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.