Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Козиной Н.М, судей Зеленовой Е.Ф, Руновой Т.Д.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-520/2023 по иску Управления социальной защиты населения администрации города Муравленко к Поплавской Динаре Данияровне о взыскании денежных средств, полученных по социальному контракту, по кассационной жалобе Управления социальной защиты населения администрации города Муравленко на решение Муравленковского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 20 июля 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 17 октября 2023 года.
Заслушав доклад судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Козиной Н.М. об обстоятельствах дела, о принятых по делу судебных постановлениях, доводах кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Управление социальной защиты населения администрации города Муравленко (далее - УСЗН администрации города Муравленко) обратилось в суд с иском к Поплавской Д.Д. о взыскании денежных средств, полученных по социальному контракту.
В обоснование иска указало, что 05 мая 2021 года между УСЗН администрации города Муравленко (уполномоченный орган) и Поплавской Д.Д. (заявитель) заключен социальный контракт по государственной социальной помощи, в соответствии с которым уполномоченный орган выплатил заявителю единовременную денежную выплату в размере 250 000 руб. в период с 01 мая 2021 года по 30 апреля 2022 года. В соответствии с пунктом 3.2 социального контракта заявитель обязан: произвести расходы, предназначенные для потребностей ведения предпринимательской деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, в качестве физического лица, применяющего специальный налоговый режим "Налог на профессиональный доход", представлять в уполномоченный орган ежемесячно, с даты получения единовременной выплаты в рамках действия социального контракта документы, подтверждающие осуществление расходов, предназначенных для ведения предпринимательской деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, в качестве физического лица, применяющего специальный налоговый режим "Налог на профессиональный доход". В обоснование произведенных расходов Поплавской Д.Д. не предоставлены документы, предусмотренные программой социальной адаптации и бизнес-планом, а именно: документы, подтверждающие заключение договора аренды помещения и оплату аренды помещения: документы, подтверждающие закупку строительных материалов для ремонта арендуемого помещения. 03 марта 2022 года уполномоченным органом в адрес Поплавской Д.Д. направлено уведомление с требованием о предоставлении информации об исполнении программы социальной адаптации, оригиналов документов, предназначенных для потребностей ведения предпринимательской деятельности в качестве индивидуального предпринимателя. Согласно отчету, предоставленному в адрес уполномоченного органа, ответчик направил денежные средства, предусмотренные на ремонт арендуемого помещения, на ремонт принадлежащего ей жилого помещения.
Согласно подпункту 4.6.6 Порядка в рамках оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта граждан, с которым заключен социальный контракт по осуществлению индивидуальной предпринимательской деятельности, обязан возвратить денежные средства, полученные в качестве государственной социальной помощи, в полном объеме в случае прекращения индивидуальной предпринимательской деятельности, а так же в случае выявления уполномоченным органом факта нецелевого использования гражданином денежных средств, выплаченных в соответствии с условиями социального контракта. Факт нецелевого использования гражданином денежных средств, выплаченных с условиями социального контракта, подтвержден. 11 ноября 2022 года уполномоченным органом в адрес ответчика было направлено уведомление с предложением о возврате неправомерно полученных денежных средств в размере 250 000 руб. Поскольку до настоящего времени возврат денежных средств по социальному контракту не осуществлен, УСЗН администрации города Муравленко просил взыскать с Поплавской Д.Д. денежные средства, полученные по социальному контракту в размере 250 000 руб.
В ходе рассмотрения дела представитель УСЗН администрации города Муравленко уточнил исковые требования, просил также признать ненадлежащим исполнение Поплавской Д.Д. социального контракта от 05 мая 2021 года.
До рассмотрения спора по существу, судом в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Департамент социальной защиты населения Ямало-Ненецкого автономного округа.
Решением Муравленковского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 20 июля 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 17 октября 2023 года, в удовлетворении исковых требований отказано.
В кассационной жалобе Управление социальной защиты населения администрации города Муравленко ставит вопрос об отмене состоявшихся судебных актов, ссылаясь на их незаконность.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке. Информация о рассмотрении дела заблаговременно была размещена на официальном сайте Седьмого кассационного суда общей юрисдикции. В судебное заседание суда кассационной инстанции не явились представитель Управления социальной защиты населения администрации города Муравленко, ответчик Поплавская Д.Д, представитель третьего лица Департамента социальной защиты Ямало-Ненецкого автономного округа, сведения о причинах неявки не представили. Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь статьями 167, 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Обсудив доводы кассационной жалобы, изучив материалы гражданского дела, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для отмены или изменения судебных постановлений.
Судом установлено и следует из материалов дела, что Поплавская Д.Д. зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя с 30 сентября 2016 года, основной вид деятельности: деятельность в области фотографии.
05 мая 2021 года на основании заявления Поплавской Д.Д. (заявитель) от 27 апреля 2021 года и решения УСЗН администрации город Муравленко (уполномоченный орган), между сторонами заключен социальный контракт, предметом которого является сотрудничество между уполномоченным органом и заявителем в целях оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта по реализации программы социальной адаптации в целях стимулирования активных действий малоимущей семьи или малоимущего одиноко проживающего гражданина по преодолению жизненной ситуации.
В соответствии с социальным контрактом уполномоченный орган обязался в соответствии с программой адаптации выплатить заявителю единовременную денежную выплату в размере 250 000 руб. в период с 01 мая 2021 года по 30 апреля 2022 года, что было выполнено и сторонами не оспаривалось.
Приложением к социальному контракту является программа социальной адаптации, которая предусматривает план мероприятий по социальной адаптации на май 2021 - апрель 2022 годы, в том числе: оказание консультационной поддержки; прохождение обучающих курсов: "Педагогика и методика дополнительного и профессионального образования детей и взрослых", с присвоением квалификации "Педагог/Преподаватель дополнительного и профессионального образования детей и взрослых" 620 часов, "Психология" 520 часов (выполнено); аренда подходящего помещения: ремонт помещения - закупка строительного материала, при хорошем состоянии интерьера возможно перераспределение средств на аренду помещения; закупка калибратора монитора, генератора дыма и комплекта света.
В рамках заключенного социального контракта (пункт 3.2 контракта) заявитель обязан, в частности: выполнять программу социальной адаптации в полном объеме, предпринимать активные действия по выходу из трудной жизненной ситуации, повышению денежных доходов и выходу на самообеспечение; произвести расходы, предназначенные для потребностей ведения предпринимательской деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, в качестве физического лица, применяющего специальный налоговый режим "Налог на профессиональный доход"; представлять в уполномоченный орган ежемесячно, с даты получение единовременной денежной выплаты в рамках действия социального контракта документы, подтверждающие осуществление расходов предназначенных для ведения предпринимательской деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, в качестве физического лица применяющего специальный налоговый режим "Налог на профессиональный доход".
03 марта 2022 года специалистами уполномоченного органа в адрес Поплавской Д.Д. направлено уведомление с требованием о предоставлении информации об исполнении программы социальной адаптации, оригиналов документов, предназначенных для потребностей ведения предпринимательской деятельности в качестве индивидуального предпринимателя.
Согласно отчету, представленному в адрес уполномоченного органа 15 марта 2022 года ответчик направил денежные средства, предусмотренные на ремонт арендуемого помещения, на ремонт принадлежащего ему жилого помещения, поскольку с мая 2021 года проводился поиск помещения, соответствующего требованиям фотостудии и предыдущего опыта данного направления предпринимательской деятельности, тем не менее проанализировав немногие предложения рынка, в 2021 году помещение найти не удалось.
Уведомлением от 11 ноября 2022 года истец предложил ответчику вернуть денежные средства в полном объеме, полученные на основании, социального контракта от 5 мая 2021 года, на основании пунктов 4.6.4; 4.6 постановления Правительства ЯНАО N 1460-П. При этом из уведомления уполномоченного органа следует, что заявитель за период с 05 мая 2021 года по 30 апреля 2022 года подтвердил расходы на мероприятия, предусмотренные бизнес-планом в размере 130 090 руб. Оставшаяся часть денежных средств в размере 119 910 руб. использованы заявителем на мероприятия, не предусмотренные программой социальной адаптации и бизнес-планом.
В силу пункта 2.2 социального контракта уполномоченный орган обязан взыскать денежные средства, использованные заявителем не по целевому назначению, в случае неисполнения заявителем условий социального контракта.
В обоснование заявленных требований истцом указано на нецелевое использование ответчиком денежных средств в нарушение условий социального контракта в части ремонта принадлежащей истцу комнаты в квартире, взамен аренды помещения, указанного в плане мероприятий по социальной адаптации, и использование денежных средств заявителем на мероприятия, не предусмотренные программой социальной адаптации и бизнес-планом.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении требований, суд первой инстанции, руководствуясь положениями Федерального закона от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи", Закона Ямало-Ненецкого автономного округа от 27 октября 2006 года N 55-ЗАО "О государственной социальной помощи в Ямало-Ненецком автономном округе", Порядка оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта, утвержденного постановлением Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 16 декабря 2020 года N 1460-П, исходил из того, что с момента выявления нецелевого использования средств решения о прекращении действия социальной контракта истцом не принималось, нарушений условий социального контракта Поплавской Д.Д. не допущено, денежные средства, выделенные на реализацию социального контракта, были потрачены по целевому назначению и внесены в программу адаптации.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием.
Отклоняя доводы апелляционной жалобы о том, что Поплавская Д.Д. ненадлежащим образом исполнила мероприятия программы социальной адаптации, использовала денежные средства не по целевому назначению в полном объеме, суд апелляционной инстанции исходил из того, что расходы ответчика на мероприятия программы социальной адаптации на сумму 130 090 руб. были приняты уполномоченным органом без замечаний. Данные расходы состоят из расходов на: образовательные услуги по договору на сумму 35 000 руб, образовательные услуги по договору N 2022-ШЕГ-03-10 на сумму 15 000 руб.; оплату оборудования - генератора дыма на сумму 2 590 руб, комплекта для калибровки на сумму 32 500 руб, постоянный свет на сумму 32 500 руб. Следовательно, ссылка уполномоченного органа на использование денежных средств в полном объеме не по целевому назначению, предоставленных Поплавской Д.Д. в рамках социального контракта, неправомерна.
Судом апелляционной инстанции установлено, что истец в уведомлении от 11 ноября 2022 года не признал использование денежных средств Поплавской Д.Д. по целевому назначению на мероприятия, предусмотренные программой социальной реабилитации и бизнес-планом, на сумму 119 910 руб.
Однако использование денежных средств в сумме 119 910 руб. и свыше подтверждено Поплавской Д.Д. в отчете от 08 апреля 2022 года с приложением платежных документов, из которых следует, что она понесла расходы в размере 21 341 руб. по счету на оплату от 10 июня 2021 года N 1013353572 на закупку строительных материалов: краски стоимостью 6850 руб. (пункт 3), грунтовки стоимостью 530 руб. (пункт 4), кабели стоимостью 1888 руб. и 4320 руб. (пункты 6, 7), Ceresit CN175 на сумму 3570 руб. (пункт 25), механизм выключателя 2-клавишного на сумму 1192 руб. (пункт 38), розеток на сумму 2775 руб. (пункт 39), рамки 1-местной белой стоимостью 216 руб. (пункт 40). Строительные материалы оплачены по чеку от 10 июня 2021 года N 0084.
Кроме того, Поплавской Д.Д. представлены платежные документы на приобретение строительных материалов: по накладной от 15 апреля 2022 года N 000095312 на сумму 13811 руб, чек об оплате товаров от 15 апреля 2022 года, по товарному чеку от 15 апреля 2022 года N ПЕ 17356 на сумму 4984 руб, чек об оплате товаров от 15 апреля 2022 год, всего на сумму 18795 руб.
Поплавской Д.Д. представлены платежные документы об оплате строительных работ "данные изъяты".: на сумму 49850 руб, а именно: очистки стен 40 кв.м, штукатурки стен, шпаклевании, подготовки пола под выравнивание площадью 25 кв.м, стяжки пола на сумму 61000 руб, замены электропроводки. Всего на сумму 110 850 руб. (49850 руб. + 61000 руб.).
Таким образом, общая сумма денежных средств, затраченных Поплавской Д.Д. в рамках социального контракта, составила в размере 281 076 руб. (130 090 руб. + 2 1341 руб.+ 18 795 руб. + 11 0850 руб.).
Исследовав представленные в материалы дела платежные документы в подтверждение понесенных расходов, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что Поплавская Д.Д. во исполнение социального контракта направила денежные средства на приобретение материалов, необходимых для осуществления предпринимательской деятельности.
Тот факт, что часть денежных средств направлена в большем размере и на ремонт жилого помещения, где проживает Поплавская Д.Д, а не на аренду нежилого помещения, как согласовано в программе социальной адаптации, не свидетельствует о том, что данные денежные средства были потрачены ею не по целевому назначению и не являются необходимыми для реализации бизнес-плана ответчика.
Суд апелляционной инстанции указал, что цель предоставления государственной социальной помощи на стимулирование малоимущих семей и малоимущих одиноко проживающих граждан в их активных действиях по преодолению трудной жизненной ситуации достигнута. Поплавская Д.Д, оборудовала комнату под фотостудию, т.е. осуществляет предпринимательскую деятельность. При этом невысокий доход от предпринимательской деятельности не может расцениваться как нарушение условий социального контракта, учитывая, что предпринимательская деятельность связана с риском и может повлечь вероятность случайного наступления какого-либо неблагоприятного события, в том числе риск неполучения ожидаемых доходов.
Отсутствие подходящего помещения для аренды в целях осуществления предпринимательской деятельности и переоборудование комнаты в квартире, принадлежащей Поплавской Д.Д. на праве собственности под фотостудию не противоречит положениям части 2 статьи 17 Жилищного кодекса Российской Федерации, согласно которой допускается использование жилого помещения для осуществления профессиональной деятельности или индивидуальной предпринимательской деятельности проживающими в нем на законных основаниях гражданами, если это не нарушает права и законные интересы других граждан, а также требования, которым должно отвечать жилое помещение.
Сведений о том, что Поплавская Д.Д, используя жилое помещение для осуществления индивидуальной предпринимательской деятельности, нарушает права и законные интересы других граждан, проживающих в многоквартирном доме, в ходе рассмотрения дела не установлено.
Добросовестность гражданина презюмируется, следовательно, бремя доказывания недобросовестности Поплавской Д.Д, лежит на стороне, требующей возврата излишне выплаченных денежных сумм в силу положений статьи 1102, подпункта 3 статьи 1109 Гражданского кодекс Российской Федерации.
Судом апелляционной инстанции не установлено, что на стороне Поплавской Д.Д. возникло неосновательное обогащение в размере 250 000 руб.
Отклоняя доводы представителя истца о нарушении ответчиком условий социального контракта, предусматривающих ежемесячное предоставление в уполномоченный орган документов, подтверждающих осуществление расходов, предназначенных для ведения предпринимательской деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, в качестве физического лица, применяющего специальный налоговый режим "Налог на профессиональный доход", суд апелляционной инстанции исходил из того, что систематическое (ежемесячное) непредставление документов, указанных в пункте 3.2 социального контракта, не влечет правовых последствий в виде возврата денежных средств, полученных в качестве государственной социальной помощи. Поплавская Д.Д, несмотря на то, что должна была ежемесячно представлять отчеты о расходовании денежных средств в уполномоченный орган по условиям контракта, данную обязанность выполняла по мере фактического расходования денежных средств, в связи с чем, права уполномоченного органа на осуществление контроля по фактическому расходованию денежных средств, предоставленных в рамках социального контракта, не нарушены.
Суд кассационной инстанции соглашается с выводами судов, поскольку они мотивированы, основаны на совокупности исследованных в судебном заседании доказательств, которым суды дали оценку на предмет их относимости, допустимости, достоверности, достаточности и взаимной связи, при разрешении спора судами применены нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения.
Доводы кассационной жалобы о том, что Поплавской Д.Д. не предприняты активные действия по выходу из трудной жизненной ситуации, а предоставленные ей денежные средства использованы не по целевому назначению, в связи с чем ответчик обязана вернуть полученные ей денежные средства, отклоняются.
Государственная социальная помощь - это предоставление малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, а также иным категориям граждан, указанным в данном федеральном законе, социальных пособий, социальных доплат к пенсии, субсидий, социальных услуг и жизненно необходимых товаров (абзац второй статьи 1 Федерального закона от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" (далее - Федеральный закон "О государственной социальной помощи").
В абзаце восьмом статьи 1 Федерального закона "О государственной социальной помощи" предусмотрено, что социальный контракт - соглашение, которое заключено между гражданином и органом социальной защиты населения по месту жительства или месту пребывания гражданина и в соответствии с которым орган социальной защиты населения обязуется оказать гражданину государственную социальную помощь, гражданин - реализовать мероприятия, предусмотренные программой социальной адаптации. Программа социальной адаптации - разработанные органом социальной защиты населения совместно с гражданином мероприятия, которые направлены на преодоление им трудной жизненной ситуации, и определенные такой программой виды, объем и порядок реализации этих мероприятий.
Государственная социальная помощь, в том числе на основании социального контракта, назначается решением органа социальной защиты населения по месту жительства либо по месту пребывания малоимущей семьи или малоимущего одиноко проживающего гражданина (часть 1 статьи 8 Федерального закона "О государственной социальной помощи").
Порядок назначения государственной социальной помощи, оказываемой за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, а также форма социального контракта устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации (абзац четвертый части 2 статьи 8 Федерального закона "О государственной социальной помощи").
Согласно частям 1 - 3 статьи 8.1 Федерального закона "О государственной социальной помощи" государственная социальная помощь на основании социального контракта оказывается гражданам, указанным в части первой статьи 7 данного Федерального закона, в целях стимулирования их активных действий по преодолению трудной жизненной ситуации.
В социальном контракте должны быть установлены: 1) предмет социального контракта; 2) права и обязанности граждан и органа социальной защиты населения при оказании государственной социальной помощи; 3) виды и размер государственной социальной помощи; 4) порядок оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта; 5) срок действия социального контракта; 6) порядок изменения и основания прекращения социального контракта.
К социальному контракту прилагается программа социальной адаптации, которой предусматриваются обязательные для реализации получателями государственной социальной помощи мероприятия. К таким мероприятиям, в частности, относятся: 1) поиск работы; 2) прохождение профессионального обучения и дополнительного профессионального образования; 3) осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности; 4) ведение личного подсобного хозяйства; 5) осуществление иных мероприятий, направленных на преодоление гражданином трудной жизненной ситуации.
В соответствии со статьей 10 Федерального закона "О государственной социальной помощи" заявитель обязан известить орган социальной защиты населения, который назначил государственную социальную помощь, об изменениях, являвшихся основанием для назначения либо продолжения оказания ему (его семье) государственной социальной помощи сведений о составе семьи, доходах и принадлежащем ему (его семье) имуществе на праве собственности в течение двух недель со дня наступления указанных изменений. В случае установления органом социальной защиты населения факта недостоверности представленных заявителем сведений о составе семьи, доходах и принадлежащем ему (его семье) имуществе на праве собственности или несвоевременного извещения об изменении указанных сведений заявитель (его семья) может быть лишен (лишена) права на получение государственной социальной помощи на период, устанавливаемый органами социальной защиты населения субъекта Российской Федерации, но не более чем на период, в течение которого указанная помощь заявителю незаконно оказывалась. Орган социальной защиты населения в одностороннем порядке может прекратить оказание государственной социальной помощи на основании социального контракта в случае невыполнения ее получателями мероприятий, предусмотренных программой социальной адаптации, или в иных случаях, установленных нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.
Согласно статье 6 Закона Ямало-Ненецкого автономного округа от 27 октября 2006 года N 55-ЗАО "О государственной социальной помощи в Ямало-Ненецком автономном округе", государственная социальная помощь на основании социального контракта оказывается малоимущим семьям и малоимущим одиноко проживающим гражданам в целях стимулирования их активных действий по преодолению трудной жизненной ситуации. К социальному контракту прилагается программа социальной адаптации, которой предусматриваются обязательные для реализации получателями государственной социальной помощи на основании социального контракта мероприятия. Государственная социальная помощь на основании социального контракта оказывается в размере, установленном постановлением Правительства автономного округа.
Порядок оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта был утвержден постановлением Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 16 декабря 2020 года N 1460-П, утратил силу с 01 января 2024 года (далее - Порядок).
Граждане от себя либо от имени своей семьи обращаются за оказанием государственной социальной помощи на основании социального контракта в любое время после возникновения права на нее путем подачи заявления об оказании государственной социальной помощи на основании социального контракта в уполномоченный орган по месту жительства (по месту пребывания) на территории автономного округа либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг путем личного обращения либо через уполномоченного представителя (пункт 1.4 Порядка).
Согласно пункту 1.3 Порядка, государственная социальная помощь на основании социального контракта предоставляется в том числе в виде единовременной денежной выплаты гражданам, заключившим социальный контракт на реализацию мероприятия по осуществлению индивидуальной предпринимательской деятельности.
В силу пункту 1.22-4 Порядка, в рамках оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта гражданин, с которым заключен социальный контракт, обязан: ежемесячно представлять в уполномоченный орган документы, подтверждающие факт выполнения гражданином мероприятий программы социальной адаптации;уведомить уполномоченный орган в течение 3 рабочих дней с даты возникновения обстоятельств, влекущих досрочное прекращение выполнения мероприятий программы социальной адаптации, трудовой деятельности, предпринимательской деятельности и ведения личного подсобного хозяйства в период действия социального контракта; представлять по запросу уполномоченного органа информацию об условиях жизни гражданина (семьи гражданина) по мероприятиям, предусмотренным частью 3 статьи 6 Закона автономного округа "О государственной социальной помощи в Ямало-Ненецком автономном округе", в течение 12 месяцев со дня окончания срока действия социального контракта.
Условия социального контракта могут быть изменены по соглашению сторон путем заключения дополнительного соглашения. Мероприятия программы социальной адаптации могут быть изменены по соглашению сторон путем внесения изменений в действующую программу социальной адаптации (пункт 1.23 Порядка).
В рамках оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта гражданин, с которым заключен социальный контракт по осуществлению индивидуальной предпринимательской деятельности, обязан: встать на учет в налоговом органе по субъекту Российской Федерации в качестве индивидуального предпринимателя или налогоплательщика налога на профессиональный доход; представить в уполномоченный орган документы, подтверждающие факт расходования средств, с целью постановки на учет в качестве индивидуального предпринимателя или налогоплательщика налога на профессиональный доход; приобрести в период действия социального контракта основные средства, материально-производственные запасы, принять имущественные обязательства (не более 15% назначаемой выплаты), необходимые для осуществления индивидуальной предпринимательской деятельности, и представить в уполномоченный орган подтверждающие документы; возвратить денежные средства, полученные в качестве государственной социальной помощи, в полном объеме в случае прекращения индивидуальной предпринимательской деятельности (в случае ее прекращения в период действия социального контракта по собственной инициативе) (пункт 4.6 Порядка).
Согласно пункту 1.24 Порядка, уполномоченный орган принимает решение о прекращении оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта и расторжении социального контракта при наступлении следующих обстоятельств: утраты гражданином права на оказание государственной социальной помощи на основании социального контракта, в том числе обнаружение обстоятельств или документов, опровергающих достоверность сведений, представленных в подтверждение права на государственную социальную помощь на основании социального контракта, а также поступления сведений о предоставлении государственной социальной помощи на основании социального контракта в уполномоченном органе по месту жительства и (или) по месту пребывания на территории Российской Федерации в ином населенном пункте; невыполнения получателями государственной социальной помощи на основании социального контракта мероприятий, предусмотренных программой социальной адаптации, и отсутствия уважительных причин, предусмотренных пунктом 1.23-1 настоящего Порядка, намеренного невыполнения обязательств, предусмотренных социальным контрактом, использования полученной денежной выплаты на мероприятия, не предусмотренные программой социальной адаптации, а также представления недостоверной информации о выполнении мероприятий программы социальной адаптации; досрочного прекращения социального контракта по инициативе заявителя до истечения срока действия социального контракта; выезда на постоянное место жительства за пределы автономного округа; смерти получателя государственной социальной помощи на основании социального контракта либо вступления в силу решения суда о признании его безвестно отсутствующим.
При наступлении обстоятельств, указанных в пункте 1.24 настоящего Порядка, прекращение оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта и расторжение социального контракта осуществляется с 1 числа месяца, следующего за месяцем, в котором наступили соответствующие обстоятельства. Решение о прекращении оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта и расторжении социального контракта принимается уполномоченным органом в течение 5 рабочих дней со дня наступления обстоятельств, указанных в пункте 1.24 настоящего Порядка. Уведомление о прекращении оказания государственной социальной мощи на основании социального контракта и расторжении социального контракта в связи с наступлением обстоятельств, указанных в подпунктах 1.24.1 - 1.24.4 пункта 1.24 настоящего Порядка, направляется уполномоченным органом заявителю в письменной форме не позднее 5 рабочих дней со дня принятия решения о прекращении оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта и расторжении социального контракта. В случае наступления обстоятельств, указанных в подпунктах 1.24.1 - 1.24.3 пункта 1.24 настоящего Порядка, гражданин обязан вернуть полученную денежную выплату в окружной бюджет в течение 10 рабочих дней со дня получения уведомления о прекращении оказания государственной социальной помощи (пункт 1.25 Порядка).
В соответствии с пунктом 1 статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 данного кодекса.
Не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки (подпункт 3 статьи 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Таким образом, нормы Гражданского кодекса Российской Федерации о неосновательном обогащении и недопустимости возврата определенных денежных сумм могут применяться и за пределами гражданско-правовой сферы, в частности в рамках правоотношений, связанных с получением отдельными категориями граждан мер социальной поддержки в форме денежных выплат.
По смыслу положений подпункта 3 статьи 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации не считаются неосновательным обогащением и не подлежат возврату в качестве такового денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средств к существованию, в частности заработная плата, приравненные к ней платежи, пенсии, пособия и т.п, то есть суммы, которые предназначены для удовлетворения его необходимых потребностей, и возвращение этих сумм поставило бы гражданина в трудное материальное положение. Вместе с тем закон устанавливает и исключения из этого правила, а именно: излишне выплаченные суммы должны быть получателем возвращены, если их выплата явилась результатом недобросовестности с его стороны или счетной ошибки.
При этом добросовестность гражданина (получателя спорных денежных средств) презюмируется, следовательно, бремя доказывания недобросовестности гражданина, получившего названные в данной норме виды выплат, лежит на стороне, требующей возврата излишне выплаченных сумм.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 26 февраля 2018 года N 10-П, содержащееся в главе 60 Гражданского кодекса Российской Федерации правовое регулирование обязательств вследствие неосновательного обогащения представляет собой, по существу, конкретизированное нормативное выражение лежащих в основе российского конституционного правопорядка общеправовых принципов равенства и справедливости в их взаимосвязи с получившим закрепление в Конституции Российской Федерации требованием о недопустимости осуществления прав и свобод человека и гражданина с нарушением прав и свобод других лиц (часть 3 статьи 17); соответственно, данное правовое регулирование, как оно осуществлено федеральным законодателем, не исключает использование института неосновательного обогащения за пределами гражданско-правовой сферы и обеспечение с его помощью баланса публичных и частных интересов, отвечающего конституционным требованиям.
Таким образом, нормы Гражданского кодекса Российской Федерации о неосновательном обогащении и недопустимости возврата определенных денежных сумм могут применяться и за пределами гражданско-правовой сферы, в частности в рамках правоотношений, связанных с получением отдельными категориями граждан мер социальной поддержки, предусмотренных Федеральным законом "О государственной социальной помощи".
При разрешении спора суды исходили из того, что заключение социального контракта направлено на стимулирование активных действий граждан по преодолению трудной жизненной ситуации, при этом гражданин, получивший выплату, связан обязательствами социального контракта, по которому должен был освоить выделенные государством целевые средства для своей предпринимательской деятельности, в последующем предоставить уполномоченному органу отчет об использовании этих средств.
По результатам оценки действий Поплавской Д.Д. после заключения социального контракта, суды установили, что ответчиком предприняты меры по освоению денежных средств, полученные денежные средства в полном объеме потрачены на приобретение необходимых материалов и оборудования для своего бизнес-плана, то есть направлены на цели, определенные социальным контрактом.
Поскольку добросовестность гражданина по требованиям о взыскании социального пособия презюмируется, суд возложил бремя доказывания недобросовестности Поплавской Д.Д. на УСЗН администрации города Муравленко, требующее возврата социальной выплаты.
Доказательств того, что приобретенные материалы и оборудование не используется и не могут использоваться ею для предпринимательской деятельности, истцом в суд не представлено.
Тот факт, что часть денежных средств потрачена в большем размере и на ремонт жилого помещения, где проживает Поплавская Д.Д, а не на аренду нежилого помещения, как согласовано в программе социальной адаптации, не свидетельствует о том, что данные денежные средства были потрачены ею не по целевому назначению и не являются необходимыми для реализации бизнес-плана ответчика.
Не установив в действиях ответчика недобросовестности и установив целевое расходование средств социальной помощи, суды пришли к правомерному выводу о том, что требуемые истцом денежные средства не являются неосновательным обогащением.
Довод кассационной жалобы о том, что ответчиком в нарушение своих обязанностей по социальному контракту документы ежемесячно не представлялись, и данный факт ответчик не оспаривала, являлся предметом рассмотрения суда апелляционной инстанции и получил надлежащую правовую оценку.
Доводы кассационной жалобы, указывающие на несогласие с выводами судов, со ссылкой на то, что представленные расходные документы не подтверждают выполнение ремонтных работ в жилом помещении ответчика, поскольку отсутствуют сведения о заключении соответствующих договоров на выполнение работ, оказание услуг, иные документы подтверждающие объем выполненных ремонтных работ, оказанных услуг, сметные расчеты; судами не принят во внимание факт отсутствия у ответчика платежных документов, подтверждающих закупку товаров, строительных материалов для проведения ремонтных работ; документы, подтверждающие фактические расходы, не соответствуют программе адаптации, а именно отсутствует информация об аренде помещения, выполнении ремонтных работ (в том числе закупка строительных материалов) в арендуемом помещении, вместе с тем в отчетах содержится информация о приобретении строительных материалов для осуществления ремонтных работ в квартире ответчика, что не соответствует условиям социального контракта и плану мероприятий, определенного программой социальной адаптации; товарные чеки не подтверждают то, что, именно, ответчик производил данную оплату, не представлены договоры купли-продажи, счета с указанием фамилии покупателя, несмотря на то что ответчик имеет статус индивидуального предпринимателя и знал о необходимости представления отчетных документов; к материалам дела в ходе судебного заседания приобщены письма, полученные от Управления экономики и прогнозирования администрации г..Муравленко о том, что ответчик не обращалась за оказанием консультационной поддержки, несмотря на то, что это предусмотрено программой социальной адаптации и суд первой инстанции указанное обстоятельство необоснованно трактует в пользу ответчика, не учитывая то, что консультационная поддержка должна оказываться ответчику уполномоченными организациями, указанными в программе социальной адаптации, а не Управлением; уполномоченный орган не расторгал социальный контракт до окончания срока его действия,
давая возможность ответчику представить надлежащим образом оформленные документы, подтверждающие расходы, что истцом сделано не было, направлены на оспаривание правильности выводов судов об установленных ими обстоятельствах, на переоценку исследованных доказательств и правильности применения судами норм материального права.
Довод кассационной жалобы о несогласии с оценкой доказательств, о ненадлежащей оценке доказательств, отклоняется.
Представленные в дело доказательства оценены судами в соответствии с требованиями статей 59, 60, 67, 71 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
При этом в силу положений главы 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд кассационной инстанции не наделен полномочиями по непосредственному исследованию вопросов факта и переоценке доказательств. В силу статей 67 и 3271 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оценка доказательств и установление обстоятельств по делу относится к исключительной компетенции судов первой и апелляционной инстанций, и иная оценка доказательств стороны спора не может послужить основанием для пересмотра судебного постановления в кассационном порядке при отсутствии со стороны судов нарушений установленных процессуальным законом правил их оценки.
Вопреки доводам кассационной жалобы, при рассмотрении данного спора судами нормы материального права применены верно, а при исследовании и оценке доказательств, собранных по делу, нарушений норм процессуального права не допущено. Выводы судов основаны на полном, объективном и всестороннем исследовании доказательств, оценка которым дана в соответствии с требованиями стати 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
С учетом изложенного, суд кассационной инстанции считает, что оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных постановлений в соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации по доводам кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 379.5, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Муравленковского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 20 июля 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 17 октября 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу Управления социальной защиты населения администрации города Муравленко - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.