Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Чаус И.А, судей Зориной С.А, Вдовиченко И.М.
рассмотрела в открытом судебном заседании в зале суда гражданское дело по кассационной жалобе товарищества собственников жилья "Компрос 49" на решение Свердловского районного суда г. Перми от 31 октября 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Пермского краевого суда от 24 августа 2023 года, вынесенные по гражданскому делу N2-584/2022 по иску Костылева Михаила Сергеевича к товариществу собственников жилья "Компрос 49" о признании услуг по содержанию, текущему ремонту и управлению многоквартирным домом оказанных ненадлежащего качества, возложении обязанности устранить допущенные нарушения, возложении обязанности произвести перерасчет платы, Заслушав доклад судьи Зориной С.А. об обстоятельствах дела и доводах кассационной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Костылев М.С. обратился в суд с иском к ТСЖ "Компрос 49", в котором просил признать услуги по содержанию и текущему ремонт и управлению МКД за период с 5 ноября 2016 года по дату вынесения решения по настоящему делу выполненными ненадлежащего качества и не в полном объеме в отношении: фундамента; подвала; в отношении стен МКД; перекрытий и покрытий МКД; колонн и столбов МКД; балок, перекрытий и покрытий; крыш МКД; лестниц многоквартирного дома; фасадов МКД; перегородок МКД; внутренней отделки многоквартирного дома с учётом того, что дом является объектом охраны памятников; полов помещений, относящихся к общему имуществу МКД; оконных и дверных заполнений помещений, относящихся к общему имуществу в МКД; индивидуальных тепловых пунктов и водоподкачек МКД; систем водоснабжения" (холодного и горячего), отопления и водоотведения; систем теплоснабжения МКД; электрооборудования; ремонту помещений, входящих в состав общего имущества многоквартирного дома; земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом с элементами благоустройства, иными объектами, предназначенными для обслуживания, эксплуатации этого дома; в отношении обеспечения требований пожарной безопасности многоквартирного дома, в том числе надлежащего состояния аварийных выходов и вспомогательных выходов; услуг по выполнению работ в отношении обеспечения устранения аварий в многоквартирном доме; услуг по управлению многоквартирным домом; услуг по контролю за сохранностью имущества многоквартирного дома в части недопущения незаконных перепланировок, реконструкций; услуг по содержанию придомовой территории; услуг по надлежащему и обоснованному сбору арендной платы от арендаторов общего имущества МКД, земельного участка; услуг по содержанию и текущему ремонту лифтов в МКД; услуг по осуществлению работ для постоянной готовности инженерных коммуникаций, приборов и другого оборудования для предоставления коммунальных услуг; услуг по выполнению работ для поддержания архитектурного облика многоквартирного дома
в соответствии с проектной документацией дома; работ по обеспечению доступности использования нежилых и вспомогательных помещений дома; работ по утверждению перечня работ и услуг, условий их оказания и выполнения, размера их финансирования; работ по надлежащему начислению и сбору оплаты за содержание и текущий ремонт имущества и помещений МКД, взысканию задолженности.
Возложить на ТСЖ "Компрос 49" произвести перерасчет платы за содержание и текущий ремонт общего имущества многоквартирного дома за период с 18 марта 2020 г. по 18 сентября 2020 г. согласно расчету на сумму 13 037 руб. 64 коп.
Возложить на ТСЖ "Компрос 49" обязанность в течение 1 месяца выполнить работы в отношении:
фундамента: - провести проверку технического состояния видимых частей конструкций с выявлением коррозии арматуры, расслаивания, трещин, проверку состояния гидроизоляции и систем водоотвода фундамента, проведение косметического ремонта фундамента, восстановление заложенным кирпичом окон, демонтаж незаконно смонтированной конструкции в фундаменте в виде входа в помещение 21 на поэтажном плане подавала технического паспорта дома, а также входа в помещение 1 технического паспорта дома и помещение 82 либо инициировать судебного производство по возложению обязанностей на собственников нежилых помещений;
подвала: - организовать проведение проверок температурно-влажностного режима помещений, проверку входов в подвалы, восстановить систему вентиляции, для чего разработать соответствующих проект, утвердив и согласовав его надлежащим образом, организовать проверку состояния приямков, восстановить утраченные либо находящиеся в ненадлежащем состоянии приямки, произвести расчистку с целью исключения захламления;
в отношении стен МКД: - провести работы по восстановлению геометрии оконных проемов кв. N "данные изъяты" в количестве одного балконного блока и трех оконных проемов, провести демонтаж незаконно установленных конструкций, которые, в том числе, нарушают (изменяют) архитектурный облик дома: всех кондиционеров, остекленных балконных конструкций в количестве 3 штук (из квартир N "данные изъяты") всех воздуховодов и наружных вентканалов, рекламных вывесок и информационных указателей, кабелей всех видов либо инициировать судебное производство по возложению таких обязанностей на собственников жилых и нежилых помещений, восстановить прикрепленные к стенам МКД частично обрезанные эвакуационные пожарные лестницы в количестве 2 штук, привести в изначальное состояние оконный проем в помещении 1 кв. N 1, для чего ликвидировать незаконно возведенный проход в помещение N 1 в помещение 3 на поэтажном плане 2 этажа дома, а также оконный проем из помещения 67, для чего демонтировать входную группу и заложить кирпичом возведенный взамен оконного проема выход на крыльцо литер А53 поэтажного плана дома, аналогично для оконного проема из помещения 13 частично заложить незаконно устроенный выход на крыльцо литер А57 поэтажного плана 1 этажа дома, аналогично восстановить оконный проем путем демонтажа устроенного выхода из помещения 75 на крыльцо литер А58, либо инициировать судебное производство по возложению таких обязанностей на собственников жилым и нежилых помещение, устранить сквозные трещины из помещения N 1 кв. N 3 в капитальной наружной стене фасада дома;
- восстановить геометрию стен, обрамляющих обе рамки дома после демонтажа расположенных через арку кабелей;
- произвести демонтаж прикрепленных у несущих стен МКД незаконно возведенных конструкций (открывающихся решеток) в помещениях подъездов (лестницы, лестничные клетки) МКД на поэтажном плане этажей дома с римскими цифрами 1, 6, 8 с заделкой монтажных отверстий либо возложить обязанность на тех лиц, которые установили эти конструкции;
перекрытий и покрытий МКД:
- произвести комплексный осмотр перекрытий, в том числе, на предмет установления несанкционированных конструктивных решений и изменений, а также наличия характера и величины трещин в теле покрытия и в местах примыканий к стенам, оголения арматуры, коррозий для железобетонных перекрытий дома (между подвалом и 1 этажом, а также частично между подвалом и 2 этажом дома), выявления зыбкости перекрытия, характера и величины трещин в штукатурном слое, целостности несущих деревянных элементов и мест их опирания, следов протечек на потолке, плотности и влажности засыпки, поражения гнилью и жучками - точильщиками деревянных элементов - относительно деревянных перекрытий дома, в том числе, относящихся сверху и снизу к кв. 3, 26 и 51, разработать план восстановительных работ перекрытий и произвести этот ремонт путем заключения договора со специализированой организацией в случае выявления дефектов, затрагивающих объекты охраны дома как памятника архитектуры, в том числе относительно перекрытий вышеназванных квартир, восстановить противоправно замененные конструкции путем приведения их в исходное надлежащее состояние, а именно относительно межэтажных перекрытий между нежилым помещением 77-87 подвала дома и помещениями этой же квартиры в помещения 5 этажа дома и нежилых помещений 1 и 2 правого мезонина дома (над кв.71), а также между жилыми и вспомогательными помещениями кв.13, в связи с тем, что демонтажем всех вышеуказанных перекрытий были нарушены права на общее имущество собственников помещений дома либо возложить обязанность на собственников вышеуказанных помещений произвести восстановление перекрытий, приведение их в исходное состояние;
колонн и столбов МКД; балок, перекрытий и покрытий; крыш МКД; лестниц многоквартирного дома; фасадов МКД; перегородок МКД; внутренней отделки многоквартирного дома с учётом того, что дом является объектом охраны памятников; полов помещений, относящихся к общему имуществу МКД; оконных и дверных заполнений помещений, относящихся к общему имуществу в МКД; индивидуальных тепловых пунктов и водоподкачек МКД; систем водоснабжения (холодного и горячего), отопления и водоотведения; систем теплоснабжения МКД; электрооборудования; ремонту помещений, входящих в состав общего имущества многоквартирного дома; земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом с элементами благоустройства, иными объектами, предназначенными для обслуживания, эксплуатации этого дома:
- создать реестр всех существующих на момент вынесения решения крылец, пристроек к стенам МКД, построек, возведенных на земельном участке, объективной законности или незаконности возведения, относительно состояния МКД на момент признания дома памятником архитектуры в 2000 году с указанием собственника возведенных конструкций, даты его возведения;
- истребовать у собственников проектно-сметную документацию и разрешительную документацию на возведение конструкций, ввод их в эксплуатацию;
- путем сопоставления имеющегося реестра с имеющимися сведениями в государственной инспекции по охране памятников архитектуры Пермского края, а также с планом строения в 2000 году и планом земельного участка от 2003 года, имеющимися в распоряжении ТСЖ, составить реестр конструкций, являющихся установленными незаконно либо самовольно;
- произвести демонтаж всех незаконно возведенных пристроев к стенам МКД, расположенных на земельном участке, в том числе среди иных (А59, А60 о незаконности возведения этих пристроев известно правлению, А59-вход в помещение 2, 4, 13, 16-18, 37, 38, 40-43 плана подвала А60 - вход в помещение 2, 3 бывшей квартиры N 1 на плане 2 этажа; пристроя возведенного вместо А, А5, А3 - возведен вместо ранее незаконно установленных крылец - вход в помещение 1, 75, 13 плана 1 этажа, пристроя незаконно возведенного вместо А20 - вход в подвальное помещение 15, 16, 3, 8, 9, 10 плана подвала; пристроя возведенного вместо крыльца А6 - вход в помещения 45, 46, 44, 50, 49, 51, 52, 48 плана 1 этажа; пристроя Г6, Г4, Г5 на плане земельного участка; Г2 на плане земельного участка; приямка, возведенного вместо А12, А35, А36, крылец А54, А53 - входов в помещения 67, 63, 64, 65, 66 плана 1 этажа;
- произвести данный демонтаж с обязательным приведением конструкций в первоначальное состояние самостоятельно либо выйти с исками в суд о возложении на собственников обязанности произвести такой демонтаж с привидением конструкций в изначальное состояние;
- восстановить утраченные полностью либо находящиеся в неудовлетворительном состоянии приямки дома согласно плану подвала дома и плану земельного участка;
- восстановить утраченное крыльцо а15, используемое для входа в помещение 3-го подъезда дома, обозначенное на плане 1 этажа римскими цифрами 13, 14;
- привести в надлежащее состояние (восстановить покрытие) А13 - входа в помещения римскими цифрами 15, 16 "черный подъезд", расположенный между 3 и 4 подъездами дома;
- демонтировать незаконно возведенный шлагбаум возле А36 плана земельного участка между "данные изъяты";
- демонтировать самовольно установленную металлическую конструкцию возле А13 под окном помещения 48 плана 1 этажа дома;
- реорганизовать постоянно действующую во дворе дома на земельном участке МКД автопарковку с учетом требований действующего законодательства, в том числе, с учетом запрета на размещение автомобилей ближе 15 метров от стен дома;
- провести корчевание - экстракцию с вывозом пней в количестве 15 штук сухого дерева в количестве 1 шт;
- произвести дефектом с последующим ремонтом конструкций детской площадки, расположенной на земельном участке МКД, с заменой не менее 6 сгнивших опор из деревянного бруса и не менее 33 частично сгнивших досок, с ликвидацией граффити и ее последующую окраску;
- произвести демонтаж металлической будки - склада площадью не менее 7 кв.м, расположенной возле контейнера сбора ТБО;
- демонтировать либо принять меры к возложению такой обязанности на собственника металлического гаража, установленного на земельном участке в 2021 году согласно фототаблице 2 от 06.12.2021, представленной истцом;
- устранить дефекты асфальто-бетонного покрытия проезда перед левой аркой дома между А4 и А5 плана земельного участка;
- демонтировать бетонные конструкции, расположенные перед фасадом МКД со стороны Комсомольского проспекта, находящиеся перед А5, А47-49 в секторе ЗУ, площадью 16, 7 кв.м.;
- устранить деформации тротуарной плитки возле А61, А62, А7;
- привести в соответствии с действующим законодательством существующую постройку - будку охраны, расположенную на земельном участке;
- произвести частичную замену бордюрных камней с признаками выкрашивания, проседания и деформации - не менее 15 шт;
в отношении обеспечения требований пожарной безопасности многоквартирного дома, в том числе надлежащего состояния аварийных выходов и вспомогательных выходов; услуг по выполнению работ в отношении обеспечения устранения аварий в многоквартирном доме; услуг по управлению многоквартирным домом, в том числе исчерпывающий перечень мер по восстановлению проектной документации, ведение актуального реестра собственников с учетом требований законодательства о защите персональных данных, в том числе лиц, использующих имущество МКД; услуг по контролю за сохранностью имущества многоквартирного дома в части недопущения незаконных перепланировок, реконструкций, возведения незаконных пристроев к дому; услуг по содержанию придомовой территории:
- произвести выпиливание и очистку от разросшихся кустарников, уборку складированного строительного мусора;
- выполнить разработку подробного актуального плана земельного участка МКД с указанием назначения построек;
- принять исчерпывающий перечень мер организационного характера по надлежащему содержанию, в том числе, в зимний период, земельного участка, на котором расположена детская площадка;
услуг по надлежащему и обоснованному сбору арендной платы от арендаторов общего имущества МКД, земельного участка; услуг по осуществлению работ для постоянной готовности инженерных коммуникаций, приборов и другого оборудования для предоставления коммунальных услуг; услуг по выполнению работ для поддержания архитектурного облика многоквартирного дома в соответствии с требованиями надзорных органов; работ по обеспечению доступности использования нежилых и вспомогательных помещений дома; работ по утверждению перечня работ и услуг, условий их оказания и выполнения, размера их финансирования; работ по надлежащему начислению и сбору оплаты за содержание и текущий ремонт имущества и помещений МКД, взысканию задолженности.
В обоснование исковых требований указано, что истцу на праве собственности принадлежит квартира N "данные изъяты" по проспекту Комсомольский города Перми. Многоквартирный дом по адресу: г. Пермь, проспект Комсомольский, 49 находится в управлении ТСЖ "Компрос 49". Вместе с тем, услуги по содержанию, текущему ремонту и управлению МКД с 2016 года оказываются товариществом ненадлежащим образом, что свидетельствует о нарушении прав истца, как собственника жилого помещения. По требованию истца о производстве перерасчета платы за указанные услуги данный перерасчет произведен не был.
Решением Свердловского районного суда г. Перми от 23 декабря 2020 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Пермского краевого суда от 26 апреля 2021 года, исковые требования удовлетворены частично. Услуги ТСЖ "Компрос 49" по содержанию, текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме и управлению многоквартирным домом за период с 18 марта 2020 года по 18 сентября 2020 года признаны оказанными ненадлежащего качества и не в полном объеме, на ТСЖ "Компрос 49" возложена обязанность устранить допущенные нарушения, произвести перерасчет платы за содержание и текущий ремонт общего имущества МКД с 18 марта 2020 года по 18 сентября 2020 года. В удовлетворении остальной части исковых требований отказано.
Определением Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 2 сентября 2021 года решение Свердловского районного суда г. Перми от 23 декабря 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Пермского краевого суда от 26 апреля 2021 года отменено, дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Решением Свердловского районного суда г..Перми от 31 октября 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Пермского краевого суда от 24 августа 2023 года исковые требования Костылева М.С. удовлетворены частично, услуги ТСЖ "Компрос 49" по содержанию, текущему ремонту общего имущества в отношении: фундамента, подвала, в отношении стен, перекрытий и покрытий, колонн и столбов, балок, перекрытий и покрытий, крыш, лестниц многоквартирного дома, фасадов, перегородок, внутренней отделки многоквартирного дома, полов помещений, относящихся к общему имуществу многоквартирного дома, оконных и дверных заполнений помещений, относящихся к общему имуществу в многоквартирном доме, индивидуальных тепловых пунктов и водоподкачек многоквартирного дома, систем водоснабжения (холодного и горячего), отопления и водоотведения, систем теплоснабжения, электрооборудования, ремонту помещений, входящих в состав общего имущества многоквартирного дома, земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом с элементами благоустройства, иными объектами, предназначенными для обслуживания, эксплуатации этого дома, в отношении обеспечения требований пожарной безопасности многоквартирного дома, в том числе надлежащего состояния аварийных выходов и вспомогательных выходов, услуг по выполнению работ в отношении обеспечения устранения аварий в многоквартирном доме, услуг по содержанию и текущему ремонту лифтов в многоквартирном доме, услуг по осуществлению работ для постоянной готовности инженерных коммуникаций, приборов и другого оборудования для предоставления коммунальных услуг, услуг по выполнению работ для поддержания архитектурного облика многоквартирного дома в соответствии с проектной документацией дома, в многоквартирном доме и управлению многоквартирным домом за период с 18 марта 2020 года по 18 сентября 2020 года признаны оказанными ненадлежащего качества и не в полном объеме.
На ТСЖ "Компрос 49" возложена обязанность произвести перерасчет платы за содержание и текущий ремонт общего имущества МКД с 18 марта 2020 года по 18 сентября 2020 года на сумму 11 123 руб. 83 коп. В удовлетворении остальной части исковых требований Костылева Михаила Сергеевича к ТСЖ "Компрос 49" отказано. С ТСЖ "Компрос 49" в доход местного бюджета взыскана государственная пошлина в размере 300 руб.
В кассационной жалобе заявитель просит отменить судебные акты, ссылаясь на их незаконность.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены, о причинах неявки не сообщили. При этом информация о рассмотрении дела была заблаговременно размещена на официальном сайте Седьмого кассационного суда общей юрисдикции, в связи с чем, на основании ст. ст. 167, 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
В силу ч. 1 ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Проверив материалы дела, изучив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии установленных частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных постановлений.
Как установлено судом и следует из материалов дела, собственником квартиры N 51 в доме N 49 по проспекту Комсомольский города Перми в является Костылев М.С. В адрес истца ответчиком выставлялась к оплате плата за содержание жилья.
В соответствии с актом осмотра технического состояния общего имущества МКД от 18 января 2019 года фасад МКД, балконы, эркеры, цоколь, отмостки, лифтовое оборудование имеет 100% износ. Аналогичное состояние указанных элементов МКД было зафиксировано и актом от 06 декабря 2017 года.
Согласно письменным пояснениям третьего лица - ИГЖН Пермского края от 06 декабря 2019 года инспекцией 07 августа 2019 года проведена внеплановая выездная проверка ТСЖ "Компрос 49", в результате которой выявлены нарушения требований к содержанию общего имущества МКД, в том числе к надлежащему содержанию фасада МКД.
В акте осмотра технического состояния общего имущества МКД от 18 января 2019 года также указано на необходимость замены лифтового оборудования, полного износа фасада дома, балконов, эркеров, цоколя и отмостки, наличие значительного износа канализационных сетей, сетей водоотведения, сетей холодного и горячего водоснабжения.
Решением Ленинского районного суда города Перми от 23 сентября 2016 года по делу N2-2980/2016 на ТСЖ "Компрос 49" возложена обязанность по ремонту сетей электрооборудования.
Исходя из письменных пояснений третьего лица - Государственной инспекции по охране объектов культурного наследия Пермского края МКД N 49 по проспекту Комсомольский города Перми является объектом культурного наследия "Дом ученых", на ответчика возложена обязанность по обеспечению сохранности и неизменности облика объекта культурного наследия.
Представленные со стороны ответчика фотоматериалы также свидетельствует о ненадлежащем состоянии конструктивных элементов МКД (фасадов, цоколя), электрооборудования, неисполнении обязанности по поддержанию архитектурного облика МКД, ненадлежащему исполнению обязанностей по уборке мест общего пользования, мест накопления ТКО.
Документы на установленные коллективные (общедомовые) приборы учета и сведения о проведении их ремонта, замены, поверки, информацию об оснащении помещений в многоквартирном доме индивидуальными, общими (квартирными) приборами учета, в том числе информацию о каждом установленном индивидуальном, общем (квартирном) приборе учета (технические характеристики, год установки, факт замены или поверки), дату последней проверки технического состояния и последнего контрольного снятия показаний на момент истечения спорного периода оказания услуг с отклонением от требований к их качеству со стороны ответчика представлены не были.
Ответчиком не представлено доказательств проведения работ по обеспечению требований пожарной безопасности - осмотры и обеспечение работоспособного состояния пожарных лестниц, лазов, проходов, выходов, систем аварийного освещения, пожаротушения, сигнализации, противопожарного водоснабжения, средств противопожарной защиты, противодымной защиты.
Со стороны ответчика в материалы дела не представлены доказательства осуществления необходимых мер к содержанию общего имущества МКД, принятие мер по их своевременному устранению, требуемые к проведению в соответствии с указанными положениями действующего законодательства, которые бы исключили разрушение конструктивных элементов многоквартирного дома, относящегося к объекту культурного наследия.
Из пояснений представителя ответчика судом установлено, что у ТСЖ "Компрос 49" отсутствует техническая документация на МКД (документы технического учета жилищного фонда, проектная документация), что также свидетельствует о невозможности в полной мере осуществлять надлежащий учет состояния общего имущества МКД.
Истец неоднократно в устной форме обращался к председателю ТСЖ "Компрос 49" с заявлением об изменении размера платы за содержание жилого помещения.
Суд первой инстанции на основании абзаца третьего части 1 статьи 36 Жилищного кодекса РФ, частей 4-6 статьи 138, статьи 161 Жилищного кодекса РФ, а также Постановления Правительства РФ от 13 августа 2006 г. N491 пришел к выводу, что ответчик ненадлежащим образом исполняет свои обязанности по управлению многоквартирным домом, при этом суд ссылался на состояние общего имущества многоквартирного дома и отсутствие доказательств осуществления ответчиком необходимых мер к содержанию общего имущества МКД, принятия мер по их своевременному устранению, которые бы исключили разрушение конструктивных элементов многоквартирного дома, относящегося к объекту культурного наследия.
Установив изложенное, а также факт обращения истца к ответчику с заявлениями об изменении размера платы за содержание жилого помещения, суд первой инстанции возложил на ответчика обязанность произвести перерасчет платы с 18 марта 2020 года по 18 сентября 2020 года (за 6 месяцев, предшествующих дате обращения с требованием о перерасчете платы).
Также суд в отсутствие доказательств устранения ответчиком допущенных нарушений на момент рассмотрения дела по существу посчитал необходимым возложить на ТСЖ "Компрос 49" обязанность устранить допущенные нарушения с учетом необходимости незамедлительного обеспечения безопасности использования общего имущества МКД.
Суд апелляционной инстанции согласился с указанными выводами суда первой инстанции.
Отменяя решение суда первой инстанции и апелляционное определение, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции указала на необходимость установления юридически значимых обстоятельств при рассмотрении спора о перерасчете начисленных платежей за предоставление услуг, а именно, установление факта предоставления услуги ненадлежащего качества, выяснение состава предоставляемых потребителю услуг, стоимость соответствующих услуг и работ в составе ежемесячной платы за содержание и ремонт жилого помещения.
При повторном рассмотрении дела суд первой инстанции, с учетом указаний и норм, изложенных в определении Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 2 сентября 2021 года, разрешая заявленные исковые требования, руководствовался ст.ст. 36, 138, 154, 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года N491, и исходил из того, что услуги ТСЖ "Компрос 49" по содержанию, текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме и управлению многоквартирным домом оказаны ненадлежащего качества и не в полном объеме за период с 18 марта 2020 года по 18 сентября 2020 года.
С учетом отсутствия возможности установить фактическую дату обращения истца к ответчику, суд первой инстанции при удовлетворении требований о перерасчете платы за содержание и текущий ремонт общего имущества дома исходил из даты подачи и принятия к рассмотрению судом уточненного иска, содержащего требования о производстве перерасчета платы 18 сентября 2020 года, и, пришел к выводу, что перерасчет платы должен быть произведен с 18 марта 2020 года по 18 сентября 2020 года (за 6 месяцев, предшествующих дате обращения с требованием о перерасчете платы).
С выводами суда первой инстанции согласился суд апелляционной инстанции.
Выводы суда первой и апелляционной инстанции основаны на исследовании представленных доказательств, их оценке в соответствии с правилами, установленными в ст.67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, и соответствуют нормам права, регулирующим возникшие отношения.
При рассмотрении дела судами правильно определены имеющие значение для дела обстоятельства, приняты необходимые меры для выяснения прав и обязанностей сторон, бремя доказывания между сторонами распределено правильно, выводы суда мотивированы, соответствуют установленным фактическим обстоятельствам дела, требованиям закона и в кассационной жалобе не опровергнуты.
Частью 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме.
Надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе о защите прав потребителей, и должно обеспечивать соблюдение требований к надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность жизни, здоровья и имущества граждан; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме, а также иных лиц (часть 1.1 данной статьи).
При управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах (часть 2.3 этой же статьи).
На основании ч. 3 ст. 39 Жилищного кодекса Российской Федерации и в соответствии с п. 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 N 491, общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, обеспечивающими наряду с другими требованиями соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества; постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества, для предоставления коммунальных услуг (подачи коммунальных ресурсов) гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам; соблюдение требований законодательства Российской Федерации об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности.
Минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядок их оказания и выполнения, а также Правила оказания услуг и выполнения работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме утверждены Постановлением Правительства РФ от 03 апреля 2013 N 290.
Постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 г. N 491 утверждены Правила изменения размера оплаты за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность (далее по тексту - Правила изменения размера оплаты N 491) и Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме (далее - Правила содержания N491).
В пункте 11 Правил содержания N 491 поименованы работы и услуги, которые в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включаются в содержание общего имущества многоквартирного дома.
Согласно пункту 6 Правил изменения размера оплаты N 491, в случаях оказания услуг и выполнения работ ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, органы управления товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, управляющая организация, а при непосредственном управлении многоквартирным домом лица, оказывающие услуги и (или) выполняющие работы (далее - ответственные лица), обязаны снизить размер платы за содержание и ремонт жилого помещения собственникам помещений в порядке, установленном настоящими Правилами.
В п. 10 Правил изменения размера оплаты N 491 предусмотрено, что в случаях, указанных в п. 6 настоящих Правил, размер платы за содержание и ремонт жилого помещения уменьшается пропорционально количеству полных календарных дней нарушения от стоимости соответствующей услуги или работы в составе ежемесячной платы за содержание и ремонт жилого помещения. Размер уменьшения платы за содержание и ремонт жилого помещения определяется по формуле, приведенной в указанном пункте Правил.
Исследование и оценка представленных доказательств в соответствии с требованиями статей 67, 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации с учетом приведенных норм материального права позволили суду прийти к обоснованному выводу, что услуги ТСЖ "Компрос 49" по содержанию, текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме и управлению многоквартирным домом оказаны ненадлежащего качества и не в полном объеме за период с 18 марта 2020 года по 18 сентября 2020 года, что свидетельствует о наличии оснований для перерасчета платы за содержание и текущий ремонт общего имущества дома.
Давая оценку представленным в материалы дела в качестве доказательств оказания услуг по содержанию и текущему ремонту МКД договорам, актам выполненных работ, платежным поручениям об оплате выполненных работ, суд апелляционной инстанции обоснованно указал, что такие документы свидетельствуют о принятии ответчиком мер направленных на содержание и текущий ремонт общего имущества, однако не свидетельствуют об их достаточности в целях соблюдения положений Правил N 491, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 г.
Доводы кассационной жалобы о том, что расчет снижения платы истца за услуги ТСЖ составлен судом самостоятельно, в материалах дела отсутствовал расчет, представленный истцом, выводов суда не опровергает, поскольку как правильно указано судом апелляционной инстанции, сторона ответчика не была лишена возможности произвести собственный расчет, а проведение расчета относится к полномочиям суда при вынесении решения в силу положений ст.196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
При разрешении иных доводов кассационной жалобы, направленных исключительно на оспаривание выводов судов по существу спора, учитывается, что по смыслу части 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд кассационной инстанции, в силу своей компетенции, при рассмотрении жалобы должен исходить из признанных установленными судом первой и второй инстанций фактических обстоятельств, проверяя лишь правильность применения и толкования норм материального и процессуального права судами первой и второй инстанций, тогда как правом переоценки доказательств он не наделен.
Соответственно, не имеется оснований для обсуждения вопроса о допустимости, относимости, достоверности и достаточности доказательств, положенных в основу решения суда, либо отвергнутых судом, включая те из них, на которые кассатор ссылается в жалобе в обоснование своих доводов об оказании услуг надлежащего качества.
Доводы кассационной жалобы, что все виды работ, которые, по мнению суда, ненадлежащим образом выполнялись ТСЖ, должны выполняться Фондом капитального ремонта и финансироваться за его счет, основанием к отмене судебных актов не являются.
Следует отметить, что в удовлетворении исковых требований о возложении на ответчика обязанности устранить допущенные нарушения с указанием на перечень необходимых действий судом было отказано, а также учтено, что часть работ по содержанию фасада, перекрытий, фундамента и иных конструктивных элементов должна быть проведена в рамках капитального ремонта во исполнение заключенного между НО "Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Пермском крае" и ООО "Пермстрой+".
Принятое по делу решение суда первой инстанции и определение апелляционной инстанции вынесены на основании правильно определенных юридически значимых обстоятельств, в соответствии с требованиями норм материального и процессуального права, вследствие чего основания для их отмены отсутствуют.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции, определила:
решение Свердловского районного суда г. Перми от 31 октября 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Пермского краевого суда от 24 августа 2023 года оставить без изменения, а кассационную жалобу товарищества собственников жилья "Компрос 49" - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.