Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Давыдовой Т.И, судей Ложкарёвой О.А, Грудновой А.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-2349/2023 по иску Захарова Александра Васильевича к Правительству Челябинской области, Губернатору Челябинской области о признании незаконным отказа в перерасчете размера пенсии за выслугу лет, возложении обязанности произвести перерасчет, по кассационной жалобе Захарова Александра Васильевича на решение Центрального районного суда г. Челябинска от 26 июня 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Челябинского областного суда от 23 октября 2023 года.
Заслушав доклад судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Давыдовой Т.И. об обстоятельствах дела, принятых судебных актах, доводах кассационной жалобы, выслушав истца Захарова А.В, его представителя - адвоката Сафонова А.В, наставивших на доводах кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Захаров А.В. обратился в суд с иском к Правительству Челябинской области, Губернатору Челябинской области, с учетом уточнений, о признании незаконным отказа в перерасчете размера пенсии за выслугу лет, перерасчете размера пенсии за выслугу лет с 01 апреля 2022 года с учетом централизованного повышения и увеличения оклада месячного денежного содержания государственным гражданским служащим Челябинской области, установленного постановлением Законодательного Собрания Челябинской области от 31 марта 2022 года N 999.
В обосновании заявленных требований Захаров А.В. сослался на то, что с 21 января 2020 года является получателем пенсии за выслугу лет, как государственный служащий Челябинской области, 16 августа 2022 года обратился с заявлением о перерасчете размера пенсии за выслугу лет на основании подпункта 2 пункта 17 раздела VI Положения о назначении и выплате пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим должности государственной гражданской службы Челябинской области в связи с централизованным увеличением оклада денежного содержания государственных гражданских служащих Челябинской области. В перерасчете пенсии за выслугу лет ему отказано, в связи с тем, что с 01 апреля 2022 года государственным гражданским служащим Челябинской области установлены новые должностные оклады, оклады за классный чин, изменен размер ежемесячного денежного поощрения, при этом централизованного увеличения оклада месячного денежного содержания государственным гражданским служащим Челябинской области не производилось. Отказ в перерасчете пенсии полагает незаконным.
Представитель ответчиков Правительства Челябинской области, Губернатора Челябинской области в судебном заседании суда первой инстанции исковые требования не признал, сославшись на то, что постановлением Законодательного Собрания Челябинской области от 31 марта 2022 года N 999 введены новые условия оплаты труда государственных гражданских служащих Челябинской области в соответствии с замещающими ими должностями, а не увеличен (проиндексирован) размер ранее установленных окладов месячного денежного содержания.
Решением Центрального районного суда г. Челябинска от 26 июня 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Челябинского областного суда от 23 октября 2023 года, Захарову А.В. в удовлетворении исковых требований отказано.
В кассационной жалобе Захаров А.В. ставит вопрос об отмене состоявшихся судебных актов, как незаконных.
Представители ответчиков Правительства Челябинской области, Губернатора Челябинской области, представитель третьего лица Министерства социальных отношений по Челябинской области в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. Информация о времени и месте судебного разбирательства по настоящему делу заблаговременно была размещена на официальном сайте Седьмого кассационного суда общей юрисдикции. В соответствии со статьями 167, 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия нашла возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанции, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Обсудив доводы кассационной жалобы, изучив материалы дела, судебная коллегия считает, что такого рода оснований для отмены решения и апелляционного определения не имеется.
Судом первой инстанции установлено и из материалов дела следует, что Захаров А.В. с 20 марта 2019 года по 13 января 2020 года являлся гражданским государственным служащим Челябинской области.
Постановлением Губернатора Челябинской области от 13 января 2020 года N 8 Захаров А.В. освобожден от замещаемой должности, служебный контракт с ним расторгнут, он уволен с государственной гражданской службы Челябинской области 20 января 2020 года по пункту 3 части 1 статьи 33 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации".
Распоряжением Губернатора Челябинской области от 07 февраля 2020 года N 88-р Захарову А.В. с 21 января 2020 года назначена пенсия за выслугу лет в размере 26 415, 79 руб.
Распоряжением Губернатора Челябинской области от 23 декабря 2020 года N 1218-р "Об установлении размеров ежемесячной выплаты лицам, замещавшим государственные должности Челябинской области, и пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим должности государственной гражданской службы Челябинской области" с 01 октября 2020 года истцу установлен размер ежемесячной выплаты 27 210 руб.
Распоряжением Губернатора Челябинской области от 17 ноября 2021 года N 1267-р "Об установлении размеров ежемесячной выплаты лицам, замещавшим государственные должности Челябинской области, и пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим должности государственной гражданской службы Челябинской области" с 01 октября 2021 года истцу установлен размер ежемесячной выплаты 28 625 руб.
16 августа 2022 года Захаров А.В. обратился с заявлением о перерасчете пенсии за выслугу лет с 31 марта 2022 года в соответствии с размерами окладов месячного денежного содержания государственных гражданских служащих Челябинской области, установленных постановлением Законодательного Собрания Челябинской области от 31 марта 2022 года N 999.
Письмом от 14 сентября 2022 N 962 Захарову А.В. отказано в перерасчете пенсии, поскольку централизованного увеличения окладов месячного содержания гражданского служащих Челябинской области не производилось.
Разрешая возникший спор, суд первой инстанции, руководствуясь положениями Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе в Российской Федерации", Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", Закона Челябинской области от 29 марта 2007 года N104-ЗО "О регулировании государственной гражданской службы Челябинской области", Закона Челябинской области от 23 декабря 2021 года N 493-ЗО "Об областном бюджете на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов", Положением о назначении и выплате пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим должности государственной гражданской службы Челябинской области, утвержденным постановлением Губернатора Челябинской области от 24 марта 2010 года N 100, постановлением Законодательного Собрания Челябинской области от 09 июля 2010 года N 2405 "Об оплате труда государственных гражданских служащих Челябинской области и порядке формирования фонда оплаты труда указанных лиц", постановлением Законодательного Собрания Челябинской области от 31 марта 2022 года N 999 "Об оплате труда государственных гражданских служащих Челябинской области и порядке формирования фонда оплаты труда указанных лиц", постановлением Законодательного Собрания Челябинской области от 29 октября 2020 года N 27 "Об увеличении (индексации) размеров денежного вознаграждения лиц, замещающих государственные должности Челябинской области, и окладов денежного содержания государственных гражданских служащих Челябинской области", исходил из того, что постановлением Законодательного Собрания Челябинской области от 31 марта 2022 года N 999 установлены новые условия оплаты труда гражданских служащих Челябинской области, что не свидетельствует о централизованном увеличением (индексацией) оклада месячного денежного содержания, влекущего перерасчет пенсии, в связи с чем пришел к выводу, с которым согласился и суд апелляционной инстанции, об отсутствии оснований для удовлетворения
исковых требований.
Изучение материалов дела показало, что выводы судов первой и апелляционной инстанций основаны на установленных фактических обстоятельствах дела, приведенном правовом регулировании спорных правоотношений, и доводами кассационной жалобы не опровергаются.
В кассационной жалобе Захаров А.В. выражает несогласие с выводами суда о том, что постановлением Законодательного Собрания Челябинской области от 31 марта 2022 года N 999 введены новые условия оплаты труда государственных гражданских служащих Челябинской области, а не повышены (увеличены) оклады месячного денежного содержания. Указывает на то, что согласно подпункту 2 пункта 17 раздела VI Положения о назначении и выплате пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим должности государственной гражданской службы Челябинской области, утвержденного постановлением Губернатора Челябинской области от 24 марта 2010 года N 100, основанием для перерасчета пенсии за выслугу лет является не индексация, а централизованное увеличение оклада месячного денежного содержания государственных гражданских служащих Челябинской области. Судом необоснованно сделана ссылка в судебном постановлении на то, что истцу дважды повышалась пенсия в связи с централизованным увеличением (индексацией) размера должностных окладов и размеров окладов за классный чин, фактически проиндексированы размеры денежного вознаграждения были постановлением Законодательного Собрания Челябинской области от 29 октября 2020 года N 27 "Об увеличении (индексации) размеров денежного вознаграждения лиц, замещающих государственные должности Челябинской области, и окладов денежного содержания государственных гражданских служащих Челябинской области".
Ссылка суда на постановление Законодательного Собрания Челябинской области от 31 марта 2022 года N 999 в части того, что применительно к должности начальник отдела в составе главного управления не только увеличился размер должностного оклада, но и уменьшился размер ежемесячного денежного поощрения, несостоятельна, поскольку судом неверно указана его должность, при этом основанием для перерасчета пенсии за выслугу лет является централизованное увеличение оклада месячного денежного содержания, который состоит из должностного оклада и оклада за классный чин, а не размера ежемесячного денежного поощрения, следовательно, юридическое значение имеет увеличение размера оклада месячного содержания в целом, а не какой-либо его отдельной составляющей, которая принимается в расчет. Из представленной к иску таблицы видно, что оклад месячного денежного содержания по должности истца увеличился в 2022 году в связи с принятием постановления Законодательного Собрания Челябинской области N 999 от 31 марта 2022 года.
Данные доводы не могут быть приняты во внимание, поскольку основаны на неправильном толковании норм материального права.
Согласно части 1 статьи 50 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" оплата труда гражданского служащего производится в виде денежного содержания, являющегося основным средством его материального обеспечения и стимулирования профессиональной служебной деятельности по замещаемой должности гражданской службы.
Часть 2 статьи 50 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" определяет состав денежного содержания гражданского служащего. Денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы (далее - должностной оклад) и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы, или классным чином юстиции, или дипломатическим рангом (далее - оклад за классный чин), которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего (далее - оклад денежного содержания), а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат.
В соответствии с частью 4 статьи 50 указанного Федерального закона размеры должностных окладов и окладов за классный чин государственных гражданских служащих субъекта Российской Федерации устанавливаются в соответствии с нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.
В соответствии с частью 12 статьи 50 указанного Федерального закона размеры окладов денежного содержания по должностям гражданской службы субъекта Российской Федерации ежегодно увеличиваются (индексируются) в соответствии с законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации на соответствующий год с учетом уровня инфляции (потребительских цен). Увеличение (индексация) размеров окладов денежного содержания по должностям гражданской службы субъекта Российской Федерации производится в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 статьи 9 Закона Челябинской области от 29 марта 2007 года N 104-ЗО "О регулировании государственной гражданской службы Челябинской области" постановлениями Законодательного Собрания Челябинской области устанавливаются денежное содержание гражданского служащего (за исключением гражданского служащего, оплата труда которого производится в особом порядке в зависимости от показателей эффективности и результативности профессиональной служебной деятельности), порядок формирования фонда оплаты труда, увеличение (индексация) размеров денежного содержания по должностям гражданской службы области с учетом уровня инфляции (потребительских цен).
На момент увольнения истца условия оплаты труда гражданских служащих Челябинской области определялись постановлением Законодательного Собрания Челябинской области 09 июля 2010 года N 2405 "Об оплате труда государственных гражданских служащих Челябинской области и порядке формирования фонда оплаты труда указанных лиц", с 01 апреля 2022 года такой порядок определяется постановлением Законодательного Собрания Челябинской области N 999 "Об оплате труда государственных гражданских служащих Челябинской области и порядке формирования фонда оплаты труда указанных лиц".
Таким образом, размеры окладов денежного содержания по должностям гражданской службы Челябинской области увеличиваются (индексируются) в соответствии с законом Челябинской области о бюджете на соответствующий год с учетом уровня инфляции (потребительских цен) и постановлениями Законодательного Собрания Челябинской области.
Конституция Российской Федерации, гарантируя каждому в соответствии с целями социального государства (часть 1 статья 7) социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (часть 1 статьи 39), относит определение условий и порядка реализации данного конституционного права, в том числе установление видов пенсий и доплат к ним, оснований приобретения права на их получение отдельными категориями граждан и правил исчисления размеров соответствующих выплат, к компетенции законодателя (часть 2 статьи 39).
В соответствии с пунктами 2 и 4 статьи 7 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" пенсия за выслугу лет устанавливается к страховой пенсии по старости (инвалидности), назначенной в соответствии с Федеральным законом "О страховых пенсиях", и выплачивается одновременно с ней; условия предоставления права на пенсию муниципальным служащим за счет средств местных бюджетов определяются актами органов местного самоуправления в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
В соответствии пунктом 10 Положения о назначении и выплате пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим должности государственной гражданской службы Челябинской области, утвержденного постановлением Губернатора Челябинской области от 24 марта 2010 года N 100, лицам, замещавшим должности государственной гражданской службы Челябинской области, устанавливается пенсия за выслугу лет в форме ежемесячной выплаты исходя из оклада месячного денежного содержания на дату увольнения с государственной гражданской службы Челябинской области либо на день достижения возраста, дающего право на пенсию по старости по их заявлению, в следующих размерах: при наличии стажа государственной гражданской службы свыше 25 лет - в размере 135 процентов оклада месячного денежного содержания по соответствующей должности государственной гражданской службы.
Как установлено судами, на день назначения истцу пенсии - 07 февраля 2020 года оклад по последней занимаемой должности (первый заместитель начальника Главного управления по труду и занятости населения Челябинской области) составлял 12 426 руб, оклад за классный чин - 4 589 руб, стаж ставил более 25 лет, размер пенсии определен исходя из 135% месячного денежного содержания 17 015 руб.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 17 Положения о назначении и выплате пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим должности государственной гражданской службы Челябинской области, утвержденного постановлением Губернатора Челябинской области от 24 марта 2010 года N 100, перерасчет размера пенсии за выслугу лет производится в случае централизованного увеличения оклада месячного денежного содержания государственных гражданских служащих Челябинской области.
Судами установлено, что размер пенсии истца увеличивался (индексировался) с 01 октября 2020 года на 3% на основании постановления Законодательного Собрания Челябинской области от 29 октября 2020 года N 27 "Об увеличении (индексации) размеров денежного вознаграждения лиц, замещающих государственные должности Челябинской области, и окладов денежного содержания государственных гражданских служащих Челябинской области"; с 01 октября 2021 года на 5, 2% на основании постановления Законодательного Собрания Челябинской области от 30 сентября 2021 года N 636, которым были внесены изменения в постановление Законодательного Собрания Челябинской области от 09 июля 2010 года N 2405.
В соответствии с указанными нормативными актами производилось увеличение размеров только должностных окладов государственных гражданских служащих. Постановлениями от 26 сентября 2019 года N 2024, от 30 сентября 2021 года вносились изменения в постановление Законодательного Собрания Челябинской области от 09 июля 2020 N 2405, которое до 01 апреля 2022 года регулировала оплату труда государственных служащих, только в части размера должностного оклада. Постановлением Законодательного Собрания Челябинской области от 31 марта 2022 года N 999, как правильно указали суды обеих инстанций, изменена система оплаты труда государственных гражданских служащих Челябинской области, поскольку изменения затронули не только размеры окладов, но и других выплат, например, размер ежемесячного денежного поощрения по должности заместителя начальника управления снизился с 1 оклада до 0, 3 оклада; значительно изменился в сторону увеличения размер окладов за классный чин.
Доводы кассационной жалобы по существу сводятся к несогласию с указанными выводами судов по причине установления постановлением Законодательного Собрания Челябинской области от 31 марта 2022 года N 999 повышенных окладов государственных гражданских служащих по сравнению с ранее установленным постановлением Законодательным Собранием Челябинской области 09 июля 2010 года N 2405 денежным довольствием, что, по мнению Захарова А.В, является централизованным увеличением оклада месячного денежного содержания государственных гражданских служащих Челябинской области и соответственно должно повлечь принятие решений о перерасчете размера пенсии указанной категории лиц путем оформления соответствующих распоряжений. Между тем, с такими доводами согласиться нельзя по приведенным выше основаниям.
Вопреки доводам кассационной жалобы, каких-либо нарушений норм материального и процессуального права, допущенных судами по доводам кассационной жалобы, не усматривается. Аналогичные доводы уже являлись предметом изучения, судебной оценки и мотивированно отклонены. Оснований не соглашаться с выводами судов, приведенными в обжалуемых судебных актах, у судебной коллегии не имеется.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Центрального районного суда г. Челябинска от 26 июня 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Челябинского областного суда от 23 октября 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу Захарова Александра Васильевича - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.