Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Козиной Н.М, судей Руновой Т.Д, Зеленовой Е.Ф.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-3886/2023 по иску Татаренко Надежды Сергеевны к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Челябинской области о признании решения об отказе в установлении пенсии незаконным, назначении страховой пенсии по старости, по кассационной жалобе Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Челябинской области на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Челябинского областного суда от 21 ноября 2023 года.
Заслушав доклад судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Руновой Т.Д. об обстоятельствах дела, о принятых по делу судебных постановлениях, доводах кассационной жалобы, объяснения представителя Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Челябинской области Шиловой И.С, настаивавшей на удовлетворении кассационной жалобы, Татаренко Н.С, ее представителя Куща И.А, возражавших против удовлетворения жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Татаренко Н.С. обратилась в суд с иском к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Челябинской области (далее - ОСФР по Челябинской области), с учетом уточнения требований просила признать решение об отказе в установлении пенсии N 787942/22 незаконным, назначить ей страховую пенсию по старости с даты обращения за назначением пенсии - с 16 ноября 2022 года.
В обоснование исковых требований указано, что 07 февраля 2023 года ответчиком направлено решение N 787942/22 об отказе в установлении пенсии в связи с отсутствием страхового стажа на территории Российской Федерации и Российской Советской Федеративной Социалистической Республики, основанное на Договоре между Российской Федерацией и Республикой Таджикистан о сотрудничестве в области пенсионного обеспечения от 15 сентября 2021 года. Ссылаясь на положения статей 2, 18, 39 Конституции Российской Федерации, полагает данное решение незаконным.
Решением Центрального районного суда г. Челябинска от 21 августа 2023 года в удовлетворении исковых требовании Татаренко Н.С. отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Челябинского областного суда от 21 ноября 2023 года решение Центрального районного суда г. Челябинска от 21 августа 2023 года отменено и вынесено новое решение.
Признано незаконным решение Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Челябинской области N 787942/22 от 31 января 2023 года об отказе в установлении Татаренко Н.С. страховой пенсии по старости.
На Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Челябинской области возложена обязанность зачесть в страховой стаж Татаренко Н.С. периоды работы с 22 июля 1952 года по 30 декабря 1966 года в качестве контролера ОТК, техника-контролера ОТК, старшего контролера ОТК, котроллера бюро техконтроля химического цеха Предприятия почтовый ящик N 44, с 31 декабря 1966 года по 01 ноября 1979 года - в качестве контролера бюро техконтроля химического цеха лаборанта-дозиметриста лаборатории химического цеха N 1 ЛГХК Предприятия почтовый ящик N 44, с 15 декабря 1983 года по 01 июня 1984 года - в качестве приемщицы заказов Ленинабадского областного производственного объединения "Фотобыт" и назначить Татаренко Н.С. страховую пенсию по старости в соответствии со статьей 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" с 16 ноября 2022 года.
В кассационной жалобе ОСФР по Челябинской области ставит вопрос об отмене апелляционного определения, просит оставить в силе решение суда первой инстанции.
В кассационной жалобе ОСФР по Челябинской области указано, что, удовлетворяя апелляционную жалобу Татаренко Н.С, суд апелляционной инстанции не учел, что Татаренко Н.С. гражданство Российской Федерации приобрела 26 октября 2022 года, за назначением пенсии обратилась 16 ноября 2022 года, соответственно назначение пенсии на территории Российской Федерации может быть произведено только с применением Договора между Российской Федерацией и Республикой Таджикистан о сотрудничестве в области пенсионного обеспечения от 15 сентября 2021 года. Поскольку вся трудовая деятельность истца протекала на территории Республики Таджикистан, страховой стаж на территории Российской Федерации и Российской Советской Федеративной Социалистической Республики отсутствует, оснований для назначения пенсии Татаренко Н.С. по российскому законодательству не имеется.
На основании части 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Обсудив доводы кассационной жалобы, проверив материалы гражданского дела, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Судом установлено и следует из материалов дела, что 16 ноября 2022 года Татаренко Н.С, "данные изъяты", обратилась к ответчику с заявлением о назначении страховой пенсии по старости в соответствии со статьей 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
В заявлении от 16 ноября 2022 года Татаренко Н.С. указала, что пенсию на территории Республики Таджикистан получала по 31 октября 2022 года.
Решением ОСФР по Челябинской области от 31 января 2023 года N 787942/22 истцу отказано в назначении страховой пенсии по старости в связи с отсутствием необходимой продолжительности страхового стажа и величины индивидуального пенсионного коэффициента.
Согласно указанному решению ОСФР по Челябинской области N 787942/22 от 31 января 2023 года, условиями назначения страховой пенсии по старости в соответствии со статьей 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" с применением Договора между Российской Федерацией и Республикой Таджикистан о сотрудничестве в области пенсионного обеспечения от 15 сентября 2021 года для Татаренко Н.С. являются: возраст - 55 лет, страховой стаж на территории Российской Федерации и Российской Советской Федеративной Социалистической Республики продолжительностью не менее 12 месяцев, страховой стаж продолжительностью не менее 6 лет, величина индивидуального пенсионного коэффициента - не ниже 6, 6. У Татаренко Н.С. отсутствуют страховой стаж на территории Российской Федерации и Российской Советской Федеративной Социалистической Республики, страховой стаж составляет 0 лет 0 месяцев 0 дней, величина индивидуального пенсионного коэффициента - 0. Татаренко Н.С. прибыла в Российскую Федерацию из Республики Таджикистан. Вся трудовая деятельность протекала на территории Республики Таджикистан, страховой стаж на территории Российской Федерации и Российской Советской Федеративной Социалистической Республики продолжительностью не менее 12 месяцев отсутствует.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований Татаренко Н.С. о признании незаконным решения об отказе в назначении пенсии, назначении пенсии с 16 ноября 2022 года, суд первой инстанции, руководствуясь статьями 4, 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", Договором между Российской Федерацией и Республикой Таджикистан о сотрудничестве в области пенсионного обеспечения от 15 сентября 2021 года, исходил из того, что право на назначение страховой пенсии по старости по заявлению от 16 ноября 2022 года у Татаренко Н.С. отсутствует, поскольку вся ее трудовая деятельность протекала на территории Республики Таджикистан.
Не соглашаясь с выводами суда, суд апелляционной инстанции исходил из того, что Договор между Российской Федерацией и Республикой Таджикистан о сотрудничестве в области пенсионного обеспечения от 15 сентября 2021 года, вступивший в законную силу на территории Российской Федерации с 21 октября 2022 года, не предусматривает распространение положений указанного Договора на ранее возникшие отношения сторон до его ратификации на территории Российской Федерации. Договор между Российской Федерацией и Республикой Таджикистан о сотрудничестве в области пенсионного обеспечения от 15 сентября 2021 года ввиду вступления его в законную силу на территории Российской Федерации с 21 октября 2022 года к спорным отношениям, возникшим до вступления его в законную силу, не применяется, поскольку стаж, необходимый для права на пенсию, приобретен истцом до вступления в силу указанного Договора. В данном случае подлежало применению Соглашение "О гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения" от 13 марта 1992 года, действие которого прекращено в отношениях Российской Федерации с другими участниками с 01 января 2023 года.
Руководствуясь статьями 2, 4, 8, 11, 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", Соглашением "О гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения" от 13 марта 1992 года, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о включении в страховой стаж Татаренко Н.С. для назначения пенсии периодов работы на территории Республики Таджикистан с 22 июля 1952 года по 30 декабря 1966 года, с 31 декабря 1966 года по 01 ноября 1979 года, с 15 декабря 1983 года по 01 июня 1984 года, подтвержденных записями в трудовой книжке, справками работодателя и архивными справками.
Установив, что с учетом спорных периодов работы, подлежащих включению в страховой стаж Татаренко Н.С, ее страховой стаж на момент обращения с заявлением о назначении страховой пенсии по старости 16 ноября 2022 года составил 27 лет 08 месяцев 27 дней, индивидуальный пенсионный коэффициент - 25, 201, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о наличии оснований для признания незаконным решения ответчика N 787942/22 от 31 января 2023 года об отказе в установлении Татаренко Н.С. страховой пенсии по старости и возложения на ответчика обязанности назначить ей страховую пенсию по старости в соответствии со статьей 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" с 16 ноября 2022 года.
Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции не может согласиться с выводами суда апелляционной инстанции, поскольку они основаны на неправильном применении норм материального права.
В сфере пенсионного обеспечения применяются общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации. В случае, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотрены Федеральным законом "О страховых пенсиях", применяются правила международного договора Российской Федерации (часть 3 статьи 2 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", далее Федеральный закон "О страховых пенсиях").
13 марта 1992 года государствами - участниками Содружества Независимых Государств, в том числе Российской Федерацией и Республикой Таджикистан, подписано Соглашение о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения (далее - Соглашение от 13 марта 1992 года).
В соответствии со статьей 1 названного Соглашения, пенсионное обеспечение граждан государств - участников этого Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.
Пунктом 2 статьи 6 Соглашения от 13 марта 1992 года определено, что для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств - участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу Соглашения.
Государства - участники Соглашения берут на себя обязательства информировать друг друга о действующем в их государствах пенсионном законодательстве, последующих его изменениях, а также принимать необходимые меры к установлению обстоятельств, имеющих решающее значение для определения права на пенсию и ее размера (статья 10 Соглашения от 13 марта 1992 года).
Для установления права на пенсию гражданам государств-участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный за весь период существования СССР вплоть до распада 12 декабря 1991 года, а после распада этих государств - до 13 марта 1992 года.
Вместе с тем, письмом Министерства социальной защиты населения Российской Федерации от 31 января 1994 года N 1-369-18 разъяснялось, что при назначении пенсии гражданам, прибывшим в Россию из государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 года, может быть учтен и трудовой стаж, приобретенный на территории бывшего СССР за время после 13 марта 1992 года.
Таким образом, в силу Соглашения от 13 марта 1992 года пенсионное обеспечение граждан государств - участников настоящего Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают, при этом для установления права на пенсию гражданам государств - участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу настоящего Соглашения.
Между тем, в отношениях между Российской Федерацией и Республикой Таджикистан Соглашение от 13 марта 1992 года прекратило свое действие с 21 октября 2022 года, в связи с вступлением в силу Договора о сотрудничестве в области пенсионного обеспечения между Российской Федерацией и Республикой Таджикистан от 15 сентября 2021 года (далее - Договор от 15 сентября 2021 года), ратифицированного Российской Федерацией Федеральным законом от 14 июля 2022 года N 242-ФЗ "О ратификации договора между Российской Федерацией и Республикой Таджикистан о сотрудничестве в области пенсионного обеспечения" (статья 21 Договора от 15 сентября 2021 года).
Согласно статье 9 Договора от 15 сентября 2021 года каждая Договаривающаяся Сторона назначает пенсию на основании страхового стажа, приобретенного на ее территории, в соответствии с ее законодательством, если иное не предусмотрено настоящим Договором (пункт 1).
При определении права на пенсию под страховым стажем, приобретенным на территориях Договаривающихся Сторон и в соответствии с их законодательством, понимается:
в отношении Российской Федерации - страховой стаж, приобретенный на территории Российской Федерации и Российской Советской Федеративной Социалистической Республики;
в отношении Республики Таджикистан - страховой стаж, приобретенный на территории Республики Таджикистан и Таджикской Советской Социалистической Республики (пункт 2).
В случае если согласно законодательству одной из Договаривающихся Сторон право на пенсию возникает и без учета страхового стажа, приобретенного на территории другой Договаривающейся Стороны, то первая Договаривающаяся Сторона назначает пенсию на основании страхового стажа, приобретенного на ее территории. При этом подсчет и подтверждение страхового стажа осуществляются согласно законодательству той Договаривающейся Стороны, которая устанавливает пенсию (пункт 3).
Если страхового стажа, приобретенного по законодательству Договаривающейся Стороны, назначающей пенсию, требуемого для права на нее, недостаточно, во внимание принимается и страховой стаж, приобретенный по законодательству другой Договаривающейся Стороны, а также третьего государства, с которым Договаривающаяся Сторона, назначающая пенсию, имеет международный договор о социальном обеспечении (пенсионном страховании), в случае если третье государство подтвердит страховой стаж (пункт 4).
Если страховой стаж, приобретенный в соответствии с законодательством одной Договаривающейся Стороны, составляет менее 12 месяцев, то пенсия не устанавливается, кроме случаев, когда этот страховой стаж дает право на пенсию (пункт 8).
Согласно статье 11 Договора от 15 сентября 2021 года, каждая Договаривающаяся Сторона исчисляет размер пенсии, соответствующий страховому стажу, приобретенному на ее территории, согласно положениям своего законодательства, если иное не предусмотрено настоящим Договором.
В соответствии с пунктом 1 статьи 20 Договора от 15 сентября 2021 года, пенсии, установленные до вступления в силу Договора от 15 сентября 2021 года, сохраняются и не пересматриваются с учетом положений настоящего Договора, за исключением социальной (федеральной или региональной) доплаты к пенсии в Российской Федерации и случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.
При этом в силу пункта 3 статьи 5 Договора от 15 сентября 2021 года при переезде застрахованного лица, которому назначена пенсия, включая выплаты, устанавливаемые к пенсии, и повышения, с территории одной Договаривающейся Стороны на территорию другой Договаривающейся Стороны или на территорию третьего государства для проживания ее выплата продолжается Договаривающейся Стороной, ее назначившей.
Таким образом, в силу условий Договора от 15 сентября 2021 года при определении права на пенсию по законодательству Российской Федерации подлежит учету страховой стаж, приобретенный на территории Российской Федерации и Российской Советской Федеративной Социалистической Республики.
Если страховой стаж, приобретенный в соответствии с законодательством одной Договаривающейся Стороны, составляет менее 12 месяцев, то пенсия не устанавливается, кроме случаев, когда этот страховой стаж дает право на пенсию.
При переезде застрахованного лица, которому назначена пенсия с территории одной Договаривающейся Стороны на территорию другой Договаривающейся Стороны для проживания ее выплата продолжается Договаривающейся Стороной, ее назначившей.
Выводы суда апелляционной инстанции о том, что Договор от 15 сентября 2021 года не предусматривает распространение его положений на ранее возникшие отношения сторон до его ратификации на территории Российской Федерации; Договор от 15 сентября 2021 года не подлежит применению, поскольку стаж, необходимый для права на пенсию, приобретен истцом до вступления в силу данного Договора; к спорным правоотношениям подлежит применению Соглашение "О гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения" от 13 марта 1992 года, действие которого прекращено в отношениях Российской Федерации с другими участниками с 01 января 2023 года, основаны на неправильном толковании норм материального права.
Судом апелляционной инстанции не учтено, что в силу статьи 21 Договора между Российской Федерацией и Республикой Таджикистан о сотрудничестве в области пенсионного обеспечения от 15 сентября 2021 года в отношениях между Российской Федерацией и Республикой Таджикистан Соглашение от 13 марта 1992 года прекратило свое действие со вступлением в силу указанного Договора и пенсионное обеспечение лиц, проживающих на территориях Российской Федерации и Республики Таджикистан, с 21 октября 2022 года осуществляется с применением норм Договора от 15 сентября 2021 года. В Договоре от 15 сентября 2021 года отсутствуют положения о том, что за стаж работы, приобретённый до вступления в силу настоящего Договора, пенсия назначается и выплачивается в соответствии с Соглашением от 13 марта 1992 года.
Поскольку истец обратилась за назначением пенсии 16 ноября 2022 года, то есть после того как Соглашение от 13 марта 1992 прекратило свое действие и вопросы сотрудничества в области пенсионного обеспечения между Российской Федерацией и Республикой Таджикистан стали регулироваться Договором от 15 сентября 2021 года, то к спорным правоотношениям подлежат применению нормы именно данного Договора.
Суд апелляционной инстанции также не учел, что право на пенсию у истца по нормам Федерального закона N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" отсутствовало.
Согласно части 1 статьи 8 Федерального закона N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (в редакции, действовавшей на момент обращения Татаренко Н.С. с заявлением о назначении пенсии 16 ноября 2022 года), право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).
Страховая пенсия по старости назначается при наличии не менее 15 лет страхового стажа (часть 2 статьи 8 Федерального закона "О страховых пенсиях").
Страховая пенсия по старости назначается при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 (часть 3 статьи 8 Федерального закона "О страховых пенсиях").
Продолжительность страхового стажа, необходимого для назначения страховой пенсии по старости, в 2015 году составляет шесть лет (часть 1 статьи 35 Федерального закона "О страховых пенсиях").
С 01 января 2015 года страховая пенсия по старости назначается при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента не ниже 6, 6 с последующим ежегодным увеличением на 2, 4 до достижения величины индивидуального пенсионного коэффициента 30. При этом необходимая величина индивидуального пенсионного коэффициента при назначении страховой пенсии по старости определяется на день достижения возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона, а при назначении страховой пенсии по старости ранее достижения возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона, - на день установления этой страховой пенсии (часть 3 статьи 35 Федерального закона "О страховых пенсиях").
Согласно части 1 статьи 11 Федерального закона "О страховых пенсиях", в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
В соответствии с частью 2 указанной статьи Федерального закона "О страховых пенсиях" периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, за пределами территории Российской Федерации, включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".
Установив, что Татаренко Н.С. прибыла в Российскую Федерацию из Республики Таджикистан, вся ее трудовая деятельность протекала на территории Республики Таджикистан, страховой стаж, приобретённый на территории Российской Федерации и Российской Советской Федеративной Социалистической Республики, отсутствует, суд первой инстанции, правильно применив к данному спору Договор от 15 сентября 2021 года, пришел к обоснованному выводу об отказе в удовлетворении требований Татаренко Н.С. о признании решения N 787942/22 от 31 января 2023 года незаконным и назначении пенсии с 16 ноября 2022 года.
Суд апелляционной инстанции в результате неправильного толкования норм материального права пришел к ошибочному выводу о включении спорных периодов в страховой стаж и назначении страховой пенсии.
Поскольку обстоятельства по делу установлены полно и правильно, нормы материального и процессуального права судом первой инстанции применены верно, судом апелляционной инстанции допущено неправильное толкование норм материального права, суд кассационной инстанции считает необходимым отменить апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Челябинского областного суда от 21 ноября 2023 года и оставить в силе решение Центрального районного суда г. Челябинска от 21 августа 2023 года.
Руководствуясь статьями 379.5, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Челябинского областного суда от 21 ноября 2023 года отменить.
Оставить в силе решение Центрального районного суда г. Челябинска от 21 ноября 2023 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.