Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Давыдовой Т.И.
судей Грудновой А.В, Ложкарёвой О.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N2-4153/2023 по иску Кадыровой Муниры Муминжоновны к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Свердловской области о признании решения незаконным, включении периодов работы в страховой стаж, назначении страховой пенсии по старости, взыскании компенсации морального вреда, по кассационной жалобе Кадыровой Муниры Муминжоновны на решение Чкаловского районного суда г. Екатеринбурга Свердловской области от 04 июля 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 20 октября 2023 года.
Заслушав доклад судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Ложкарёвой О.А. об обстоятельствах дела, принятых судебных актах, доводах кассационной жалобы, объяснения представителя Кадыровой М.М. - Дубикова Д.А... поддержавшего доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Кадырова М.М. обратилась с иском к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Свердловской области (далее - ОСФР по Свердловской области) о признании решения об отказе в назначении страховой пенсии по старости N 1038490/22 незаконным, включить в стаж в соответствии со статьей 8 Федерального закона "О страховых пенсиях" от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ периоды работы:
- с 01 октября 1980 года по 01 июля 1981 года (0 лет 8 месяцев 29 дней) - в качестве санитарки в 89 терапевтическом отделении Городской клинической больницы N 5 (Таджикская ССР);
- с 01 августа 1981 года по 03 сентября 1981 года (0 лет 1 месяц 2 дня) - в качестве медицинской сестры (Таджикская ССР);
- с 28 сентября 1981 года по 19 марта 1982 года (0 лет 5 месяцев 21 день) - в качестве рабочего Костакозского консервного завода (Таджикская ССР);
- с 26 марта 1982 года по 03 октября 1983 года (1 год 6 месяцев 8 дней) - в качестве рабочего производственного цеха (Таджикская ССР);
- с 11 февраля 1985 года по 17 января 1995 года (9 лет 11 месяцев 6 дней) - в качестве медицинской сестры (Таджикская ССР);
- с 25 апреля 1995 года по 19 сентября 2011 года (16 лет 4 месяца 24 дня) - период работы в Прокуратуре Республики Таджикистан;
назначить страховую пенсию с момента первоначального обращения - 11 декабря 2022 года, взыскать компенсацию морального вреда в размере 100 000 руб.
В обоснование требований указала, что решением N 1038490/22 ей отказано в назначении страховой пенсии по старости в виду отсутствия права. Ответчиком не были включены в страховой стаж спорные периоды. Суммарная продолжительность ее страхового стажа составляет 29 лет 2 месяца 0 дней (по сведениям трудовой книжки ОТ-1 N 0516420, заполненной 30 июня 1981 года в Таджикской ССР), что является достаточным для назначения страховой пенсии по старости. По условиям Договора о сотрудничестве в области пенсионного обеспечения, подписанному 15 сентября 2021 года между Российской Федерацией и Республикой Таджикистан, ратифицированному Российской Федерацией Федеральным законом от 14 июля 2022 года N 242-ФЗ, полагает, что решением ответчика N 1038490/22 ей необоснованно отказано в назначении страховой пенсии по старости. Неправомерными действиями ответчика ей нанесен моральный вред.
Решением Чкаловского районного суда г. Екатеринбурга от 04 июля 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 20 октября 2023 года, иск Кадыровой М.М. оставлен без удовлетворения.
В кассационной жалобе Кадырова М.М. ставит вопрос об отмене состоявшихся по делу судебных актов, ссылаясь на их незаконность.
Кадырова М.М. представитель ОСФР по Свердловской области в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, ходатайств об отложении дела не поступало, в связи с чем, на основании статей 167, 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции признала возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанции, в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Проверив материалы дела в пределах доводов кассационной жалобы, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции считает, что отсутствуют основания для отмены или изменения оспариваемых судебных постановлений.
Судами установлено и следует из материалов дела, что 11 декабря 2022 года Кадырова М.М. к ответчику с заявлением о назначении страховой пенсии по старости в соответствии со статьей 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Решением N 1038490/22 истцу отказано в назначении страховой пенсии по старости в виду отсутствия права.
Ответчиком не были включены в стаж истца периоды работы:
- с 01 октября 1980 года по 01 июля 1981 года (0 лет 8 месяцев 29 дней) - в качестве санитарки в 89 терапевтическом отделении Городской клинической больницы N 5 (Таджикская ССР);
- с 01 августа 1981 года по 03 сентября 1981 года (0 лет 1 месяц 2 дня) - в качестве медицинской сестры (Таджикская ССР);
- с 28 сентября 1981 года по 19 марта 1982 года (0 лет 5 месяцев 21 день) - в качестве рабочего Костакозского консервного завода (Таджикская ССР);
- с 26 марта 1982 года по 03 октября 1983 года (1 год 6 месяцев 8 дней) - в качестве рабочего производственного цеха (Таджикская ССР);
- с 11 февраля 1985 года по 17 января 1995 года (9 лет 11 месяцев 6 дней) - в качестве медицинской сестры (Таджикская ССР);
- с 25 апреля 1995 года по 19 сентября 2011 года (16 лет 4 месяца 24 дня) - период работы в Прокуратуре Республики Таджикистан;
Из копии трудовой книжки истца следует, что в спорные периоды Кадырова М.М. работала на территории Таджикской ССР, Республики Таджикистан.
Кадырова М.М, "данные изъяты" года рождения, зарегистрирована в системе обязательного пенсионного страхования 28 февраля 2022 года.
Истец являлась получателем страховой пенсии по старости с 11 октября 2021 года, назначенной в Республике Таджикистан, выплата которой прекращена с 01 февраля 2023 года.
Паспорт гражданина Российской Федерации получен истцом 08 ноября 2022 года.
Разрешая спор, суд первой инстанции, руководствуясь Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", Договором о сотрудничестве в области пенсионного обеспечения между Российской Федерацией и Республикой Таджикистан от 15 сентября 2021 года, исходил из того, что Федеральным законом от 11 июня 2022 года N 175-ФЗ Соглашение о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 года денонсировано и прекратило свое действие с 01 января 2023 года на территории Российской Федерации; с 21 октября 2022 года при назначении пенсии для лиц, работавших на территории Таджикской ССР и Республики Таджикистан применяются положения Договора о сотрудничестве в области пенсионного обеспечения между Российской Федерацией и Республикой Таджикистан от 15 сентября 2021 года, по условиям которого для назначения страховой пенсии в Российской Федерации необходимо иметь необходимой продолжительности стаж на территории Российской Федерации и Российской Советской Федеративной Социалистической Республики, который у Кадыровой М.М. отсутствует, в связи с чем пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных требований.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием.
Изучение материалов дела показывает, что выводы суда первой инстанции и суда апелляционной инстанции соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам материального права, регулирующим возникшие правоотношения.
Доводы кассационной жалобы о том, что выводы судов не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, допущено нарушение норм материального права, не могут быть приняты во внимания, поскольку основаны на неправильном понимании норм материального права.
В сфере пенсионного обеспечения применяются общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации. В случае, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотрены Федеральным законом "О страховых пенсиях", применяются правила международного договора Российской Федерации (часть 3 статьи 2 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", далее Федеральный закон "О страховых пенсиях").
13 марта 1992 года государствами - участниками Содружества Независимых Государств, в том числе Российской Федерацией и Республикой Таджикистан, подписано Соглашение о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения (далее также Соглашение от 13 марта 1992 года).
В соответствии со статьей 1 названного Соглашения, пенсионное обеспечение граждан государств - участников этого Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.
Пунктом 2 статьи 6 Соглашения от 13 марта 1992 года определено, что для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств - участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу Соглашения.
Государства - участники Соглашения берут на себя обязательства информировать друг друга о действующем в их государствах пенсионном законодательстве, последующих его изменениях, а также принимать необходимые меры к установлению обстоятельств, имеющих решающее значение для определения права на пенсию и ее размера (статья 10 Соглашения от 13 марта 1992 года).
Для установления права на пенсию гражданам государств-участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный за весь период существования СССР вплоть до распада 12 декабря 1991 года, а после распада этих государств - до 13 марта 1992 года.
Вместе с тем, Письмом Министерства социальной защиты населения Российской Федерации от 31 января 1994 года N 1-369-18 разъяснялось, что при назначении пенсии гражданам, прибывшим в Россию из государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 года может быть учтен и трудовой стаж, приобретенный на территории бывшего СССР за время после 13 марта 1992 года.
Таким образом, в силу Соглашения от 13 марта 1992 года пенсионное обеспечение граждан государств - участников настоящего Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают, при этом для установления права на пенсию гражданам государств-участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу настоящего Соглашения.
Между тем, Соглашение от 13 марта 1992 года в отношении граждан Республики Таджикистан прекратило свое действие с 21 октября 2022 года, в связи с вступлением в силу Договора о сотрудничестве в области пенсионного обеспечения между Российской Федерацией и Республикой Таджикистан от 15 сентября 2021 года (далее - Договор от 15 сентября 2021 года), ратифицированного Российской Федерацией Федеральным законом от 14 июля 2022 года N 242-ФЗ "О ратификации договора между Российской Федерацией и Республикой Таджикистан о сотрудничестве в области пенсионного обеспечения" (статья 21 Договора от 15 сентября 2021 года).
Согласно статье 9 Договора от 15 сентября 2021 года каждая Договаривающаяся Сторона назначает пенсию на основании страхового стажа, приобретенного на ее территории, в соответствии с ее законодательством, если иное не предусмотрено настоящим Договором (пункт 1).
При определении права на пенсию под страховым стажем, приобретенным на территориях Договаривающихся Сторон и в соответствии с их законодательством, понимается:
в отношении Российской Федерации - страховой стаж, приобретенный на территории Российской Федерации и Российской Советской Федеративной Социалистической Республики;
в отношении Республики Таджикистан - страховой стаж, приобретенный на территории Республики Таджикистан и Таджикской Советской Социалистической Республики (пункт 2).
В случае если согласно законодательству одной из Договаривающихся Сторон право на пенсию возникает и без учета страхового стажа, приобретенного на территории другой Договаривающейся Стороны, то первая Договаривающаяся Сторона назначает пенсию на основании страхового стажа, приобретенного на ее территории. При этом подсчет и подтверждение страхового стажа осуществляются согласно законодательству той Договаривающейся Стороны, которая устанавливает пенсию (пункт 3).
Если страхового стажа, приобретенного по законодательству Договаривающейся Стороны, назначающей пенсию, требуемого для права на нее, недостаточно, во внимание принимается и страховой стаж, приобретенный по законодательству другой Договаривающейся Стороны, а также третьего государства, с которым Договаривающаяся Сторона, назначающая пенсию, имеет международный договор о социальном обеспечении (пенсионном страховании), в случае если третье государство подтвердит страховой стаж (пункт 4).
Согласно статье 11 Договора от 15 сентября 2021 года, каждая Договаривающаяся Сторона исчисляет размер пенсии, соответствующий страховому стажу, приобретенному на ее территории, согласно положениям своего законодательства, если иное не предусмотрено настоящим Договором.
В соответствии с пунктом 1 статьи 20 Договора от 15 сентября 2021 года, пенсии, установленные до вступления в силу Договора от 15 сентября 2021 года, сохраняются и не пересматриваются с учетом положений настоящего Договора, за исключением социальной (федеральной или региональной) доплаты к пенсии в Российской Федерации и случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.
При этом в силу пункта 3 статьи 5 Договора от 15 сентября 2021 года при переезде застрахованного лица, которому назначена пенсия, включая выплаты, устанавливаемые к пенсии, и повышения, с территории одной Договаривающейся Стороны на территорию другой Договаривающейся Стороны или на территорию третьего государства для проживания ее выплата продолжается Договаривающейся Стороной, ее назначившей.
Таким образом, в силу условий Договора от 15 сентября 2021 года при определении права истца на пенсию по законодательству Российской Федерации подлежит учету страховой стаж, приобретенный на территории Российской Федерации и Российской Советской Федеративной Социалистической Республики.
Если согласно законодательству одной из Договаривающихся Сторон право на пенсию возникает и без учета страхового стажа, приобретенного на территории другой Договаривающейся Стороны, то первая Договаривающаяся Сторона назначает пенсию на основании страхового стажа, приобретенного на ее территории. При этом подсчет и подтверждение страхового стажа осуществляются согласно законодательству той Договаривающейся Стороны, которая устанавливает пенсию.
При переезде застрахованного лица, которому назначена пенсия с территории одной Договаривающейся Стороны на территорию другой Договаривающейся Стороны или на территорию третьего государства для проживания ее выплата продолжается Договаривающейся Стороной, ее назначившей.
Положения прекратившего действие договора не подлежат применению органами государства, если иное не установлено в самом договоре или соглашении Российской Федерации.
В статье 21 Договора от 15 сентября 2021 года предусмотрено, что со вступлением в силу настоящего Договора в отношениях между Российской Федерацией и Республикой Таджикистан прекращает действие Соглашение о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 года.
Поскольку истец обратилась за назначением пенсии 11 декабря 2022 года, то есть после того как Соглашение от 13 марта 1992 прекратило свое действие и вопросы сотрудничества в области пенсионного обеспечения между Российской Федерацией и Республикой Таджикистан стали регулироваться Договором от 15 сентября 2021 года, суды обеих инстанций пришли к правильному выводу о том, что к спорным правоотношениям подлежат применению нормы именно данного Договора.
Учитывая, что в силу условий Договора от 15 сентября 2021 года при определении права истца на пенсию по законодательству Российской Федерации подлежит учету страховой стаж, приобретенный на территории Российской Федерации и Российской Советской Федеративной Социалистической Республики, которого истец не имеет, суды пришли к обоснованному выводу о том, что право на назначение страховой пенсии по старости на дату обращения с заявлением о назначении пенсии 11 декабря 2022 года у Кадыровой М.М. отсутствует и требования о назначении пенсии удовлетворению не подлежат.
Тот факт, что истец являлась получателем пенсии по старости в Республике Таджикистан с 11 октября 2021 года, то есть в период действия Соглашения о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 года, основанием к отмене обжалуемых судебных актов не является, поскольку данная пенсия не была назначена на территории Российской Федерации, в связи с чем ее сохранение не производится, а осуществляется ее назначение по законодательству Российской Федерации и действующих международных договоров.
Вопреки доводам кассационной жалобы, при разрешении спора судами обеих инстанций нормы материального права применены правильно, при оценке доказательств нарушений норм процессуального закона не допущено.
С учетом изложенного, суд кассационной инстанции считает, что оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных постановлений в соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации по доводам кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции, определила:
решение Чкаловского районного суда г. Екатеринбурга Свердловской области от 04 июля 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 20 октября 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу Кадыровой Муниры Муминжоновны - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.