Судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Чирковой Т.Н, судей Сапрыгиной Л.Ю, Хорошевской М.В, рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу ФКУ "Военный комиссариат Челябинской области" на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Челябинского областного суда от 10 октября 2023 года по административному делу N 2а-442/2023 по административному иску Якутова Александра Александровича к Военному комиссариату г.Касли и Каслинского района Челябинской области, Призывной комиссии Каслинского района Челябинской области, военному комиссару Челябинской области, Военному комиссариату Челябинской области, Призывной комиссии Челябинской области, военному комиссару г. Касли и Каслинского района Челябинской области Ласькову Д.С. о признании незаконным решения призывной комиссии, заслушав доклад судьи Сапрыгиной Л.Ю. об обстоятельствах административного дела, доводах кассационной жалобы и отзыва на жалобу, выслушав представителя ФКУ "Военный комиссариат Челябинской области" Баркалая Ф.А, настаивавшую на удовлетворении кассационной жалобы, возражения Якутова А.А. и его представителя Сибиревой А.А,
УСТАНОВИЛА:
Якутов А.А. обратился в суд с административным иском, с учетом дополнения, к Военному комиссариату г.Касли и Каслинского района Челябинской области, Призывной комиссии Каслинского района Челябинской области о признании незаконным и отмене решения призывной комиссии Каслинского района Челябинской области (протокол N1-У от 06 апреля 2022 года) о признании его не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, возложении обязанности на Военный комиссариат г.Касли и Каслинского района Челябинской области выдать первичный документ воинского учета - военный билет.
Считает указанное решение незаконным, поскольку являлся на все вызовы, от прохождения медицинских осмотров не уклонялся. Причина не прохождения военной службы обусловлена категорией годности и предоставленной отсрочкой в период обучения, то есть по не зависящим от него обстоятельствам. Все действия, связанные с воинским учетом он добросовестно осуществлял (прибытие, освидетельствование, обследование) с 17-летнего возраста. Считает, что признание его "уклонистом" не только нарушает его гражданские права, но и влечет репутационные издержки, не соответствует принципам справедливости и добросовестности и не соотносится с его действиями по воинскому учету.
Определением Каслинского городского суда Челябинской области от 31 мая 2023 года (о подготовке) к участию в деле в качестве административных соответчиков привлечены военный комиссар Челябинской области, Военный комиссариат Челябинской области, Призывная комиссия Челябинской области, военный комиссар г. Касли и Каслинского района Челябинской области Ласьков Д.С.
Решением Каслинского городского суда Челябинской области от 07 июля 2023 года в удовлетворении административных исковых требований Якутова А.А. отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Челябинского областного суда от 10 октября 2023 года решение Каслинского городского суда Челябинской области от 07 июля 2023 года отменено по делу принято новое решение. Решение Призывной комиссии Каслинского района Челябинской области N1-У от 06 апреля 2022 года о признаний Якутова А.А. не прошедшим военную службу по призыву не имя на то законных оснований, зачислении в запас признано незаконным. На Военный комиссариат города Касли и Каслинского района Челябинской области возложена обязанность устранить допущенное нарушение прав Якутова А.А.
В кассационной жалобе, поданной 15 декабря 2023 года в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции, ФКУ "Военный комиссариат Челябинской области" просит отменить апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Челябинского областного суда от 10 октября 2023 года, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении апелляционной жалобы Якутова А.А, ссылаясь на несоответствие выводов, изложенных в оспариваемом судебном акте, обстоятельствам административного дела, нарушение и неправильное применение норм материального права, допущенные судом и апелляционной инстанции.
В обоснование доводов кассационной жалобы указывают на то, что Якутов А.А. в 2021 году направлялся призывной комиссией на медицинское обследование, которое не завершил, акт медицинского заключения не представил.
Якутов А.А. до настоящего времени зарегистрирован по месту жительства по адресу: "данные изъяты". Данный адрес отражен в учетной карте призывника. Военный комиссариат г.Касли производил оповещение Якутова А.А. по адресу регистрации.
Якутов А.А. в период обучения и проживания в г.Челябинске на воинский учет по месту жительства не встал. Полагают, что к участию в деле необходимо было привлечь военные комиссариаты Курчатовского и Калининского, Советского и Центрального районов города Челябинска.
Якутовым А.А. представлен отзыв на кассационную жалобу.
В суде кассационной инстанции представитель ФКУ "Военный комиссариат Челябинской области" Баркалая Ф.А, на удовлетворении кассационной жалобы настаивала.
Якутова А.А. и его представитель Сибирева А.А. в суде кассационной инстанции возражали против удовлетворения кассационной жалобы, полагая о законности принятого по делу апелляционного определения.
Остальные лица, участвующие в деле, не явились, извещены надлежащим образом.
Судебная коллегия на основании части 2 статьи 326, статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации считает возможным рассмотреть дело в отсутствии указанных выше лиц, извещенных надлежащим образом и не явившихся в судебное заседание.
В силу части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в части 1 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (часть 3 статьи 328 Кодекса).
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва на жалобу, выслушав представителя ФКУ "Военный комиссариат Челябинской области" Баркалая Ф.А, административного истца Якутова А.А. и его представителя Сибиреву А.А, проверив законность и обоснованность судебного решения в соответствии с пунктами 2 и 3 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия полагает, что таких нарушений судом апелляционной инстанции не допущено, а доводы кассационной жалобы не могут повлечь отмену или изменение принятого судебного акта.
В силу пункта 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и возлагает на административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Из анализа указанного положения следует, что суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями и права либо свободы гражданина не были нарушены.
В соответствии со статьей 59 Конституции Российской Федерации защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации. Гражданин Российской Федерации несет военную службу в соответствии с федеральным законом.
Согласно подпункту "а" пункта 1 статьи 22 Федерального закона 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" основной формой реализации названной выше конституционной обязанности является прохождение военной службы по призыву, которому подлежат граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие или обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе, за исключением граждан, освобожденных от исполнения воинской обязанности, призыва на военную службу, граждан, которым предоставлена отсрочка от призыва на военную службу, а также граждан, не подлежащих призыву на военную службу (пункт 2 статьи 22, статьи 23 и 24).
Пунктом 1.1 статьи 28 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе", вступившего в силу с 01 января 2014 года, предусмотрено, что при зачислении в запас граждан, подлежавших призыву на военную службу и не прошедших ее до достижения ими возраста 27 лет (за исключением граждан, не прошедших военную службу по призыву по основаниям, предусмотренным пунктами 1 и 2, пунктом 4 статьи 23, статьей 24 этого Федерального закона, либо в связи с отменой призывной комиссией субъекта Российской Федерации решения нижестоящей призывной комиссии), призывная комиссия выносит заключение о том, что гражданин не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований.
В силу пункта 34 Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2006 г. N 663, при зачислении в запас граждан, не прошедших до достижения ими возраста 27 лет военную службу по призыву (за исключением граждан, не прошедших военную службу по призыву по основаниям, предусмотренным п. п. 1 и 2, подпунктом "в" пункта 3, пунктом 4 статьи 23 и статьей 24 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", либо в связи с отменой призывной комиссией субъекта Российской Федерации решения нижестоящей призывной комиссии), призывная комиссия на основании документов воинского учета, хранящихся в отделе (муниципальном) (личное дело призывника, учетно-алфавитная книга), а для граждан, не состоявших на воинском учете, на основании справок соответствующих отделов (муниципальных) выносит заключение о том, что гражданин не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований. Такое заключение выносится, если гражданин не проходил военную службу, не имея на то законных оснований, начиная с 1 января 2014 года, при этом состоял (обязан был состоять) на воинском учете и подлежал призыву на военную службу.
Таким образом, при зачислении в запас необходимым условием для признания состоящего на воинском учете гражданина, достигшего возраста 27 лет, не прошедшим военную службу по призыву, при отсутствии на то законных оснований, является наличие в документах воинского учета данных о непрохождении им военной службы без законных на то оснований после 01 января 2014 года.
По общему правилу, предусмотренному пунктом 1 статьи 25 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, осуществляется два раза в год с 01 апреля по 15 июля и с 01 октября по 31 декабря на основании указов Президента Российской Федерации.
В силу положений статьи 25 Федерального закона 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, осуществляется два раза в год с 01 апреля по 15 июля и с 01 октября по 31 декабря на основании указов Президента Российской Федерации. При этом названной статьей определены исключения из общего правила, устанавливающего периоды призыва на военную службу, в том числе для граждан, являющихся педагогическими работниками образовательных организаций, которые призываются на военную службу с 01 мая по 15 июля (подпункт "в" пункта 1).
Из содержания судебных актов и материалов дела следует, что Якутов А.А, "данные изъяты" года рождения, 24 января 2012 года по достижении возраста 17 лет был поставлен на учет в военном комиссариате г.Касли Челябинской области.
На время учебы в ФГБОУ ВО "Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет" Якутову А.А. предоставлены отсрочки от призыва на военную службу по программе бакалавриата с 15 ноября 2013 года до 01 июля 2018 года и на время обучения по программе магистратуры с 04 апреля 2018 года до 20 октября 2020 года.
Приказом N 1909-с от 21 августа 2020 года Якутов А.А. был отчислен из магистратуры образовательного учреждения ФГБОУ ВО "Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет" по причине неявки по неуважительной причине на ГАК. Впоследствии приказом ФГБОУ ВО "Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет" от 15 сентября 2020 года N2336-с приказ N1909-с от 21 августа 2020 года об отчислении студента очной формы обучения магистратуры Якутова А.А. отменен. Согласно приказу N 2337-с от 15 сентября 2020 года ФГБОУ ВО "Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет" студенту очной формы обучения (бюджетная основа, направление подготовки магистра Педагогическое образование) Якутову А.А. предоставлен академический отпуск с 22 июня 2020 года по 21 июня 2020 года по семейным обстоятельствам на основании личного заявления.
Приказом ФГБОУ ВО "Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет" N1431-с от 08 июля 2021 года Якутов А.А. отчислен из магистратуры образовательного учреждения ФГБОУ ВО "Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет" по собственному желанию. Сведения были направлены в военный комиссариат г.Касли Челябинской области 20 июля 2021 года.
27 августа 2018 года, Якутов А.А. принят на работу в Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Специальная коррекционная общеобразовательная школа-интернат для обучающихся воспитанников с ограниченными возможностями здоровья (нарушение опорно-двигательного аппарата) N 4 г. Челябинска" (МБОУ "Школа-интернат N 4 г. Челябинска") на должность учителя истории, где работает по настоящее время (приказ о приеме от 27 августа 2018 года N75-к).
В апреле 2021 года Якутов А.А. явился по вызову в военный комиссариат г. Касли Челябинской области. Решением призывной комиссии от 07 апреля 2021 года Якутову А.А. выставлена категория годности "Г", по результатам медицинского освидетельствования дано заключение "недостаток питания", в связи с чем, призывной комиссией принято решение о направлении Якутова А.А. на дополнительное обследование в г. Челябинск, и указано в личной карте на необходимость повторной явки с результатами медицинского обследования 01 октября 2021 года.
В материалы дела представлено подписанное Якутовым А.А. извещение о необходимости явки в военный комиссариат г. Касли с результатами обследования 18 октября 2021 года, при этом в графе выдано направление подпись Якутова А.А. отсутствует.
01 октября 2021 года Якутов А.А. явился в военный комиссариат г. Касли Челябинской области без результатов медицинского обследования, 04 октября 2021 года ему выставлена категория годности "Г" в связи с диагнозом "недостаток питания". Якутов А.А. направлен для прохождения медицинского обследования в г. Челябинск с целью определения динамики и вынесения медицинского заключения.
01 апреля 2022 года военный комиссариат г.Касли и Каслинского района Челябинской области в адрес Якутова А.А. направил заказное письмо о необходимости прибытия в военный комиссариат. Однако Якутов А.А. не явился и результаты медицинского обследования не представил. 10 апреля 2022 года Якутов А.А. достиг возраста 27 лет.
06 апреля 2023 года призывной комиссией г.Касли и Каслинского района Челябинской области принято решение о зачислении в запас Якутова А.А, как не прошедшего военную службу по призыву, не имея на то законных оснований. 10 мая 2023 года военным комиссариатом Якутову А.А. выдана справка установленного образца взамен военного билета.
Разрешая требования Якутова А.А. установив, что административный истец состоял на воинском учете, подлежал призыву на военную службу, зная о необходимости пройти дополнительное обследование в г. Челябинске после проведения первоначального медицинского обследования в г. Касли, не прошел такое обследование по личной инициативе, медицинское заключение в военный комиссариат г. Касли и Каслинского района Челябинской области не представил дважды, тем самым уклонился от призыва, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что решение, вынесенное призывной комиссией со ссылкой на пункт 1.1. статьи 28 Федерального закона N53-ФЗ является законным, оснований для его отмены не имеется, в связи с чем административные исковые требования удовлетворению не подлежат.
Судебная коллегия по административным делам областного суда не согласилась с данными выводами суда первой инстанции.
Судом апелляционной инстанции установлено, что в нарушение Порядка организации и проведения медицинского освидетельствования граждан, регламентированным Положением о военно-врачебной экспертизе, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 04 июля 2013 года N 565, административными ответчиками в материалы дела не представлено доказательств выдачи на руки Якутову А.А. направления, заполненного врачом-специалистом, вынесшим соответствующее заключение, подписанного военным комиссаром муниципального образования (муниципальных образований) и заверенного печатью военного комиссариата муниципального образования (муниципальных образований), а также 2 экземпляров бланков медицинского заключения о состоянии здоровья гражданина. Также не представлено доказательств направления в медицинскую организацию, в которую гражданин направляется обследование медицинских документов Якутова А.А, характеризующих состояние его здоровья.
С учетом того, что Якутов А.А. дважды являлся в военный комиссариат г. Касли в апреле и октябре 2021 года, ему был выставлен диагноз " "данные изъяты"", категория "Г", медицинское обследование Якутов А.А. не прошел, так как ему не выдавалось направление на медицинское обследование, Якутовым А.А. оспаривается факт выдачи ему направлений на медицинское обследование, а представленное извещение не является корешком медицинского направления на обследование, судебная коллегия пришла к выводу о том, что военным комиссариатом г. Касли не выполнена обязанность по надлежащему осуществлению мероприятий, направленных на организацию призыва на военную службу в отношении административного истца.
Кроме того, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии доказательств, подтверждающих надлежащее извещение Якутова А.А. о его явке в военный комиссариат г. Касли 01 апреля 2022 года.
Судебной коллегией областного суда установлено, что Якутов А.А. извещался о явке в военный комиссариат г. Касли 01 апреля 2022 года, по адресу: "данные изъяты", при том, что Якутовым А.А. исполнена обязанность сообщать об изменении места жительства и призывник извещался о явке в военный комиссариат г. Касли 04 октября 2021 го да, 05 октября 2021 года и 06 октября 2021 года с указанием адреса фактического проживания: "данные изъяты".
При отсутствии доказательств, подтверждающих активную роль военного комиссариата г. Касли и Каслинского района в организации призыва в отношении Якутова А.А. на протяжении полутора лет, судебная коллегия областного суда посчитала незаконным оспариваемое решение призывной комиссии Каслинского района Челябинской области N1-У от 06 апреля 2022 года и возложила на военный комиссариат г. Касли и Каслинского района Челябинской области обязанность устранить допущенное нарушение прав Якутова А.А.
Мотивы, по которым суд апелляционной инстанции пришел к вышеуказанным выводам, подробно со ссылкой на установленные судом обстоятельства и нормы права изложены в оспариваемом судебном акте и оснований не соглашаться с выводами суда апелляционной инстанции по доводам кассационной жалобы не имеется.
Вопреки доводам кассационной жалобы судом апелляционной инстанции при рассмотрении настоящего дела по существу правильно определены и установлены обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения спора, им дана надлежащая правовая оценка с учетом норм права, регулирующих возникшие правоотношения, в результате чего постановлено законное и обоснованное решение.
Доводы кассационной жалобы о том, что Якутов А.А. в 2021 году направлялся призывной комиссией на медицинское обследование, которое не завершил, акт медицинского заключения не представил, подлежат отклонению.
Согласно пункту 20 Положения о военно-врачебной экспертизе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 04 июля 2013 года N 565 (далее - Положение о военно-врачебной экспертизе) в случае невозможности вынесения медицинского заключения о годности гражданина к военной службе по состоянию здоровья в ходе освидетельствования гражданин на основании решения комиссии по постановке граждан на воинский учет, призывной комиссии или начальника отдела военного комиссариата, принятого по заключению врачей- специалистов, направляется в медицинскую организацию государственной или муниципальной систем здравоохранения на обследование в амбулаторных или стационарных условиях для уточнения диагноза заболевания.
Гражданину, нуждающемуся по заключению врача-специалиста в обследовании в медицинской организации государственной системы здравоохранения (за исключением медицинской организации, подведомственной федеральному органу исполнительной власти) или медицинской организации муниципальной системы здравоохранения, включенной в перечень медицинских организаций, на руки выдается направление, заполненное врачом-специалистом, вынесшим соответствующее заключение, подписанное военным комиссаром муниципального образования (муниципальных образований) и заверенное печатью военного комиссариата муниципального образования (муниципальных образований), а также 2 экземпляра бланка медицинского заключения о состоянии здоровья гражданина.
Одновременно в медицинскую организацию, в которую гражданин направляется на обследование, пересылаются почтовой связью (доставляются нарочным) медицинские документы, характеризующие состояние его здоровья, поступившие по запросу в военный комиссариат муниципального образования (муниципальных образований) из медицинских организаций.
Секретарь комиссии по постановке граждан на воинский учет (секретарь призывной комиссии) не реже 2 раз в месяц заполняет списки граждан, направляемых на обследование в медицинские организации государственной системы здравоохранения (за исключением медицинских организаций, подведомственных федеральным органам исполнительной власти) и медицинские организации муниципальной системы здравоохранения, включенные в перечень медицинских организаций, которые подписываются военным комиссаром муниципального образования (муниципальных образований), заверяются печатью военного комиссариата муниципального образования (муниципальных образований) и направляются в соответствующие медицинские организации.
По завершении обследования гражданина в медицинской организации государственной системы здравоохранения (за исключением медицинской организации, подведомственной федеральному органу исполнительной власти) или медицинской организации муниципальной системы здравоохранения, включенной в перечень медицинских организаций, результаты его обследования вносятся в оба экземпляра бланка медицинского заключения о состоянии здоровья гражданина. Первый экземпляр медицинского заключения о состоянии здоровья гражданина выдается на руки гражданину для представления в военный комиссариат муниципального образования (муниципальных образований), где подшивается в личное дело призывника. Второй экземпляр медицинского заключения о состоянии здоровья гражданина приобщается к медицинской карте амбулаторного больного или медицинской карте стационарного больного.
Медицинские документы, характеризующие состояние здоровья гражданина, поступившие в медицинскую организацию из военного комиссариата муниципального образования (муниципальных образований), не позднее 3 рабочих дней после завершения обследования гражданина возвращаются в соответствующий военный комиссариат муниципального образования (муниципальных образований) посредством почтовой связи (выдачи по доверенности, выданной военным комиссаром муниципального образования (муниципальных образований), нарочному).
В случае если обследование гражданина не может быть завершено до окончания работы призывной комиссии, освидетельствование указанного гражданина проводится в период следующего призыва граждан на военную службу с вынесением заключения о категории годности к военной службе.
В соответствии с ч.4 Приложения N1 к Положению о военно-врачебной экспертизе к пункту "Г" относятся временные функциональные расстройства после операций на щитовидной железе, других эндокринных железах, состояния после лечения острых и подострых тиреоидитов. При этом граждане при призыве на военную службу (военные сборы), поступлении на военную службу по контракту, в военно-учебные заведения признаются временно не годными к военной службе сроком на 6 месяцев.
При наличии недостаточности питания граждане подлежат обследованию и (или) лечению в стационарных условиях. При этом граждане при призыве на военную службу (военные сборы) признаются временно не годными к военной службе на 6 месяцев. Если по результатам обследования у граждан не выявлено вызывающих снижение массы тела заболеваний, то они подлежат освидетельствованию по пункту "Д". При выявлении заболеваний, обуславливающих пониженное питание или недостаточность питания, граждане подлежат освидетельствованию по соответствующим статьям расписания болезней.
В апреле и октябре 2021 года, Якутову А.А. был выставлен диагноз "недостаток питания", категория "Г".
В апреле 2021 года, и в октябре 2021 года Якутов А.А. являлся в ГБУЗ Районная больница г. Касли, что подтверждается справками. Согласно пояснениям заинтересованного лица Столбиковой А.А. в судебном заседании, в ГБУЗ Районная больница г. Касли недостаточно специалистов для медицинского обследования Якутова А.А, в связи с чем он направлялся для обследования в г. Челябинске.
При наличии недостаточности питания Якутов А.А. подлежал обследованию и (или) лечению в стационарных условиях, однако Якутовым А.А. оспаривается факт выдачи ему направлений на медицинское обследование, при этом, представленное в материалы дела извещение не является корешком медицинского направления на обследование, кроме того в извещении в графе "выдано направление" подпись призывника отсутствует.
В качестве одной из задач административного судопроизводства Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации устанавливает защиту нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений (пункт 2 статьи 3), а также гарантирует каждому заинтересованному лицу право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов (часть 1 статьи 4).
Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации возлагает обязанность доказывания законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на соответствующие орган, организацию и должностное лицо.
С учетом изложенного, судебная коллегия по административным делам областного суда пришла к верному выводу о том, что военным комиссариатом г. Касли и Каслинского района не выполнена обязанность по надлежащему осуществлению мероприятий, направленных на организацию призыва на военную службу в отношении Якутова А.А.
Доводы кассационной жалобы о том, что военный комиссариат г.Касли и Каслинского района известил Якутова А.А. о явке по адресу регистрации: "данные изъяты", указанному в учетной карте призывника, не влекут отмены судебного акта, выводов суда апелляционной инстанции об отсутствии доказательств, подтверждающих надлежащее извещение Якутова А.А. о его явке в военный комиссариат 01 апреля 2022 года не опровергают.
Так, судом апелляционной инстанции установлено и следует из материалов дела, что Якутов А.А, действительно, зарегистрирован по месту жительства с 18 октября 2011 года по адресу: "данные изъяты"
Во исполнения обязанности, установленной пунктом 1 статьи 10 Федерального закона N 53-ФЗ Якутов А.А. известил военный комиссариат г.Касли и Каслинского района об адресе фактического проживания: "данные изъяты". Именно по указанному адресу Якутов А.А. извещался о явке в военный комиссариат г. Касли и Каслинского района 04 октября 2021 года, 05 октября 2021 года и 06 октября 2021 года, что следует из представленных в материалы дела повесток. В указанные даты Якутов А.А. в военный комиссариат г. Касли и Каслинского района являлся. От явки в военный комиссариат Якутов А.А. не уклонялся.
При условии, что военному комиссариату г. Касли и Каслинского района был известен адрес фактического проживания Якутова А.А, но по адресу: "данные изъяты" о явке в военный комиссариат г. Касли и Каслинского района на 01 апреля 2022 года призывник извещен не был, суд апелляционной инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии доказательств, подтверждающих надлежащее извещение Якутова А.А. о его явке в военный комиссариат г. Касли 01 апреля 2022 года.
Ссылка в кассационной жалобе на то, что повестки, на имя Якутова А.А. по адресу: "данные изъяты" о явке в военный комиссариат г. Касли и Каслинского района 04 октября 2021 года, 05 октября 2021 года и 06 октября 2021 года, не соответствуют требованиям, предусмотренным пунктом 1 Приложения к Постановлению Правительства Российской Федерации от 27 ноября 2002 года N 719 "Об утверждении Положения о воинском учете", несостоятельна, не дает оснований сомневаться в достоверности представленных в материалы дела копий повесток, поскольку подлинники повесток предоставлялись на обозрение суду первой инстанции. А ответственность на ненадлежащее оформление повесток не может быть возложена на Якутова А.А.
Вопреки доводам кассационной жалобы о том, что к участию в деле необходимо было привлечь военные комиссариаты Курчатовского и Калининского, Советского и Центрального районов города Челябинска, указанные военные комиссариаты мероприятий по призыву Якутова А.А. не осуществляли, их действия (бездействие) и решения не являются предметом административного иска, а принятое по делу решение их прав и законных интересов не нарушает.
В целом, все доводы кассационной жалобы повторяют правовую и процессуальную позицию ФКУ "Военный комиссариат Челябинской области" в судах первой и апелляционной инстанций, основаны на неверном толковании приведенных выше норм права, сводятся к несогласию заявителя с произведенной судом апелляционной инстанции оценкой доказательств, что в силу статей 328, 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации не является основанием для отмены обжалуемого судебного акта в кассационном порядке.
Переоценка доказательств по делу, установление новых обстоятельств выходит за пределы полномочий суда кассационной инстанции.
Выводы суда апелляционной инстанции, изложенные в обжалованном судебном акте, соответствуют обстоятельствам административного дела. Существенного нарушения норм материального права, а также требований процессуального законодательства, повлиявших на исход судебного разбирательства, судами не допущено.
При таких обстоятельствах, апелляционное определение судебной коллегии областного суда, с учетом доводов кассационной жалобы, пересмотру в кассационном порядке не подлежит, так как предусмотренные статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основания для его отмены или изменения в кассационном порядке в настоящем случае отсутствуют.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Челябинского областного суда от 10 октября 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу ФКУ "Военный комиссариат Челябинской области" - без удовлетворения.
Принятые по настоящему делу судебные акты могут быть обжалованы в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня принятия апелляционного определения, за вычетом срока рассмотрения кассационной жалобы кассационным судом общей юрисдикции.
Кассационное определение в полном объеме изготовлено 22 февраля 2024 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.